Методическое пособие с элементами электронного сопровождения: "Времена меняются, праздники остаются"
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Ахпайдерова Любовь Евгеньевна

Данное методическое пособие поможет поможе молодым педагогам при подготовке к занятиям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие с элементами электронного сопровождения:


Содержание методического пособия с элементами электронного сопровождения:

«Времена меняются, праздники остаются»

1. Конспект занятия № 1 по теме: «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»

2. Конспект занятия № 2 по теме: «Сабантуй - татарский праздник плуга».

3.  Конспект занятия № 3 по теме: «Ысыах - якутский национальный праздник».

4. Конспект занятия №4 по теме: «Сагаалган - бурятский новый год».

5. Конспект занятия № 5 по теме: «Сурхарбан - бурятский спортивный праздник».

6. Конспект занятия № 6 по теме:  «День Калевалы - праздник карельского эпоса».

7. Конспект занятия № 7 по теме: «Джеоргуба - осетинский народный праздник» .

8. Конспект занятия № 8 по теме: «Пеледыш пайрем» - марийский праздник цветов».

9. Конспект занятия № 9 по теме: «Юханнус-праздник летнего солнцестояния у ингерманландских народов».

10. Конспект занятия № 10 по теме:  «Калейдоскоп праздников».



Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Россия - огромная страна. Конституция России – главный закон страны - начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Много национальностей, но все они - один народ. Среди народов, населяющих Россию, нет «малых» или «больших», есть малочисленные и многочисленные.

    Основную часть населения России составляет русские. Однако даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего, язык, праздники, фольклор, религия, обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, домашняя утварь.

     Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предполагают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычая народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность, все вышесказанное и служат актуальностью нашего проекта.

Целью нашей выпускной квалификационной работы является создание методического пособия с элементами электронного сопровождения  «Времена меняются, праздники остаются».

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить аналогичные методические пособия, с целью обобщения педагогического опыта по данной теме.
  • Систематизировать методическую литературу по организации занятий в системе дополнительного образования детей в избранной нами области деятельности и отобрать наиболее интересные методы, приемы и формы организации занятий в клубных объединениях детей данной направленности.
  • Обобщить полученную информацию, выстроив ее в логичную структуру для создания серии занятий в избранной нами области деятельности.

При изучении аналогичных методических пособий в рассматриваемой нами предметной области мы не обнаружили развернутых планов занятий, что так необходимо, в частности, для начинающего педагога; мы не увидели, что в методические рекомендации по организации и проведению занятий в рассматриваемой нами предметной области была включена какая-либо наглядность (плакаты, таблицы, схемы, электронный материал); мы обнаружили отсутствие занимательных, развивающих заданий, упражнений, помогающих обогатить как содержательный, так и эмоциональный аспекты занятий в данной предметной области.

Все вышеперечисленные недостатки, изученных нами методических рекомендаций в данной предметной области, на наш взгляд обеспечили своеобразную новизну нашего методического пособия, так как все занятия, входящие в данное методическое пособие содержат такие интересные методы, приемы, средства  воспитания и обучения как:

  • рассказ педагога;
  • беседа;
  • чтение-обсуждение;
  • приемы педагогической технологии «Развитие критического мышления»: «Синквейн», «Зигзаг», «Кластер»
  • просмотр презентационного и видео материалов;
  • прослушивание аудио материалов;
  • кроссворды, стихотворения, ребусы, викторины, анаграммы, шифровки;
  • командные игры;

Основными формами организации обучающихся на занятиях выступают: фронтальная, парная, индивидуальная и групповая.

Целевой аудиторией нашего методического пособия выступает широкий круг заинтересованных лиц:

  • начинающие педагоги дополнительного образования, занимающиеся данной предметной областью;
  • учителя  общеобразовательных школ, организующих внеурочную деятельность школьников по данной тематике;
  • сами обучающиеся и их родители;  

Использование данного методического пособия педагогом дополнительного образования на занятиях в данной предметной области в системе ДО детей, на наш взгляд, обеспечит обучающимся:

  • формирование целостного представления о мире;
  • формирование толерантной личности;
  • воспитание гражданских и патриотических чувств;
  • развитие воображения, наблюдательности и логического мышления;
  • развитие творческого потенциала.

Ожидаемыми результатами использования данного методического пособия являются:

  • знание, в широком смысле понятия, обучающихся в изучаемой предметной области;
  • осознание обучающимися такого понятия, как ценностное отношение к историческому и культурному наследию нашей Родины;
  • формирование способности обучающихся толерантной личности

В содержание нашего методического пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются» входят занятия по следующим темам:

№ занятия

Темы занятий

1

«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»

2

«Сабантуй - татарский праздник плуга»

3

«Ысыах - якутский национальный праздник»

4

«Сагаалган - бурятский новый год»

5

«Сурхарбан - бурятский спортивный праздник»

6

«Джеоргуба - осетинский народный праздник»

7

«День Калевалы - праздник карельского эпоса»

8

«Юханнус-праздник летнего солнцестояния у ингерманландских народов»

9

«Пеледыш пайрем» - марийский праздник цветов»

10

Викторина «Калейдоскоп праздников»

2. Заключение

Целью нашей выпускной квалификационной работы являлось создание методического пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются».

Мы считаем, что полностью достигли поставленной цели, так как выполнили все поставленные перед нами задачи:

  • Изучили аналогичные методические пособия, с целью обобщения педагогического опыта по данной теме.
  • Систематизировали методическую литературу по организации занятий в системе дополнительного образования детей в избранной нами области деятельности и отобрали наиболее интересные методы, приемы и формы организации занятий в клубных объединениях детей данной направленности.
  • Обобщили полученную информацию, выстроив ее в логичную структуру, и создали серии занятий в избранной нами области деятельности.

Мы с уверенностью можем сказать, что все занятия нашего творческого объединения дополнительного образования детей «Времена меняются, праздники остаются» способствуют формированию у обучающихся целостного представления о мире;  формированию толерантной личности; гражданских и патриотических чувств, так как  рассказывая обучающимся о народах населяющих нашу страну, о их культуре и традициях, педагог затрагивает памятные даты и людей, которые внесли весомый вклад в историю и развитие нашей страны.

В представленном методическом пособии отобраны наиболее занимательные и интересные методы подачи материала и его закрепления, например: ребусы, викторины, командные игры.

В представленном методическом пособии отобраны наиболее занимательные и интересные методы подачи материала и его закрепления, например, ребусы, викторины, командные игры.

Мы полагаем, что наша работа призвана восполнить недостаточность знаний у обучающихся о народах населяющих нашу страну, об их праздниках, культуре и традициях, способствовать формированию у них толерантных моделей поведения, уважительного отношения и любви к своей Родине, а также обозначенных выше качеств личности ребенка.

Данное методическое пособие полностью готово к использованию и может быть предназначено для начинающих педагогов  дополнительного образования, занимающиеся данной предметной областью, и учителей средней школы, организующих внеурочную деятельность школьников по рассматриваемой нами тематике.

Результаты работы над нашим методическим пособием были опубликованы в сборнике студенческих исследований и представлены в работе на  одной из секций в марте 2015 года на Некрасовских студенческих педагогических чтениях, посвященных 90-летию коллежа.

Данное методическое пособие прошло внешнюю экспертизу в воспитательной работе ГОУСОШ №201 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга Дубровской Натальи Владимировны.

По мнению внешнего эксперта,  методическое пособие с элементами электронного сопровождения  «Предания старины красивой» является воспроизводимым и с успехом может быть использовано в практике современной школы.


3.Список литературы

Авторские книги:

1.        Бабуева  В.Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ.: Изд-во Улзы, 2011.- 142с.

2.        Богоявленский Д.Д. Этнический состав населения России.- М.:  Арт Деко, 2008.

3.        Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов России. – М.: Изд-во Физическая культура и спорт- 2010   89с.

4.        Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура: учебное пособие.- СПб.: СПбГУ,  2010.

5.        Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России. -  М.: Флинта, 2009.

6.        Колпакова Н.П. Под ласковым солнцем: сказки, песни, предания, загадки, пословицы народов России. – Спб.: Дет. лит., 2007. – 134-246с.

7.        Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. – Йошкар-Ола.: Марийское книжное издательство, 2012. – 112с

8.        Никишенков А.А. Традиционный этикет народов России. – М.: Старый сад, 1999. -  77с.

9.        Сарессало Л. Ингерманландия: Рассказ о народах и культуре Ингерманландии. – Спб.: МАЭ РАН, 2008.

Энциклопедии:

1.        Праздники народов России: Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковский Н.Л. Каракетов М.Д. – М.: РОСМЕН, 2008.

2.        Хочу все знать. Праздники: Детская энциклопедия. / Чекулаева Е. – М.: АСТ, 2004.

Электронный ресурс:

1.        Затерянная Ингерманланди. – Режим доступа: http://readtiger.com/wkp/ru

2.        Праздники народов  России. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E0%E7%E4%ED%E8%EA%E8_%D0%EE%F1%F1%E8%E8.

3.        Санкт – Петербургский Дом национальностей. – Режим доступа: http://www.spbdn.ru

4.        Центр коренных народов Ленинградской области. - Режим доступа: http://vk.com/tsentr_korennyh_narodov_lo

5.        Этнос – Буряты. - Режим доступа: http://tradkulzab.narod.ru/DKBuryat_Prazdn_Trad_Cagalgan.html


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие по теме:

«День Калевалы - праздник карельского эпоса»

Цель:

  • познакомить обучающихся с праздником карельского эпоса;  
  • рассказать о культуре, традициях, обычаях и быте карел;
  • дать представление об истории появления праздника, о народном эпосе, в честь которого назван праздник.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся праздником карельского эпоса посредством рассказа педагога и демонстрации презентационного   материала;
  • дать представление о территориальном расположении республики Карелии, посредствам реализации этапа «Карелы и Карелия»      занятия;
  • сформировать общее представление о культуре, традициях и обрядах карел посредством содержания всего занятия.

Развивающая:

  • способствовать развитию воображения обучающихся посредством выполнения задания «синквейн»;
  • способствовать развитию познавательных интересов посредством содержания всего занятия.

Воспитательная: способствовать толерантному отношению к культуре, традициям и обычаям других людей посредством всего содержания занятия.

Методы, используемые на занятиях: рассказ, беседа, наглядность, работа с текстом.

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, интерактивная доска.

 


План занятия по теме:

 «День Калевалы - праздник карельского эпоса»

I. Вступительная часть.

1. Приветствие, введение в тему занятия.

II. Основная часть.

1. Эпос – что это?

2. Карелы и Карелия.

3. Калевала – «Второе Рождество»

4. Формирование Карельского эпоса.

5.Элиас Лённрот и его руны.

6. Путешествие в страну Калевалу.

7. Празднование Калевалы.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.

Ход занятия по теме:

«День Калевалы - праздник карельского эпоса»

I. Вступительная часть.

1. Приветствие, введение в тему занятия.

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет очень интересное и познавательное занятие. Я уверена, что сегодня вы узнаете много нового и интересного. Итак, начнем. Чтобы узнать тему нашего занятия вы должны немножко подумать.  Я раздам вам листочки с цифрами. 

Раздаточный материал:

5, 6, 15, 30         12, 1, 13, 6, 3, 1, 13, 29

(демонстрируется слайд 1)

Педагог: Ребята, каждая цифра соответствует определенной букве на слайде. Сопоставьте цифры с буквами и узнаете, какая будет тема нашего сегодняшнего занятия.

 (на парту выдается по одному бланку с цифрами и по два листочка на парту для записей ответов, осуществляется парная форма работы)

Педагог: Молодцы! Это День Калевалы. Кто-нибудь знает, что это за праздник, и какие народы его отмечают?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: День Калевалы - праздник в честь финского и карельского национального поэтического эпоса.

II. Основная часть.

1. Эпос – что это?

Педагог: Ребята, скажите, а  что такое народный  эпос?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев.

2. Карелы и Карелия.

Педагог: Раз День Калевалы – это финно - карельский праздник, давайте узнаем, что у них общего, почему они вместе отмечают этот праздник. Ученик из вашей группы, приготовил для нас доклад, давайте его послушаем.

(Ученик защищает заранее подготовленный  доклад)

(демонстрируется слайд 2)

Рассказ учащегося:

Постоянные поселения образовались в Карелии к началу IX века. К тому времени карелы, отколовшись от других финских племен, уже сформировали обособленное племя. Период неразделенной Карелии и расцвета ее населения длился вплоть до начала XIV века. В то время карелы обитали на обширной территории, простирающейся с юго-востока нынешней Финляндии к востоку на Карельский перешеек и к северу - от Ладожского озера до берегов Онежского озера и Белого моря.

Граница между независимой Финляндией и советской Россией была в первый раз установлена Тартуским мирным договором в 1920 г. За исключением переданной Финляндии на севере новой территории - Печенги - линия границы повторяла рубеж, существовавший с первой половины ХХ века, в период вхождения Финляндии как автономного великого княжества в состав России (1809). В последний раз прохождение границы было закреплено Парижским мирным договором (1947) в соответствии с перемирием осенью 1944 года.

В истории финской культуры Карелия имела существенное значение. Старинные руны для финского национального эпоса Калевалы и других собраний народной поэзии были записаны, как правило, в северных частях финляндской и российской Карелий. С конца XIX века Карелия служила источником вдохновения для финских писателей и поэтов, художников и композиторов. Всё это играло важнейшую роль в пробуждении нации и формировании национальной идентичности. В начале XIX века город Выборг на Карельском перешейке представлял собой не только колыбель высокой культуры и увлеченности искусством, но и центр образования и просвещения.

В 1991 году Карельская АССР была переименована в Республику Карелию, которая по-прежнему являлась частью Российской Федерации. После распада СССР для карелов открылась возможность возрождения своего языка и культурных традиций. Стали появляться разные проекты, преследующие эту цель, но тяжелое экономическое положение, внутренние распри и противоречивые национально-политические притязания затрудняли их реализацию.

Помимо самой Карелии, карелы живут и в некоторых других частях России, в т.ч. в Новгородской, Тихвинской и Тверской областях и в Валдайском крае. Эти поселения образовались в XVII веке, когда тысячи карелов бежали от войны и религиозных притеснений с принадлежавших Швеции карельских территорий - нынешней Северной Карелии.

Самое значительное из этих отдаленных мест компактного проживания карелов - поселение в Тверской области, примерно в 200 километрах на северо-запад от Москвы. Остальные же поселения уже давно ассимилировались с русскими. После распада СССР у тверских карелов наступил период национального пробуждения, но они сталкиваются с теми же проблемами, что и в Республике Карелия.

Педагог: Спасибо за интересный рассказ.

3. Калевала – «Второе Рождество»

Педагог: 28 февраля - это не просто время, когда зима теряет свои законные права и вынуждена отступать, передавая свои полномочия народившейся весне. Для жителей Финляндии и Карелии 28 февраля - день Калевалы - это день, который является одним из наиболее ожидаемых праздников в году. Часто можно услышать, что из всех зимних праздников больше всего финны и карелы ждут и готовятся именно к Калевале. Даже Рождество и Новый год, не может затмить народной любви к Калевале, празднуемой в самом конце зимы.

(демонстрируется слайд 3)

Педагог:  Ребята, по вашему мнению, чем же там славен этот день, что финны и карелы с таким нетерпением и радостью готовятся к его празднованию?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

4.  Формирование Карельского эпоса.

Педагог: Как мы уже знаем, Калевала - это очень древний карело-финский эпос, истории из которого успели стать известными во всем мире. Хотя существует множество национальных эпосов, далеко не все из них успели стать настолько популярными и востребованными, как эпос «Калевала». Сравнить любовь финнов к героям и сказаниям этого эпоса можно разве что с любовью ирландского народа к национальному герою Кухулину - рыжеволосому воину, бесчисленное количество раз спасавшему Ирландию. Однако даже это сравнение не способно полностью передать того, насколько финны и карелы любят «Калевалу».

Ребята, на основе чего сформировался карело-финский эпос «Калевала»?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Правильно! Карело-финский эпос «Калевала» сформировался на основе мифов, легенд, сказаний, преданий, песен (рун) и т.д.

Мифы, легенды, предания, сказания и песни (руны), которые лежат в основе данного героического эпоса, сформировались еще в 1-2 тысячелетии до нашей эры. Что и говорить, Калевала - это действительно многовековая народная мудрость, воплощенная в великолепной литературной форме.

Ребята, как вы считаете,  кто же собрал все руны и воплотил их в литературную форму?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

5.Элиас Лённрот и его руны.

Педагог: Не зря День Калевалы празднуют 28 февраля. Ведь именно в этот день в 1835 году финский лингвист, фольклорист и врач Элиас Лённрот закончил огромную работу: собрал воедино народные песни (руны) и отдал  их в типографию. Назвал он свой сборник «Калевала».

(демонстрируется слайд 4)

Педагог: Давайте же разберемся, почему же Элиас Лённрот назвал свою поэму «Калевала»?

Название «Калевала», данное поэме Лённротом, — это эпическое имя страны Калевы, в которой живут и действуют народные герои. Суффикс la означает место жительства, так что Kalevala — это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сынами. Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен послужили Лённроту отдельные народные песни (руны), частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов карельских и финских крестьян самим Лённротом и предшествовавшими ему собирателями.

6. Путешествие в страну Калевалу.

Педагог: Давайте мы с вами посетим страну Калеву и послушаем древние руны и посмотрим на славных героев и на злых ведьм!

Много веков назад на севере нашей Родины, в Карелии— в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек— сложил народ эти предания и сказки. На лесных дорогах и тропинках путник  слышал  их от  путника; рыбаки припоминали их у ночного костра; их напевал лесоруб, вырезая топорище; мать, сидя за прялкой, рассказывала их детям; старый дед — малым внукам.

Каждая веточка вереска в лесу, каждая травинка в поле хранила предания  далекой старины.  Деревья нашептывали друг другу эти старые песни и сказки, а ветер подхватывал их по  всему свету. Они летели на стреле охотника, разбегались по берегу в шуме морских волн, о них звенели птичьи лесные голоса.

И как нитку вяжут с ниткой, так и певцы стали вязать эти песни одну с другой, собирать их, как собирают вязанку хвороста.

Встретятся на празднике или народной сходке двое, сядут друг против друга, возьмутся за руки и заведут неторопливый рассказ, затянут негромкую   песню.   Один   начнет — другой подхватит, один припомнит — другой продолжит, и разматывается  клубок песен, оживают волшебные преданья.

(демонстрируется слайд 5)

Педагог: Еще в далекие-далекие времена белобородые песнопевцы передавали из уст в уста песни о храбром и славном народе страны Калевалы. Не легкой была его борьба за счастье и свободу, но силой, храбростью, мудростью и ловкостью своей победил он злые, темные силы сумрачной Сариолы, туманной Похъёлы.

(демонстрируется слайд 6)

Педагог: Вот перед  вами один из главных героев «Калевалы» — старый,  мудрый  Вяйнемейнен

(демонстрируется слайд 7)

Педагог: А это  славный Илмаринен, кузнец, который мог выковать даже небо.

(демонстрируется слайд 8)        

Педагог: А  теперь  познакомьтесь  с  бесстрашным охотником,  веселым   Лемминкайненом.

(демонстрируется слайд 9)

Педагог: Склонился над горном кователь Илмаринен, с утра и до вечера кует он чудо-мельницу Сампо. Обладает мельница волшебным свойством, день и ночь мелет она муку, соль и деньги.

(демонстрируется слайд 10)

Педагог: Весел народ Калевалы. Радуется он новому дню и ясному солнцу. Принесла счастье людям чудесная  мельница.

(демонстрируется слайд 11)

Педагог: Но не радуется злая старуха Лоухи, хозяйка суровой и мрачной Похъёлы, не дает ей покоя радость калевальцев, задумала она завладеть чудесной мельницей.

(демонстрируется слайд 12)

Педагог: Спрятала   Лоухи   чудесную мельницу  за двенадцатью дверьми, под двенадцатью замками. Никто больше не увидит ее, никто не сможет воспользоваться ее волшебной силой.

(демонстрируется слайд 13)

Педагог: Тогда собрались храбрые мужи Калевалы: мудрый, старый Вяйнемейнен, вековечный кователь Илмаринен и смелый Лемминкайнен. Отправились они вместе отвоевывать сияющее Сампо.

(демонстрируется слайд 14)

Педагог: Прибыли славные мужи Калевалы в туманную, мрачную Похъёлу, к злой старухе Лоухи, но не захотела жадная Лоухи добром отдать чудесную мельницу.

(демонстрируется слайд 15)

Педагог: Тогда берет мудрый Вяйнемейнен в руки кантеле, и под дивные его звуки впадают в сладкий сон мужи Похъёлы и сама старуха Лоухи.

(демонстрируется слайд 16)

Педагог: Тем временем храбрые калевальцы проникли в мрачное подземелье и похитили чудесную мельницу.

(демонстрируется слайд 17)

Педагог: Первой ото сна пробудилась злая Лоухи. Обнаружив пропажу Сампо, она в ярости посылает вслед калевальцам грозы и молнии, бурные ветры.

(демонстрируется слайд 18)

Педагог: Смело встречают непогоду храбрые мужи Калевалы, вновь продолжают они свое плавание.

(демонстрируется слайд 20)

Педагог: Тогда в погоню отправляется сама злобная Лоухи. Настигла она смелых путников, мертвой хваткой вцепилась в Сампо, но не смогла удержать чудесную крышку. Упала в пучину моря чудесная мельница.

(демонстрируется слайд 21)

(демонстрируется слайд 22)

Педагог:Но не пропала чудесная мельница, не потонула совсем пестрая крышка. Вынес прибой ее обломки к берегам Калевалы. Увидал их Вяйнемейнен и зарыл в землю на золотистой поляне. С тех пор не покидают калевальскую землю удача и богатство. Не удалось злой старухе похитить месяц и солнце. Вернул их людям старый, мудрый Вяйнемейнен. Весельем теперь начиналось каждое утро на земле калевальцев, ясным был полдень, радостным тихий вечер. Столетиями жили эти предания о счастье и свободе. И эта заветная мечта сбылась в наши дни.

Педагог: Ребята, это всего лишь краткое описание «Калевалы». Полный сборник вы можете взять в библиотеке и прочесть. Я уверенна, что вам эта книга очень понравится, ведь в ней написана история Карелии.

(демонстрируется слайд 23)

7. Празднование Калевалы.

Педагог: Ребята, мы  вами уже многое узнали о Калевале, а сейчас давайте узнаем, как празднуют День Калевалы.

Празднование Калевалы - это особое действо. Празднуют Калевалу в форме уличного костюмированного карнавала, на котором можно повстречать многих героев из древних сказаний. Не секрет, что подобная форма отмечания праздника является именно тем магнитом, который притягивает на улицы 28-го февраля не только множество финнов и карелов, но также и толпы туристов, наблюдающих за тем, как разворачиваются карнавальные события.

 Все желающие могут осуществить путешествие с героями Калевалы, которое полно глубокого символизма. Театрализованное действо, отображающее события из Калевалы, не просто захватывающее, но также помогает в очередной раз напомнить всем о Калевале - том героическом эпосе, детали которого финнам и карелам нельзя забывать. Жители Карелии и Финляндии знают о том, что происходит на страницах Калевалы очень хорошо.  Любой мальчишка может, как на духу рассказать о том, какие подвиги совершил Вайнамёйнен, а также в чем заключалась наивность кузнеца, поддавшегося на хитрости старухи Лоухи.

 Сейчас мало, где можно увидеть, столь массовые и популярные народные гулянья, посвященные древнему национальному эпосу и его героям. Празднование Калевала - это уникальное явление, которое не утрачивает свою популярность с годами

(демонстрируется слайд 24)

Символичным карелы и финны считают и то, что сразу же после того, как была, отпраздновала Калевала, приходит весна. Для жителей Карелии и Финляндии - это символ, олицетворяющий победоносную силу этого эпоса, способного будить не только самосознание, но также и побеждать зиму, открывая двери весне. Во время Калевалы проводят не только уличные карнавалы, где разыгрываются основные сцены из данного героического эпоса.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что, некоторых населенных пунктах можно посетить литературные вечера, посвященные празднованию Калевалы. На таких вечерах обычно с выражением зачитывают самые значимые отрывки из эпоса, а также разыгрывают сценки из Калевалы. Дети также обязательно принимают участие в небольших театральных постановках, призванных инсценировать основные события из жизни Вайнамёйнена и других героев эпоса. Порой кажется, что мудрый и могучий Вайнамёйнен вполне способен конкурировать с теми современными героями мультфильмов и комиксов, которые необычайно популярны среди детской аудитории во всем мире.

(демонстрируется слайд 25)

Кроме литературных и творческих вечеров в различных финских городах также проводят конкурсы, посвященные Калевале. Это могут быть конкурсы, посвященные сложению стихов в честь Калевалы, или художественные соревнования, где презентуются лучшие иллюстрации для различных мифов, легших в основу этого народного эпоса. Победители, как правило, получают ценные призы и необычайно гордятся тем, что им посчастливилось принять участие в подобном конкурсе и стать победителем.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.

Педагог: Ребята, давайте, и мы с вами тоже примем участие в этом конкурсе и напишем синквейн на тему  Калевалы.

(демонстрируется слайд 26)

( учащиеся выполняют задание, осуществляется индивидуальная форма работы)

Педагог: Молодцы, ребята! У вас получились очень интересные   и содержательные синквейны.

  А наше занятие подошло к концу, мы сегодня с вами узнали много нового и интересного. Всем спасибо за занятие. До свидания.



Предварительный просмотр:

Занятие по теме:

 «Сабантуй - татарский праздник плуга»

Цель:

  • познакомить обучающихся с татарским праздником плуга;
  • рассказать о культуре, традициях, обычаях и быте татар;

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с татарским праздником плуга посредством рассказа педагога и демонстрации презентационного   материала;
  • способствовать формированию общего представления о культуре, традициях и обрядах татар посредством содержания всего занятия.

Развивающая:

  • способствовать развитию воображения обучающихся посредством выполнения задания «Рисование эмблем для праздника».
  • способствовать развитию познавательных интересов посредством содержания всего занятия.

Воспитательная: способствовать толерантному отношению к культуре, традициям и обычаям других людей посредством всего содержания занятия.

Методы, используемые на занятиях: рассказ, беседа, наглядность, работа с текстом.

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, интерактивная доска, листы бумаги, фломастеры.

   


План занятия по теме:

«Сабантуй - татарский праздник плуга»

I. Вступительная часть.

1. Приветствие, введение в тему занятия.

II. Основная часть.

1.  Праздник плуга.

2. Обряды праздника.

3. Подготовка к Сабантую.

4. Этапы проведения.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.


Ход занятия по теме:

«Сабантуй - татарский праздник плуга»

I. Вступительная часть.

1. Приветствие, введение в тему занятия.

Педагог:  Здравствуйте, ребята! Сегодня  мы с вами и поиграем и откроем для себя новое и старое повторим! Будет очень интересно!

В течение занятия  я буду задавать вам вопросы, и давать разные задания. А для того чтобы правильно отвечать на вопросы нужно приготовиться. Тишина. А теперь так же тихо сели девочки. Теперь так же тихо сели мальчики.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, какие праздники вы знаете?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог:  Правильно. В эти праздники получают поздравления все. А какой праздник мы отмечаем с крашеными яйцами и вкусными куличами.

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: А с блинами вкусными да с чучелом зимы?

 (учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: И Пасха, и Масленица – это христианские праздники.

А сегодня я хочу вас пригласить на татарский праздник. А для того, чтобы узнать, как он называется, вы должны разгадать кроссворд.

Итак, ребята, под цифрой один вас ожидает следующий вопрос:

1.Жители Смоленска.

2.Жители Кирова.

3.Житель Барнаула.

4.Житель Тамбова.

5.Житель Нальчика.

6.Жители Санкт-Петербурга.

7.Жители Мурманска.

8.Жители  Алтая.

(учащиеся отвечают на вопросы, осуществляется фронтальная форма работы, по мере ответов учащихся, заполняется кроссворд)

Наглядный материал:


2

к

и

8

р

а

о

6

л

в

4

п

7

т

1

ч

3

т

5

е

м

а

с

а

б

а

н

т

у

й

м

н

а

м

а

е

р

ц

о

е

р

б

л

р

м

ы

л

н

о

ь

б

а

я

а

в

ч

у

н

н

у

ц

а

р

ч

е

л

н

ж

а

е

е

ц

н

ц

ы

е

Педагог: Итак, ребята, спасибо за ваши правильные ответы. Давайте посмотрим, что же у нас получилось на синем фоне кроссворда?

(учащиеся отвечают, осуществляется фронтальная  форма работы) 

II. Основная часть.

1.  Праздник плуга.

Педагог: Правильно это - «Сабантуй». Кто-нибудь из вас слышал раньше это слово? Знаете ли вы, что это за праздник? Какие народы празднуют его?

(демонстрируется слайд 1)

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог:  «Сабан» – в переводе с тюркского языка «плуг», а «туй» – это «свадьба» или «торжество», «праздник». «Сабантуй» – это праздник плуга.

 Вы не забыли, что такое плуг и для чего он нужен?

(демонстрируется слайд 2)

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

2. Обряды праздника.

Педагог: «Сабантуй» – это праздник татарского народа, который живёт в Республике Татарстан. Похожие  праздники есть у башкир и чувашей.  Обычай этот имеет тысячелетнюю историю. В старину празднование «сабантуя» было большим событием. К нему долго готовились.    Сабантуй состоял из нескольких обрядов, которые совершались ранней весной – от начала таяния снега до посева.    С появлением первых проталинок собирались старики-аксакалы на сельский сход, или, как сейчас говорят, на собрание, и договаривались о сроках проведения сабантуя, выбирали место для праздника – майдан

О следующем обряде подготовки сабантуя нам расскажет ваш товарищ.

Рассказ учащегося:

( учащийся защищает заранее подготовленный доклад)

Дети отправлялись по дворам, собирали крупу, молоко, масло. Затем выходили в поле и у воды (у речки или озера) из этих продуктов готовили кашу. Целый день дети веселились, играли в различные национальные игры, ели кашу. Так они задабривали духов плодородия и выражали свое почитание птице вороне.

Педагог: Большое спасибо за рассказ. Ребята, а каша эта так и называлась – «карга  боткасы» или «воронья каша».

3. Подготовка к Сабантую.

Педагог: Подготовка к Сабантую начиналась задолго до праздника – еще с осени. Долгими осенними и зимними вечерами молодые девушки и женщины шили себе и своим близким красивые платья, обязательно приталенные, с широкими юбками с оборками, белые фартуки, платки, вышивали на них цветными нитками различные растительные орнаменты: цветы, листочки, завитки.

 (демонстрируется слайд 3)

                                                                                     

Педагог:  Из бархата и парчи шили безрукавки – камзолы, украшали их аппликацией из кожи, цветной ткани.

Голову каждой девушки украшал калфак – женский головной убор, расшитый бусинками, монетками, подвесками. Для женщин было еще обязательным покрывало поверх калфака – платок с вышивкой или расшитый, как и калфак.

Женская одежда обязательно дополнялась украшениями из серебра – браслетами, подвесками для волос.

(демонстрируется слайд 4)

Педагог: Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на национальную обувь татар. Как вы думаете, из чего она сшита?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Одним из ремесел татар была выделка кожи. Из нее сапожники шили вот такие красивые сапоги, украшали их вышивкой, кожаной аппликацией, а затем продавали на ярмарках. Называются такие сапожки – читек.  

(демонстрируется слайд 5)

Педагог: Для мужчин тоже готовили красивые национальные костюмы: прямые рубахи и длинные или короткие джиляны. Так называются татарские кафтаны из атласа, бархата и парчи, богато украшенные аппликацией.

Обязательный элемент гардероба – это тюбетейка – мужской головной убор с вышитым национальным орнаментом

(демонстрируется слайд 6)

Педагог: Следующий обряд сабантуя – это подготовка подарков.  Всю зиму девушки и молодые женщины готовили подарки – шили рубашки, платья, ткали, вышивали платки и главный символ сабантуя – вышитые полотенца Весной, за несколько дней до сабантуя, молодые парни – джигит – запрягали лошадей и по всей деревне собирали подарки: вышитые платки и полотенца, куски ткани, яйца. Привязывали подарки к длинному шесту и провозили этот шест по всей деревне, демонстрируя всем односельчанам творения рукодельниц. Сопровождались сборы эти песнями, шутками – прибаутками.

4. Этапы проведения.

Педагог: Вот и настал день сабантуя. К майдану стал стекаться народ со всей округи: и стар, и мал: гармонисты, певцы, танцоры – поодиночке или целыми ансамблями. С хлебом, солью, с национальным блюдом – чак-чак встречают всех гостей.

(демонстрируется слайд 7)

Педагог: Аксакалы, своего рода Совет Сабантуя, назначают жюри для вручения подарков. Наступает кульминация праздника – состязание в меткости, в упорстве, в силе, ловкости.

(демонстрируется слайд 8)

Педагог: Вот самые меткие с завязанными глазами бьют горшки.

Педагог: А здесь самые ловкие и упорные по наклонному бревну идут к своему призу

        

 (демонстрируется слайд 9)

Педагог: А вот смелые и сильные пытаются определить, кто из них сильнее всех, и перетянет канат с соперником!

(демонстрируется слайд 10)

 Педагог: Смотрите, там, на майдане, начинается главное состязание – курэш – татарский национальный вид борьбы. А вот и победитель! Ему и главный приз сабантуя – кудрявый барашек!

(демонстрируется слайд 11)

Педагог:  А это бой с мешками с сеном. Так и пытаются сбить друг друга с бревна эти удалые мужчины. Кто усидит на бревне, тот и победитель! Тому и приз!

(демонстрируется слайд 13)

Педагог: Самое зрелищное состязание – это конные скачки. Вот они, резвые, несутся изо всех сил к заветному для наездника подарку – к красивому вышитому полотенцу.

 (демонстрируется слайд 14)

Педагог: На самой верхушке этого гладкого столба – подарок. Но самое-то главное – залезть на этот столб! Это не всякому по плечу!

(демонстрируется слайд 15)

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.

 Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу, и  сейчас, я хочу вам предложить нарисовать эмблему праздника « Сабантуй», она должна отобразить смысл праздника.

(каждому учащемуся дается лист бумаги и фломастеры, осуществляется индивидуальная форма работы)

Педагог: Молодцы, ребята! У вас получились очень красивые и красочные эмблемы. А закончить наше занятие я хочу стихотворением А.Кулибиной «Сабантуй»:    

Зазвенел теплом июнь.

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днём

Мы станцуем и споём.

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким и удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихорь,

Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри,

На поляне – силачи!

Вот высокий шест стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке

Пробежаться по траве!

Вёдра, полные воды,

Очень быстро пронеси.

Смех, улыбки, шутки, пляс –

Всё здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник – Сабантуй

Педагог: Всем спасибо за работу. До новых встреч.



Предварительный просмотр:

Занятие по теме:

«Сагаалган - бурятский новый год»

Цель:

  • познакомить обучающихся с бурятским новым годом;  
  • рассказать о культуре, традициях, обычаях и быте бурят;

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с бурятским новым годом посредством рассказа педагога и демонстрации презентационного   материала;
  • сформировать общее представление о культуре, традициях и обрядах бурят посредством содержания всего занятия.

Развивающая:

  • способствовать развитию воображения обучающихся посредством выполнения заданий;
  • способствовать развитию познавательных интересов посредством содержания всего занятия.

Воспитательная: способствовать толерантному отношению к культуре, традициям и обычаям других людей, посредством всего содержания занятия.

Методы, используемые на занятиях: рассказ, беседа, наглядность, работа с текстом.

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, интерактивная доска, игра «Хорло».

   


План занятия по теме:

«Сагаалган - бурятский новый год»

I. Вступительная часть.

1. Приветствие, введение в тему занятия.

II. Основная часть.

1. Праздник белого месяца.

2. Обряд очищения.

3. Легенда о нетленном монахе.

4. Подготовка к празднику.

5. Культ белой пищи.

6. Обряды Сагаалгана.

7. Восточный календарь.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.


Ход занятия:

«Сагаалган - бурятский новый год»

I. Вступительная часть.

1. Приветствие, введение в тему занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы  с вами  откроем для себя новое и старое повторим! Будет очень интересно! Ну что, начнем?  Для того что бы узнать тему занятия  вы должны прочесть  и предположить какому празднику Баир Дугаров посвятил эти стихи.

В праздник Белого месяца - как у нас повелось -

 Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось,

 Чтоб убавилось горя, чтоб тучнели стада,

 Чтобы небо над взгорьем голубело всегда.

 Праздник Белого месяца, праздник Вечного месяца.

 Только доброе ценится, только в светлое верится.

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

II. Основная часть.

1. Праздник белого месяца.

Педагог: Молодцы ребята! Правильно! Тема нашего занятия «Сагаалган - бурятский новый год». В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю. В этом году Сагаалган празднуют  11 февраля.

(демонстрируется слайд 1)

Педагог: Ребята скажите, а где еще отмечают Сагаалган?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Правильно! Сагаалган  отмечают  в Монголии, Тыве, Калмыкии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.

Культовая сторона праздника происходит в дацане (храм). Накануне за оградой строится конусообразное сооружение из досок, которые внутри заполняются дровами. Оно символизирует людские прегрешения за прошлый год. Сверху пирамида обтягивается куском ткани, поверх нее нашиваются матерчатые или бумажные язычки пламени, устремленные вверх.

(демонстрируется слайд 2)

2. Обряд очищения.

Педагог: С наступлением сумерек при большом стечении верующих вспыхивает костер. В этот костер люди бросают тряпки, предварительно обтерев ими тело - свое и домочадцев. Иногда оно может  быть куском теста. В этом люди видят очистительную функцию обряда очищение огнем. Сжигая все болезни, напасти, грехи, приставшие за весь год, человек встречает Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. В том случае, если человек начинает “свой” год, а это значит через каждые 11 лет, то он должен в дацане заказать молитву-оберег, совершить некоторые обряды.

(демонстрируется слайд 3)

Педагог: В ту же ночь до утра читаются молитвы, посвященные хранительнице веры Лхаме - покровительнице Иволгинского дацана. Затем, когда Новый год вступает в права, утраивается богослужение. В течение 15 дней читаются молитвы, посвященные 15 чудесам Будды. Здесь же читаются священные книги, молитвы, прежде всего о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей.

(демонстрируется слайд 4)

3. Легенда о нетленном монахе.

Педагог: Ребята, а вы знаете, чем среди буддистов знаменит Иволгинский  дацан?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Считается, что в  Иволгинском  дацане находится нетленный Хамбо Лама Итигэлов. Лама был похоронен в 1927 году. В 2002–м его откопали. За 75 лет его тело даже не тронул тлен. И вот уже десять лет, как Итигэлов  не меняется. У него не по–старчески теплые руки, многодневная щетина. Он потеет. В его теле протекают физиологические процессы. Он сидит ничем и никем не поддерживаемый и, вопреки всем законам биологии и физики, физиологии и гравитации, с прямой спиной, в позе лотоса.

(демонстрируется слайд 5)

4. Подготовка к празднику.

Педагог:   В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начинается задолго до его наступления. Подвозится из дальних участков сено,  заготавливаются дрова, убираются в доме, выбрасываются ненужные старые вещи, и все это сжигается  в юго-восточном направлении от жилья. Затем окуриваются благовонными травами члены семьи, дом, скотный двор, все постройки. Женщины шьют новую одежду, чистят, реставрируют или заказывают новую конскую сбрую, ведь в праздничные дни предстоят выезды на лошадях в дацан (моностырь), к соседям, родственникам. Замужние женщины, живущие вдали от родительского дома, во время Сагаалгана навещают  и поздравляют  родственников, поэтому они с большим нетерпением ждали наступления Нового года.

Ребята как вы считаете, почему Сагаалган  называют  «белым месяцем»

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

5. Культ белой пищи.

Педагог: Существует несколько вариантов происхождения названия "Сагаалган". Наиболее верным считается происхождение от слова "сагаан" - белый.

 В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье - это многочисленное потомство, размножение пяти видов скота, изобилие молока и мяса. Белая молочная пища это высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо все живое на Земле вскормлено материнским белым молоком. Недаром у бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей (встреча, проводы гостей, жертвоприношение духам, хозяевам местности и др.).

(демонстрируется слайд 6)

 Педагог: Еще осенью, с наступлением холодов каждая семья забивает скот на зимнее мясо (уусын мяхан). Одним из важных элементов Сагаалгаа является приготовление национальных блюд. В меню преобладают мясные и молочные продукты. Заранее разделывают мясо, лепят бууза (позы) Приготовленные кушанья замораживают, накапливают запасы, чтобы вдоволь хватило и себе и на угощение гостей. В праздничные дни в доме должно быть обилие белой пищи. Еще с осени готовят и хранят до праздника ааруул (сушенный творог), хурууд (домашний сыр), топленное масло, сметану, пенки. Все мучные изделия готовят на сметане. Конфетами и бообами обычно угощабт, одаривают детей, забегающих в гости в праздничные дни

(демонстрируется слайд 7)

Педагог: Прежде чем приступить к трапезе, хозяева совершают обряд «далга» - подношение угощений хозяину очага. Он сопровождается словами пожелания самого лучшего для своего дома. При этом отрезают три кусочка мяса, берут три кусочка со всех яств со стола и бросают в огонь.  Огонь - символ жизни, символ возрождения, измеряющийся понятием, что у нас есть наши предки - наше прошлое; есть настоящее и наши дети, и внуки как символ будущего.

(демонстрируется слайд 8)

Педагог: Раньше говорили, что в этот вечер в каждую юрту заходит Сагаан убгэн (Белый старец). Если кто-то не насытился, он может обидеться, недовольный тем, что люди живут плохо и бедно, хотя много заботится об их благополучии. И чтобы не обидеть его, во все праздничные дни в доме должно быть обилие еды. Спиртное в этот вечер не пили. Вдоволь насытившись, люди пораньше ложились спать, чтобы утром подняться с рассветом.

(демонстрируется слайд 9)

6. Обряды Сагаалгана.

Педагог: В день Сагаалгана обязательно должны  поздравить своих родителей, бабушек, дедушек, преподнести им подарки. Самый почетный  первый гость дня, особенно если это  мужчина. Гость, зайдя в дом, поздравляет  хозяев. Существует поверье, что чем больше гостей будет в первый день, тем счастливее будет наступающий год.

 Наиболее насыщенными являются первые три дня. Однако весь месяц считается праздничным, продолжаются хождения в гости, посещения и поздравления родственников, живущих в других местах, обмен подарками и приветствиями.

(демонстрируется слайд 10)

7. Восточный календарь.

Педагог: Ребята, а вы знаете, каким культурным достижением монгольского народа 12 века  мы с вами до сих пор пользуемся?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Верно! Это календарь по животному циклу (восточный) он начинается с года мыши и заканчивается годом свиньи. Скажите, а этот год, какого животного.

(демонстрируется слайд 11)

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.

Педагог: В завершении нашего занятия, давайте  поиграем в самую популярную игру, в которую играют  в дни Сагаалгана. Называется она хорло, играют в нее 12 человек. Для игры нам потребуются 60  табличек: 36 с изображением животных 12-летнего цикла и 24 с изображениями знаков «Хорло», «Норбо», «Улзы», «Хас», «Гаруди» и Арсалан(льва).Таблички мы перемешаем  в мешке или на столе, затем будем строить 12 домиков по 5 табличек, и поставим их по кругу.  Начинает игру тот, кто первым получил домик по солнечному кругу.

(демонстрируется слайд 12)

 Педагог: Ребята, посмотрите, ход идут таблички – малые по силе животные (1 или 2 одинаковые, или 3 одинаковые). Следующий игрок ставит сверху табличку с животным старше по циклу. Если такой таблички нет, то кладет вниз табличку с животным младше по циклу и т.д., Выигрывает тот, кто положил самый сильный знак и забирает этот домик себе. Если кто-то ставит Хорло, то те, кто не сделал ход, отдают этому игроку свои ненужные слабые знаки. Высота домиков равна количеству игроков. Самый сильный знак – Хорло, далее идут по силе Норбо, Улзы, Хас, Гаруди и Арсалан. Из животных самая старшая – мышь, затем – бык и т.д. Выигрывает игрок, построивший большее количество домиков. В следующей игре он и начинает ходить первым.

(демонстрируется слайд 13)

(учащиеся играют в игру, осуществляется групповая форма работы)

Педагог:  Ребята, я уверенна, что вам понравилась эта игра. Все таблички для этой игры, можно сделать дома своими руками, и играть в игру « Хорло» с друзьями и родстаенниками. Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу. До свидания.



Предварительный просмотр:

Занятие по теме:

«Сурхарбан - бурятский спортивный праздник»

Цель:

  • познакомить обучающихся с бурятским спортивным праздником;  
  • рассказать о культуре, традициях, обычаях и быте бурят;

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с бурятским спортивным праздником посредством рассказа педагога и демонстрации презентационного   материала;
  • сформировать общее представление о культуре, традициях и обрядах бурят посредством содержания всего занятия.

Развивающая:

  • способствовать развитию воображения обучающихся посредством выполнения задания «Рисование приглашения на Сурхарбан»
  • способствовать развитию познавательных интересов посредством содержания всего занятия.

Воспитательная:

способствовать толерантному отношению к культуре, традициям и обычаям других людей  посредством всего содержания занятия.

Методы, используемые на занятиях: рассказ, беседа, наглядность, работа с текстом.

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, интерактивная доска, листы бумаги, фломастеры.

   


План занятия по теме:

«Сурхарбан - бурятский спортивный праздник»

I. Вступительная часть.

1. Приветствие, введение в тему занятия.

II. Основная часть.

1. Сурхарбан и Сагаалган.

2. Три игры мужей.        

3. Стрельба из лука.

4. Соревнование боторов.

5. Конные скачки.

6. Сурхарбан в наши дни.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.  


Ход занятия по теме:

«Сурхарбан - бурятский спортивный праздник»

I. Вступительная часть.

1. Приветствие, введение в тему занятия.

Педагог: Здравствуйте ребята! Чтобы узнать тему занятия вы должны отгадать кроссворд. Итак, ребята, под цифрой один вас ожидает следующий вопрос:

  1. Скачущий конь.
  2.  Кобылье молоко.
  3. То, чем стреляют из лука.
  4. Выражение  признания, благодарность за что либо, восхищение чем либо.
  5. Силач.
  6. Она бывает греко-римская, классическая, вольная, дзюдо, самбо.
  7. Житель Улан-Удэ.
  8. Вид конного спорта - состязание верховых лошадей.

9.        Спортивное соревнование на первенство.                        

(учащиеся выполняют задание, осуществляется индивидуальная форма работы)                                                                                                          

Наглядный материал:

 

                                                                                                        9

с

о

с

   5

т

   3

б

   6

  8

я

   2

с

о

б

с

з

    1

к

т

  4

г

о

   7

к

а

с

у

р

х

а

р

б

а

н

к

м

е

в

т

ь

у

ч

и

а

ы

л

а

ы

б

р

к

е

к

с

а

л

р

а

я

и

у

а

ь

т

н

II. Основная часть.

1. Сурхарбан и Сагаалган.

Педагог: Итак, ребята, спасибо за ваши правильные ответы. Давайте посмотрим, что же у нас получилось на желтом фоне кроссворда?

(учащиеся отвечают, осуществляется фронтальная  форма работы)

Педагог: Молоды! Теперь все вместе скажите тему нашего занятия.

Сурхарбан - бурятский спортивный народный праздник.

(демонстрируется слайд 1)

Педагог:  Сурхарбан - это второй по значению праздник у бурят. Ребята, скажите какой же самый главный праздник, который  празднуют буряты?

Педагог: Все верно – это праздник белого месяца  Сагаалган.

(демонстрируется слайд 2)

Педагог: Сурхарбан! Это звучное слово издавна завораживало и привлекало людей на праздник – стремительный, как звон стрелы или полёт скакуна, радостный как песня и танец. Сурхарбан – это состязание метких, сильных и быстрых. Его проводят в первое воскресенье июля. Ребята, как вы считаете, почему именно в июле проводят этот праздник? Завершение чего празднуют буряты?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Правильно! Сурхарбан празднуют после завершение всех сельскохозяйственных работ.

2. Три игры мужей.

Педагог: Кто-нибудь знает, как переводится слово «сурхарбан»?

(учащиеся отвечают, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог:  «Сур-харбан» с бурятского языка переводится как «стрельба в сур» — кожаную мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня — «сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур — Сур-харбан — стало названием всего праздника.

Педагог: Ребята, как вы считаете, по каким видам спорта состязаются на Сурхарбане.

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: История праздника уходит корнями в глубокую древность, когда поводом для состязаний были чествования духов. Позже Сурхарбан стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали воинов. На праздник съезжалось очень много народу. Каждый улус, род, племя, выставляли лучших своих баторов (борцов-богатырей), мэргэнов (метких стрелков), коней и ловких наездников. В стрельбе из лука, которая долгое время была одним из главных видов боевого искусства кочевников, бурятские воины достигали высочайшего мастерства. Любимым видом состязаний была борьба.

3. Стрельба из лука.

Педагог: Первый вид состязаний – это стрельба из лука. Для стрельбища выбирают ровное место и расставляют вплотную друг к другу «суры» — комки шерсти, обшитые кожей. Победителем считается тот, кто выбивает больше мишеней. Стрельба ведется с дистанции 30 луков и 20 луков. Лук имеет длину около 160 сантиметров.

(демонстрируется слайд 3)

4. Соревнование боторов.

Педагог: Второй вид – соревнование боторов (борцов). Задолго до соревнований борцы начинают тренироваться под наблюдением тренеров, приводя себя в соответствующую спортивную форму. Борьба всегда была украшением Сурхарбана. Привлекательна она, по мнению болельщиков тем, что в национальной борьбе не всегда выигрывает более сильный или тяжёлый атлет. Нужна ещё и ловкость: правила неумолимы – коснулся рукой земли – выбыл из турнира. Наградой победителю, как правило, служит живой баран, которого победитель уносит на руках под восторженные крики зрителей.

(демонстрируется слайд 4)

5. Конные скачки.

Педагог: Третий вид состязаний – конные скачки. Сколько сказок и легенд связано с верными помощниками и друзьями людей – скакунами. В сказках, народных преданиях они выручают героев, служат верой и правдой. Конь всегда был рядом с бурятом. Он не только спасал всадника во время перекочёвок и вооружённых стычек, но и давал мясо, кумыс. Конский волос шёл на изготовление верёвок, из кожи шили обувь, из сухожилий сучили крепкие нити. В первом тысячелетии коневодство в Забайкалье было основным видом хозяйствования. Участники скачек соревнуются  на дистанции три – четыре километра. Хозяин беговой лошади выхаживает её за месяц до скачек. После скачек произносится хвала коню, пришедшему первым:

(демонстрируется слайд 5)

Закрывающий тень от высокой горы,

Туманящий широкую жёлтую степь,

Копытами зло разметающий,

В пылу врага сокрушающий,

Раздувающий львиную грудь,

Бег твой подобен полёту Гаруди! 

Педагог: Ребята, Гаруди – это мифическая птица. Звенящая тетива. Море улыбок и многоголосье. Это яркий праздник Сурхарбан, который своими корнями уходит в глубину веков. Со времен незапамятных кочевники поклонялись духам хозяев священных местностей и предкам родов. Во время таких религиозных обрядов, жертвоприношений, после удачной облавной охоты и устраивались состязания по стрельбе из лука, борцовские поединки, а скакуны проверялись на резвость и выносливость.

Таким образом, постепенно формировались и стали особо почитаемыми три вида физических упражнений бурят - стрельба из лука, борьба и скачки («эрын гурбан наадан» - «игры трех мужей»). Они-то и стали основными видами спорта во время проведения Сурхарбанов.

(демонстрируется слайд 6)

6. Сурхарбан в наши дни.

Педагог: А в советское время Сурхарбан наполняется новым содержанием и приобретает поистине общенациональный масштаб. Из улусно-родового он превращается в общеколхозный, районный, окружной, республиканский. В прошлом веке во время Сурхарбана также проводились смотры победителей самодеятельных художественных коллективов, устраивались народные гуляния.

(демонстрируется слайд 7)

Педагог: А в наше время Сурхарбан - это и неотъемлемая часть национальных традиций, и возрождение материальной и духовной культуры, и грандиозное общественное спортивно-культурное мероприятие, объединяющее все народы, населяющие Бурятию.

Ребята, а сейчас давайте посмотрим, как буряты празднуют Сурхарбан в нашем городе.  

(учащиеся смотрят видеоролик)

(демонстрируется слайд 8)        

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Ребята, а вы знаете, что перед Сурхарбаном, художники рисовали приглашения и вешали их,  что бы привлечь как можно больше народу. Сегодня, давайте, и мы с вами нарисуем приглашение на Сурхарбан.

(учащиеся выполняют задание, выполняется групповая форма работы, затем учащиеся представляют свои приглашения)

Педагог: Какие у вас получились великолепные приглашения. Всем спасибо за работу. До свидания.



Предварительный просмотр:

Занятие по теме:

«Ысыах - якутский национальный праздник»

Цель:

  • познакомить обучающихся с якутским национальным праздником;  
  • рассказать о культуре, традициях, обычаях и быте народа Саха;
  • дать представление о главных  событиях, играх, в которые играют во время празднования.

Задачи:        

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с якутским национальным праздником посредством рассказа педагога и демонстрации презентационного  материала;
  • сформировать у обучающихся общее представление о культуре, традициях и обрядах народа Саха, посредствам содержания всего занятия.

Развивающая:

  • способствовать развитию воображения обучающихся  посредством выполнения задания;
  • способствовать развитию познавательных интересов у обучающихся посредством содержания всего занятия.

Воспитательная: способствовать толерантному отношению к культуре, традициям и обычаям других людей, посредствам содержания  всего занятия.

Методы, используемые на занятиях: просмотр видеоматериала, прослушивание аудиозаписи, рассказ, беседа, наглядность, работа с текстом.

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная групповая, парная.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, интерактивная доска.

 


План занятия по теме:

 «Ысыах - якутский национальный праздник»

I. Вступительная часть.

1. Приветствие, введение в тему занятия.

II. Основная часть.

1.  Легенда об Эллэе.

2. Ысыах в жизни якутов.

3.Подготовка к празднику.

4. Открытие праздника.

5. Танец осуохай.

6. Кумыс – священный напиток.

7. Древний героический эпос народа Саха.

8. Якутский  национальный  музыкальный инструмент.

9. Игры Дыгына.

10. Церемония встречи солнца.

11. Ысыах в Санкт – Петербурге.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов занятия.


Ход занятия по теме:

«Ысыах - якутский национальный праздник»

I. Вступительная часть

  1. Приветствие, введение в тему занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами и поиграем и откроем для себя новое и старое повторим! Будет очень интересно! В течение занятия  я буду задавать вам вопросы, и давать разные задания.

 Ребята, что бы узнать тему занятия, нам придется немного подумать. Я раздам вам листочки с цифрами.

Раздаточный материал:

1 колонка (29.19.29.1.23.)  Ысыах

2 колонка(33.12.21.20.19.12.10.11) Якутский

3 колонка (15.16.3.29.11) Новый

4 колонка(4.16.5) Год.

(демонстрируется слайд 1)

Педагог:  Ребята, каждая цифра соответствует определенной букве на слайде. Сопоставьте цифры с буквами и узнаете, какая будет тема нашего сегодняшнего занятия.

(на парту выдается по одному бланку с цифрами и по два листочка для записей ответов, осуществляется парная форма работы)

Педагог: Итак, ребята, что же у вас получилось? Отвечаем по очереди. Давайте сначала первая колонка, все хором, что получилось? Теперь вторая колонка, что получилось хором? Третья колонка, что получилось? И наконец, четвертая колонка,  что же у вас получилось?

Молодцы ребята! Правильно! Тема нашего занятия «Ысыах - Якутский Новый Год».

II. Основная часть.

  1. Легенда об Эллэе.

Педагог:  Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения в поколение. У народа САХА это ЫСЫАХ.  Якутский  Ысыах связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. Ысыах - это типичный культовый праздник возрождения природы справляется он в день летнего солнцестояния с 21 по22 июня. Для того что бы понять откуда произошел Ысыах, давайте прочтем легенду об Эллэе – культурном герое, главном  первопредке народа Саха.

(учащиеся читают вслух по очереди)

Раздаточный материал:

Содрав бересту, он попросил жену сшить берестяную посуду. Сам из березового ствола понаделал разные виды кумысной посуды: из цельного дерева выдолбил чороны (сосуд для хранения кумыса) с ножками в виде конских копыт и с выпуклой резьбой снаружи, сделал матаарчахи(шкатулка) с густыми узорами, сделал кэриэн с фигурными украшениями, вытянутыми в ряд. Жена сшила "кыллаах-ыагас", узорчатый  саар-ыагас, "сабарай" и разные ведра для коровьего молока.

  Срезав молодые березки и лиственницы, Эллэй воткнул их рядами в виде улицы до самого дому. Затем, свив веревку из черного и белого волоса и украсив ее пучками белого конского волоса, натянул ее на воткнутые деревья.  

 Выдаивая кобылиц, он накопил большой запас кумыса и устроил Ысыах. К своему празднеству он пригласил Омогона с женой и при этом сказал: "Настал день поминовения предков и Юрюнг Айыы(божество) и подношения им жертвенной чаши.

Придя на Ысыах, Омогон увидел кумыс, напиток раньше ему незнакомый, невиданные прежде посуды, украшенные резьбой. Эллэй поднял чашу с такой молитвой: "Господь, Юрюнг Айыы, настал день твоего воспоминания! Я, созданный тобою человек, угощаю тебя через чистый огонь. Почитаю тебя через огонь солнца!" Говоря так, он капал кумыс на огонь.

 (демонстрируется слайд 2)

Педагог: Ребята, а вы что-нибудь знаете о Якутии, где находится, какой климат, какие народы проживают.

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

  1. Ысыах в жизни якутов.

Педагог: Семь длинных, скучных и холодных месяцев проводит якут зимой в своей мрачной юрте, словно в берлоге, при однообразной обстановке, без особенных занятий, почти без развлечений. Семь длинных месяцев он спит сном бездеятельности и тоски... Но как только откроется земля из-под своего зимнего покрова, как только появится в природе благоухание деревьев, трав и цветов и послышится радостное пение птиц, якут встряхивается от долгого сна, и тотчас резко меняется вся обстановка его жизни. Самое главное и никогда в другое время  небывалое развлечение "ысэх". Это общественный многолюдный сход с целью порезвиться среди природы.

(демонстрируется слайд 3)

3. Подготовка к празднику.

Педагог:  Перед праздником на самой красивой широкой поляне, ставят праздничный священный "Сэргэ" (коновязь) и украшают разными, цветными лоскутками ткани, это называется "Салама" и вешают "ЫаБыйа" (маленькие берестяные ведерка) –  "Томторук"  (берестяные намордники для телят)

(демонстрируется слайд 4)

Педагог:  Готовят национальные блюда: "Саламат" (кушанье из муки и сливочного масла) в деревянной чаше "Кытыйа". Пекут оладьи, лепешки, вафли, варят конскую колбасу, готовят национальный напиток "Кумыс" и наливают в “Чорон”.  В назначенный день начинается праздник: все и мал и стар, в национальных костюмах собираются на праздник Ысыах.

(демонстрируется слайд 5)

Педагог: Ысыах - долгожданный праздник для народа саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему - шьют праздничные наряды и делают убранства. На Ысыах люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад.

(демонстрируется слайд 6)

4. Открытие праздника.

Педагог:  Ысыах открывает старец, он подъезжает к гостям верхом на коне, украшенном чепраком (коня покрывают чепраком, с серебряными украшениями) и тебенысом  "Кычым" (кожаные украшенные лопасти по сеула) и привязывает коня " Сэргэ" (в коновязь).

(демонстрируется слайд 7)

Педагог: Старца сопровождают дети, одетые в национальные костюмы. Старец зажигает "священный огонь", благословляет его и всех гостей, вливает огню из чорона кумыс просьбой ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага   после благословения народный певец, поздравляя всех с праздником, поет народную песню "тойук" (песня импровизация) и так начинается веселье.

(демонстрируется слайд 8)

5. Танец осуохай.

Педагог: Всеобщее единение людей символизирует осуохай,  означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий (олонхосут), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра, конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год

(демонстрируется слайд 9)

6. Кумыс – священный напиток.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое кумыс?

(учащиеся отвечают на вопрос, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог:  Далее идет  церемония распития ритуального напитка - кумыс. Кумыс - напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов - священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах.  Само название праздника Ысыах произошло от слова "брызгать", то есть кропить кумысом богов-покровителей людей и домашних животных.

(демонстрируется слайд 10)

7. Древний героический эпос народа Саха

Педагог: На празднике так же проводят конкурс сказителей-олонхосутов. Олонхо - древний героический эпос народа Саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и мировоззрение древнего народа-саха, выражающее торжество добра, гуманизма, гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его хранителями и носителями были сказители-олонхосуты, они были особо почитаемыми и уважаемыми людьми. Олонхосуты были самыми долгожданными и почетными гостями праздника Ысыаха. На празднике денно и нощно слушали олонхо, устраивались состязания олхосутов.

(демонстрируется слайд 11)

8.  Якутский  национальный  музыкальный инструмент.

Педагог: Ребята, а сейчас  прослушайте  аудиозапись, и скажите, какой музыкальный инструмент звучит.

(демонстрируется слайд 12)

(учащиеся слушают аудиозапись, осуществляется индивидуальная форма работы)

Педагог: Правильно, ребята – это хомус.

   Культурным и духовным символом народа Саха является их варганная музыка на традиционном национальном инструменте — хомусе. В Якутии почти все культурные и зрелищные мероприятия, в том числе праздник Ысыах, открываются под чарующие звуки хомуса, в которых воспеваются вся красота и ширь земли Олонхо, синева озер и глубина небес, торжество жизни и Природы. В мелодичной игре на хомусе отражаются национальная самобытность и богатство музыкального творчества якутов.

(демонстрируется слайд 13)

(демонстрируется слайд 14)

9. Игры Дыгына

Педагог: Ребята, а вы знаете, какое мероприятие является главным на празднике.

(учащиеся отвечают, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Народ Саха помнит исторические времена, когда предводитель народа Саха - Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных, сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров.  Самые  сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у народа. “Игры Дыгына”, являются одним из главных  мероприятий Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры (богатыри) из разных улусов за почетное звание называться победителем “Игр Дыгына”, чьи имена с уважением передаются из уст в уста, становясь национальными героями.  

(демонстрируется слайд 15)

10. Церемония встречи солнца

Педагог: Весь день и всю ночь люди праздновали  новый год. Они пили кумыс из чорона, слушали сказителей-олонхосутов, принимали участие или просто смотрели игры Дыгана, танцевали хоровод осуохай, наслаждались варганной  музыкой и вроде бы все - можно  расходиться по домам, а нет, впереди  их ждет самый главный обряд праздника……Ребята, как вы думаете какой?

(учащиеся отвечают, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Церемония встречи солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю, благословляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной  зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой.

(демонстрируется слайд 16)

11. Ысыах в Санкт – Петербурге.

Педагог: Ребята, как вы считаете, у нас в Санкт-Петербурге отмечают Ысыах.

(учащиеся отвечают, осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Да, вы правы. Давайте посмотрим, как это происходит.

(учащиеся смотрят видеоролик, осуществляется индивидуальная форма работы)

 (демонстрируется слайд 17) 

III. Заключительная часть

  1. Подведение итогов занятия.

Педагог: Наше занятие подходит к концу, давайте подведем его итог и проверим, что мы усвоили. Сейчас я выдам вам на парту раздаточный материал, и вы увидите задания, где вам нужно будет соединить цифры из левой и  правой колонки по смыслу. Уверена, что вы все выполните задание правильно, так как вы все меня внимательно слушали. Итак, ребята начинаем…….

(учащиеся отвечают, осуществляется парная  форма работы)

Раздаточный материал:

  1. Ысыах
  2. Кумыс
  3. Чорон
  4. Когда проводят праздник
  5. Хомус
  6. Якут
  7. Эллэй
  8. Айыы
  9. Осуохай
  10.  Сэргэ
  11.  Тойтук
  12.  Олонхо
  13.  Дыгын
  14.  Где в Санкт-Петербурге отмечают праздник?

  1. Житель республики Саха
  2. Коновязь
  3. С  22 по 23 июня
  4. Напиток из кобыльего молока
  5. Культурный  герой, главный первопредок народа Саха
  6. Песня импровизация
  7. Символический танец
  8. Древний героический эпос народа Саха
  9. Предводитель народа Саха.
  10.  Ольгино
  11.  Якутский Новый  год
  12.  Музыкальный инструмент у якуто
  13.  Сосуд  для хранения и потребления кумыса
  14.  Якутские божества

Педагог: Ну что, ребята,время вышло, давайте проверять, что у нас получилось.

(учащиеся предлагают свои варианты выполнения задания, осуществляются фронтальная форма работы)

Педагог: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы справились с заданием. Благодарю вас за занятие. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическое пособие по теме "Дикие животные" электронная игра

обучающая электронная игра по теме "Дикие животные"...

Учебно-методическое пособие по теме "Профессии и стихии". Электронная игра.

Детям предлагается определить какие из предложенных профессий не связанны со стихией воды, огня, земли. После каждого из игровых заданий предлагается самостоятельно проверить свой выбор....

Электронное методическое пособие для развития дошкольников.

Вот уже третий год, как я практикую в работе с детьми использование мультимедиа на занятиях, а именно веду кружок «умники и умницы». Создаю развивающие презентации в программе «power point». Это удобн...

Электронное методическое пособие для развития дошкольников.

Вот уже третий год, как я практикую в работе с детьми использование мультимедиа на занятиях, а именно веду кружок «умники и умницы». Создаю развивающие презентации в программе «power point». Это удобн...

Методическое пособие "Мир вокруг меня"

Пособие предназначено для старшего дошкольного возраста. В игре может принимать участие любое количество детей. В игру  входит двухстороннее магнитное наборное полотно:  магнитная доска,...