Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие. "Развивающие игры по ознакомлению с природой для детей дошкольного возраста с использованием электронно-образовательных ресурсов"
    материал по окружающему миру на тему

    Данный материал раскрывает тему ознакомление детей с природой через ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvivayushchie_igry.rar2.23 МБ

    Предварительный просмотр:

    Развивающие игры по ознакомлению с природой для детей дошкольного возраста с использованием электронно-образовательных ресурсов.

    В современном мире вся наша жизнь тесно связано с компьютером. Он увлекает людей разного возраста. А так как наших современные детей «тянет» к компьютеру и, как правило, они хотят играть в игры, которые не развивают, а только отрицательно влияют на психику детей, поэтому на педагогов возлагается ответственность приучить детей к правильному использованию компьютера.  Возможности компьютера очень велики и использование его в педагогических целях благотворно повлияет на развитие детей.

    Использование современных информационно-коммуникационных технологий  в дошкольном образовательном учреждении – это один из самых новых видов в совместной образовательной деятельности используемых в современной дошкольной педагогике. 

    В работе с детьми дошкольного возраста возможно и  необходимо  использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду  должна быть эмоциональная, яркая, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуков и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на восприятие. Использование с детьми дошкольного возраста ЭОР предполагает включать в работу здоровьесберегающую технологию - это гимнастика для глаз, для того чтобы снять напряжение с глаз, улучшить кровообращение и укреплять мышцы глаз. И важно детей научить и приучить к тому, что бы следить и беречь свои глаза, поэтому необходимо регулярно после использования ЭОР выполнять гимнастику для глаз и регулярно объяснять ценность выполнения этих простых и не занимаемых много времени упражнений.

    В работе по экологическому развитию детей дошкольного возраста я широко использую  электронные образовательные ресурсы, они позволяют развивать психические функции детей, решать задачи по экологическому развитию и в то же время весь процесс обучения сделать  увлекательным и интересным.

    Непосредственно в моей работе ЭОР помогают интересно знакомить детей с миром окружающей природы, обобщать, конкретизировать и формировать представления об окружающем мире.  Содержание презентаций включает  не только ознакомительные знания, но и развивающие игры, такие как: «Четвертый лишний», «Исправь растение», «Живое неживое» и т.п. Данный материал можно использовать как в непосредственно образовательной  деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми.

    Презентация.  Развивающая игра: «Четвертый лишний», для подготовительной группы

    Цель игры:

    1. Закреплять представления о многообразии птиц
    2. Развивать умение обобщать и выделять лишний объект
    3. Развивать мышление и умение строить предложения простой и сложной конструкции
    4. Снять напряжение с глаз, улучшить кровообращение глаз.

    Ход игры:

    Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем играть с очень удивительными животными, с какими вы должны отгадать. Задавайте вопросы, на которые я могу ответить «Да» или «Нет».

    Развивающая игра: «Да» или «Нет»

    (Дети задают вопросы, например: «Животные покрыты шерстью?» (нет)

    « Они умеют летать?» (да) и т.д.)

    Воспитатель: Правильно, это птицы, у меня на столе лежат картинки различных животных, найдите только птиц и прикрепите  их на магнитную доску.

    (дети выполняют задание)

    Воспитатель: А как вы узнали, что это все птицы?

    Дети: Они покрыты перьями, у них есть клюв, две лапы и два крыла, и они откладывают яйца.

    Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы назвали признаки птиц.

    Слайд  № 1

    Воспитатель: Ребята, правильно вы перечислили?

    Дети: Да.

    Воспитатель: У меня все птицы перепутались, помогите разобраться.

    Слайд № 2

    Воспитатель: Перечислите птиц.

    Дети: Сорока, клест, синица, трясогузка

    Воспитатель: Какая птица лишняя?

    Дети: Трясогузка, так как она перелетная птица

    Слайд № 3

    Воспитатель: Перечислите птиц, которые изображены

    Дети: Лебедь, утка, гусь, аист

    Воспитатель: Какая лишняя?

    Дети: Аист, так как она болотная птица, а остальные водоплавающие.

    Слайд № 4

    Воспитатель: Какие птицы изображены?

    Дети: Сокол, орел, сова, рябчик

    Воспитатель: Кто лишний?

    Дети: Рябчик, он не хищная птица

    Воспитатель: Молодцы

    Слайд № 5

    Воспитатель:  Каких вы видите птиц?

    Дети: Соловей, зяблик, дятел, скворец

    Воспитатель: Какая лишняя птица?

    Дети: дятел, он зимующий, а остальные перелетные

    Слайд № 6

    Воспитатель: Перечислите птиц?

    Дети: желна, пестрый дятел, малый дятел, клест

    Воспитатель: Кто лишний?

    Дети: Клест, он выводит зимой птенцов, и все остальные дятлы

    Слайд № 7

    Воспитатель: Будьте внимательны, перечислите птиц

    Дети: журавли, малиновка, дрозд, мухоловка

    Воспитатель: Кто из них лишний?

    Дети: Журавли, это птицы болотные, а остальные насекомоядные

    Воспитатель: Молодцы, что вам было сложно в игре? А что легко? Как вы думаете, что мы с вами еще не знаем? Придумайте дома задания для игры «Четвертый лишний»

    Воспитатель: Игра наша на компьютере закончилась, скажите, пожалуйста, можно ли долго играть за компьютером?

    Дети: Нет

    Воспитатель: А что нужно сделать после того, как вы закончили заниматься с компьютером?

    Дети: Сделать зарядку для глаз.

    Воспитатель: А для чего?

    Дети: Чтобы зрение не портилось.

    Воспитатель: Сегодня у нас была игра с птичками, давайте с ними и поиграем.

    «Птичка»

    Летели птички,

    (Прослеживание глазами за птичкой по кругу.)

    Как они летели,  (Вправо-влево.)

    Все люди глядели.

    Как они садились. (Вверх-вниз.)

    Все люди дивились.

    Презентация. Развивающая игра: «Живое – неживое», для детей средней и старшей группы

    Цель игры:

    1. Закреплять представления о признаках живого
    2. Развивать умение обобщать:

     живая и неживая природа

    1. Развивать умение выделять лишний объект

    и давать логическое объяснение своему выбору

    1. Развивать умение строить правильно предложения
    2. Снять напряжение с глаз, улучшить кровообращение глаз.

    Ход игры:

    Воспитатель:  Вокруг нас природа, какая бывает природа?

    Дети: Живая и неживая.

    Воспитатель: А чем живая природа, отличается от неживой природы?

    Слайд №3

    Дети: Живая природа дышит, питается, двигается, растет и размножается, у нее появляются детки.

    Воспитатель: Знак питания, обозначает живую природу, а знак питания зачеркнутый обозначает неживую природу.

    Воспитатель: Какой знак перед вами?

    Слайд №4

     Дети: Знак живой природы

    Воспитатель: Что относится к живой природе?

    Дети: Растения, животные, грибы, люди

    Слайд № 5

    Воспитатель: Знак, какой природы?

    Дети: Неживой

    Воспитатель: Что относится к неживой природе?

    Дети: Почва, воздух, камни, солнце, облака, песок

    Воспитатель: Молодцы

    Слайд № 6

    Воспитатель: К какой природе относятся эти объекты?

    Дети: К живой (появляется модель)

    Слайд № 7

    Воспитатель: Назовите, что вы видите?

    Дети: снег, вода, камни, ветер, гроза

    Воспитатель: К какой природе относятся эти объекты?

    Дети: К неживой (появляется модель)

    Слайд № 8

    Воспитатель: Что изображено на слайде?

    Дети: Облака, ежа, козу, лису

    Воспитатель: Кто лишний?

    Дети: Облака, потому что они относятся к неживой природе

    Слайд № 9

    Воспитатель: Что изображено на слайде?

    Дети: песок, бабочка, вода, лед, камни

    Воспитатель: Кто лишний?

    Дети: Бабочка, потому что она живая, а все остальное неживое

    Слайд № 10

    Воспитатель: Перечислите, что изображено?

    Дети: гриб, облака, вода, кролик, дерево

    Воспитатель: Что лишнее?

    Дети: Облака, вода, потому что это неживая природа, а все остальное живая

    Слайд № 11

    Воспитатель: Что изображено?

    Дети: гроза, радуга, кролик, вода

    Воспитатель: Кто лишний?

    Дети: Кролик, потому что он относится к живой природе, а все остальное к неживой.

    Воспитатель: Что нужно живому, что бы жить?

    Слайд № 12

    Дети: Еда, свет, тепло, вода

    Воспитатель: А откуда берется все это?

    Слайд № 13

    Воспитатель: Природа живая зависит от неживой, вся живая природа  получает  от неживой, воду. В виде чего?

    Дети: Дождя

    Воспитатель: А свет и тепло, что нам дает?

    Дети: Солнце

    Воспитатель: Вот наша игра и подошла к концу, что вы узнали сегодня нового? Что вам понравилось?

    Воспитатель: А теперь играем с нашими глазками, для того, что бы после компьютера они отдохнули.

     

    «Часы»

    Тик-так, тик-так!     (Движения глазами)

    Вот так, вот так!     (вправо-влево.)

    Тик-так, тик-так!     (Движения глазами)

    А теперь вверх-вниз.)  еще вот так!

    Тик-так, тик-так!    (Движения глазами)

    Делай с нами,        (по часовой стрелке.)

    делай так!

    Тик-так, тик-так! (Движения глазами. Стрелки движутся по кругу против часовой стрелки.)

     

    Презентация. Развивающая игра: «Исправь растение», для детей старшей и подготовительной группы

    Цель:

    1. Закреплять представления о строении

     травянистого растения:

    корень, стебель, лист, цветок

    1. Конкретизировать представления о потребности

    растений

    1. Развивать внимание
    2. Закрепить умение строить предложения

     простой и сложной конструкции

    1. Снять напряжение  с глаз, улучшить кровообращение глаз.

    Ход игры:

    Ход игры:

    Воспитатель:  Ребята, мы сегодня будем  играть, а с чем вы должны догадаться сами. Задавайте мне вопросы, на которые я могу ответить «Да» или «Нет».

    Развивающая игра: «Да или нет»

    (дети задают вопросы)

    Воспитатель: Да это трава, и мы с вами будем играть с ней. Давайте вспомним строение травы и перечислим снизу вверх.

    Слайд № 3

    (дети перечисляют, части травы, они появляются на слайде)

    Воспитатель: Что любят травы?

    Слайд № 4

    Дети: Воду, свет, тепло

    Слайд №5, 6, 7

    Воспитатель:  Чего не хватает у травы?

    (дети выполняют задание, при назывании появляется недостающая часть)

    Слайд № 8, 9

    Воспитатель: Исправьте ошибку, что не так у травы?

    (дети выполняют задание и части меняются местами)

    Слайд № 10

    Воспитатель: Все части разбежались по сторонам, давайте соберем траву. Начинаем снизу, с самой важной части.

    ( дети выполняют задание)

    Воспитатель:  Игра на компьютере закончена, молодцы. Что вы узнали нового? А теперь, что мы должны с вами сделать?

    Дети: Сделать упражнения для глаз.

    Воспитатель:

    Глазки видят всё вокруг, 
    Обведу я ими круг. 
    Глазком видеть всё дано- 
    Где окно, а где кино. 
    Обведу я ими круг, 
    Погляжу на мир вокруг.


    Список литературы

    http://izosadtut.narod2.ru/metodicheskaya_kopilka/gimnastika_dlya_glaz_i_palchikov/index.html - гимнастика для глаз

    «Мы» Программа экологического образования детей, М94/Н.Н. Кондратьева и др. -2-е изд., испр. и доп.- СПб: Детство-пресс», 2000. – 240 с (Библиотека программы «Детство»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы с использованием электронно – образовательных ресурсов. Тема: «Лесное сообщество».

    Цель данного мероприятия - уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. На занятии использованы практически все виды детской деятельн...

    Литературно – музыкальный досуг «С песней все интересней» для детей старших групп с использованием электронных образовательных ресурсов

    Задачи образовательных областей:Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям. Развитие литературной речи (обр. обл. «Чтение художественной литературы»).Знакомство с к...

    Литературно - музыкальный досуг, посвященный Дню матери. «С песней все интересней» Для детей старших групп с использованием электронных образовательных ресурсов

    Сценарий праздника в детском саду, посвященного дню матери.Совместная деятельность родителей с детьми старшей группы.Цель: создать праздничное настроение, способствовать становлению положительных...

    Ознакомление с окружающим миром. Природа. Для детей дошкольного возраста (4-5 лет) Тема: «Осень»

    Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени; учит детей устанавливать связи между продолжительностью дня и временем года, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для ж...

    Наглядно - дидактическое пособие"Развивающий тренажёр"Размышляйка" для развития способности моделирования у детей дошкольного возраста"

    Наглядно - дидактическое пособие"Развивающий тренажёр"Размышляйка" для развития способности моделирования у детей дошкольного возраста"...

    НОД ОО «Речевое развитие» Тема: «Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину) средний дошкольный возраст с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

    Презентация НОД ОО "Речевое развитие" Тема: "Перессказ рассказа "Еж" по Е.Чарушину средний дошкольный возраст с использованием ЭОР...

    Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

    Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...