Учебно-методическое пособие. "Развивающие игры по ознакомлению с природой для детей дошкольного возраста с использованием электронно-образовательных ресурсов"
материал по окружающему миру на тему

Данный материал раскрывает тему ознакомление детей с природой через ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry.rar2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры по ознакомлению с природой для детей дошкольного возраста с использованием электронно-образовательных ресурсов.

В современном мире вся наша жизнь тесно связано с компьютером. Он увлекает людей разного возраста. А так как наших современные детей «тянет» к компьютеру и, как правило, они хотят играть в игры, которые не развивают, а только отрицательно влияют на психику детей, поэтому на педагогов возлагается ответственность приучить детей к правильному использованию компьютера.  Возможности компьютера очень велики и использование его в педагогических целях благотворно повлияет на развитие детей.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий  в дошкольном образовательном учреждении – это один из самых новых видов в совместной образовательной деятельности используемых в современной дошкольной педагогике. 

В работе с детьми дошкольного возраста возможно и  необходимо  использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду  должна быть эмоциональная, яркая, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуков и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на восприятие. Использование с детьми дошкольного возраста ЭОР предполагает включать в работу здоровьесберегающую технологию - это гимнастика для глаз, для того чтобы снять напряжение с глаз, улучшить кровообращение и укреплять мышцы глаз. И важно детей научить и приучить к тому, что бы следить и беречь свои глаза, поэтому необходимо регулярно после использования ЭОР выполнять гимнастику для глаз и регулярно объяснять ценность выполнения этих простых и не занимаемых много времени упражнений.

В работе по экологическому развитию детей дошкольного возраста я широко использую  электронные образовательные ресурсы, они позволяют развивать психические функции детей, решать задачи по экологическому развитию и в то же время весь процесс обучения сделать  увлекательным и интересным.

Непосредственно в моей работе ЭОР помогают интересно знакомить детей с миром окружающей природы, обобщать, конкретизировать и формировать представления об окружающем мире.  Содержание презентаций включает  не только ознакомительные знания, но и развивающие игры, такие как: «Четвертый лишний», «Исправь растение», «Живое неживое» и т.п. Данный материал можно использовать как в непосредственно образовательной  деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми.

Презентация.  Развивающая игра: «Четвертый лишний», для подготовительной группы

Цель игры:

  1. Закреплять представления о многообразии птиц
  2. Развивать умение обобщать и выделять лишний объект
  3. Развивать мышление и умение строить предложения простой и сложной конструкции
  4. Снять напряжение с глаз, улучшить кровообращение глаз.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем играть с очень удивительными животными, с какими вы должны отгадать. Задавайте вопросы, на которые я могу ответить «Да» или «Нет».

Развивающая игра: «Да» или «Нет»

(Дети задают вопросы, например: «Животные покрыты шерстью?» (нет)

« Они умеют летать?» (да) и т.д.)

Воспитатель: Правильно, это птицы, у меня на столе лежат картинки различных животных, найдите только птиц и прикрепите  их на магнитную доску.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: А как вы узнали, что это все птицы?

Дети: Они покрыты перьями, у них есть клюв, две лапы и два крыла, и они откладывают яйца.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы назвали признаки птиц.

Слайд  № 1

Воспитатель: Ребята, правильно вы перечислили?

Дети: Да.

Воспитатель: У меня все птицы перепутались, помогите разобраться.

Слайд № 2

Воспитатель: Перечислите птиц.

Дети: Сорока, клест, синица, трясогузка

Воспитатель: Какая птица лишняя?

Дети: Трясогузка, так как она перелетная птица

Слайд № 3

Воспитатель: Перечислите птиц, которые изображены

Дети: Лебедь, утка, гусь, аист

Воспитатель: Какая лишняя?

Дети: Аист, так как она болотная птица, а остальные водоплавающие.

Слайд № 4

Воспитатель: Какие птицы изображены?

Дети: Сокол, орел, сова, рябчик

Воспитатель: Кто лишний?

Дети: Рябчик, он не хищная птица

Воспитатель: Молодцы

Слайд № 5

Воспитатель:  Каких вы видите птиц?

Дети: Соловей, зяблик, дятел, скворец

Воспитатель: Какая лишняя птица?

Дети: дятел, он зимующий, а остальные перелетные

Слайд № 6

Воспитатель: Перечислите птиц?

Дети: желна, пестрый дятел, малый дятел, клест

Воспитатель: Кто лишний?

Дети: Клест, он выводит зимой птенцов, и все остальные дятлы

Слайд № 7

Воспитатель: Будьте внимательны, перечислите птиц

Дети: журавли, малиновка, дрозд, мухоловка

Воспитатель: Кто из них лишний?

Дети: Журавли, это птицы болотные, а остальные насекомоядные

Воспитатель: Молодцы, что вам было сложно в игре? А что легко? Как вы думаете, что мы с вами еще не знаем? Придумайте дома задания для игры «Четвертый лишний»

Воспитатель: Игра наша на компьютере закончилась, скажите, пожалуйста, можно ли долго играть за компьютером?

Дети: Нет

Воспитатель: А что нужно сделать после того, как вы закончили заниматься с компьютером?

Дети: Сделать зарядку для глаз.

Воспитатель: А для чего?

Дети: Чтобы зрение не портилось.

Воспитатель: Сегодня у нас была игра с птичками, давайте с ними и поиграем.

«Птичка»

Летели птички,

(Прослеживание глазами за птичкой по кругу.)

Как они летели,  (Вправо-влево.)

Все люди глядели.

Как они садились. (Вверх-вниз.)

Все люди дивились.

Презентация. Развивающая игра: «Живое – неживое», для детей средней и старшей группы

Цель игры:

  1. Закреплять представления о признаках живого
  2. Развивать умение обобщать:

 живая и неживая природа

  1. Развивать умение выделять лишний объект

и давать логическое объяснение своему выбору

  1. Развивать умение строить правильно предложения
  2. Снять напряжение с глаз, улучшить кровообращение глаз.

Ход игры:

Воспитатель:  Вокруг нас природа, какая бывает природа?

Дети: Живая и неживая.

Воспитатель: А чем живая природа, отличается от неживой природы?

Слайд №3

Дети: Живая природа дышит, питается, двигается, растет и размножается, у нее появляются детки.

Воспитатель: Знак питания, обозначает живую природу, а знак питания зачеркнутый обозначает неживую природу.

Воспитатель: Какой знак перед вами?

Слайд №4

 Дети: Знак живой природы

Воспитатель: Что относится к живой природе?

Дети: Растения, животные, грибы, люди

Слайд № 5

Воспитатель: Знак, какой природы?

Дети: Неживой

Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети: Почва, воздух, камни, солнце, облака, песок

Воспитатель: Молодцы

Слайд № 6

Воспитатель: К какой природе относятся эти объекты?

Дети: К живой (появляется модель)

Слайд № 7

Воспитатель: Назовите, что вы видите?

Дети: снег, вода, камни, ветер, гроза

Воспитатель: К какой природе относятся эти объекты?

Дети: К неживой (появляется модель)

Слайд № 8

Воспитатель: Что изображено на слайде?

Дети: Облака, ежа, козу, лису

Воспитатель: Кто лишний?

Дети: Облака, потому что они относятся к неживой природе

Слайд № 9

Воспитатель: Что изображено на слайде?

Дети: песок, бабочка, вода, лед, камни

Воспитатель: Кто лишний?

Дети: Бабочка, потому что она живая, а все остальное неживое

Слайд № 10

Воспитатель: Перечислите, что изображено?

Дети: гриб, облака, вода, кролик, дерево

Воспитатель: Что лишнее?

Дети: Облака, вода, потому что это неживая природа, а все остальное живая

Слайд № 11

Воспитатель: Что изображено?

Дети: гроза, радуга, кролик, вода

Воспитатель: Кто лишний?

Дети: Кролик, потому что он относится к живой природе, а все остальное к неживой.

Воспитатель: Что нужно живому, что бы жить?

Слайд № 12

Дети: Еда, свет, тепло, вода

Воспитатель: А откуда берется все это?

Слайд № 13

Воспитатель: Природа живая зависит от неживой, вся живая природа  получает  от неживой, воду. В виде чего?

Дети: Дождя

Воспитатель: А свет и тепло, что нам дает?

Дети: Солнце

Воспитатель: Вот наша игра и подошла к концу, что вы узнали сегодня нового? Что вам понравилось?

Воспитатель: А теперь играем с нашими глазками, для того, что бы после компьютера они отдохнули.

 

«Часы»

Тик-так, тик-так!     (Движения глазами)

Вот так, вот так!     (вправо-влево.)

Тик-так, тик-так!     (Движения глазами)

А теперь вверх-вниз.)  еще вот так!

Тик-так, тик-так!    (Движения глазами)

Делай с нами,        (по часовой стрелке.)

делай так!

Тик-так, тик-так! (Движения глазами. Стрелки движутся по кругу против часовой стрелки.)

 

Презентация. Развивающая игра: «Исправь растение», для детей старшей и подготовительной группы

Цель:

  1. Закреплять представления о строении

 травянистого растения:

корень, стебель, лист, цветок

  1. Конкретизировать представления о потребности

растений

  1. Развивать внимание
  2. Закрепить умение строить предложения

 простой и сложной конструкции

  1. Снять напряжение  с глаз, улучшить кровообращение глаз.

Ход игры:

Ход игры:

Воспитатель:  Ребята, мы сегодня будем  играть, а с чем вы должны догадаться сами. Задавайте мне вопросы, на которые я могу ответить «Да» или «Нет».

Развивающая игра: «Да или нет»

(дети задают вопросы)

Воспитатель: Да это трава, и мы с вами будем играть с ней. Давайте вспомним строение травы и перечислим снизу вверх.

Слайд № 3

(дети перечисляют, части травы, они появляются на слайде)

Воспитатель: Что любят травы?

Слайд № 4

Дети: Воду, свет, тепло

Слайд №5, 6, 7

Воспитатель:  Чего не хватает у травы?

(дети выполняют задание, при назывании появляется недостающая часть)

Слайд № 8, 9

Воспитатель: Исправьте ошибку, что не так у травы?

(дети выполняют задание и части меняются местами)

Слайд № 10

Воспитатель: Все части разбежались по сторонам, давайте соберем траву. Начинаем снизу, с самой важной части.

( дети выполняют задание)

Воспитатель:  Игра на компьютере закончена, молодцы. Что вы узнали нового? А теперь, что мы должны с вами сделать?

Дети: Сделать упражнения для глаз.

Воспитатель:

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг. 
Глазком видеть всё дано- 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг.


Список литературы

http://izosadtut.narod2.ru/metodicheskaya_kopilka/gimnastika_dlya_glaz_i_palchikov/index.html - гимнастика для глаз

«Мы» Программа экологического образования детей, М94/Н.Н. Кондратьева и др. -2-е изд., испр. и доп.- СПб: Детство-пресс», 2000. – 240 с (Библиотека программы «Детство»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы с использованием электронно – образовательных ресурсов. Тема: «Лесное сообщество».

Цель данного мероприятия - уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. На занятии использованы практически все виды детской деятельн...

Литературно – музыкальный досуг «С песней все интересней» для детей старших групп с использованием электронных образовательных ресурсов

Задачи образовательных областей:Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям. Развитие литературной речи (обр. обл. «Чтение художественной литературы»).Знакомство с к...

Наглядно - дидактическое пособие"Развивающий тренажёр"Размышляйка" для развития способности моделирования у детей дошкольного возраста"

Наглядно - дидактическое пособие"Развивающий тренажёр"Размышляйка" для развития способности моделирования у детей дошкольного возраста"...

НОД ОО «Речевое развитие» Тема: «Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину) средний дошкольный возраст с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Презентация НОД ОО "Речевое развитие" Тема: "Перессказ рассказа "Еж" по Е.Чарушину средний дошкольный возраст с использованием ЭОР...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. Название: «Работа музыкального руководителя в организации танцевальных движений детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»

Цель:Способствовать эстетическому направлению в развитии детей дошкольного возраста, умственному развитию личности, умению раскрыть музыкальные способности каждого ребёнка, а также освоение музыкально...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

quot;Что я чувствую»Программное содержание. Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.Оборудование. «Сенсорные карты», на каждой и...