Методические разработки "Развитие понятийного аппарата детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Лукашова Лидия Викторовна


Ребенка с самого рождения окружают различные предметы. Наша задача помочь ребенку познакомиться с миром предметов, увидеть многообразие, разнообразие этого мира, помочь правильно с предметами действовать и воспитывать ценностное отношение к предметному миру.

Каким должно быть содержание понятийного аппарата в большом предметном мире? 

Этим проблемам посвящена данная работа.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Работа выполнена воспитателем ДОУ № 124 Невского района г. Санкт-Петербурга

ЛУКАШОВОЙ ЛИДИИ ВИКТОРОВНЫ

Санкт-Петербург

2015


ВВЕДЕНИЕ.

Ребенка с самого рождения окружают предметы. Наша задача - помочь ребенку познакомиться с миром предметов, увидеть многообразие, разнообразие, помочь правильно с предметами действовать.

Одна из основных задач: воспитать ценностное отношение к предметному миру.

Каким должно быть содержание о предметном мире? Исследования показали, что наибольшее значение в развитии ребенка играют системные знания, которые и представлены в программе «ФГОС», Это развивает способность к познанию предметов, нужно обеспечить постепенное вхождение ребенка в предметный мир.

Что это? Кто это? Затем об этом предмете: о качестве, свойствах, особенностях, характерных признаках внешнего вида, а затем выделение существенных признаков (что будет если...? (причинно-следственные связи). Знания даются в связи с возрастными возможностями. Идет развитие познавательной деятельности, а также и речевой. Идея предметного восприятия дает сенсорный анализ (качество, величина, свойство), затем предмет рассматривается, как целостная система. Таким образом, ребенок последовательно осваивает способы познания: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Этапы знакомства с предметом.

1. Отделение предмета от фона, от других предметов, от сходных предметов и обозначение точным словом (на нервом году жизни).

Предмет дается целостно, без деталей, и добивается ответа ребенка. Постепенно круг предметов расширяется (игрушки, одежда, обувь и т.д.). Ребенок должен хорошо знать эти предметы. Сначала знакомим с реальными предметами, а затем через картинки, через книги и т.д.

Подобная методика знакомства с предметом используется в обучении детей до 4-5 лет. Здесь складывается механизм обозначения объекта словом, т.е. важно, чтобы за предметом, его образом, закрепилось правильное, точное название. Вот почему предмет показывается, а потом прячется (создаётся его образ). В данном случае можно использовать дидактические приёмы: повторы, хоровые проговаривания. К концу дошкольного детства важно, чтобы ребёнок знал и правильно называл все предметы, которые его окружают («Назови предметы, которые тебя окружают!»). К сожалению, в этом возрасте дети плохо знают постельные принадлежности. Поэтому необходимо обратить на это пристальное внимание.

2-й этап связан с познанием особенностей предметов. Сущность системного взгляда на предмет характеризуется, прежде всего, тем, для чего предмет создан, то есть с назначением, как главной особенностью предмета. Исследования показывают, что дети затрудняются в выделении назначения предмета. Например, для чего платье? Дети говорят: «носить». Это функция. А защищать от холода - это назначение!

Задача воспитателя - развести функцию и назначение предмета. Но предмет может выполнять своё назначение, когда он имеет определенное строение. Каждая часть в предмете имеет своё предназначение. Все предметы сделаны, из каких-то материалов. Материал непосредственно связан с назначение (прочный дом строят из кирпичей). Но, как правило, детям трудно связывать материал с назначением.

Рис.1 Сущность системного взгляда на предмет

Материалы обладают определёнными качествами и свойствами. Мягкость бумаги ведёт к её размоканию. Дети уже с трёх лет способны выделять в материалах качества и свойства (дерево, глина, песок, бумага, ткань, металл, стекло).

Качество - это те особенности, которые мы можем выделить в предмете при помощи органов чувств, не нарушая целостности этого предмета.

Свойство - это те особенности, которые выделяются, но при нарушении целостности предмета (рвется, мнется, горит, размокает).

Признаки предмета - это качества и свойства в определенном наборе. Выделение качеств и свойств обеспечивает чувственное познание. Важно включить все возможные органы чувств в познание. Этот набор признаков выступает для обобщения. В связи с этим выделяются понятия.

Их две группы:

  1. Понятия видовые. Сущность видового знания о предмете составляет три характеристики (назначение, строение и материал, свитер, юбка, стул, стол). Существенными признаками будут назначение и строение.
  1. Родовые понятия.
  2. Этап освоения понятий. На этом этапе к чувственному познанию добавляется  логическое.  Требуется   выделение  существенных признаков и объединение предметов. Выбраны родовые понятия, которые доступны детям, широко используются в повседневной жизни.

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При обобщении надо учитывать качество признаков. Чем больше признаков, тем труднее обобщение. Наиболее легкий один существенный признак, как правило — назначение (игрушки), инструменты, чтобы что-то делать, продукты - которые употребляют в пищу. Затем идут более сложные: посуда - то из чего едят, в чем хранят продукты, в чем готовят, мебель, - более сложные овощи — растут на огороде для чего (использование в пищу), человек, который их сажает. Ознакомление с предметным миром дает простор для развития детского творчества (работа с загадками). 

Рис. 2. Социальный опыт:

Методика. Вся работа с младшими группами строится в непринужденной обстановке, используя игровую ситуацию. Знакомим с частями предметов в младшей группе, чтобы ребенок знал назначение, строение предмета, помочь выделить части, особенности строения. Знакомим с теми предметами, которые встречаются в жизни, окружают ребенка. Словарная работа обязательна: варежка, пальчик, манжета, теплая, удобная, пушистая. Воспитательные задачи - отношение к предмету. Структура занятий из трех частей. Приносим игровой персонаж (он должен быть смешной), создается игровая ситуация.

Чтобы дети лучше осознали все части варежки, нужно использовать различные варежки - Мишкины (нет пальчика, нет манжетки, разный материал).

В третьей части может быть выбор предметов годных и не годных. Нужен специальный дидактический материал (чашка без дна, без ручки и т.д.).

Второй этап занятий, где мы знакомим с качествами и свойствами.

  1. Познакомить с конкретными качествами и свойствами и, соответственно, обследовать действия.
  2. Словарная работа: название качеств и свойств.
  3. Воспитательные задачи: отношение к предметам.

Первая часть направлена на выявление качества и свойства: прозрачный, непрозрачный (средняя группа). Матрешка опускает предметы в стаканчики (стеклянный, бумажный). Странное дело, когда я опускаю предмет в стеклянный стакан - вы его узнаете, а в бумажном стакане - нет. Почему?

Через стеклянный стакан предмет виден, он прозрачный, а через бумажный - нет, он не прозрачный.

Вторая часть. Формирование обследовательских действий. Для того, чтобы узнать, что нужно сделать. Посмотреть на свои ноги через крышку стола. Что вы видите? А теперь посмотрим в окно? Что нужно сделать? (посмотреть). Узнали, как определить, прозрачный и непрозрачный.

Третья часть: выделение этих качеств в разных предметах. Как узнали? Найдите в нашей группе.

РОДОВЫЕ ОБОБЩЕНИЯ.

Средняя группа - "Игрушки".

Взять Мишку, мяч, машину (3-4 предмета).

Начинаем с того, что бегло рассматриваем предметы, во что одеты, как можно играть. Нужно задавать вопрос: как можно играть? Как эти предметы отличаются друг от друга? А потом спросить, что же у них одинаковое. (Дать детям выговориться). А что нужно делать с ними? (И с куклой, и с машиной, и с мячиком). Итак, со всеми ими можно играть? Что же это такое? - Игрушки. Найди игрушки.

Рекомендую воспитателям в своей работе использовать толкование понятий, используя словари Ожегова СИ. Шведова Н.Ю., и Даля В.И. о предметном мире.

См.: Толкования С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведова и Владимира Даля о предметном мире. (Российская Академия наук, Институт русского языка, Российский фонд культуры. СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведов «Толковый словарь русского языка», - Москва: «АЗЪ». -1993г.)

ПОНЯТИЕ.

Понятие - логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений.

Понятие — целостная совокупность суждений, т.е. мыслей, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта.

Понятие, - по Философскому энциклопедическому словарю, -это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

Понятие - это обобщающая мысль, раскрывающая существенные свойства, признаки того или иного явления.

Понятие отличается от представления тем, что:

  • во-первых,   представление   индивидуально, ибо оно имеет место у каждого отдельного человека, а понятие является общим для всех;
  • во-вторых, понятие отражает существенные признаки, в то время как представление — отражает внешние признаки;
  • в-третьих, понятие возникает не стихийно, как представление, а формируется человеком сознательно.

Понятия по своей глубине и широте отражения действительности могут быть различными. Одни из них охватывают сравнительно небольшую группу предметов, другие - более широкую общность.

(См.: Философский энциклопедический словарь. - М.,1989. - С.513.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. "

Актуальностьсоздания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деяте...

Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста "Рыбки живые и игрушечные "

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку занятия с детьми младшего дошкольного возраста-от 1, 5 до 2-х лет. В ходе занятия идет знакомство детей с живыми и игрушечными рыбками, расширяются и ...

Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста "В гости к братцу кролику"

В данном занятии малыши вспоминают названия домашних животных,что едят,как кричат и т.д.за счет чего происходит активизация словаря детей....

Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие с весной"

Занятие расчитано на детей от 1,5 до 2-х лет.Помогая Весне дети учатся не только сострадать и сопереживать,но и узнают что-то новое про кролика и зайца,и других животных....

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ 3ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3Значение сенсорной культуры для развития ребенка 4Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, М....