Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Малахова Галина Дмитриевна

Занятие о праздновании народных праздников Сороки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_perelyotnye_ptitsy.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной НОД  по

 познавательно-речевому развитию в средней группе

Тема: «Перелётные птицы»

Малахова Галина Дмитриевна

воспитатель 1 квалификационной категории

МДОУ  «Детский сад №3», г. Торопца

г. Торопец

Направление: познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Данная НОД проводилась с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет. В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная область Познание была в интеграции с образовательными областями Коммуникация, Социализация, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.

  При планировании НОД были учтены возрасные особенности детей.

Цель НОД:  Развитие познавательно-речевой активности детей средней группы.

НОД была направлена на решение триединой дидактической задачи.

Задачи:

  1. Познавательная. Расширять знания о перелётных птицах -  грач, скворец, познакомить с жаворонком. Познакомить с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки».
  2. Воспитательная. Воспитывать интерес к русской культуре. Учить бережно относиться к природе, соблюдать правила поведения в лесу.
  3. Развивающая. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи, обогащать словарный запас – капель, проталины, талая вода, окрапить.

Интеграция образовательных областей.

Основная образовательная область.

Познание: расширять знания о перелётных птицах, пополнять знания о народных праздниках, развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, навыки сравнения, наблюдательность.

Задачи интегрированных образовательных областей.

Здоровье. Создание эмоционального благополучного климата в групе, развивать координацию движения с речью, закрепление культурно-гигиенических навыков.

Коммуникация. Расширять и активизировать слова по теме «Птицы», «Времена года», «Народные праздники».

Социализация. Формировать сознание детей, бережное отношение к природе, воспитывать культуру общения, доброжелательность, взаимопонимание, учить помогать и уступать друг другу.

Чтение художественной литературы. Приобщение к словесному искусству, произведение В.В. Бианки «Теремок», знакомство с пословицами и поговорками и приметами весны. Знакомство и заучивание закличек о весне.

Художественное творчество. Развивать продуктивную деятельность детей. (Лепка) – лепка жаворонков из глины и теста.

Физическое развитие. Развмвать двигательную активность.

Для решения поставленных задач мною использовались разнообразные методы и приёмы.

Методы:

  1. Словесные – беседа, объяснение, художественное слово.
  2. Наглядные – наблюдение, экскурсии, показ иллюстраций, слайдов, пиёмов работы, оформление папки-ширмы.
  3. Практические – игровые упражнения,  д\игра, динамическая пауза, самостоятельная работа.
  4. Игровые – игровая мотивация, загадки.
  5. Метод похвалы.
  6. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

Была проведена предварительная работа. Занятия, беседы о перелётных птицах. Чтение художественной литературы В.В. Бианки «Теремок», знакомство с пословицами, поговорками и приметами весны. Лепка из глины жаворонков.  Изготовление костюмов для обыгрывания роли солнца, весна.

Наблюдение на прогулке. Наблюдение за птицами, гнёздами. Рассматривание альбомов о весне, птицах, животных. Наблюдение из окна.

Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, познавательно-иследовательская, продуктивная, коммуникативная, коллективна, фронтальная, индивидуальная.

Материалы к занятию: иллюстрация с изображением весенних пейзажей, иллюстративный материал с изображением птиц, прилетающих с началом весны, экран, магнитафон, папка-передвижка «Береги лес», скалки, тесто, кувшин с водой, корзина с жаворонками.

Действующие лица: Солнышко, весна – родители., воспитатель, помощьник воспитателя.

Ход занятия.

  Наблюдение в спальне из окна.

- Какое время года?

- Почему?

- А хотите пойти на экскурсию в зимний лес?

- Как вы оденитесь?

- Какую одежду вы выберите для весенней прогулки? (сапоги резиновые, куртка весенняя, лёгко вязаная шапочка).

Дети входят в группу.

- Тишина какая в лесу. Лес ещё не проснулся от зимней спячки. Кто поможет его разбудить? Давайте позовём весну, и она поможет нам это сделать. (Закличка о весне).

Приди к нам весна со радостью,

Со великаю к нам со милостью,

Со рожью зернистою, со пшеничкой золотистою!

Ой весна ты моя весняночка,

Из-за жёлтых лесов, из-за синих морей приходи!

Светом солнышком озори!

Под запись птичьих голосов входит весна (из раздевалки) с кувшином талой воды.

Воспитатель: «Весна красная, долгожданная, где же ты так долго бродила?»

Весна: «С зимою лютою встречалась, растопила ей сердце холодное, напоила землю матушку!»

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видить я!

Идите все ко мне по ближе,

Я вас водою окраплю,

Только снежной водой талой

Стены вашего детсада.

Чтобы весной всё дышало,

Чтобы росли вы крепкими и здоровыми.

(Брызгает на детей и на группу)

Ну-ка , птички, вы летите,

О себе нам раскажите.

- С моим приходом вернулись в родные края птицы перелётные. Каких птиц вы знаете? Послушайте я вам загадаю загадку: «Чёрный проворный, кричит»крак» червякам враг» (Грач).

- А на какую птицу похож грач? Чем питается? Беседа с детьми. Воспитатель вывешивает картинку с изображением грача, с прилётом грачей начинается весна, на проталинах появляются первые подснежники.

Беседа. Почему нельзя рвать большие букеты?

Дети идут с весной дальше, подходят к лужам, ручейку. Почему потекли ручейки? Обращает внимание на изображение сугроба.

Пригрела весна, тепло ему стало, солнышко бока защикотало, не выдержал сугроб, рассмеялся. Брызнули ручейки во все стороны, лужи образовались, лужи вы стороной обходите,а через ручейки перепрыгивайте.  (На полу макеты луж и скакалками обозначены ручейки).

- Кого хотят разбудить ручейки? (Ответы детей)

- Почему вода называется талой? (Подходят к берёзке, весна загадывает загадку) «На шесте дворец, во дворце певец». Кто это? (Беседа с детьми).

- Какие домики делают для скворцов? Почему их развешивают в садах? Показ картинки на слайдах.

- Птицы приносят пользу, уничтожают вредителей.

 - Чего нельзя делать в лесу? (Плакаты правила поведения в лесу) Идут дальше.

- Что-то солнышка в лесу не видно, давайте закличкой позовём его.

Солнышко, солнышко,

Выгляни на брёвнышко,

Там детки сидят,

На тебя глядят!

Звучит музыка, входит солнышко, в руках корзиночка с жаворонками вылепленных из глины.

Солнышко: Иду, иду, весну веду!

Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые!

Воспитатель: Солнышко, а что это у тебя в корзиночке?

Солнышко: Это жаворонки. Жаворонки – это одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка. Бог подбросил вверх кусочек земли и превратил его в серую, как земля птичку – жаворонка. Как божью птицу, Жаворонка, запрещалось употреблять в пищу, а убить его, считалось большим грехом. Жаворонка считали певцом Божьей Матери. Сам жаворонок о себе говорит так: « Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прславляю».

Воспитатель: Согласно легенде, поднявшись в небо, Жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолвкнув, взлетает ещё выше. На экране появляется видео о жаворонке в музыкальном сопровождении.

Воспитатель: Весной есть праздник – День прилёта птиц,22 марта. В народном календаре этот день носит название «Сороки». К этому дню прилетает из тёплых тран 40 видов птиц и первая из них – жаворонок. К этому празнику хозяйки пекли из теста птичек «Жаворонков», а утром «Жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печёных «Жаворонков» на длинные палки, выбегали сними на пригорки и , сбившись вкучу, кричали, что есть силы, закликая Жаворонков и весну.

Жаворонки прилетите,

 студёную зиму унесите,

теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

весь хлеб у нас поела!

Ой, вы жаворонки, жаворонки!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое – коровье,

Второе овечье,

Третье – человечье.

Эти коротенькие песенки называются веснянками. В них дети обращаются к жаворонкам к весне, просят принести хлеба вольного, лета тёплого.

Солнышко: Молодцы, ребята. А как одним словом можно назвать птиц, которые прилетают к нам из тёплых стран? (Перелётные). Много вы знаете о весне, о птицах, за это примите от меня угощение. Вот вам тесто, а вы из него испеките жаворонков.

Детям раздаются кусочки теста, они подходят к подготовленным для работы столам. Помощьник воспитателя вместе с детьми моет руки. Затем, дети приступают лепить жаворонков. Готовую выпечку на подносе уносят на кухню.

Воспитатель: Дети давайте поблагодарим весну и солнышко, им пора уходить. Герои прощаются с детьи и под музыку уходят.

Итог. Дети пьют час с испечёнными жаворонками.

Воспитатель: Мы с вами были в гостях в лесу, именно в гостях, потому что лес – это наш дом, это дом лесных зверей и птиц, помните об этом.

Самоанализ к конспекту НОД

 «Перелётные птицы».

Направление: познавательно-речевое, художественно- эстетическое.

Данная НОД проводилась с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет. В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная область Познание была в интеграции с образовательными областями Коммуникация, Социализация, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.

  При планировании НОД были учтены возрасные особенности детей.

Цель НОД:  Развитие познавательно-речевой активности детей средней группы.

НОД была направлена на решение триединой дидактической задачи.

Задачи:

  1. Познавательная. Расширять знания о перелётных птицах -  грач, скворец, познакомить с жаворонком. Познакомить с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки».
  2. Воспитательная. Воспитывать интерес к русской культуре. Учить бережно относиться к природе, соблюдать правила поведения в лесу.
  3. Развивающая. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи, обогащать словарный запас – капель, проталины, талая вода, окрапить.

Интеграция образовательных областей.

Основная образовательная область.

Познание: расширять знания о перелётных птицах, пополнять знания о народных праздниках, развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, навыки сравнения, наблюдательность.

Задачи интегрированных образовательных областей.

Здоровье. Создание эмоционального благополучного климата в групе, развивать координацию движения с речью, закрепление культурно-гигиенических навыков.

Коммуникация. Расширять и активизировать слова по теме «Птицы», «Времена года», «Народные праздники».

Социализация. Формировать сознание детей, бережное отношение к природе, воспитывать культуру общения, доброжелательность, взаимопонимание, учить помогать и уступать друг другу.

Чтение художественной литературы. Приобщение к словесному искусству, произведение В.В. Бианки «Теремок», знакомство с пословицами и поговорками и приметами весны. Знакомство и заучивание закличек о весне.

Художественное творчество. Развивать продуктивную деятельность детей. (Лепка) – лепка жаворонков из глины и теста.

Физическое развитие. Развмвать двигательную активность.

Для решения поставленных задач мною использовались разнообразные методы и приёмы.

Методы:

  1. Словесные – беседа, объяснение, художественное слово.
  2. Наглядные – наблюдение, экскурсии, показ иллюстраций, слайдов, пиёмов работы, оформление папки-ширмы.
  3. Практические – игровые упражнения,  д\игра, динамическая пауза, самостоятельная работа.
  4. Игровые – игровая мотивация, загадки.
  5. Метод похвалы.
  6. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

Была проведена предварительная работа. Занятия, беседы о перелётных птицах. Чтение художественной литературы В.В. Бианки «Теремок», знакомство с пословицами, поговорками и приметами весны. Лепка из глины жаворонков.  Изготовление костюмов для обыгрывания роли солнца, весна.

Наблюдение на прогулке. Наблюдение за птицами, гнёздами. Рассматривание альбомов о весне, птицах, животных. Наблюдение из окна.

Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, познавательно-иследовательская, продуктивная, коммуникативная, коллективна, фронтальная, индивидуальная.

Материалы к занятию: иллюстрация с изображением весенних пейзажей, иллюстративный материал с изображением птиц, прилетающих с началом весны, экран, магнитафон, папка-передвижка «Береги лес», скалки, тесто, кувшин с водой, корзина с жаворонками.

Действующие лица: Солнышко, весна – родители., воспитатель, помощьник воспитателя.

Структура занятия.

Вводная часть. Организация детей – 3 минуты

Основная часть. Практическая деятельность – 20 минут

Заключительная часть, подведение итогов – 3 минуты

  Данная структура вполне орпавдана, так как направлена на решение определённых педпгогических задач и  предлагает выбор различных методов и приёмов.

  Вводная часть НОД предлагала организацию детей: переключение внимание на предстаящую деятельность, стимулировала интерес к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью на блюдения из окна, игрового сюжета «Сказочное путешествие в лес».

  Для повышения мотивации, участию предстоящей деятельности на каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, мультимедийная установка, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности, было продумано их рациональное размещение в учебном пространстве.

Основная часть НОД. Это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, напрвленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных задач. В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных  знаний с целью подведения к восприятию новых знаний. В середине занятия с целью снятия напряжения была проведены двигательная активность детей. Нод была построена с использованием элементов современных образовательных технологий, индивидуально дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий и дидактических пособий. Интерес детей поддерживался с помощью ролей, исполняемых взрослыми – солнце, весна. Во время НОД общалась с детьми на одном уровне «глаза в глаза». Дети на занятии были раскрепощёнными, чувствовали себя комфортно.

Заключительная часть. Дети получили наибольшее удовольствие – чаепитие с испечёнными «Жаворонками». Во время непроизвольной беседы был подведён итог занятия.

  Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим  были соблюдены. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям СанПинов. Обращала внимание на осанку детей. Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Дети получили удовольствие от НОД. Правильное построение разных видов деятельности позволило провести её, не выходя за рамки времени – 25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами продуктивной деятельности "Жизнь птиц зимой"

Развивать познавательный интерес удетей любовь к родной природе, вспомнить название зимующих птиц; учить добрате,заботливому отношению к птицам....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы

Занятие о расширении знаний детей о жизни птиц зимой,их повадках,питании.Занятие воспитывает сопереживание,сочувствие,желание помогать птицам в трудных зимних условиях....

План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме «Где живут птицы и животные»

План-конспект НОДпо познавательно-речевому развитию в подготовительной группепо теме «Где живут птицы и животные»  Образовательная область: познавательное, речевое развитие.Цель: повышение к...

Конспект ИОД по познавательно - речевому развитию «Птицы» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР

Цель: прививать  интерес к миру птиц.Задачи:- Закрепить  знания детей о птицах родного края.- Формировать интерес к миру птиц.- Активизировать, расширять  словарь по теме, стимулировать...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы".

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы"....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы".

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы"....