Главные вкладки

    Конспект ИОД по познавательно - речевому развитию «Птицы» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Цель: прививать  интерес к миру птиц.

    Задачи:

    - Закрепить  знания детей о птицах родного края.

    - Формировать интерес к миру птиц.

    - Активизировать, расширять  словарь по теме, стимулировать речевую активность.

    - Упражнять в умении составлять сложноподчинённые предложения.

    - Развивать память, мышление, слуховое внимание.

    - Воспитывать  жела­ние  наблюдать за птицами и помогать им в зимний период.

    - Учить составлять паспорт для птиц.

     Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ptitsa.docx25.7 КБ

    Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №7 «Сказка»

    поселка    Мостовского

    муниципального образования Мостовский район

     

     Конспект ИОД

    по познавательно - речевому развитию  

    «Птицы» с использованием игровой и

     здоровьесберегающей технологий

    для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР

    Разработала: Владимирова В.Н.,

    воспитатель I кв. категории

     

    2016 г.

    Цель: прививать  интерес к миру птиц.

    Задачи:

    - Закрепить  знания детей о птицах родного края.

    - Формировать интерес к миру птиц.

    - Активизировать, расширять  словарь по теме, стимулировать речевую активность.

    - Упражнять в умении составлять сложноподчинённые предложения.

    - Развивать память, мышление, слуховое внимание.

    - Воспитывать  желание  наблюдать за птицами и помогать им в зимний период.

    - Учить составлять паспорт для птиц.

     Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие.

    Форма организации - фронтальная.

    Место проведения: группа.

    Методы и приёмы: игровые, словесные, наглядные; методы стимулирования познавательной активности, метод поощрения.

    Материал и оборудование: ноутбук, иллюстрации  зимующих птиц; записи голосов птиц,  кормушки,  корма для птиц.  

    Предварительная работа:

    Разучивание стихов о птицах, изготовление кормушек, наблюдения.

     

    Ход  ИОД:

     Включить запись пения птиц.

    Дети:

    -Доброе утро! – птицы запели,

    Добрые люди встают с постели;

    Прячется вся темнота по углам,

    Солнце взошло и идет по делам.

    Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас?

    Выслушиваются мнения детей.

    - А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?

    - Почему?

    - Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц?

     Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?

     Игра на внимание: «Прилетели птицы».

    Воспитатель читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши. Сосчитать всех птиц и  назвать число, соответствующее их количеству.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Мухи,воробьи,
    Комары и снегири,

    Дятлы и лягушки,

    Совы и ватрушки.

     Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных?

    Выслушиваются ответы детей.

    На столе у вас лежат перья. Скажите, для чего нужны перья птице?

    Ответы детей.

    Верно. Перья птице необходимы для полёта, а ещё они обогревают её тело. Но всё-таки, некоторые птицы не выдерживают низких температур, и улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?

    Ответ детей (перелётными).

    Ребята, давайте рассмотрим  как устроены перья у птиц.

    У пера есть проходящий в середине упругий стержень и плоское опахало.

    А что можно ещё сказать о стержне?

    Ответы детей: плотный, пустой.

    Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так падает?

    Ответы детей. Оно падает медленно, плавно кружась. Перо лёгкое и эластичное. Это помогает птицам в полёте.

     Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем  читать стихи о птицах нашего края, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

    Давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы ребята.

    Но сначала отгадаем загадку.

    Ищет целый день он крошки,

    Ест букашек, червячков.

    Зимовать не улетает,

    Под карнизом обитает. (воробей)

    Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение):

    Чик-чирик, чик-чирик!

    Воробей скачет по дорожке,

    Собирает хлебные крошки.

    По ночам кочует,

    Зёрнышки ворует!

    В: Как чирикает воробей? (чик-чирик)

    Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску. Включается запись голоса.

    Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зёрнышками овса, только воробьи клюют пшено.

    Верещунья, белобока,

    А зовут её… (сорока).

    Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение):

    Не сидит она на месте,

    На хвосте разносит вести.

    Может, в них и мало прока.

    Но горда собой сорока.

    Картинка с изображением сороки помещается на выставку - доску.

    В: Послушайте, как трещит сорока (включается запись голоса).

    Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и сидит разглядывает. Потом схватит, в гнездо своё утащит. Сорока всеядна.

    Спиною зеленовата,

    Животиком желтовата.

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика. (синица)

    Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение):

    Пусть снег вокруг искриться

    И зимний ветер злится –

    Поёт не уставая

    Синица расписная.

    Картинка с изображением синицы помещается на выставку - доску.

    В: Послушайте, как поёт синица. (запись голоса)

    Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян, любят сырое несолёное сало и мясо.

    Чёрный жилет, красный берет,

    Нос, как топор, хвост, как упор.(дятел)

    Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение):

    Дятел – врач лесного царства,

    Дятел лечит без лекарства.

    Лечит липы, клёны, ели,

    Чтоб росли и не болели.

    Картинка с изображением дятла помещается на выставку - доску.

    В: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живёт в дупле.

    Послушайте, как стучит дятел (включается запись).

    Окраской – сероватая,

    Повадка – вороватая,

    Крикунья хрипловатая.

    Известная персона.

    Кто это? ( ворона)

    Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение):

    Особа всем известная,

    Она - крикунья местная.

    Увидит тучку тёмную,

    Взлетит на ель зелёную

    И смотрит, словно с трона,

    А это ведь ворона.

    В: Послушайте, как ворона каркает (включается запись).

    Ворона – важная, горластая. Вороны имеют полностью чёрную окраску, но встречаются и чёрные с серой окраской. Летают обычно стаями. В стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

    Проводится физкультминутка.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

    Птица крыльями взмахнула,

    Птица перья отряхнула,

    Крылья убрала назад,

    Сделав очень важный взгляд.

    Посмотрела вправо-влево,

    Удивилась: «Что за дело?

    Нет тут птицы ни одной,

    Полечу-ка я домой».

    Полетела, полетела,

    В гнёздышко своё присела.

    В: Молодцы ребята! Красивая получилась у нас выставка!

     Сейчас поиграем в игру «Какой птички не стало?»

    (На доске несколько картинок с изображениями  птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

    Ребята, подумайте может каких-нибудь птиц не назвали? (  голубь).

    Голубь часто мы видим эту доверчивую птицу. Они любят крупу и хлеб. Как голубь воркует? (гру-гру).

    Голубя считают символом мира.

    В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).

    Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Небогаты их корма,

    Горсть одна нужна,

    Горсть одна – и не страшна

    Будет им зима.

    Сколько гибнет их –

    Не счесть, видеть тяжело!

    А ведь в нашем сердце есть

    И для них тепло.

    Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    В:Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашей площадке мы повесим кормушки и будем насыпать в них корм. Может быть, за зиму мы спасём ни одну птицу.

    В: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Но помните, что каждая птица предпочитает свой корм.

    Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели  голуби, а на другую – воробьи. Чем их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитают птицы).

    В: Ребята, что вам понравилось  больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

    Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать.

    Приучите этих птиц

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

     Птицы  обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

    -Вам было интересно? 

    -Что узнали новое?

    -Денис, Света, Полина замечательно рассказали стихотворения.

    -Тимур  сегодня был самым активным. Молодец!

    -Антон принёс корм для птичек. Спасибо.

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект итогового занятия по развитию речи на тему "День Защитника Отечества" для детей старшей группы компенсирующей направленности

    Данный конспект НОД по развитию речи на тему "День защитника Отечества" предназначен для детей старшей группы компенсирующей направленности(ЗПР/ЗПРР), но возможно его применение и в логопедических гру...

    Конспект занятия по речевому развитию на тему «Эти мудрые русские сказки» для детей старшей группы

    Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками....

    Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Шаль для королевы Осени»

    Совершенствование и обобщение знаний об осени; активизация знаний об осенних явлениях; развитие фантазии и воображения в процессе вспоминания образов, связанных с осенью, знакомство с техникой рисован...

    Конспект ИОД по познавательно - речевому развитию «Дары осени» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР

    Задачи:- Расширять представления детей о многообразии растений, их плодов.- Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их.- Расширять представления о разнообразном использовании чело­веком...

    Конспект НОД по речевому развитию на тему: "Мы рады приходу весны!" для детей старшей группы.

    Развитие детского мышления путём уточнения и систематизирования представлений о весенних изменениях в природе....