Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию на тему: «Как лесные звери проводят зиму» для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 Костенко Елена Игоревна

Обобщить знания детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_zveri_zimoy.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию на тему: «Как лесные звери проводят зиму» для  подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Цель занятия:

Обобщить знания детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Задачи:

1. Образовательные:

•Закрепить знания о том, что животные могут выжить в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.

•Закрепить умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания.

2. Развивающие:

Развивать интерес к жизни животных.

•Формировать навыки экологически безопасного поведения.

•Развивать речь детей, память, мышление, внимание.

3. Воспитательные:

•Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость.

•Воспитывать внимание и бережное отношение к природе.

4. Коррекционные:

•Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.

•Ввести в активный словарь детей слова:

- существительные: медведь, берлога, ёж, заяц, лиса, белка, волк, дупло, нора, шуба, мех;

- прилагательные: пушистый, серебристый, морозный, бодрящий, искристый, чуткий, косой, неприметный, худой, уютный;

- глаголы: пробираться, не спугнуть, накапливать, устилать, наведываться, заметать.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Демонстрационный материал:

•Конверт с фотографиями ежа и медведя;

•Игрушечный фотоаппарат;

•Маски зверей: заяц, белка, волк, лиса, медведь;

•Аудиозапись «Звуки леса зимой»;

•Диорама «Лесная полянка» с плоскостными фигурками зверей из картона (заяц, волк, белка, ёж, лиса, лось, кабан, медведь);

•Мнемотаблица «Белка»;

•Ребус «Ёж»;

•Большие буквы из цветного картона для составления слов «ЛИСА», «ВОЛК».

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Животные зимой»;

- беседы: «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?», «Что помогает животным выжить зимой?»;разучивание стихов о зиме; составление описательных рассказов о диких животных; чтение природоведческой литературы;

- художественная деятельность: рисунки детей;

- театрализованная деятельность: игры-имитации, драматизация сказки «Зимовье зверей»;

- проведение дидактических и подвижных игр.

Ход мероприятия:

I. Сюрпризный момент«Письмо от Незнайки»

Воспитатель вносит конверт.

Ребята, это письмо я нашла сегодня около нашей группы. Давайте откроем его и прочтем, что там написано.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята! В январе я был в лесу, хотел сфотографировать животных и узнать, как они живут, но встретил только ежа и медведя. Посылаю вам их фотографии. С приветом, Незнайка».

Воспитатель достает из конверта фотографии медведя и ежа и показывает детям.

Ребята, скажите, мог Незнайка в январе увидеть в лесу этих зверей?

(Ответы детей)

Правильно, конечно, не мог. А почему? Чем они занимаются зимой?

(Медведь и ёж спят в своей берлоге до самой весны)Незнайка просто все перепутал. Давайте отправимся в лес, и сами узнаем, как звери проводят зиму, сфотографируем их и отправим Незнайке наше письмо и фотографии.

Воспитатель достает маски. Дети выбирают, кем хотели бы быть и прячут маски за спину.

II.

Закройте глаза и прислушайтесь… (звучит запись: лесные шорохи, скрип дерева, завывание вьюги).

Ну, вот, мы и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Деревья стоят в инее, а сколько снега кругом!

Воспитатель читает стихотворение:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь.

А воздух какой! (морозный, бодрящий)

А пахнет как! Давайте понюхаем. (Нюхают воздух). Пахнет зимней свежестью.

А теперь давайте выберемся вон на ту полянку (воспитатель показывает в сторону диорамы). Мы пойдем по глубокому искристому снегу, будем пробираться через кусты, сквозь ветки деревьев (дети имитируют движения ходьбы по лесу). Ну, вот, мы пришли.

Кажется, на полянке кто-то есть! Давайте тихо постоим, чтобы никого не спугнуть. Посмотрите внимательно, вон там под кустом (деревом) кто-то беленький. (Это заяц). Давайте спросим у Зайца, как ему живется зимой? (Ребенок надевает маску зайца).

Заяц: Я – Заяц. Норки у меня нет, но зато есть теплая белая шубка. В ней мне не страшны морозы зимой. Питаюсь я корой молодых деревьев, а от врагов меня спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза и неприметная на снегу белая шубка.

Ребята, давайте поиграем с Зайчиком. (Пальчиковая игра «Скачет зайчик»).

А кого вы видите справа (слева) от елки? (Это Волк). Давайте узнаем у Волка. Как ему живется зимой? (Ребенок надевает маску Волка).

Волк: Нам, волкам, тяжело жить зимой. Мы худые, злые, голодные. Сбиваемся в стаи, ходим цепочкой друг за другом в поисках добычи. Острые зубы и сильные ноги помогают нам в этом.

Вставай, Волк в середину круга, закрой глаза и узнай, кто из ребят произнес звук «У-у-у»

(Игра «Кто позвал» - на слуховое внимание).

А вот следующего зверя вы узнаете, если внимательно посмотрите на эту схему. Кто на ней изображен? Кому принадлежат эти предметы? (Воспитатель показывает схему)(Это Белка)(Ребенок надевает маску Белки).

Белка: Я – Белка. Моя зимняя серая шубка теплее летней рыжей. Зима в ней не страшна. Живу я в гнезде, а в дупле с осени у меня спрятаны запасы орехов, сухих грибов, шишек.

Ребята, посмотрите, а вот это что за гора, как вы думаете? (Воспитатель показывает на середину диорамы)(Берлога медведя).

Кто может рассказать про медведя? (Выходит ребенок, надевает маску).

Ребенок: За лето медведь накапливает жир (усиленно питается, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны.

Пусть медведь спит, а мы с вами поиграем в игру «И под горкой снег…».

Ребенок: Я хочу загадать загадку про зверька.

Загадка: Этот зверек приготовил с осени уютное гнездо из сухих листьев, в нем и спит до весны.

(Это Ёж)

Воспитатель показывает ребус. А этого зверька вы узнаете, если разгадаете ребус:

(Ребенок надевает маску Лисы).

Лиса: Зимой мне голодно. Главным кормом становятся мыши-полевки. У меня очень тонкий слух и острый нюх. Это помогает мне охотиться. Зимой я иногда наведываюсь в деревню. Очень курочек люблю!

Воспитатель: Предлагаю разбиться на две команды. Каждая должна собрать знакомые слова. Чья команда быстрее соберет, та и выигрывает. (Дети собирают из букв слова «ЛИСА» и «ВОЛК»).

Ребята, мы сегодня увидели зайца, белку, волка, лису, узнали про ежа и медведя. А кого еще можно увидеть в лесу зимой?

(Ответы детей: лось и кабан).

Кто нам может рассказать про лося?

Ребенок: У лося рога как две огромные лопаты. Он может легко перейти болота и небольшое озеро. Питается ветками и корой деревьев.

Кабан – дикая свинья. Ноги у кабана короткие, но передвигается он быстро. Зрение у кабана плохое, но очень хороший слух и нюх.

Воспитатель: Давайте, мы с вами отправим портреты зверей Незнайке!

(Воспитатель фотографирует всех зверей на полянке).

Вот, ребята, мы с вами и узнали, как живут звери зимой в лесу и теперь сможем рассказать Незнайке и послать ему фотографии. А наша прогулка подходит к концу.

Напоследок я хочу предложить вам игру «Закончи предложение». Я буду читать предложение, а вы его заканчивать:

Заяц зимой белый, а летом….

У зайца хвост короткий, а уши….

У белки задние лапы длинные, а передние….

Белка зимой белая, а летом….

Белка живет в дупле, а медведь….

У лисы шерсть мягкая, а у волка….

Лиса живет в норе, а волк….

Рефлексия

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось, запомнилось в нашем путешествии? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию на тему "Вот так чудо - снеговик"

Конспект занятия по ручному труду из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...

Тема: «Здравствуй, Зимушка - Зима!». ( подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)

Тема: «Здравствуй, Зимушка - Зима!». ( подготовительная группа компенсирующей направленностидля детей с нарушением речи)  Программное содержание:1. Обогащение знаний детей о...

Конспект игровой образовательной ситуации по художественно – эстетическому развитию на тему: «Красивый коврик» (коллективное рисование). Младший возраст.

Конспект игровой образовательной ситуации по художественно – эстетическому развитию на тему: «Красивый коврик» (коллективное рисование).Младший возраст....

Конспект подгруппового НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «Зимующие птицы».

Вашему вниманию представляю конспект в рамках лексической темы недели "Зимующие птицы", являющийся итоговым занятием по закреплению лексического материала и развитию связной речи детей старш...