Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию на тему: «Как лесные звери проводят зиму» для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 Костенко Елена Игоревна

Обобщить знания детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_zveri_zimoy.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию на тему: «Как лесные звери проводят зиму» для  подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Цель занятия:

Обобщить знания детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Задачи:

1. Образовательные:

•Закрепить знания о том, что животные могут выжить в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.

•Закрепить умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания.

2. Развивающие:

Развивать интерес к жизни животных.

•Формировать навыки экологически безопасного поведения.

•Развивать речь детей, память, мышление, внимание.

3. Воспитательные:

•Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость.

•Воспитывать внимание и бережное отношение к природе.

4. Коррекционные:

•Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.

•Ввести в активный словарь детей слова:

- существительные: медведь, берлога, ёж, заяц, лиса, белка, волк, дупло, нора, шуба, мех;

- прилагательные: пушистый, серебристый, морозный, бодрящий, искристый, чуткий, косой, неприметный, худой, уютный;

- глаголы: пробираться, не спугнуть, накапливать, устилать, наведываться, заметать.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Демонстрационный материал:

•Конверт с фотографиями ежа и медведя;

•Игрушечный фотоаппарат;

•Маски зверей: заяц, белка, волк, лиса, медведь;

•Аудиозапись «Звуки леса зимой»;

•Диорама «Лесная полянка» с плоскостными фигурками зверей из картона (заяц, волк, белка, ёж, лиса, лось, кабан, медведь);

•Мнемотаблица «Белка»;

•Ребус «Ёж»;

•Большие буквы из цветного картона для составления слов «ЛИСА», «ВОЛК».

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Животные зимой»;

- беседы: «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?», «Что помогает животным выжить зимой?»;разучивание стихов о зиме; составление описательных рассказов о диких животных; чтение природоведческой литературы;

- художественная деятельность: рисунки детей;

- театрализованная деятельность: игры-имитации, драматизация сказки «Зимовье зверей»;

- проведение дидактических и подвижных игр.

Ход мероприятия:

I. Сюрпризный момент«Письмо от Незнайки»

Воспитатель вносит конверт.

Ребята, это письмо я нашла сегодня около нашей группы. Давайте откроем его и прочтем, что там написано.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята! В январе я был в лесу, хотел сфотографировать животных и узнать, как они живут, но встретил только ежа и медведя. Посылаю вам их фотографии. С приветом, Незнайка».

Воспитатель достает из конверта фотографии медведя и ежа и показывает детям.

Ребята, скажите, мог Незнайка в январе увидеть в лесу этих зверей?

(Ответы детей)

Правильно, конечно, не мог. А почему? Чем они занимаются зимой?

(Медведь и ёж спят в своей берлоге до самой весны)Незнайка просто все перепутал. Давайте отправимся в лес, и сами узнаем, как звери проводят зиму, сфотографируем их и отправим Незнайке наше письмо и фотографии.

Воспитатель достает маски. Дети выбирают, кем хотели бы быть и прячут маски за спину.

II.

Закройте глаза и прислушайтесь… (звучит запись: лесные шорохи, скрип дерева, завывание вьюги).

Ну, вот, мы и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Деревья стоят в инее, а сколько снега кругом!

Воспитатель читает стихотворение:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь.

А воздух какой! (морозный, бодрящий)

А пахнет как! Давайте понюхаем. (Нюхают воздух). Пахнет зимней свежестью.

А теперь давайте выберемся вон на ту полянку (воспитатель показывает в сторону диорамы). Мы пойдем по глубокому искристому снегу, будем пробираться через кусты, сквозь ветки деревьев (дети имитируют движения ходьбы по лесу). Ну, вот, мы пришли.

Кажется, на полянке кто-то есть! Давайте тихо постоим, чтобы никого не спугнуть. Посмотрите внимательно, вон там под кустом (деревом) кто-то беленький. (Это заяц). Давайте спросим у Зайца, как ему живется зимой? (Ребенок надевает маску зайца).

Заяц: Я – Заяц. Норки у меня нет, но зато есть теплая белая шубка. В ней мне не страшны морозы зимой. Питаюсь я корой молодых деревьев, а от врагов меня спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза и неприметная на снегу белая шубка.

Ребята, давайте поиграем с Зайчиком. (Пальчиковая игра «Скачет зайчик»).

А кого вы видите справа (слева) от елки? (Это Волк). Давайте узнаем у Волка. Как ему живется зимой? (Ребенок надевает маску Волка).

Волк: Нам, волкам, тяжело жить зимой. Мы худые, злые, голодные. Сбиваемся в стаи, ходим цепочкой друг за другом в поисках добычи. Острые зубы и сильные ноги помогают нам в этом.

Вставай, Волк в середину круга, закрой глаза и узнай, кто из ребят произнес звук «У-у-у»

(Игра «Кто позвал» - на слуховое внимание).

А вот следующего зверя вы узнаете, если внимательно посмотрите на эту схему. Кто на ней изображен? Кому принадлежат эти предметы? (Воспитатель показывает схему)(Это Белка)(Ребенок надевает маску Белки).

Белка: Я – Белка. Моя зимняя серая шубка теплее летней рыжей. Зима в ней не страшна. Живу я в гнезде, а в дупле с осени у меня спрятаны запасы орехов, сухих грибов, шишек.

Ребята, посмотрите, а вот это что за гора, как вы думаете? (Воспитатель показывает на середину диорамы)(Берлога медведя).

Кто может рассказать про медведя? (Выходит ребенок, надевает маску).

Ребенок: За лето медведь накапливает жир (усиленно питается, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны.

Пусть медведь спит, а мы с вами поиграем в игру «И под горкой снег…».

Ребенок: Я хочу загадать загадку про зверька.

Загадка: Этот зверек приготовил с осени уютное гнездо из сухих листьев, в нем и спит до весны.

(Это Ёж)

Воспитатель показывает ребус. А этого зверька вы узнаете, если разгадаете ребус:

(Ребенок надевает маску Лисы).

Лиса: Зимой мне голодно. Главным кормом становятся мыши-полевки. У меня очень тонкий слух и острый нюх. Это помогает мне охотиться. Зимой я иногда наведываюсь в деревню. Очень курочек люблю!

Воспитатель: Предлагаю разбиться на две команды. Каждая должна собрать знакомые слова. Чья команда быстрее соберет, та и выигрывает. (Дети собирают из букв слова «ЛИСА» и «ВОЛК»).

Ребята, мы сегодня увидели зайца, белку, волка, лису, узнали про ежа и медведя. А кого еще можно увидеть в лесу зимой?

(Ответы детей: лось и кабан).

Кто нам может рассказать про лося?

Ребенок: У лося рога как две огромные лопаты. Он может легко перейти болота и небольшое озеро. Питается ветками и корой деревьев.

Кабан – дикая свинья. Ноги у кабана короткие, но передвигается он быстро. Зрение у кабана плохое, но очень хороший слух и нюх.

Воспитатель: Давайте, мы с вами отправим портреты зверей Незнайке!

(Воспитатель фотографирует всех зверей на полянке).

Вот, ребята, мы с вами и узнали, как живут звери зимой в лесу и теперь сможем рассказать Незнайке и послать ему фотографии. А наша прогулка подходит к концу.

Напоследок я хочу предложить вам игру «Закончи предложение». Я буду читать предложение, а вы его заканчивать:

Заяц зимой белый, а летом….

У зайца хвост короткий, а уши….

У белки задние лапы длинные, а передние….

Белка зимой белая, а летом….

Белка живет в дупле, а медведь….

У лисы шерсть мягкая, а у волка….

Лиса живет в норе, а волк….

Рефлексия

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось, запомнилось в нашем путешествии? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию на тему "Вот так чудо - снеговик"

Конспект занятия по ручному труду из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...

Тема: «Здравствуй, Зимушка - Зима!». ( подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)

Тема: «Здравствуй, Зимушка - Зима!». ( подготовительная группа компенсирующей направленностидля детей с нарушением речи)  Программное содержание:1. Обогащение знаний детей о...

КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПО ОО «ФИЗИЧЕСКОЕ РаЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Конспект игрового физкультурного занятия для детей средней группы по сказке К.И.Чуковского....

Конспект игровой образовательной ситуации по художественно – эстетическому развитию на тему: «Красивый коврик» (коллективное рисование). Младший возраст.

Конспект игровой образовательной ситуации по художественно – эстетическому развитию на тему: «Красивый коврик» (коллективное рисование).Младший возраст....