Конспект итогового занятия по развитию речи на тему "День Защитника Отечества" для детей старшей группы компенсирующей направленности
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кезина Наталья Ильинична

Данный конспект НОД по развитию речи на тему "День защитника Отечества" предназначен для детей старшей группы компенсирующей направленности(ЗПР/ЗПРР), но возможно его применение и в логопедических группах с речевыми диагнозами (ЗРР/ОНР). Этот конспект составлен к итоговому занятию по развитию речи, соответственно плану лексических тем (военные профессии, День защитников Отечества), приурочен к празднику 23 февраля. Он предполагает предварительную работу: чтение рассказов и стихотворений на военную тематику, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворения с ребенком, лепку и аппликацию, рисование, беседы с использованием презентаций, составление рассказа по сюжетным картинкам. К данному конспекту также прилагается презентация "День защитника Отечества".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи

на тему «День Защитника Отечества»

для детей старшей группы компенсирующей направленности

Подготовила и провела:

 учитель-логопед группы компенсирующей направленности

Кезина Наталья Ильинична

Программные задачи:

Образовательные задачи: 

  • продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск,  об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.);
  • закреплять знания детей о кратком и полном ответе, понятии «предложение».
  • упражнять в построении ответа полным предложением.

Развивающие задачи: 

  • развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание;
  • стимулировать речевую активность детей;
  • развивать зрительное восприятие и мелкую моторику руки.

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать чувство гордости за свою армию;  
  • воспитывать уважение к солдату-воину, воинской службе;
  • вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Используемый материал: 

  • цветные иллюстрации с изображением различных родов войск,
  • открытки с поздравлениями с Днем защитника Отечества;
  • черно-белые картинки для раскрашивания (танк, корабль), наложенное изображение;
  • презентация с фотографиями танкистов, пограничников, пехотинцев, летчиков, моряков;
  • кукла-малыш Митя
  • мягкий мяч для игры «Один-много».

Методы и приемы:

  • Наглядные,  (показ, демонстрация);
  • Словесные,  (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Игровые (дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент кукла-малыш);

Предварительная работа:        

  • Чтение        стихотворения        З.Александровой

«Дозор», рассказов С.Баруздина «За Родину!», «Слава!», Л.Кассиля «Твои защитники» (воспитатели группы)

  • Беседы «Богатыри» с использованием презентации «Богатыри на Руси» и картины В.М. Васнецова «Богатыри»; «Российская Армия» с использованием презентации «Как служат в Армии»; «Военная техника России» с использованием презентации «Военная техника» (воспитатели группы, учитель-логопед).
  • Рассматривание картин, иллюстраций о Великой Отечественной войне, о службе в Российской Армии (воспитатели группы, учитель-логопед).
  • Составление рассказа по сюжетным картинкам «Случай на границе» (учитель-логопед).
  • Аппликация «Самолет»; лепка «Танк», рисование «Солдат-пехотинец» (воспитатели группы).

Словарная работа: Российская Армия, защитники, служба,  Отечество, граница,  пограничники, военно-воздушный флот, летчики, военно-морской флот, моряки, капитан, артиллерия, артиллеристы, пехота, пехотинцы, ракетные войска, ракетчики, подводники, военная техника.

Ход занятия:

Орг.момент:

Педагог: Здравствуйте, ребята, к нам сегодня зашел малыш, мальчик по имени Митя и он очень удивлен. Митя увидел в нашей раздевалке необычные открытки. Давайте расскажем ему, для чего же мы украсили раздевалку и нашу группу такими открытками.

Ответы детей: рассказывают Мите о поздравлениях, о  празднике «День защитника Отечества».

Педагог»: Теперь Мите все стало понятно. Вы очень хорошо рассказали. А я хочу прочитать вам одно стихотворение.

День такой у нас один –

Праздник мальчиков, мужчин.

Отмечает вся страна –

Двадцать третье февраля.

Этот день все знать должны –

День Защитников страны.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?

Ответы детей:

Педагог: Вы все правильно сказали. В Армии есть различные рода войск – такая армия сильная, она сможет защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Посмотрите на доску, вы увидите настоящих защитников нашей Родины, военных различных родов войск. Вы узнали всех?

Ответы детей, предположения.

Педагог: А теперь, послушайте загадки  и попробуйте их разгадать, а если вы правильно ответите, то увидите интересную  картинку-отгадку. Можете сравнить ее с картинкой на доске (работа с презентацией).

Загадки:

  1. Он на страже рубежей

День и ночь в дозоре.

Охраняет он страну

От беды и горя.

Друг  - собака у него,

Он в стрельбе отличник.

С автоматом на плече,

Это - …(пограничник). 

/слайды 2-6/

А кто из вас знает, кто такие пограничники? Расскажите малышу.

Ответы детей: рассказывают Мите, описывают, что есть у пограничника, какая форма, какое оружие (с опорой на картинку и слайды).

Педагог: Правильно, ребята. Пограничники – это солдаты, которые охраняют нашу границу от нападения неприятелей, врагов. Они первыми встречаются с нападающими и не дают врагам проникнуть на нашу территорию. У пограничников есть оружие - автоматы, специально обученные собаки. Они помогают пограничникам, выслеживают нарушителей границы, идут по следу, помогают поймать его.  Пограничникам нужны также и вышки, с которых ведется наблюдение.

  1. В небесах стальная птица –

Она быстрее звука мчится.

В кабине штурман и наводчик,

Ведет ее военный …(летчик).

/слайды 6-9/

А кто же такие летчики? Давайте расскажем Мите.

Ответы детей: рассказывают малышу, описывают, что есть у летчика, какая форма, какое оружие (с опорой на картинку и слайды).

Педагог: Правильно. Летчики – это члены экипажа самолета и вертолета. Они не боятся высоты, умеют управлять самолетом, вертолетом, умеют обращаться с парашютом. В случае аварии, возгорания на самолете они должны покинуть самолет или вертолет при помощи парашюта.

  1. Он на мостике стоит

И имеет грозный вид,

Управляет кораблем

И бинокль всегда при нем. (капитан)

 /слайды 10-12/

А кто же такие  - капитан, моряк? Сможете ли вы объяснить малышу, чем они занимаются?

Ответы детей: рассказывают Мите, описывают, что есть у капитана, моряка,  какая форма, какое оружие (с опорой на картинку и слайды).

Педагог: Морские просторы нашей страны защищают военные корабли. А служат на них моряки, среди них есть капитаны – это командиры кораблей. На корабле тоже есть оружие – это пушки, ракеты, бомбы. Есть корабли надводные, а есть подводные – это подводные лодки. Там тоже служат моряки – моряки-подводники.

  1. Снова в бой машина мчится,
    Режут землю гусеницы,
    Та машина в поле чистом,
    Управляется ...    (танкистом)

 /слайды 13-16/

А кто из вас сможет объяснить малышу, кто такие танкисты?

Ответы детей: рассказывают малышу, описывают, что есть у танкиста, какая форма, какое оружие, чем он управляет (с опорой на картинку и слайды).

Педагог: Вы правильно рассказали малышу про танкистов. Танкисты – управляют танком. Экипаж танка -  2-3 человека. Один управляет танком, а другой наводит дуло танка на какую-либо цель, стреляет.

  1. Можешь ты солдатом стать,
    Плавать, ездить и летать,
    А в строю ходить охота –

Ждет тебя, солдат, ...(пехота)

 / слайды 17-19/.

А как же называется солдат, который служит в пехоте?

Ответы детей: рассказывают Мите, что есть у пехотинца, какая форма, какое оружие (с опорой на картинки и слайды).

Педагог: Молодцы, ребята, все правильно рассказали Мите. Пехотинец-это солдат, который сражается при помощи винтовки, автомата и передвигается пешком.

Педагог: А как вы думаете, ребята, в нашей армии один танкист?

Ответы детей: Нет, их много.

Педагог: Правильно, много танкистов. Вот мы сейчас с вами поиграем в игру «Один-много» с нашим волшебным мягким мячиком (педагог называет военную профессию, употребляя слово в единственном числе, а ребенок, поймав мяч, называет его во множественном числе).

Один танкист – много …(танкистов)

Один моряк – много …

Один летчик – много …

Один пехотинец – много …

Один артиллерист – много …

Один пограничник – много …

Один подводник – много …

Один парашютист – много …

Педагог: Ну, теперь, малыш после такой игры все запомнит. А сможешь ли ты, Митя, отгадать загадку, которую для тебя приготовила Ксюша (загадывает 1 ребенок).

Он знаком ребятам всем, и с орлом он носит шлем.

За спиной его винтовка, марширует очень ловко (солдат).

Педагог: Ребята, а как вы догадались, что это солдат?

Ответы детей:

Педагог: Молодцы, вы много знаете о нашей армии. Наш Митя немножко устал и хочет поиграть. А вы хотите поиграть и превратиться в настоящих летчиков?

Физкультминутка

 

Руки сделали в разлет – получился самолет
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держи.
И на друга посмотри.
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись
.

Педагог:  Молодцы, ребята, а заметили ли вы необычные картинки на столике-помощнике? Как вы думаете, что там изображено?

Дети подходят и рассматривают картинки, рассказывают, что там нарисовано.

Педагог: выберите себе картинку, приготовьте цветные карандаши, рассмотрите картинку, подумайте, что бы вам хотелось раскрасить – танк или корабль.

Дети: раскрашивают картинки.

Педагог: Картинки получились просто замечательные, Мите они тоже очень нравятся.

Малыш сегодня узнал очень много о войсках нашей Армии. А как вы думаете, смог ли он все это запомнить? Давайте поиграем и напомним нашему малышу, кто и  где служит. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них полными предложениями.

Игра «Кто служит в Армии? »

- Кто служит в ракетных войсках? (В ракетных войсках служат ракетчики).

- Кто служит в танковых войсках (В танковых войсках служат танкисты).

- Кто служит в пехотных войсках (В пехотных войсках служат пехотинцы).

- Кто несёт службу в море (В море несут службу моряки).

- Кто охраняет нашу Родину в небе? (В небе нашу Родину охраняют лётчики).

- Кто охраняет нашу Родину на границе? (На границе нашу Родину охраняют пограничники).

- Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Солдат, у которого нет военной техники, называется пехотинец).

- Кто служит на подводных лодках? (На подводных лодках служат подводники).

- Кто служит в военной авиации? (В военной авиации служат военные лётчики).

Педагог: Ребята, вы сегодня видели разных военнослужащих, а кто вам понравился больше всего?

Ответы детей:

Педагог (подводит итог): Пограничники, летчики, моряки и другие военные, о которых мы сегодня говорили – это военнослужащие Российской армии, армии нашей страны – России. Наша армия очень сильная, в ней много разных родов войск. Российская армия защищает свою страну, города и села, моря и леса, речки и поля, поэтому военных, которые служат в армии, называют защитниками. Когда наши мальчики вырастут, они тоже будут служить в армии, будут хорошими защитниками нашей Родины.



Подписи к слайдам:

В древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. И каждый мальчик должен быть таким же сильным и умным и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину.
23 февраля - День Российской Армии!
Вверх орудия палят, всех салютом балуют.
Шлют они от всей страны благодарность воинам,
Что живём мы без войны, мирно и спокойно.
Дед мой в армии служил. У отца - награды.
Вот и я давно решил, что пойду в солдаты!
Знаю, надо подрасти... Нужно стать взрослее...
Но ведь я себя вести по-мужски умею!
Защищаю во дворе маленьких и слабых
И справляю в феврале День Армейской славы.
Я сумел бы выполнять, как солдат, задания.
Попрошу меня принять в армию заранее!

Армия стала называться Советской, а затем - Российской, а 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-Морского Флота. После распада СССР 23 февраля было переименовано в
День защитника Отечества
. Государственная Дума России 10 февраля 1995 года приняла федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором этот день назван так: "23 февраля - День защитника Отечества".

Проснулся Федор утром рано
И чуть не шлепнулся с дивана:
Вчера разбросанные танки,
Машинки, кони и тачанки
Построились. И в ряд стоят
Торжественно, как на парад!
"Вот это да!" — подумал он, -
"Быть может, это снится сон?"
Но в комнату заходит мама
И, улыбаясь, говорит:
"Вставай, защитник, умывайся,
На кухне чай уже кипит".
И вспомнил Федор, это — праздник
И он сегодня — главный в нем.
Сегодня Федя — не проказник,
Он маму слушает во всем,
Сестренку во дворе спасает…
А мама про себя мечтает:
Пускай так каждый день бывает!
Февраль, февраль, зима и солнце!
И первых птичек переклик!
Сегодня выглянул в оконце:
Застыл, к стеклу лицом приник.
Мои друзья — вчера мальчишки -
Сегодня выросли и вдруг
Все как один, забросив книжки,
За руки взялись, встали в круг
И обещали мамам, сестрам
Границы радости беречь,
Беречь наш мир — и птиц, и солнце,
Меня в окошке уберечь!
Две старых фотографии, два деда,
Со стен как будто смотрят на меня.
Один погиб почти перед победой,
Другой пропал в немецких лагерях.

Один дошел до самого Берлина,
В апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал без вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.

И в этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они для нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.
Военно-морской флот


соединения различных боевых кораблей, морская авиация, береговые базы, на которых располагаются боевые корабли и самолеты.

Служить в армии - почетное право и обязанность каждого мужчины. Следовательно, он либо был, либо есть, либо будет воином. И почему же его не поздравить, если повод есть?!
Громко ночью поют соловьи,
Значит мир во дворах и домах.
Сохраняют наши сны: и твои и мои,
Ведь солдаты не спят на постах.
Просто так, в одиночку, одни:
Нам друзья, и родные, и близкие,
А в шеренгах солдатских они,
Мощь элитная наша, Российская.
Наша Родина многое знает
Крови, боли и слез матерей.
Только Армия всех защищает,
Не дает обижать сыновей!
Будет сильною Русь многоликая
И крепчает Армейская Рать
Возродится Страна Великая
И все помним, что Родина-мать!

Изначально 23 февраля праздновался как день рождения Красной Армии в честь победы над немецкими войсками. День первой победы стал днем рождения армии. Это как бы обозначило на будущее ее судьбу. Начав с победы, она с той поры не раз громила врагов нашей Родины. Не было ни одного захватчика, который бы не почувствовал на себе силу ее оружия.


Сначала с этим праздником поздравляли собственно воинов - кадровых военных и ветеранов гражданской, а позже и Великой Отечественной войны.
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль самолётов звенья.
Это празднует февраль армии рожденье.
Ночью вьюга бушевала, и метелица мела,
А с рассветом нам тихонько папин праздник принесла.
И сегодня над широкой белой скатертью полей
Сверху видны самолеты наших воинских частей.
Папин праздник - главный праздник всех мальчишек и мужчин.
И поздравить пап любимых мы сегодня так спешим!



От

зари

и

до

зари

Д
озор

несут

богатыри
:
Д
обрыня

А
леша
,
и

старший

И
лья

Т
ри
,

всем

нам

знакомые
,
богатыря
!
У
каждого

их

них

верный

конь
,
О
н
с

ними
и в

воду
,
и в

огонь
.
В
руках
у
них

щ
ит
и
меч
,
Ч
тоб

землю
русскую
беречь
.
Чтоб

рубежи
родной
земли

В
раги

нарушить

не

могли
.
Караул

нести

им

нужно

Н
а
заставе

стойко
,
дружно
.
И
пока

они

на

страже
,
М
ожет

быть

уверен

каждый
:
О
т
врагов

защищены

П
окой

и
мир родной
земли
!

Если Вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то Вы глубоко ошибаетесь! 23 февраля - это
День
Защитника
Отечества
. И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или фермером - Защитник. 23 февраля – это День Защитника своего Отечества, своей семьи.
23 февраля – это День настоящего мужчины.
Ракетные войска


части, вооруженные мощными ракетами, которые могут доставить в любую точку земного шара всесокрушающий атомный заряд.

Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.
Тот герой, кто за Родину горой.
Смелость города берет.
Один в поле не воин.
Тяжело в учении – легко в бою.
Жить – Родине служить!
Родина –мать, умей за нее постоять.

Сегодня мы отмечаем замечательный праздник —
День защитника Отечества
. Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защитить своё Отечество. Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою родину.
У этого праздника было несколько названий:

- День Советской Армии;
- День рождения Красной армии;
- День рождения вооруженных сил и военно-морского флота.

Сейчас этот праздник называется
Днем Защитника Отечества


23 февраля поздравляют пап, дедушек, братьев, всех тех, кто служил или служит в рядах Российской армии. Почему же именно 23 февраля считается Днем Защитников Отечества, а не любая другая дата?
Постепенно традиция видоизменилась и сложилась так, что поздравлять и дарить подарки 23 февраля стали не только военным, но и всем мужчинам и даже мальчикам. Армейский праздник превратился в праздник мужчин и мужского пола в целом.
Сухопутные войска

пехота,
артиллерия,
ракетные части,
танки.

Войска противовоздушной обороны


вооружены зенитными ракетами и самолетами-истребителями
.

Россия

как

из

песни

слово
,
б
ерезок

юная

листва
.
Кругом

леса
,
поля
и
реки
,
р
аздолье
,
русская

душа
.
Люблю

тебя
,
Россия
,

за

ясный

свет

твоих

очей
,
За

ум
,
за

подвиги

святые
,

за

голос

звонкий
,
как

ручей
.
Это

позабудется

едва

ли


и
навек

останется

святым

Землю

ту
, что
Родиной

назвали
,

коль

придется
,
сердцем

за
щ
итим
!
Начиная с седой древности, воины и солдаты пользовались уважением общества как защитники жизни и имущества мирных граждан своей страны. Их жизнь, полная опасностей, приключений, дальних походов и богатая добыча, которую они из этих походов привозили, вызывали любопытство и гордость.


Российская армия - это вооруженные силы нашей Родины, которые защищают ее независимость и свободу.

В вооруженные силы Российской Федерации входят:

сухопутные войска,
военно-воздушные силы,
ракетные войска стратегического назначения,
военно-морской флот,
войска противовоздушной обороны страны.


Военно-воздушные силы

бомбардировочные истребительные,
а также вертолетные части и соединения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ « ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

МАДОУ детский сад «Родничок»Первомайского района      КОНСПЕКТЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИНА ТЕМУ « ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по сказке "Колобок" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Формировать умение рассказывать об эпизодах сказки, используя глаголы, прилагательные. Учить детей правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложениях. Учить подбирать прила...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием ИКТ и мнемотехники в группе компенсирующей направленности по лексической теме «Наша армия сильна»

Цель: создать условия, способствующие качественному запоминанию стихотворного текста.Задачи: Образовательные: учить запоминать текст стихотворения  с опорой на мнемотаблицы. Развивать речевую акт...

Конспект итогового занятия по развитию речи с элементами театрализации для детей первой группы раннего возраста. Тема: «Колобок»

Конспект итогового занятия по развитию речи с элементами театрализациидля детей первой группы раннего возраста. Тема: «Колобок»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»...