"Рабочая карта по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Дегтяренко Елынко Тамара Ивановна

Организация ОЭД по сезонно, с различными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая карта

по организации и проведению

опытно-эксериментальной деятельности

во второй младшей группе

http://www.edu54.ru/sites/default/files/images/2010/07/8d710cd4008cab91d3650bc1e9d8c3fcc4d6b04a.preview.jpg

Составила:

воспитатель 1 кв. категории

Дегтяренко Т.И.

Проверила:

                                                                                            ст.воспитатель  _____   Иванова Н.В.

   

Цель:   Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности с помощью воспитателя.
  • Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

Алгоритм  проведения опытно-эксперементальной  деятельности :

Вода

Воздух

Снег

Вес

Температура

Песок

Глина

Свет

Бумага

Древесина

Ткань

Осень

+

+

+

Зима

+

+

+

+

+

Весна

+

+

+

Примечание:  опытно-эксперементальная деятельность проводится как в группе, так и на прогулке с      учетом сезонных климатических условий.

Объект или

явление исследования

Название

мероприятия (опыта, эксперимента)

Цель опыта

Материал, оборудование

Время проведения

Вода

Узнаем,  какая вода

Выявлять свойства воды: прозрачная, льётся, она без запаха, без вкуса, в воде растворяются некоторые вещества

(при этом вода  меняет цвет, запах, вкус), может иметь разную температуру.

- Две одинаковые  ёмкости, закрытые  

   крышками: одна пустая, другая с чистой водой;

-набор мелких   цветных предметов

ВЕСНА

Вода- волшебница

- Три одинаковые ёмкости с водой;

- 1 гуашевая краска:

- пакетик растворимого кофе;

- 10 кусочков сахара  рафинада;

- одинаковые стаканчики по количеству детей

.   «  Куда делась вода?  

-прозрачный стакан с песком;

- прозрачный стакан с глиной;

- емкость с водой;

Вода прозрачная

- стакан с водой;

-стакан с молоком;

-трубочки 2 шт.

У воды нет запаха

-стакан с водой;

- капли «Валерьяны»

Пар – это тоже вода

- термос с горячей водой/кипяток/;

-зеркало

Вода бывает теплой, холодной, горячей

- 2 стакана воды разной температуры/теплая и холодная/

Вода - растворитель

-емкость  с водой;

-пустые прозрачные стаканы;

-блюдце с сахарным песком:

-блюдце с песком;

-гуашь и  кисточки

Объект или

явление исследования

Название

мероприятия (опыта, эксперимента)

Цель опыта

Материал, оборудование

Время проведения

Воздух

Что   в пакете?

1.Обнаружить  воздух в окружающем пространстве, обратить  внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

2.Познакомить  детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

3.Научить пускать мыльные  пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

- Полиэтиленовые пакеты

ОСЕНЬ

Игра с соломинкой

-Трубочки для  коктейля;

- ёмкости с водой

Игры с воздушными шарами

и соломинкой

- Два воздушных шарика (один, надутый слабо - мягкий; другой надутый  сильно- упругий)

Выдувание мыльных

пузырей

- Тарелки (поднос);

-стеклянная воронка;

-соломенные палочки с колечками

 на конце;

- мыльный раствор  и ёмкость для него

 Ветер по морю гуляет

- Бассейн с водой;

- модель судна - парусника

 Что умеет ветер

-цветные флажки и бумажные ленточки по количеству детей;

-емкость с водой;

-игрушка - кораблик;

- вентилятор;

- шляпа

Листопад

-букет сухих листьев;

- семена крылаток

Как поймать ветер

- Полиэтиленовый пакет

Воздух легче воды

-емкость с водой;

- резиновый / пластмассовый  мяч

Объект или

явление исследования

Название

мероприятия (опыта, эксперимента)

Цель опыта

Материал, оборудование

Время проведения

Снег

Метель

1.Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится).

2. Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

3. Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает),

4.Учить устанавливать простейшие закономерности.

- прозрачная банка или коробка наполненная частичками пенопласта;

-коктельная трубочка для выдувания

ЗИМА

Снег

- баночка со снегом;

- бинт / белая ткань

.   «  Лед

-кусочки льда;

- белая ткань/ марля

Лед в трех агрегатных состояниях

- кусочки льда;

-блюдце;

- формы для льда

Цветные льдинки

- формы для льда;

-емкость с разноцветной водой;

-  цветные ниточки по количеству формочек

Снег, какой он?

 во время снегопада

Как из снега получить воду?

- баночка со снегом;

- бинт / белая ткань

Объект или

явление исследования

Название

мероприятия (опыта, эксперимента)

Цель опыта

Материал, оборудование

Время проведения

Вес

Лёгкий - тяжёлый

1.Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые.

2.Научить определять вес предметов

3.Показать, что в основном все

лёгкие предметы обладают плавучестью

-Пёрышко  и камень;

-непрозрачные пластиковые бутылки с

 песком и листьями, водой  и травой

ВЕСНА

Плавает - тонет

- Кусочек пенопласта;

- проволока;

- деревянный брусок;

- металлический брусок

.   «  Что легче сдвинуть?

- прозрачная банка или коробка наполненная  песком;

- прозрачная банка или коробка наполненная  глиной;

-коктельные  трубочки для выдувания

Тонет или нет?

- тонущие и  нетонущие  предметы

Температура

Горячо - холодно

1.Научить определять на ощупь

температуру воды, предметов.

2.Учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов

(металлические -  холоднее,

деревянные - теплее)

-емкости (пластиковые  бутылки) с водой, находящиеся:

• на солнечной стороне,

• в тени;

- предметы, лежащие под лучами солнца;

- предметы, лежащие в тени

 Чудесный мешочек

Мелкие предметы из дерева, металла,

стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики)

Объект или

явление исследования

Название

мероприятия (опыта, эксперимента)

Цель опыта

Материал, оборудование

Время проведения

Песок

Песочные  струйки

1.Знакомство со свойством  сухого песка - сыпучестью.

2.Продолжать знакомить  со свойствами

песка: влажный  песок можно

формировать.

- пластиковые бутылочки, сухой песок,  

   воронки

ОСЕНЬ

Чудесные фигурки

- песок, вода;

- лопаточки, совочки,  ведёрки, формочки

.   «  Сыпучий или нет?

- стакан с сухим песком;

- стакан с глиной

Из чего они состоят?

-увеличительное стекло;

- блюдце с песком;

-блюдце с глиной

Глина

 Узнаем,

какая глина

1.Знакомить  со свойствами  глины (размокает, мнётся, бьётся).

2.Учить определять качества глины: мягкость, пластичность.

- куски глины;

- ёмкость (ведёрко);

-вода

 Глиняные шарики

- Глиняные предметы,  сделанные воспитателем;

- глина;

- миска с водой;

- подставки для работы;

- тряпочки

Волшебная глина

-емкость с влажной глины для лепки;

-емкость с влажным песком для лепки

Объект или

явление исследования

Название

мероприятия (опыта, эксперимента)

Цель опыта

Материал, оборудование

Время проведения

Свет

Что  в коробке?

1.Познакомить  со значением   света, источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

2.Показать что свет не проходит через непрозрачные предметы.

- Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь;

- фонарик

ЗИМА

Бумага

Бумага, ее качества и свойства.

1.Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги.

2.Определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Бумага, ножницы,  емкость с водой.

Древесина

Древесина, ее качества и свойства.

1.Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины.

2.Определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости с водой.

Ткань

Ткань, ее качества и свойства.

1.Научить детей узнавать вещи из ткани. 2.Определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).

Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой.



Предварительный просмотр:

  1. УЗНАЕМ, КАКАЯ ВОДА

Материал  и оборудование: маленький столик  для проведения опытов, закрытые крышками банки: одна - пустая, вторая-с водой.

Экоша. Ребята, я обнаружил на веранде на столике две загадочные банки (дети вместе с Экошей  рассматривают закрытые крышками банки, одна -пустая, вторая-с водой). Интересно, что в них?

Предлагает детям рассмотреть.

При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая — тяжёлая.

Экоша (предлагает). Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха.) Правильно, она пустая, поэтому и лёгкая.

Воспитатель (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?

Экоша. В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались что это? (Ответы детей.) Правильно, вода - она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.

Дети выполняют, выбирая любой предмет и опуская в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.

Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие «прозрачная».

Экоша. А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? (Ответы детей.) Правильно, она выльется, потому что вода  жидкая.

Воспитатель. (обращаясь к Экоше, предлагает). Экоша, если вода жидкая, налей её ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льётся.

http://kids-tours.ru/files/images/deti.jpg

             

2. ВОДА-ВОЛШЕБНИЦА

Материал  и оборудование:  три   одинаковые бутылки  с водой, прозрачный пустой стакан, гуашь красного цвета, кисточка.

Экоша.  Ребята,   мне так   понравилось   с   вами заниматься,   что я  решил сегодня    снова   заглянуть к вам. Что у нас сегодня интересного,    ну-ка,    посмотрим.  Так  (показывая детям),   три   одинаковые бутылки. С чем они? Догадались? Конечно, это вода. Какая она? (Чистая, прозрачная.) Вот она - чистая и   прозрачная  вода!   (Оставляет на стульчике одну бутылку.) А хотите, научу вас делать фокус? (Ответы детей.) Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, всё потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода? Прозрачная, А сейчас я открою эту баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет? (Цветы, божьи коровки.) Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три! (Размешивает кисточкой краску.) Посмотрите! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет. (Опускает ложечку  в стакан). Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная.

Воспитатель. Вот какая вода - волшебница, взяла и растворила густую краску.

Предоставляется возможность всем желающим детям повторить фокус.

Э к о ш а. А зачем нам нужна третья бутылка?

Воспитатель.Я хочу вам показать ещё один фокус, как вода! может менять свой цвет и вкус. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканах? (Прозрачная.) Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус? (Вода как вода, без вкуса.) Понюхайте, чем пахнет? Ничем? А сейчас каждый из вас положит себе в стакан немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая вода? (Она стала коричневой и пахнет кофе.) Поменяла свой цвет, растворила кофе.

- А теперь попробуйте, какая стала на вкус? (Горькая.) Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар.)

Возьмём сахар. (Педагог предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится все  меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого. Значит, вода может и запах поменять, и цвет, и вкус. Волшебница, да и только!

3. ЧТО В ПАКЕТЕ?

Материал  и оборудование:  полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка.

Экоша вместе с детьми выходит на прогулку. Среди игрушек он обнаруживает полиэтиленовые пакеты.

Экоша. Что у вас в этих пакетах?

Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.

Воспитатель. А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.

Э к о ш а. Так что же в нём было?

Воспитатель. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.

4. ИГРА С СОЛОМИНКОЙ

Материал  и оборудование: трубочки для коктейля на каждого ребенка.

Экоша (встречает детей на участке детского сада). Ребята, я так скучал без вас, идите сюда поскорее, я принёс вам подарки.

Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.

Экоша. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.)

Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.

Экоша. А я не верю!

Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезли?

Экоша. Они вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.

5. ИГРЫ С ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ И СОЛОМИНКОЙ

Материал  и оборудование: два шарика: один надут полностью, другой - наполовину.

На прогулку к детям приходит Экоша. Он приносит с собой  два шарика: один надут полностью, другой - наполовину.

Экоша. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотите поиграть?

Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.).

Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что он сильно надут, другой - мягкий.

Экоша. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать - я не знаю.

Воспитатель. Ребята, поможем Экоше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть? (Побольше надуть.) Что находится внутри шарика? (Воздух.) Как он попал в шарик? (Его туда выдыхают.)

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

Воспитатель (обращается к Экоше). Посмотри, Экоша, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух. (На выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха.) Откуда берётся воздух внутри человека? (Его вдыхают.)

Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.

В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим. Раздаёт всем по соломинке, через которую можно надуть шарик.

http://www.gazetairkutsk.ru/wp-content/uploads/2013/02/stishki_3.jpg

6. ВЫДУВАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ

Материал  и оборудование: столик, большой поднос, емкость с мыльной водой, пуговица, воронка для воды, трубочка для коктейля.

В о с п и т а т е л ь. (приглашает детей па прогулку, сообщает.) Ребята, поторопитесь, сегодня на участке у нас интересные дела наш друг Экоша отправился в лес навестить своих родственников. Придётся вам ему всё рассказать.

Дети с воспитателем приходят на веранду, где на столике, стоит большой поднос.

Воспитатель.(обращает внимание детей  на  поднос)

Какой большой поднос! На него можно много яблок положить

помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы  вы на него положили?

Ответы детей.

Воспитатель. Я сегодня  налью на этот поднос воду,

только не простую, а мыльную (с мыльным порошком). А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу.

Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась

под воронкой как под прозрачным колпаком. А сейчас я сделаю

для нашей красивой пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку вот так,

Над коронкой надувается мыльный пузырь (над пуговицей).

Воспитатель.(продолжает) Ну вот и получился ещё один колпачок - мыльный пузырь,   внутри   него   находится воздух. А как он туда попал? (Ответы   детей.)   Правильно, я выдохнула его из себя. Хотите   сами   попробовать   надуть мыльные пузыри?

После того как дети выразят  желание, педагог предлагает им палочки с колечком на конце, и ещё раз показывает, как можно надуть мыльный пузырь. Далее дети сами выдувают мыльные пузыри, играют  с ними. Педагог обращает внимание детей на то, что одни пузыри – большие  - значит, в них воздуха больше вдохнули, другие меньше размером - это потому что в них мал воздуха.

7. ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ

Материал  и оборудование: детский бассейн  или  большая емкость  с водой, кораблики по количеству детей.

На прогулку к детям приходит Экоша.   Он  возвратился из поездки к родственникам.

Э к о ш а. Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники живут в лесу на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок - и вот я здесь!

Воспитатель. Постой, а причём здесь ветер?

Э к о ш а. Ну как же, ведь это он подталкивает мой кораблик.

Воспитатель и дети (удивлены).Как  и  чем подталкивает?

Экоша. Пойдёмте все к нашему бассейну, я вам всё покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.

Дети берут бумажные парусники и подходят к бассейну (к ёмкости с водой).

Экоша (обращается к детям). Поставьте свои парусники на воду, а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли. Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (Ответы детей). Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, направляя струю на парус, то кораблик поплывёт быстрее.

Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.

Можно провести соревнование в парах «Чья лодочка доплывёт скорее?».

http://www.v3wall.com/wallpaper/medium/0911/medium_20091127012131287563.jpg

8. ЛЁГКИЙ – ТЯЖЁЛЫЙ

Материал  и оборудование: игрушка медвежонка  Винни –Пух, цветные бутылочки из одинакового  материала,  но разного размера, игрушки из одинакового материала: одни из них заложены внутри сухой листвой, другие – песком, два ведерка.

Во время прогулки в гости к детям приходит Экоша со своим другом медвежонком Винни.

Экоша. Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хотелось поиграть с вами. Можно взять все эти игрушки? (Показывает на оборудование «лаборатории».)

Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает  цветные бутылочки из одинакового  материала,  но разного размера. Экоша  берёт  бутылочки маленькие, а Винни большие.)

Воспитатель.(спрашивает детей). Почему Экоша и Винни так распределили бутылочки?

Дети отвечают, проверяя (взвешивая) бутылочки на вес.

Воспитатель. (обращаясь к Экоше и Винни). Посмотри, у нас вот какие ещё есть игрушки! (Игрушки из одинакового материала, но одни из них заложены внутри сухой листвой, другие - песком.)

Воспитатель. Какие игрушки возьмёт Экоша, а какие Винни? Почему?

Затем воспитатель предлагает детям выбрать угощения  в ведёрках, которые могут донести Экоша и Винни, и выясняет, какое ведёрко сумеет донести Экоша, а какое - Винни. Педагог проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержимое ведёрок.

http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2010-05/1275288240_40552236_1236194625_003.jpg

9. ПЛАВАЕТ – ТОНЕТ

Материал  и оборудование: детский бассейн  или  большая емкость  с водой, предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку.

Экоша (говорит, обращаясь к детям). Ребята, пока вас не было, я решил поиграть в морской бой на воде. Вместо корабликов взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.

Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик-проволочка? Правильно, он тяжёлый. А корабль-тарелочка? Тоже тяжёлый. Почему плавает кораблик-палочка? (Потому что лёгкий.)

Экоша. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать? (Ответы детей.) Вот спасибо!

Далее дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает - тонет).

Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.

10. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Материал  и оборудование: «чудесный» мешочек, различные мелкие предметы: сделанные из дерева, стекла.

На прогулке вместе с воспитателем дети рассматривают различные мелкие предметы, сделанные из дерева, стекла (зеркал, флакончики из-под духов), называют их, определяя, из чего они сделаны. Складывают предметы в чудесный мешочек.

Затем воспитатель предлагает детям доставать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, что они сделаны из железа. Аналогично дети достают предметы «тёплые» и определяют, что они сделаны из дерева. Оставшиеся предметы (из стекла) - средние по теплоте.

Вывод: металлические предметы самые холодные, деревянные - теплее.

11. ГОРЯЧО – ХОЛОДНО

Материал  и оборудование:  кукла Настя, две бутылочки с водой .

На участке дети вместе с воспитателем находят чумазую куклу Настю.

Настя. Ну, наконец-то вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.

Воспитатель. Настенька, ты, наверное, долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.

Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной? (Ответы детей.) Правильно, тёплой. Где у нас есть вода? (В ёмкости, в бутылочках, стоящих в тени.)

Давайте попробуем, какая вода в нашем бассейне (в ёмкости для воды). (Дети трогают, отвечают, что тёплая.) А в бутылочках? (Холодная.) Почему? (Ответы детей.) Да, вы правы, бассейн стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нём воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная.

Настенька. Тогда купайте меня в бассейне, ведь там такая приятная тёплая вода.

Дети купают куклу, девочки вытирают её и укладывают спать. Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки (совочки, формочки, ведёрки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже согрело солнце.

Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и лить их холодной водой. Что произошло? Игрушки быстро остыли. Воспитатель обсуждает это с детьми.

http://www.porjati.ru/uploads/posts/2013-12/1387836536_0667.jpg

12. ПЕСОЧНЫЕ СТРУЙКИ

Материал  и оборудование: бутылочка с отверстием в крышке, воронка, песок, вода.

Воспитатель.(обращается к детям). Ребята, я знаю, что вы любите играть с песком.

Экоша. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, «Песочные струйки» называется. Хотите, научу?

Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок - сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку.

Ой, песочек высыпается струйкой.Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы тоже попробуйте.

Дети  экспериментируют с сухим  песком.

13. ЧУДЕСНЫЕ ФИГУРКИ

Материал  и оборудование: ведерки, песочные наборы, лопатки,песок, вода.

На прогулке дети встречают Экошу. У  него грустный вид.

Воспитатель. Экоша, ты чем-то расстроен? Тебя кто-то обидел, пока нас не было?

Экоша. Никто меня не обижал. Просто я хотел для ребят сделать сюрприз - забавные песочные фигурки, но ничего но получилось, песок  весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, Экоша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, а как помочь Экоше? (Ответы детей.) Налить воды в песок и перемешать лопаткой? Давайте попробуем.

Дети носят воду ведёрками из ёмкости, смачивают песок, затем все вместе делают песочные «пирожные», используя формочки, колобки и лепёшки, прихлопывая ладошками.

Экоша. Почему же сырой  песок не сыплется?

Воспитатель. Это происходит потому, что вода склеила между собой частички песка. У сухого песка все частички - отдельно друг от друга.

14. УЗНАЕМ, КАКАЯ ГЛИНА

Материал  и оборудование: комок сухой глины, ведерко с крышкой, емкость с водой.

Воспитатель. Ребята, мы с вами очень любим игра в песочнице с песком. Но, посмотрите, в песочнице лежит какой-то коричневый комок. Может быть, это камень? Проверим? (Роняет комок на землю.) Что с ним стало? Правильно, разбился. Значит, это не камень. А если опустить отколовшийся кусочек в ведро с водой?

Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.

Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли? Да они размокли. Потому что это был не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра мы с Экошей расскажем вам про глину.

15. ГЛИНЯНЫЕ ШАРИКИ

Материал  и оборудование: ведерко с водой с глиной, ведерко с крышкой, поделки из глины, емкость с водой (  помыть руки), салфетки.

Экоша. Дети, поторапливайтесь на прогулку, скорее хочется посмотреть, что стало с глиной, которую мы с вами опустили в ведёрко с водой.

На прогулке Экоша и дети ищут ведёрко, находят точно такое же, открывают, а в нём поделки из глины, сделанные воспитателем (уточка, чашечка, мячик, палочки).

Экоша. Ой, что это ребята? (Рассматривают.) Интересно из чего они сделаны?

Ответы детей.

Воспитатель. Всё это сделано из глины. А ведёрко, которое вы искали, вот. (Достаёт с полки ведёрко с глиной, открывает его.) Вы тоже, если захотите, можете сделать для себя глиняные палочки или шарики. Вот так (показывает). Хотите  попробовать?

Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарик, палочку и др.        

Когда работа закончена, все изделия выкладывают на сушку.

Воспитатель (говорит, любуясь работой детей). Какие замечательные поделки можно сделать из глины!

Э к о ш а. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.

Воспитатель. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку.) Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова лепить поделку.

16. ЧТО В КОРОБКЕ?

Материал  и оборудование: коробка с  прорезью.

Рассматривая на прогулке игрушки, воспитатель обращает внимание детей на коробку.

Воспитатель. Странно, что это такое? (Рассматривает вместе с детьми.) Может быть, в коробке что-нибудь лежит? (Встряхивает её, раздаётся стук.) Хотите узнать, что там внутри?

Ответы детей.

Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают по очереди в неё.

Воспитатель. Чтобы это могло быть? Что там? Ничего не видно? Темно?

Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнее, то в коробку попадёт свет, и всё сразу станет видно. Попробуем?

Дети выражают согласие, и опыт проводится до конца.

Воспитатель. В коробке стало светло - туда попали солнечные  лучики. А если в доме - темно, что надо сделать? (Включить свет.) Да, без света было бы темно, страшно, ничего не видно. Хорошо, что он есть!

17.СКАЗКА О КАМЕШКЕ.

Материал  и оборудование:  ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Э к о ш а. На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!»  пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.

Воспитатель.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку) и  опустите в воду.

Воспитатель обращает внимание детей: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».

18.УЗНАЕМ, КАКАЯ ДРЕВЕСИНА.

Материал  и оборудование:  деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож.

Экоша. Ребята хотите научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Воспитатель показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у ребенка, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала.

Ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается— значит, прочный); роняет на пол (не бьется).

Воспитатель вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Можно определить, какие из предметов домашнего обихода сделаны из древесины.

http://s48.radikal.ru/i120/1003/19/60685f7aee98t.jpg

19.ТКАНЬ, ЕЁ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА.

Материал  и оборудование:  образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Экоша: Ребята я хочу  вас   научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани.

Воспитатель  предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани.

   

 Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага).

Воспитатель демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении.

http://crosti.ru/patterns/00/00/1c/5bae9f4345/preview.jpg

20.БУМАГА, ЕЁ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА.

Материал  и оборудование:  различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой. 


Экоша: Сегодня мы с вами будем  учиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Воспитатель с детьми рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее.

Экоша  предлагает смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные — определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется  хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает).

Воспитатель демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички (или зажигалку). Можно изучить различные виды бумаги.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/933/79933989_large_Children_Day_vector_wallpaper_167995d.jpg

Приложение 1

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/207/79207142_gnomik_s_cvetkom.png

Составила:

воспитатель 1 кв. категории

Дегтяренко Т.И.

Проверила:

                                                                                            ст.воспитатель  _____   Иванова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая карта по организации и проведению наблюдения на прогулке во второй младшей группе

Организация наблюдений на прогулке  в течении года по разделам....

Конспект проведения организованной образовательной деятельности Во второй младшей группе на тему «Дорога домой»

Цели и задачи данного занятия:- закрепить умения различать и называть шар (шарик) и куб (кубик), круг, квадрат и треугольник, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках;- закрепить умени...

Организация и проведение игр в первой и второй младших группах детского сада

Организация и проведение игр в первой младшей группе детского садаОсновной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает ...

Организация и проведение игр в первой и второй младших группах детского сада

Организация и проведение игр в первой младшей группе детского садаОсновной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает ...

Тема проекта: Формирование для младших дошкольников правил безопасности проведение через совместную деятельность во второй младшей группе.

Актуальность: Современная жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности.В нашем мире никто не застрахован от несчастных случаев.Любознательность ребенка в...