Главные вкладки

    Рабочая карта по организации и проведению наблюдения на прогулке во второй младшей группе
    методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Дегтяренко Елынко Тамара Ивановна

    Организация наблюдений на прогулке  в течении года по разделам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая карта

    по организации и проведению

     наблюдения на прогулке

    во второй младшей группе

    http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/851/92851522_11.jpg

    Составила:

    воспитатель 1 кв. категории

    Дегтяренко Т.И.

    Проверила:

                      ст.воспитатель  _____   Иванова Н.В.

    Цель:   формировать систему знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста  по средствам наблюдения на прогулке.

    Задачи:

    • учить детей наблюдать окружающую природы,
    • замечать происходящие в ней изменения,
    • формировать основы познавательной деятельности.

    Алгоритм организации  наблюдений:

    Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.

    Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.

    Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.

    Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.

    Пятница: познавательные действия.

    Примечание: тематика наблюдений может взаимозаменяться в пределах календарного месяца с использованием материалов  Приложения1.

    Сентябрь

    Наблюдение за растениями

    Наблюдение за неживой природой

    Наблюдение за животными

    Наблюдение за работой людей

    Познавательные действия

    I неделя

    На клумбе рассмотреть цветы. Как ярко они цветут. Предложить назвать какого цвета цветы растут на клумбе. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

    Наблюдение за небом. Оно яркое, безоблачное или, наоборот, затянуто серыми облаками. Предложить подумать, какое бывает небо перед дождем.

    Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее окраску. Спросить, домашнее это животное или дикое? Доказать. Рассказать потешку про кота

    Рассказать, что осенью в садах и на дачах собирают последний урожай. Спросить, какие фрукты и овощи собирают. Предложить срезать на клумбе цветы и поставить их в вазу.

    Рассказать, что началась осень. Те ребята, кому исполнилось семь лет пошли в школу. Вы еще малыши, но будите узнавать много нового на занятиях в детском саду, а когда подрастете, тоже пойдете в школу.

    II неделя

    Познакомить детей с кленом и березой. Рассмотреть их листья. Сказать, чем они отличаются. Предложить найти листья клена и листья березы. Учить не обрывать листья, а собирать их с земли.

    Рассказать об основных приметах осени (утром прохладно, чаще идет дождик). Предложить детям посмотреть вокруг и подумать, какие еще приметы касаются осени.

    Наблюдение за воробьями. Предложить попрыгать, как воробушки. Покормить их крошками.

    Наблюдение за грузовыми машинами. Спросить, что могут перевозить грузовики? Рассказать, что у грузовых машин есть кузов и кабина.

    Обойти вокруг детского сада, рассмотреть постройки, рассказать детям об их назначении (прачечная, мастерская). Учить детей ходить парами.

    III неделя

    Закрепить знания о березе и клене. Предложить детям найти на участке детского сада несколько таких деревьев.

     В дождливый день, гуляя под навесом, посмотреть, как идет дождь, люди идут под зонтиком. Рассказать потешку: «Дождик, дождик, полно лить, наших детушек мочить».

    Наблюдение за насекомыми. Пчел стало меньше, они готовятся к зиме. Рассказать, что мухи на зиму тоже засыпают: они становятся вялыми, медлительными и ищут себе теплое местечко.

    Спросить, кто должен убирать опавшую листву (это дворник? Взять грабли и предложить ребятам собрать опавшую листву в кучу, чтобы дворнику было легче собирать листья.

    Попросить детей показать границы участка. Сказать, что у каждой группы есть свой участок для прогулок, на котором ребята должны соблюдать чистоту. Дети должны гулять на своем участке, чтобы не потеряться.

    IV неделя

    Привлечь внимание детей к ярко расцвеченным деревьям. Показать, какие красивые деревья на участке – у них много красных и желтых листьев. Понаблюдать за листопадом.

    Выйдя на участок обратить внимание детей на теплую погоду. Предложить протянуть руки к солнцу, чтобы они ощутили это тепло.

    Наблюдение за стрижами. Они летают стайками, ловят насекомых, готовятся к отлету в теплые края.

    Наблюдение за грузовыми машинами. Почему у них большие колеса? Закрепить названия основных частей грузовика.

    Попросить детей принести листья большого или маленького размера, красные или желтые. Поиграть с листьями.

    Октябрь

    Наблюдение за растениями

    Наблюдение за неживой природой

    Наблюдение за животными

    Наблюдение за работой людей

    Познавательные действия

    I неделя

    Наблюдение листопада. Посмотреть, как красиво кружатся листья. Обратить внимание, что листопад бывает при ветре. Если погода безветренная, то покачать дерево и посмотреть, как летят листья.

    В ветреную погоду обратить внимание, как ветер качает деревья, срывает и крутит листья. Предложить послушать шум ветра. Дать ребятам вертушки или бумажный самолетик. Дети играют с ними на ветру.

    Обратить внимание на птиц, сидящих на проводах. Это стрижи, ласточки, которые готовятся к отлету. Рассказать, что зимой эти птицы не могут найти себе корм, поэтому вынуждены улетать в теплые края.

    Собираясь на прогулку, воспитатель обращает внимание, что на улице стало холодно, люди надели куртки и пальто. Предложить подумать, почему с похолоданием люди одеваются теплее?

    Предложить детям рассмотреть осенние листья, собрать самые красивые из них для будущего гербария и поделок.

    II неделя

    Рассмотреть деревья, познакомить детей с их строением. У дерева есть ствол, ветки, листья. А еще у него, как и любого растения есть корни, но они находятся под землей и их не видно.

    Наблюдение за облаками. Рассмотреть, какие они красивые, белоснежные, пушистые, похожи на кусочки ваты. Обратить внимание, что форма облаков все время меняется.

    Наблюдение за собаками. Спросить, похожи ли кошки и собаки, чем? Учить по определенным признакам узнавать, что это животное (есть мех, хвост, четыре лапы и т. д.)

    Наблюдение за машиной скорой помощи. Рассмотреть ее отличительные особенности. Спросить, зачем нужна сирена. Кто работает на скорой помощи? Когда ее вызывают?

    Рассмотреть, какой инвентарь есть на участке. Сказать, что во время прогулки нужно соблюдать правила, чтобы не получить травмы. Предложить подумать, что это могут быть за правила.

    III неделя

    Учить различать деревья и кустарники. Обратить внимание, что у дерева один толстый ствол, а у кустарника несколько тонких. Провести игру: «Встань у дерева, у куста».

    Посмотреть, как блестят капельки на листьях, на траве после дождя. Пояснить, что это солнышко светит. После дождя бывают лужи, в них тоже отражается солнце. Постепенно лужи высыхают.

    Наблюдение за птицами. Дать им корм. Сказать, что на участок прилетают разные птицы. Воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает. Голуби больше воробьев, они ходят. Учить различать птиц.

    Предложить детям помыть игрушки и поставить некоторые из них сушиться на солнце, а некоторые в тень. Обратить внимание, что на солнце предметы высыхают гораздо быстрее.

    Загадать загадки об овощах. Спросить, когда созревают овощи. Какие овощи знают ребята? Что из них можно сделать? Прочитать стихотворение Тувима «Овощи».

    IV неделя

    Закрепить знания о деревьях. Показать детям листок и попросить принести лист с того же дерева. Развивать наблюдательность

    Наблюдение за дождем с веранды. Сначала он падает редкими каплями, потом постепенно усиливается. Разучить потешку:

    Дождик, дождик, кап да кап!

    Мокрые дорожки.

    Все равно пойдем гулять – наденем сапожки.

    Спросить, каких домашних животных знают дети. Рассказать, что осенью для домашних животных заготавливают корма, чтобы кормить их зимой.

    Предложить детям помыть игрушки и поставить некоторые из них сушиться на солнце, а некоторые в тень. Обратить внимание, что на солнце предметы высыхают гораздо быстрее.

    Учить выделять из наблюдаемого характерные признаки осени: похолодало, идут дожди, солнце меньше греет, люди надели теплую одежду и т. д.

    Ноябрь

    Наблюдение за растениями

    Наблюдение за неживой природой

    Наблюдение за животными

    Наблюдение за работой людей

    Познавательные действия

    I неделя

    Наблюдение за деревьями. Обратить внимание, что с некоторых деревьях все листья уже облетели, а на некоторых осталось немного пожухлой листвы. Сказать, что весной деревья снова зазеленеют.

    Обратить внимание детей, что солнце светит, но практически не греет. На улице холодно. Сказать, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет и воздух становится холоднее.

    Предложить найти насекомых. Их нет рассказать, что насекомые на зиму прячутся под землю, под листья, под кору деревьев и спят до весны.

    .

    Посмотреть, как люди одеты во время дождя: надевают резиновую обувь, плащи, берут с собой зонтики. Спросить, чем опасно поздней осенью промочить ноги (можно простудиться)

    Пройтись с детьми по дорожкам, усыпанным листьями. Послушать, как они шуршат под ногами. Спросить, что чувствуют ребята, когда ходят по опавшей листве?

    II неделя

    Наблюдение за цветником. На клумбе не осталось зеленой травы и цветущих растений. Все растения завяли, но они не умерли. Весной многолетники вновь зацветут.

    Предложить детям подумать, от чего качаются деревья. Спросить, есть ли сегодня ветер? Как дети узнали, что ветра нет?

     Спросить, что происходит в лесу с дикими животными. Они тоже готовятся к зиме: нагуляли жир, меняют окраску шерсти, некоторые готовятся к спячке. Назвать диких животных

    Наблюдение за самолетом. Сказать, что самолеты бывают пассажирские, которые перевозят людей и грузовые, перевозящие различный груз. Спросить, кто летал на самолете. Предложить поделиться впечатлениями.

    Пройти по территории детского сада и посмотреть, осталась ли где-нибудь зеленая трава или листья. Нет. Попросить детей назвать приметы осени, знакомые детям. Если дети затрудняются ответить или назвали мало примет, подвести их к правильному ответу с помощью наводящих вопросов

    III неделя

    Рассмотреть семена клена. Сказать, что они называются двукрылкой, потому что имеют два «крыла». Предложить посмотреть, как летают эти «вертолетики».

    Наблюдая за дождем, обратить внимание, что дождь становится все холоднее, появляются первые снежинки, лужи покрываются тонким, как стекло льдом, но он еще непрочный, от малейшего удара ломается.

    Спросить давно ли ребята видели стрижей, уток. Давно. Они улетели в теплые края. Предложить назвать отличительные особенности птиц (перья, клюв, крылья, две лапки) .

    Предложить детям собрать листву и укрыть растения на клумбе. Сказать, что зимой листья и снег предотвратят растения от вымерзания.

    Наблюдение за играми детей. Посмотреть, как играют старшие ребята: они прыгают через скакалку, отбивают мяч. Сказать, что ребята подрастут и тоже научаться так играть. Спросить, в какие игры сейчас играют ребята?

    IV неделя

    На деревьях уже не осталось листьев. Спросить ребят, как теперь узнать, где клен, где береза? Это можно узнать по особенностям строения ствола, по цвету коры.

    Обратить внимание, что осенью рано темнеет. На небе можно увидеть часть луны. Спросить, что еще можно увидеть на небе.

    На зиму остались голуби и воробьи, хорошо знакомые детям. Предложить собирать для них крошки и подкармливать птиц.

    Наблюдение за одеждой людей. Осень подходит к концу. Люди надели зимнюю одежду: теплые куртки, пальто, шубы. Спросить, как люди защищают руки, голову от холода.

    Обратить внимание, что все лужи покрыты льдом, на реке тоже лед, хоть он еще и не крепкий. Спросить, почему вода замерзла (потому, что холодно? Предложить взять в руки кусочек льда и сжать в ладошке, посмотреть, что будет.

    Декабрь

    Наблюдение за растениями

    Наблюдение за неживой природой

    Наблюдение за животными

    Наблюдение за работой людей

    Познавательные действия

    I неделя

    Подвести детей к цветнику. Остались ли какие-нибудь растения на клумбе? Цветов нет, торчат только засохшие стебли. Спросить, почему не растут цветы? Им холодно формировать элементарные понятия об условиях роста растений.

    Отметить, что на улице холодно, мороз. Спросить, какое время года пришло к нам в гости. Какие приметы зимы знают ребята?

    Наблюдение за воробьями. Они постоянные гости в детском саду. Насыпать им зернышки. Учить вести себя спокойно возле птиц, т. к. при малейшем шуме, они улетают.

    Наблюдение за работой дворника. Осенью он убирал листья, а сейчас чистит дорожки от снега. Спросить, зачем? Чтобы ребятам было удобнее идти по дорожкам в детский сад.

    Обойти вокруг детского сада. Травы не видно, листья с деревьев все облетели. Какое настроение у ребят, почему? Сказать, что скоро выпадет снег, и земля покроется белым покрывалом: будет очень красиво, и, наверняка, у ребят поднимется настроение.

    II неделя

    Наблюдение за деревьями. Спросить, какие деревья знают ребята, могут ли они их показать? Закрепить знания о строении дерева.

    Наблюдение снега. Предложить детям половить снежинки. Спросить, какие они? Белые холодные, красивые, легко тают. Познакомить с некоторыми свойствами снега, активизировать активный словарь детей.

    Наблюдение за собаками. Они бегают, поджимая лапы и хвост. Им холодно. Сказать, что зимой бродячие собаки особенно опасны, потому что страдают от голода и могут напасть на человека.

    Вынести лопатки и ведерки. Предложить детям расчистить дорожки от снега. Поиграть со снегом: полепить, сделать снежки

    Поймать снежинку на рукавичку. Рассмотреть ее тончайшие узоры. Прочитать стихотворение:

    Белая, узорная звездочка-малютка,

    Ты слети ко мне на руку,

    Посиди минутку.

    Покружилась звездочка

    В воздухе немножко,

    Села и растаяла на моей ладошке.

    III неделя

    Все клумбы в снегу. Сказать, что не надо убирать снег с клумб, под ним спит травка, как под пушистым одеялом. Чем больше будет снега, тем теплее траве.

    Обратить внимание на погоду: светит солнце, небо голубое, чистое. Посмотреть, как сверкает на солнце снег: хочется зажмурить глаза.

    Наблюдение за собаками. Спросить, как надо вести себя с бродячими собаками. Познакомить детей с элементарными правилами безопасности при общении с животными.

    Наблюдение за людьми. У них красные щеки и носы. Почему? На улице холодно, поэтому лицо краснеет. Предложить посмотреть друг на друга и увидеть красные носы и щеки.

    Загадать загадки о зиме (о снеге, ветре, морозе, льде). Спросить, что из отгадок ребята уже видели этой зимой. Развивать наблюдательность.

    IV неделя

    Наблюдение за деревьями. Посмотреть, все ли ветки целы. Сказать, что во время сильного ветра могут сломаться даже большие ветви, а, иногда, и деревья.

    Наблюдение ветра. Спросить, какой ветер зимой? Он холодный, сильный, свирепый. Предложить вспомнить, какой ветерок дул летом

    Наблюдение за голубями. Они гораздо смелее воробьев. Не бояться подлетать близко к людям, могут даже взять корм из рук.

    Наблюдение за автомобилями. Обратить внимание, что автомобили ездят очень аккуратно, почему? На дорогах снег и лед, надо соблюдать осторожность, чтобы не было аварий.

    Заморозить в формочках воду, положив в нее ниточку. Предложить детям украсить этими «игрушками» ветки деревьев. Спросить, какой праздник приближается. Сказать, что к нам в гости придет Дед Мороз, и он будет очень рад увидеть нарядные деревья.

    Январь

    Наблюдение за растениями

    Наблюдение за неживой природой

    Наблюдение за животными

    Наблюдение за работой людей

    Познавательные действия

    I неделя

    II неделя

    Наблюдение за кедром. Обратить внимание, что все деревья стоят голые, только у кедров зеленые иголки. Сказать, что вместо листьев у этого дерева иглы, которые не боятся холода. У каких деревьев тоже есть иголки?

    Наблюдение за снегом. Предложить детям положить немного снега на варежку и подуть. Он легко сдувается, значит он легкий, воздушный. Попробовать сдуть снег со скамейки, со стола.

    .

    Обратить внимание, что к кормушке прилетают новые птицы – это синички. Они прилетели из леса в поисках пищи. Эти птички очень любят семечки и сало.

    .

    Сказать детям, что пока они отдыхали, выпало много снега. Спросить, кто убирает снег? Предложить взять лопатки и метелки и расчистить дорожки, посыпать их песком

    Обратить внимание на множество следов на свежевыпавшем снегу. Предложить подумать, чьи это следы. Здесь прошли люди, а здесь прыгали птички. Предложить оставить свои отпечатки обуви.

    III неделя

    Рассмотреть различные деревья. Предложить найти деревья с толстыми стволами, затем с тонкими. Предложить подумать, какие деревья старше, почему?

    Обратить внимание на ледовые украшения, которые ребята развешивали на деревьях. Они стали меньше. Сказать, что на солнце лед тает, поэтому наши украшения стали меньше

    Предложить сравнить птиц. Голуби, вороны хотят важно, не спеша. Воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями. Предложить повторить повадки птиц

    Наблюдение за одеждой людей. Какая одежда помогает уберечься от холода? Посмотреть друг на друга и назвать, во что одеты дети. Спросить, почему надо одеваться тепло (чтобы не заболеть?

    Взять на прогулку лопатки, формочки, полепить из снега. Попробовать слепить снеговика или домик. Поиграть в снежки

    IV неделя

    Сказать, что зимой ветки деревьев очень хрупкие и могут легко сломаться. Отряхнуть ветки от снега. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Продолжать знакомство со свойствами снега. Предложить снять варежки и потрогать снег. Какой он? Холодный, липкий. Попробовать полепить из снега.

    Наблюдение за кошкой. Она идет высоко поднимая лапы, отряхивает их от снега. Сказать, что снег мокрый, а кошки не любят воду.

    Наблюдение за уборкой снега машинами. Рассмотреть ее строение. Специальными лопастями она загребает снег. Сказать, что снег с дороги надо убирать, чтобы машинам было удобнее ездить.

    Наблюдение за играми старших детей. Они катают друг друга на санках. Спросить, в какие игры еще играют зимой. Могут ли ребята кататься на коньках?

    Февраль

    Наблюдение за растениями

    Наблюдение за неживой природой

    Наблюдение за животными

    Наблюдение за работой людей

    Познавательные действия

    I неделя

    Напомнить, что снег защищает деревья и другие растения от вымерзания. Предложить сгрести снег к деревьям, чтобы им было теплее.

    Наблюдение неба. Солнце появляется редко, небо затянуто. Спросить, какое бывает небо, когда идет снег.

    Наблюдение за собакой. Учить различать характерные признаки внешнего вида (большая, черная, лохматая и т. д., познакомить с особенностями поведения (бегает, прыгает, виляет хвостом, когда радуется).

    Спросить, можно ли есть снег? Почему? Выслушать разные ответы. Предложить вспомнить, что стало в группе с растаявшим снегом (он превратился в грязную лужу). Сказать, что такую воду пить нельзя.

    Уточнить представления детей о признаках зимы (холодно, снег, можно кататься на санках и коньках). Вызывать радостные переживания от зимней прогулки.

    II неделя

    Спросить, растут ли сейчас растения. Нет, на улице холодно, а для растений необходимо тепло. Предложить посадить в группе лук и понаблюдать за его ростом.

    После снегопада показать, какие высокие сугробы намело вокруг. Сказать, чем больше выпадает снега, тем выше образуются сугробы

    Наблюдение за голубями. Отметить, что голуби бывают разной величины и разного цвета: белые, коричневые, сизые. Иногда их называют сизарями.

    Голуби, голуби, раз, два, три…

    Прилетели голуби, сизари.

    Сели и нахохлились у дверей.

    Кто накормит крошками сизарей?

    (И. Токмакова)

    Обратить внимание на труд дворника: он скалывает лед и посыпают дорожки песком, чтобы люди не падали, очищают тротуары от снега большими лопатами и скребками. Их труд облегчает снегоуборочная машина.

    Показать детям, что под крышами домов висят сосульки. Спросить, можно ли играть и бегать под ними? Почему нельзя? рассказать о правилах, которые надо соблюдать при появлении сосулек.

    III неделя

    Наблюдение за деревьями. Закрепить, что у каждого дерева есть ствол и ветки, ствол покрыт корой. У одного дерева кора темная, у другого – светлая.

    Предложить набрать снег в небольшое ведерко. После прогулки, занести его в группу. Понаблюдать, как тает снег. От него осталась одна грязная вода. Сделать вывод, что снег – это замерзшая вода.

    Наблюдать за воробьями: рассмотреть их внешний вид, повадки. Воробей маленький, юркий, прыгает, чирикает.

    Жили-были два воробушка,

    Два маленьких, два хорошеньких,

    Один - Чик, другой Чирик,

    Оба вместе Чик-Чирик!

    Знакомство с профессиями в армии. Сказать, что в феврале мы отмечаем День защитника Отечества. Посмотреть, как солдаты идут строем, какая на них форма. Спросить, хотели бы мальчики, когда подрастут, стать военными.

    Обратить внимание детей на снег. Он стал рыхлым, ноздреватым, потемнел. Это происходит оттого, что солнце стало греть немного теплее и снег подтаивает.

    IV неделя

    Обратить внимание, что у деревьев не только разные по толщине стволы, но и различная высота. Поиграть в игру: «Раз, два, три – к высокому (низкому) дереву беги! »

    Наблюдение сосулек. В конце зимы на крыше появились сосульки, это потому, что на крыше стал таять снег, морозе капельки замерзают и превращаются в сосульки.

    Спросить, детей, почему не видно насекомых, куда они спрятались? Принести в группу кусок коры или комок земли, дать оттаять. Посмотреть, что и в коре, и в земле прячутся насекомые. Они спали там всю зиму.

    Наблюдение за работой грузчиков. К детскому саду подъехала машина, и грузчики выгружают мебель. Сказать, что это тяжелая работа.

    Пройти по территории детского сада. Отметить произошедшие изменения. Снег потемнел и осел, кое-где видна земля – это проталины. Чувствуется приближение весны.

    Март

    Наблюдение за растениями

    Наблюдение за неживой природой

    Наблюдение за животными

    Наблюдение за работой людей

    Познавательные действия

    I неделя

    Наблюдение за травой. Сказать детям, что начался первый весенний месяц – март. Спросить видна ли трава, почему нет? Раскопать снег и посмотреть, что даже под снегом травы еще нет.

    Наблюдение за ветром. Он еще холодный. Сказать детям, что с наступлением весны, солнце будет припекать больше и ветер потеплеет.

    Наблюдение за птицами. Они более оживлены, весело чирикают. Чувствуют приближение весны.

    Наблюдение за работой полиции. Рассмотреть полицейскую машину. Спросить, зачем нужна сирена? В чем заключается работа полицейских, когда их вызывают? Сказать, что телефон полиции 02.

    Предложить ребятам осмотреть все участки и оборудования на них. Можно увидеть горки, лесенки, песочницы, бревнышки и т. д. Спросить, нужно ли соблюдать какие-нибудь правила во время игр на участке, и какие?

    II неделя

    Подойти к трубам отопления и обратить внимание на травку, которая пробивается из-под земли. Спросить, почему именно здесь появилась трава? Потому, что от труб отопления идет тепло

    Наблюдение за таянием снега и льда. Спросить, почему начал таять снег? Стало теплее, солнышко пригревает больше, поэтому снег и лед тают

    Наблюдение за кошкой с котятами. Посмотреть, как нежно она относится к своим детенышам. Спросить, как мамы относятся к своим детям?

    После сильного ветра, обратить внимание, как много на земле обломанных веток, больших и маленьких. Предложить навести порядок на участке: убрать сломанные ветки.

    Обратить внимание на участки земли с растаявшим снегом. Это проталины. Посмотреть, где образуются проталины. Проталин больше там, куда попадает солнце.

    III неделя

    Наблюдение за деревьями. Обратить внимание, что на осине уже набухли почки. Показать детям веточку вербы. Сказать, что первой из деревьев начинает цвести верба. Предложить поставить ветку в воду и проследить появление листьев.

    Наблюдение солнца. Обратить внимание, что стало раньше светлеть и позже темнеть, солнце поднимается выше и светит ярче.

    Сказать, что весной из теплых стран возвращаются птицы. Спросить, знают ли ребята, каких-нибудь перелетных птиц? Если ребята затрудняются ответить, назвать 2-3 птицы (грач, стриж, ласточка). В группе показать этих птиц на картинке.

    Наблюдение за общественным транспортом. Спросить, какой общественный транспорт знают ребята (у нас это – автобус, такси, трамвай, существуют еще электричка, троллейбус, метро). Закрепить правила поведения в общественном транспорте

    Наблюдение за погодой. Сравнить погоду зимой и сейчас, в конце марта. Хотя настоящее тепло еще не наступило, но больших холодов уже нет.

    IV неделя

    Наблюдение за одуванчиком. Возле труб отопления или возле домов уже можно увидеть первые цветы – одуванчики. Закрепить понятие о том, что для роста растений необходимо тепло. Учить любоваться цветами, не срывая их.

    Предложить детям подойти к клумбе, потрогать землю. Она еще холодная, мерзлая, кое-где лежит снег. Спросить ребят, можно ли сейчас вскопать грядки и посадить цветы? Почему нельзя?

    Наблюдение за насекомыми. С первыми теплыми днями появляются мухи, выползают жуки. Постараться поймать жука и рассмотреть его строение. После наблюдения обязательно отпустить насекомое. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Снег тает, и по дороге побежали ручейки. Предложить детям лопатками прокапать дорожку для ручейка. Посмотреть, как вода потечет по ложбинке.

    Обойти территорию детского сада. Снега уже не осталось. Земля черная, сырая, кое-где видны лужи. На некоторых деревьях уже набухли почки. Спросить, приметы какого времени года могут видеть ребята?

    Апрель

    Наблюдение за растениями

    Наблюдение за неживой природой

    Наблюдение за животными

    Наблюдение за работой людей

    Познавательные действия

    I неделя

    Закрепить знания о деревьях и кустарниках. Повторить строение дерева. Обратить внимание на то, что у дерева один толстый ствол, а у кустарника несколько тонких.

    Весеннее солнышко теплое, хочется снять варежки, подставить лицо солнцу. Вынести маленькое зеркальце и попускать солнечные зайчики.

    .

    Наблюдение за кошкой. Посмотреть, свернулась ли она клубочком или лежит, растянувшись. Сказать, что если кошка сворачивается клубочком и прячет нос – к холоду, если катается по земле – к теплу.

    Наблюдение за вертолетом. Рассказать, что вертолеты перевозят не только людей, но и грузы. Еще вертолеты помогают в работе МЧС: они помогают в поисках людей, вывозят пострадавших из труднодоступных мест.

    На дворе уже апрель, но погода капризная, то идет дождь, то снег, который быстро тает; то греет солнце, жарко, то дует ледяной ветер. Сказать, что про апрель говорят: апрель – месяц обманчивый.

    II неделя

    Показать веточки березы, осины, клена. Рассмотреть почки на каждой из них. Отметить, что на разных деревьях почки набухли неодинаково, значит и листики у них появятся не одновременно.

    Предложить детям найти и принести необычные красивые камни. Рассмотреть их. У одних камней края острые, у других – гладкие. Камни разного цвета и разного размера. Выбрать самые необычные и принести их в группу, в экологическую зону.

    Наблюдение за насекомыми. Уже можно увидеть муравьев. Рассмотреть их строение. Они ползут друг за другом, несут в муравейник еду (крошки, жучков) и строительный материал (веточки, травинки) .

    Наблюдение за одеждой людей. Зима прошла, стало намного теплее и люди надели более легкую одежду. На самих ребятах весенние курточки или пальто, более тонкие шапочки. Некоторые взрослые ходят без головного убора.

    Продолжить наблюдение за одеждой людей. Некоторые взрослые и более старшие дети гуляют без шапок. Спросить, можно ли ходить без головного убора? Почему нельзя?

    III неделя

    Показать детям, что возле домов на солнце уже появилась травка. Предложить найти траву в затененных местах. Ее еще нет. Спросить, почему? Подвести детей к пониманию зависимости растений от тепла и солнечного света.

    Подвести детей к клумбе и предложить потрогать землю. Она уже оттаяла и ее можно перекапывать. Сказать, что скоро мы будем сажать рассаду цветов и сеять семена

    Сказать, что весной у домашних животных появляются детеныши. Назвать домашних животных. За лето малыши вырастут, окрепнут, наберутся сил. С приходом холодов, они спокойно переживут зиму.

    На клумбе убрать прошлогоднюю листву, засохшие ветки. Предложить детям собрать листья в пакеты и вместе с ними выбросить мусор в контейнеры. Приучать к аккуратности.

    На глазах у детей вскопать землю. Дети наблюдают, что земля черная, влажная, с корешками и небольшими камешками. Сказать, что для того, чтобы цветы лучше росли, надо выбрать камни и коренья.

    IV неделя

    Наблюдение за черемухой. Обратить внимание детей, что у черемухи первой появились листочки. Аккуратно потрогать их. Они клейкие, нежные, еще совсем молоденькие. Со временем, они станут больше и темнее.

    Наблюдение за дождем. Снег уже не идет. Спросить, почему? Потому что уже тепло. Закрепить, что когда холодно - идет снег, погода теплая – дождь.

    Наблюдение за птицами. Они активно строят гнезда. Спросить, откуда появляются птенцы? Если дети затрудняются ответить, то сказать, что птицы откладывают яйца, высиживают их, затем вылупляются птенцы.

    Наблюдение за работой плотников. Понаблюдать, как он чинит мебель. Учить бережно относиться к мебели в группе.

    Наблюдение за песком. Он уже полностью оттаял. Можно играть с песком, делать куличики. Предложить поиграть в «Кулинарию», напечь «пирожки».

    Май

    Наблюдение за растениями

    Наблюдение за неживой природой

    Наблюдение за животными

    Наблюдение за работой людей

    Познавательные действия

    I неделя

    Наблюдение за цветами мать-и-мачехи. Рассмотреть ее желтые цветочки. Сказать, что это лекарственное растение, оно помогает при простуде. Обратить внимание, что сначала растение цветет, и лишь потом появляются листья.

    Наблюдение радуги после дождя. На небе появилось солнышко, и засверкала радуга. Какие цвета можно увидеть?

    Радуга – дуга, не давай дождя!

    Давай солнышка, колоколнышка!

    Наблюдение лошади. Это красивое, грациозное животное. Рассказать, что в деревнях домашних животных выгоняют на выпас, чтобы они поели молодой травы.

    Наблюдение лошади. Это красивое, грациозное животное. Рассказать, что в деревнях домашних животных выгоняют на выпас, чтобы они поели молодой травы.

    Спросить, у кого есть дачи. Какие работы производятся на даче весной? Обратить внимание, что в детском саду тоже идет перекопка клумб, для того, чтобы посадить рассаду.

    II неделя

    Наблюдение за цветущей черемухой. Рассмотреть цветы, вдохнуть их аромат. Сказать, что после цветения на дереве появятся ягоды, которые очень полезны.

    Наблюдение за температурой воздуха. Солнышко греет лучше, и на улице тепло. Иногда по утрам еще бывает прохладно, но к обеду становится теплее.

    Наблюдение за птицами. Они весело чирикают, строят гнезда, готовятся к высиживанию птенцов. Подвести детей к скворечнику и понаблюдать, есть ли в нем жильцы.

    Наблюдение за птицами. Они весело чирикают, строят гнезда, готовятся к высиживанию птенцов. Подвести детей к скворечнику и понаблюдать, есть ли в нем жильцы.

    Рассмотреть семена гороха и фасоли, их размер и форму. Посадить семена гороха и фасоли. Не забыть полить посаженные семена.

    III неделя

    Наблюдение за цветущими фруктовыми деревьями. Абрикос стоит в белоснежном наряде, вишня радует нежно-розовым цветением. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

    Наблюдение за длительностью дня. Солнышко поднимается высоко, утром, когда идем в детский сад, уже светло, вечером, темнеет гораздо позже.

    Наблюдение за насекомыми. Подвести детей к цветущим деревьям и послушать пчелиный гул. Сказать, что насекомые опыляют растения. Если не будет пчел и других насекомых, то не будет и плодов.

    Наблюдение за насекомыми. Подвести детей к цветущим деревьям и послушать пчелиный гул. Сказать, что насекомые опыляют растения. Если не будет пчел и других насекомых, то не будет и плодов.

    Наблюдение за посадкой семян растений. Рассмотреть семена бархоток, настурции, календулы. Сделать в почве бороздки и посеять семена. Не забыть их полить.

    IV неделя

    Обратить внимание детей, что земля покрыта травянистым ковром. Деревья радуют зеленой листвой. Весна подходит к концу, скоро начнется лето.

    Наблюдение за ветром. Дует легкий, теплый ветерок. Он приятно охлаждает лицо. Вспомнить, какой ветер дул зимой или ранней весной.

    Наблюдение за бабочками. Рассмотреть ее окраску, как весело она порхает крылышками. Сказать, что бабочки бывают различной окраски. Учить любоваться насекомыми, не разрушая природу.

    Наблюдение за бабочками. Рассмотреть ее окраску, как весело она порхает крылышками. Сказать, что бабочки бывают различной окраски. Учить любоваться насекомыми, не разрушая природу.

    Наблюдение за одеждой людей. Люди ходят без курток, головные уборы нужны для того, чтобы защитить голову от солнечных лучей.



    Предварительный просмотр:

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    растения

    птицы

    животные

    сентябрь

    1. наблюдать за небом: показать особенности осеннего неба – ясное, появляются облака, все небо затянуто облаками, в начале осени небо ясное, голубое.

    2. наблюдать за дождем: показать что осенний дождь может быть разным, показать простейшую связь между явлениями природы – после дождя все мокрое, появляются лужи.

    1. дать представления о деревьях (ель, клен, береза, рябина), травянистых растениях(трава, цветы – астры, бархатцы).

    2. показать особенности строения деревьев(ствол, ветки, листья или иголки), знакомить с характерными особенностями осенних деревьев.

    3. осмотреть клумбу с цветами, рассмотреть цветы(форма, на что похож, какого цвета, запах)

    4. учить любоваться осенними цветами.

    дать общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей) – внешний вид, питание, как двигаются.

    Примечание

    1.внешний вид насекомых есть голова туловище, ноги, крылья.

    2. все насекомые живые не стоит их без надобности брать в руки, их можно только рассматривать.

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    растения

    птицы

    животные

    октябрь

    1.сравнить осенний и летний дождь: осенний холодный, моросящий, сопровождающийся ветром.

    2.наблюдать за ветром: дует холодный ветер – люди одеваются теплее, сильный ветер – деревья раскачиваются, срывает листья.

    1. обратить внимание на красоту деревьев, отметить какого цвета листья, собрать букет, сравнить их между собой.

    2. с каждым днем листьев на деревьях становится все меньше, много листьев лежит на земле, познакомить с осенним явлением – листопад.

    3. расширять представления о том, что осенью собирают овощи и фрукты, учить различать овощи и фрукты по внешнему виду, где растут.

    учить узнавать пернатых по внешнему виду, птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают во время полета, машут крыльями.

    Примечание

    формировать желание наблюдать за насекомыми, подвести к пониманию того что все насекомые живые, показать отличительные особенности насекомых, когда становится холодно, насекомые прячутся.

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    растения

    птицы

    животные

    ноябрь

    1. наблюдения за природой: учить выделять характерные признаки осени: на улице холодно, идут частые дожди, дует холодный ветер, меняется окраска листьев, они опадают, солнце появляется редко и оно не греет, люди одеваются теплее.

    2. наблюдать за силой ветра, дать детям игрушки (вертушки, флажки), сделать вывод игрушки вертятся значит на улице ветрено.

    3. наблюдать за облаками тучами, в пасмурные дни тучи тяжелые низкие, нависают над землей значит будет идти дождь или снег.

    4. обратить внимание, что в конце осени бывают заморозки: лужи покрываются корочкой льда.

    1. отметить что птиц осталось мало, многие улетели на юг, остались: вороны, голуби, воробьи.

    2. сравнивать птиц:

    - у вороны голова, крылья, хвост, лапы черные остальное серое, вороны каркают: кар-кар.

    - голубь птица величиной чуть меньше вороны, окраска сизо-голубая, по земле передвигается также как и ворона: ходит иногда прыгает.

    - воробей маленькая бойкая птичка, воробьи чирикают: чик-чирик, по земле прыгают

    расширять представления о диких животных (медведь, лиса, заяц, белка), о том как звери готовятся к зиме.

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    растения

    птицы

    животные

    декабрь

    1. обратить внимание на изменения в природе: часто идет снег, лежит на деревьях, крышах домов, дует холодный ветер, мороз щиплет нос и щеки.

    2. показать что солнце светит во все времена года, зимой солнце светит но не греет.

    3. небо зимой бывает синее, голубое, серое, вечером рано начинает темнеть.

    4. наблюдение за снегом: белый. холодный, пушистый, из снега можно лепить снежки и снеговика.

    1. расширять представление о деревьях: у деревьев есть ствол, ветки, зимой когда нет листьев деревья можно отличать по стволу: у березы он белый с черными крапинками.

    2. показать особенности хвойных и лиственных деревьев в зимний период.

    3. показать особенности травянистых растений в зимний период: травы нет, лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы, под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом.

    1.Наблюдение  на участке за кормушками

    2.воспитывать желание ежедневно подкармливать птиц

    расширять представления о детенышах домашних животных

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    растения

    птицы

    животные

    январь

    1. продолжать наблюдение за снегопадом: снег падает редкими снежинками, крупными хлопьями,

    2. снег блестит на солнце, искрится, если идет мокрый снег — на улице слякоть.

    1. рассмотреть растения в зимнем уборе, полюбоваться ими, если светит солнце снег искрится на деревьях, если дует ветер то слетает с деревьев.

    2. рассмотреть траву под снегом, она сохранилась, под снегом ей тепло, как под одеялом.

    во время подкормки птиц наблюдать как они обнаруживают корм, подлетают к нему, как клюют корм.

    1. продолжать расширять представления детей о диких животных, особенностях жизни зимой.

    2. побеседовать о том как зимуют домашние животные

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    растения

    птицы

    животные

    февраль

    1. понаблюдать с детьми за метелью: после нее появились сугробы, объяснить откуда они появились (идет снег дует сильный ветер, поднимает снег с крыш домов, разметая во все стороны)

    2. обратить внимание на появление сосулек на крышах, почему они появились (после оттепели)

    3. снег холодный но если его зажать в руке то он растает, превратится в воду

    1. рассмотреть деревья на фоне голубого неба и снега, обратить внимание на форму их частей: ствол прямой, внизу толще, чем вверху, ветки около ствола толстые на конце тонкие.

    2. срезать несколько веточек и поместить их в группу, наблюдать за ними. Сделать вывод что деревья зимой отдыхают, но они живые, в тепле сразу распускаются

    продолжать наблюдать за птицами, подкармливать их, формировать желание помогать птицам в зимний период.

    расширять представления о жизни диких и домашних животных зимой

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    растения

    птицы

    животные

    март

    1.обратить внимание на первые признаки весны. Солнышко ярко светит и греет.

    2. наблюдать за сосульками, послушать капель, почему с сосулек капает вода.

    3. показать особенности весеннего неба, часто бывает голубым безоблачным, плывут белые облака.

    4. отметить появление проталин, луж, ручейков.

    5.обратить внимание на продолжительность дня, утром когда идем в садик светло, вечером позже темнеет.

    на веточках есть почки, показать изменения происходящие с деревьями в весенний период – из почек появляются листочки

    1. наблюдать за оживленным поведением птиц: воробьи звонко чирикают, вороны громко каркают, синички звонко поют

    2. понаблюдать как птицы ищут что-то на проталинках, греются на солнышке, воробьи купаются в лужах

    3. формировать желание наблюдать за птицами прилетающими на участок детского сада

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    растения

    птицы

    животные

    апрель

    1. солнце светит ярче, стало теплее, солнышко пригрело и появились первые насекомые

    2. ветер гонит облака по небу, определять направление ветра с помощью вертушек, ленточек

    3. показать что весенний дождь может быть разным, капли дождя бывают разными – крупными и мелкими, после дождя все мокрое, появляются лужи

    4. после дождя обратить внимание на почву: она мокрая, липнет к обуви

    5. ежедневно наблюдать за изменениями погоды: солнце припекает, становится теплее, люди меняют одежду на более легкую

    1. обратить внимание на появление первой зеленой травки, стебельки травки очень тонкие легко гнутся и ломаются.

    2. на лужайках появляются одуванчики, это травянистое растение, у него есть стебель, цветок у одуванчика желтого цвета

    3. обратить внимание что на березе появились сережки, из почек появляются первые листочки.

    1. наблюдать за повадками воробьев – купаются в лужах, весело щебечут, дерутся

    2. птицы прыгают по земле ищут червячков, вьют гнезда

    поговорить с детьми о изменениях происходящих в жизни диких животных и домашних с наступлением весны

    Примечание

    1.расширять знания детей о насекомых,

     2.учить различать насекомых: бабочки, жуки, мухи летают, муравьи ползают

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    растения

    птицы

    животные

    май

    1. ежедневно наблюдать за состоянием погоды: тепло, солнечно, дует теплый ветер

    2. наблюдать за весенним дождем: темная туча застилает небо, начинается ливень, часто гремят грозы, после дождя бывает радуга

    3. отмечать состояние почвы и песка после дождя – они мокрые. Пригреет солнышко — высыхают

    4. обратить внимание на форму облаков, как плывут по небу, на что похожи

    1. закрепить представления о кустарниках, цветы сирени ароматно пахнут, кустарники весной обрезают, чтобы выглядели красиво

    2. отметить появление цветов на клумбе, полюбоваться полянкой одуванчиков

    3. привлечь детей к посадке лука, гороха, к уходу за грядками.

    1. продолжать наблюдение за птицами, послушать пение скворцов, ласточек, синиц

    2. продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (воробей, голубь, скворец)

    3. формировать доброе отношение к миру природы, по возможности повесить скворечник на участке, в домике живут скворцы, в скворечниках выводятся маленькие птенчики.

    Расширять знания детей о характерных особенностях в повадках домашних животных

    Примечание

    1.осторожно рассмотреть божью коровку, найти голову, усики, ножки, крылья (наблюдать как ползает, летает)

    2. рассмотреть появившихся бабочек, сравнить их по окраске.

    3. показать отличительные особенности червяка, внешний вид, длинный похож на веревочку, у него нет ног, заползая в землю черви, рыхлят ее.

                                                                                                                                                      Приложение 1

     Рабочая  карта

    по организации и проведению

    наблюдения на прогулке

    во второй младшей группе

    ( Дополнительный материал)                                                                                 

    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/571/62571462_62521444_40fef3618570.png

                                                                                             Составила:

                                                               воспитатель 1 кв. категории

                                                                                    Дегтяренко Т.И.

                                                                                         Проверила:

                                                ст.воспитатель  _____   Иванова Н.В.

     



    Предварительный просмотр:

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    Растительный мир

    Животный мир

    июнь

    Наблюдение за ясным, голубым небом.

    Какого оно цвета?

    Предложить детям найти голубой цвет на одежде, на клумбе, в окружающей обстановке.

    1.Наблюдение на огороде.

    Показать, как вырос горох.

    Что появилось на грядке?

    Какие листики у гороха?

    Что нужно делать, чтобы горох хорошо рос?

    Привлечь  детей к поливке растений.

    2.Наблюдение на участке.

    Обратить внимание на цветки сирени, понюхать их. Цветов сирени скоро не будет, потому что они отцветут.

    3.Наблюдение за цветами.

    Рассмотреть ноготки ( календулу ) в цветнике.

    Какие семена у ноготков?

    Почему их так назвали?

    Что выросло из семян?

    Какая земля в цветнике – мягкая или твердая?

    Какую землю любят растения?

    Показать, как рыхлить почву.

    4.Наблюдение за одуванчиком.

    Показать детям, что вместо желтых цветов одуванчика появились белые, пушистые головки. В них семена.

    Дать детям по одному семечку, показать, какой у него парашютик.

    Предложить подуть, чтобы семена полетели. Что вырастет из семян?

    1.Наблюдение за муравьями.

    Рассмотреть муравьев.

    Как называются эти насекомые?

    Где у них голова, брюшко, лапки, усики?

    Посадить муравья в садок и наблюдать, что они любят кушать.

    2. Наблюдение за божьей коровкой.

    Рассмотреть божью коровку.

    Как называется этот жучок?

    Какого цвета крылышки, голова?

    Где ножки, усики?

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    Растительный мир

    Животный мир

    июль

    1.Наблюдение за дождем.

    Почему на воде образуются пузыри?

    Прочитать стихотворение о дожде.

    Отметить , что после дождя воздух стал свежим. Земля мокрая, черная.

    Рассмотреть омытые дожем растения на участке.

    Почему они стали красивее?

    Чем полезен дождь?

    2.Наблюдение за тучами.

    Рассмотреть тучи.

    Будет ли дождь?

    После дождя посмотреть на лужи.

    Какая вода в лужах – теплая или холодная ?

    Почему вода теплая? Солнце хорошо греет, поэтому вода теплая.

    Что еще нагрело солнце? Потрогать землю, камешки.

    1.Наблюдение за травой на газоне.

    Рассмотреть траву на газоне

    Какой высоты она была раньше?

    Какой высоты стала теперь?

    Почему трава быстро растет?

    Сделать вывод, что трава быстро растет, потому что солнце хорошо греет, идут теплые дожди.

    Почему нельзя мять траву?

    2.Наблюдение за цветами гороха.

    Что выросло на горохе?

    Какого цвета цветы?

    На что они похожи?

    Они пахнут или нет?

    Что будет, когда цветы отцветут?

    Рассказать, чем полезен горох.

    3.Наблюдение за цветами.

    Рассмотреть розу.

    Как называются цветы?

    Какого они цвета?

    Что есть на стеблях?

    Почему люди высаживают много роз?

    1.Наблюдение за ласточкой.

    Чем отличается ласточка от воробья?

    Быстро или медленно летает?

    Рассказать, что ласточки вернулись из теплых краев.

    Они ищут комаров, мух и ловят их в воздухе.

    2.Наблюдение за лягушкой.

    Какого она цвета?

     Что есть у неё на голове?

    Что на лапках?

    Показать, как лягушка плавает, прыгает.

    Предложить детям имитировать движения.

    Отметить, что лягушка полезна, она ест вредных мошек, комаров.

    3.Наблюдение за дождевыми червями.

    После дождя показать детям дождевых червей.

    Рассмотреть, как они передвигаются.

    Рассказать, чем полезны дождевые черви.

    месяц

    Неживая природа

    Живая природа

    Растительный мир

    Животный мир

    август

    1.Наблюдение за дождем.

    Почему на воде образуются пузыри?

    Прочитать стихотворение о дожде.

    Отметить , что после дождя воздух стал свежим. Земля мокрая, черная.

    Рассмотреть омытые дожем растения на участке.

    Почему они стали красивее?

    Чем полезен дождь?

    2.Наблюдение за ясным, голубым небом.

    Какого оно цвета?

    Предложить детям найти голубой цвет на одежде, на клумбе, в окружающей обстановке.

    1.Наблюдение за сбором вишни.

    Наблюдать, как собирают вишню.

    Созрела ли вишня?

    Зачем их собирают?

    Обратить внимание, что яблоки на яблоне уже стали большими.

    2.Наблюдение за горохом.

    Показать детям стручки гороха.

    Раскрыть один стручок, показать маленькие  горошины.

    Какой горох дети сажали?

    Нужно подождать, чтобы горошины выросли  побольше.

    Полить горох.

    3.Наблюдение за цветами.

    Обратить внимание, как обильно цветут ноготки.

    Какая серединка у цветка?

    Какого цвета лепестки?

    Как пахнут цветы.

    Рассказать, что ноготки очень полезные цветы. Из них делают лекарства.

    Показать детям бутылочку4 с настойкой календулы, предложить помазать ранки, чтобы побыстрее зажили.

    4.Наблюдение за яблоней.

    Рассмотреть яблоню.

    Какими стали яблоки?

    Какой бочок у яблок краснее? Почему?

    5.Наблюдение за цветами.

    Рассмотреть ромашки и колокольчики.

    Сравнить ромашки и колокольчики по цвету, формой, запахом.

    Почему вам нравятся эти цветы?

    Где дети видели такие цветы?

    1.Наблюдение за насекомыми в цветнике.

    Кто садится на цветы?

    Что они ищут ( собирают)?

    Какую пользу приносят пчелы?

    2.Наблюдение за шмелем.

    Предложить послушать, как гудит шмель.

    Имитировать его звуки

    Рассказать, что он красивый и полезный

    Примечание

    Наблюдение за трудом на огороде детей средней группы.

    Наблюдать, как дети средней группы собирают редис и лук. Дать детям рассмотреть овощи.

    Зачем выращивают овощи?

    Что из них делают?

    Приложение 2

    Рабочая карта

    по организации и проведению

     наблюдения на прогулке

    во второй младшей группе

    (летний оздоровительный период)

    Составила:

    воспитатель 1 кв. категории

    Дегтяренко Т.И.

    Проверила:

                                                            ст.воспитатель  _____   Иванова Н.В.



    Предварительный просмотр:

    НЕЖИВАЯ  ПРИРОДА

    Время года

    Тема наблюдения

    Цель  наблюдения

    Содержание наблюдения

    ОСЕНЬ

    Наблюдение за солнцем

    1.вырабатывать представление о том, что когда светит солнце —  на улице тепло;

    2.поддерживать радостное настроение.

    В солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

    Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

    Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.

    Солнечные зайчики играют на стене, Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.

    Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок.

    По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

    Наблюдение за солнцем

    (роль солнца)

     1.формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце,

     2.рассказать о различиях летнего солнца и осеннего солнца (греет меньше, становится холодно).

    Солнце греет — на улице тепло. Солнце реже появляется на небе; с каждым днем становится все холоднее.

    - Солнышко – ведрышко!

    Взойди поскорей,

    Освети, обогрей

    Телят, да ягнят,

    Еще маленьких ребят!

    Наблюдение за солнцем

    ( значение солнца в жизни растений)

    1.формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце,

    2.установить связь между летним световым днем и осенним световым днем,

    3.раскрыть влияние светового дня на жизнь, рост растений.

    Солнце греет — на улице тепло. Солнце реже появляется на небе; с каждым днем становится все холоднее. Траве не хватает тепла, она начинает сохнуть. Капельки воды блестят на солнце.

    Солнце улыбается – Золотые лучики.

    Солнышко качается на кудрявой тучке.

    Солнышко бросает золотые мячики.

    В лужицах ныряют солнечные зайчики.

    Наблюдение за сезонными изменениями осенью

    1.учить определять время года по характерным признакам,

     2.закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы.

    Во время прогулки обратить внимание детей на небо: светит ли солнышко или на небе тучи ( какого они цвета); на листву деревьев она изменила окраску или нет, какого цвета листьев больше; какой дует ветер холодный или теплый.


    Если на деревьях листья пожелтели,
    Если в край далекий птицы улетели,
    Если небо хмурое, если дождик льется
    Это время года осенью зовется.

    Наблюдение за ветром

    ( влияние ветра на одежду людей)

    1.показать природное явление – ветер.

    2.учить определять ветряную погоду по внешним проявлениям (люди одеваются тепло – холодный ветер, люди одеваются легко – теплый ветер)

    Дует легкий ветерок: ласкает наши щечки. Дует порывистый, холодный ветер – щечкам морозно. В зависимости от ветра люди одеваются в теплую одежду или в легкую одежду.

    ЖИВАЯ  ПРИРОДА

    Время года

    Тема наблюдения

    Цель  наблюдения

    Содержание наблюдения

    ОСЕНЬ

    Наблюдение за птицами

    (внешние особенности)

    1.дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), 2.учить узнавать пернатых по внешнему виду.

    Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями.

    Летит над полем птичка

    Чирик-чик-чик

    А что несет синичка?

    Чирик-чик-чик

    Несет она травинку.

    Чирик-чик-чик

    Несет травинку птичка

    Чирик-чик-чик.

    Наблюдение за передвижение птиц

    1.дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), 2.учить узнавать пернатых по внешнему виду,  замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы).

    Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев.

    Наблюдение за вороной

    1.учить узнавать пернатых по внешнему виду.

    2.закрепить представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц

    У вороны голова, клюв, крылья, хвост, лапы – черные. Все остальное – серое. Вороны каркают: кар-кар-кар.

    Только глянул

    Я в ладошки

    Ворона съела,

    Семечки и крошки!

    Наблюдение за голубем

    1.учить узнавать пернатых по внешнему виду.

    2.закрепить представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц.

    Голубь – птица величиной с ворону. Может близко подлететь к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле.

    Вот семечки!

    Вот хлеба крошки!

    Не бойтесь!

    Клюйте из ладошки!

    Наблюдение за воробьями

    1.учить узнавать пернатых по внешнему виду.

    2.познакомить с внешними особенностями воробья.

    3.учить находить сходные и отличительные признаки между вороной, голубем, воробьем.

    Воробей – бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полета машут крыльями.

    Птички-невелички

    В ручейке купаются,

    А на дне травинки

    Пляшут, извиваются.

    ЖИВАЯ  ПРИРОДА

    Время года

    Тема наблюдения

    Цель  наблюдения

    Содержание наблюдения

    ОСЕНЬ

    Наблюдение  за листопадом

    1.учить определять признаки осени, развивать наблюдательность;

    2.учить любоваться красотой родной природы.


    Подвести детей к такому месту, где роща видна издали и хорошо просматривается. Обратить внимание на красоту рощи осенью.  Во время прогулки по роще обратить внимание на опавшие листья. Предложить детям побегать по опавшей листве. Спросить у детей у всех ли деревьев одинаковые листья.  Предложить детям собрать листья с разных деревьев.

    Рассматривание осеннего дерева

    1.формировать знания об основных частях дерева ( ствол, ветки, листья, плоды, корень),

    2.развивать наблюдательность.


    Подвести детей к дереву, повторить вместе с детьми основные части -  корень, ствол, ветки, листья, плоды. Дать детям наглядное представление о том, что деревья бывают разной толщины. Напомнить, что листья и плоды растут на ветках.  Спросить у детей, что происходит с листьями и плодами осенью.
    Предложить детям внимательно рассмотреть  и погладить ствол дерева. Обратить внимание на то, что дерево высокое, и чтобы увидеть верхушку дерева нужно поднять голову.
    Предложить детям найти низкое дерево и сравнить его с высоким.

    Наблюдение за деревьями

    (наблюдение за внешними особенностями)

    1.дать представление о деревьях, 2.показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья),  3.знакомить с характерными особенностями осенних деревьев.

    Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять голову вверх. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться.

    Листья падают, летят

    И шуршат, и шелестят,

    В капюшонах застревают

    И в кармашках у ребят.

    Наблюдение за деревьями  листопадом

    1.дать представление о деревьях,     2.закрепить особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья), 3.знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, 4.показать, что осенью листья деревьев меняют свой окрас и падают.

    Осенью с деревьев падают листья – это явление называется листопадом. Листья медленно падают, шуршат под ногами. С каждым днем на деревьях становится все меньше листьев. Много листьев лежит на земле.

    Осень. Обсыпается

    Весь наш бедный сад,

    Листья пожелтелые

    По ветру летят.

    ОСЕНЬ

    Наблюдение за елью

    1.дать представление о деревьях, 2.показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья),             3.знакомить с характерными особенностями ели,                      4.учить бережно относится к растениям.

    В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки.

    Две больших сосны стояли рядом,

    А меж ними елочка росла,

    Две сосны подружку укрывали,

    Чтоб вершинку ветры не сломали,

    Чтоб красивой елочка была

    Наблюдение за листопадом

    1.дать представление о деревьях,  2.закрепить особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья), 3.знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, 4.показать, что осенью листья деревьев меняют свой окрас и падают.

    Осенью листья меняют свой окрас. На некоторых деревьях могут быть листья разного цвета: желтые, зеленые, красные. В конце осени почти все деревья стоят без листьев.

    Ветрено! Ветрено! Ветрено!

    Вся земля проветрена!

    Ветер листья с веток,

    Разогнал по свету:

    Липовый, березовый,

    Желтый лист и розовый,

    Красный, разноцветный,

    Старый лист газетный.

    Наблюдение за астрами

    1.учить различать цветущие растения от не цветущих растений, 2.учить восхищаться красотой цветущих растений: астрами,  3.познакомить с разнообразием видов астр (по цвету).

    Выделять общие и различные признаки между травой и цветами: есть соцветия, трава и цветы ниже, чем деревья. На клумбе цветут астры: синие, красные, белые. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают красивым участок детского сада.

    Наблюдение за фруктами - яблоками

    1.закрепить знания детей о фруктах, 2.расширять представления о том, что фрукты собирают осенью, 3.учить различать по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки

    Яблоки растут на деревьях. Яблоки созревают в конце лета, осенью. Яблоки бывают красные, желтые, зеленые. Фрукты бывают твердые и мягкие. Яблоки бывают сладкими и кислыми.

    Яблоко румяное,

    Наливной бочок.

    Притаился в яблоке

    Толстый червячок

    Наблюдение за  внешним видом овощей

    1.дать представление об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе,                                       2.формировать умение находить в огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу.

    Взрослые осенью убирают урожай на огороде. Овощи растут в земле. Овощи различаются листьями: у огурца – колючие, большие, у помидоров – резные, у репы – большие, гладкие.

    В огороде дедка

    Раз посеял репку.

    Очень он переживал –

    И полол, и поливал

    ОСЕНЬ

    Наблюдение за овощами -морковью

    1.дать представление об овощах: моркови,                             2.формировать умение находить в огороде овощи: морковь, 3.познакомить с внешними особенностями моркови,                      4.учить различать овощи по виду, форме.

    Взрослые убирают урожай осенью с огорода. Морковь растет в земле. Морковь – твердая, оранжевого цвета, длинненькая. Обратить внимание на листья: резные, пушистые.

    А на щи? А на щи?

    Есть какие овощи?

    Есть капуста, есть морковка!

    Лишь клади в корзинку ловко.

    Наблюдение за овощами -  помидорами

    1.дать представление об овощах: помидорах,                                          2.формировать умение находить в огороде овощи: помидоры,           3.познакомить с внешними особенностями помидоров,         4.учить различать овощи по виду, форме

    Взрослые убирают урожай осенью с огорода. Помидоры растут на кисточках, тоненьких веточках. Помидор мягкий, красного цвета, круглый. Обратить внимание на листья: резные, при прикосновении издают запах.

    Наблюдение за овощами  - репой

    1.дать представление об овощах: репе,                                       2.формировать умение находить в огороде овощи: репу,              3.познакомить с внешними особенностями репы,                           4.учить различать овощи по виду, форме репу от других овощей (помидоров, огурцов, моркови).

    Репа твердая, желтого цвета, круглая. Взрослые убирают урожай осенью с огорода. Репа растет в земле. Листья у нее крупные, гладкие.

    Вытянули репку:

    Сахарную, вкусную,

    Но немножко грустную.

    Дед немножко виноват –

    Не подумал дедка:

    Он легко лопатой

    Выкопать мог репку!

    НЕЖИВАЯ  ПРИРОДА

    Время года

    Тема наблюдения

    Цель  наблюдения

    Содержание наблюдения

    ЗИМА

    Наблюдение за снегопадом

    Познакомить детей с сезонным явлением - снегопад

    Выходя на прогулку, обратить внимание детей, что снег идет. Много снега насыпало кругом, снег всё падает и падет – это снегопад! Обратить внимание, что снежинка легкая, пушистая, воздушная. Чтение стихотворения: «Белый снег пушистый

    В воздухе кружиться

    И на землю тихо

    Падает, ложится!»

    Наблюдение за сезонными изменениями зимой

    1.продолжать формировать представления о зиме,

    2.знакомить с природными явлениями характерными для зимы (снегопад, холодный ветер, метель, поземка),
    3.вызывать радость от прогулки, эстетическое переживание от красоты природы.


    Кружатся и хохочут метели в феврале,
    Снег опуститься хочет, а ветер не дает.
    И весело деревьям и каждому кусту,
    Снежинки как смешинки танцуют на лету.
    Задать детям вопрос: какое время года сейчас? Попросить детей объяснить, почему они так думают.
    Предложить детям полюбоваться снежным покровом,  подбросить снег вверх и понаблюдать за ним, как он будет падать.
    Вместе с детьми пройтись по снегу, послушать как он скрипит. Спросить у детей может снегу не нравится, что мы по нему ходим, или он нам хочет рассказать о чем-то.
    Предложить детям  рассказать вместо снега истории ( как снежинки летели к нам на тучке, как снег падал на землю или как он сейчас греет землю и растения).

    ЖИВАЯ  ПРИРОДА

    Время года

    Тема наблюдения

    Цель  наблюдения

    Содержание наблюдения

    ЗИМА

    Наблюдение за елочкой

    Закреплять умение  детей находить елочку среди других деревьев по  характерному отличию.

    Все деревья и кустарники стоят голые, без листочков. Одна елочка зеленеет, красуется. У елочки на ветках иголки и шишки. Веточки пушистые, но колючие. Скоро Новый год - дети  украшают елочку игрушками. Чтение стихотворения про елочку ( по выбору воспитателя).

    Наблюдение за птицами

    1.углублять знания детей о жизни птиц в зимний период,

    2.продолжать наблюдать за их повадками.


    Птичьи гнёзда опустели, птицы к югу улетели.
    Оказался всех храбрей наш дворовый воробей.
    Холода не испугался, с нами на зиму остался.
    Воробей над кормом прыгает, кружится,
    Перышки взъерошены, хвостик распушился.
    Рассмотреть внешний вид воробьев. Вспомнить об их повадках.
    Тело воробья покрыто перьями, у него два крыла и две ноги, клюв. Когда воробей садится на землю, он не ходит, а прыгает.
    Спросить у детей как поют воробьи.
    Предложить детям накормить воробьиную стайку крошками, семечками.

    Наблюдение за растениями  зимой

    1.формировать знания о жизни растений зимой,

    2.воспитывать бережное отношение  к природе.

    Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание на то,  что на некоторых из них осталось немного листьев или плодов.
    Рассказать о том, что деревья зимой находятся в состоянии покоя – отдыхают т.к. очень холодно.
    Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко могут сломаться. Поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не ломать
    .

    НЕЖИВАЯ  ПРИРОДА

    Время года

    Тема наблюдения

    Цель  наблюдения

    Содержание наблюдения

    ВЕСНА

    Наблюдение  за солнышком

    Дать детям представление о ранней весне

    Обратить внимание детей как стало тепло. Солнышко улыбается, греет все сильнее и сильнее. Нагрело скамейку, стволы деревьев, одежду ребят. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет- тепло несет!

    Приметы ранней весны

    1.закреплять знания о времени года – весне,

    2.формировать представления о весенних изменениях в природе.


    В солнечный, весенний день обратить внимание детей на приметы весны: яркое солнце, высокое небо, легкие белые облака.
    Пройтись по роще,  с южной стороны на пригорках снег стал подтаивать, и появляются проталинки. Обратить внимание детей на снег: он стал рыхлым и влажным, из него можно лепить.
     Предложить детям послушать и посмотреть, как стали весело чирикать воробьи и петь синички, как они весело скачут с ветки на ветку.

    ЖИВАЯ  ПРИРОДА

    Время года

    Тема наблюдения

    Цель  наблюдения

    Содержание наблюдения

    ВЕСНА

    Наблюдение за набуханием почек на деревьях

    1.учить устанавливать взаимосвязи в природе,

    2.вызывать радостные чувства, желание защищать и оберегать природу.


    Во время прогулки обратить внимание детей на то, что почки на деревьях стали набухать т.е. увеличиваться в размерах. Предложить детям осторожно их потрогать понюхать. Спросить у детей, почему почки на деревьях не распускаются зимой. Связать это явление с приходом весны и изменением погоды.
            Эти маленькие почки распечатает весна,
            А пока в них спят листочки и растут во время сна.

    Экскурсия по экотропе детского сада

    1.познакомить детей с весенними явлениями  ( распускаются листья на деревьях, появляются насекомые, оживают муравейники),

    2.показать детям, что природа это многоэтажный дом, в котором на разных этажах живут растения и животные,

    3.вызывать радостные  переживания от общения с природой.


    Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание распустившиеся раньше всех нежные зеленые листики, цветы. Понаблюдать за появившимися насекомыми, спросить, как эти насекомые называются, чем они питаются. Почему мы их не видели зимой.
    Рассказать детям о взаимодействии животных и растений на примере дерева дуб, какие птицы живут в кроне дерева, какие насекомые могут жить под корой и ползать по стволу, кто питается опавшими желудями и живет у корней дуба.

    Наблюдение за  внешними особенности насекомых

    1.формировать желание наблюдать за насекомыми,                               2.дать представления о насекомых, 3.познакомить с внешними особенностями насекомых.

     Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Когда становиться холодно насекомые прячутся.

    Наблюдение за бабочкой

    Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности бабочки от других насекомых.

    Внешний вид, яркий окрас бабочек, полет бабочки: летает, как будто танцует. Любят сидеть на цветах, едят пыльцу.

    Бабочка красавица

    Кружится, летает

    Бабочка красавица

    Нас не замечает.

    Наблюдение за  гусеницей

    1.формировать у детей интерес к насекомым (гусенице),                           2. познакомить с внешними особенностями гусеницы.

    Внешний вид: голова, много ножек, длинное туловище. При повороте туловища, все тело выполняет это действие. Гусеница питается листочками.

    По тропинке бежит паровоз

    Нет руля у него и колес,

    Рельсы в траве еще не проложены

    Вместо колесиков множество ножек.

    Наблюдение за червяком

    1.дать представление об приспособительных особенностях червяка.

    Червяк живет в земле, роет ходы для своего продвижения. Тело у червяка длинное, вытянутое, круглое, чтобы было удобнее продвигаться по своим ходам. Червяк гладкий, скользкий. В дожди он выползает на поверхность земли.

    Наблюдение за  божьей коровкой

    1.познакомить детей с божьей коровкой,                                              2. показать отличительные особенности божьей коровки от других насекомых,                               3. подвести детей к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

    Обратить внимание детей на окрас божьей коровки: ярко красный с черными точками (защита от врагов). Обратить внимание на полет (у божьей коровки есть крылья). Когда становится холодно, насекомые прячутся.

    Здравствуй, божья коровка!

    Подари ты мне обновку.

    Сядь на пальчик, на мизинчик,

    Принеси ты мне гостинчик!

    НЕЖИВАЯ  ПРИРОДА

    Время года

    Тема наблюдения

    Цель  наблюдения

    Содержание наблюдения

    ЛЕТО

    Наблюдение за сезонными изменениями  в природе

     формировать общие представления о лете, как времени года, его погодных явлениях (день длинный, ночь короткая; солнце светит ярче, ветер теплый).


    Во время прогулки обратить внимание детей на теплую погоду, рассмотреть с детьми  цветущие растения, насекомых. Спросить у детей какое время года сейчас. Почему они решили, что это лето. Дополнить ответы детей .

    ЖИВАЯ  ПРИРОДА

    Время года

    Тема наблюдения

    Цель  наблюдения

    Содержание наблюдения

    ЛЕТО

    Наблюдение за птицами

    1.учить детей узнавать птиц по внешнему виду, описанию, голосу, 2.расширять словарь детей за счет использованных слов, обозначающих признаки внешнего вида и поведения птиц,                3.вызывать интерес к наблюдению.

    Во время прогулки в рощу обратить внимание детей на красоту окружающей природы, на пение птиц. Спросить у детей могут ли они узнать по пению, какая птица поет.
    В роще «Дубки» можно услышать воробьев, синиц, ворон, соловья, кукушку.
    Понаблюдать с детьми за воробьями, попросить детей описать их внешний вид, повадки. Сравнить их с другими птицами, например с голубями.
    Покормить птиц принесенными с собой крошками хлеба и семечками.

    Рассматривание дерева, сравнение его с кустарником

    1.закреплять представление о дереве ( имеет корень, ствол, ветки, листья, плоды), кустарнике ( имеет корень, несколько стволов, ветки, листья, плоды),                             2.развивать аналитическое мышление,                       3.воспитывать интерес к жизни растений.

    На прогулке выбрать место, чтобы хорошо было рассматривать дерево и кустарник. Обратить внимание на общие признаки у растений: имеют корень, ствол, ветки, листья, плоды. Предложить детям сравнить между собой дерево и кустарник, ответить, чем же они схожи и в чем различие.

    Капель

    Приложение 3

     Конспекты

    по организации и проведению

    наблюдения на прогулке

    во второй младшей группе

    ( Дополнительный материал)

    Составила:

    воспитатель 1 кв. категории

    Дегтяренко Т.И.

    Проверила:

                      ст.воспитатель  _____   Иванова Н.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект семинара - практикума для педагогов "Организация двигательной активности на прогулке во второй младшей группе"

    конспект семинара - практикума для педагогов "Организация двигательной активности на прогулке во второй младшей группе"...

    «Листопад» «Организация прогулки во второй младшей группе с учетом ФГОС»

    Цель:  Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад». Программное содержание:• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, побуждать детей подкармли...

    Методическая разработка на тему: «Листопад» «Организация прогулки во второй младшей группе »

        Методическая разработка на тему:  «Листопад»«Организация прогулки во второй младшей группе » ...

    Информационная карта к видеозаписи "Осенняя прогулка" во второй младшей группе

    Информационная карта к видеозаписи "Осенняя прогулка" во второй младшей группе...

    Рабочая программа воспитателя по организации и осуществлению образовательной деятельности во второй младшей группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. 2017-2018 г.

    Рабочая программа разработана для организации образовательной деятельности воспитанников второй младшей группы ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4  лет с у...

    Организация двигательной деятельности детей во время прогулки во второй младшей группе по теме «Здравствуй, зимушка - зима»

    Приоритетная образовательная область: « Физическое развитие».Область в интеграции: «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», « Познавате...