Познавательный проект "Свойства воздуха»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Черных Татьяна Александровна

Актуальность и эффективность проекта заключается во  внедрении проектной деятельности в образовательный процесс , что поможет  накопить не только уникальный опыт и дать обширные знания детям , но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей их родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vozdukha-_proekt.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект 

"Свойства воздуха »

Вид проекта: познавательно-исследовательский. 

Тип проекта: долгосрочный

Участники  проекта: дети 6-7 лет, воспитатели , специалисты.

Актуальность и эффективность проекта заключается во  внедрении проектной деятельности в образовательный процесс , что поможет  накопить не только уникальный опыт и дать обширные знания детям , но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность  проявить себя, свои таланты и знания и при этом развить  творческие способности и коммуникативные навыки, сформировать начальные предпосылки проектной деятельности.  Ребёнку обеспечивается возможность развития  индивидуальной траектории ,  предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами. Проект позволит сформировать у каждого ребенка элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.

Идея проекта: развивать познавательную активность, применяя полученные знания в повседневной жизни.

Цели проекта:

  • Развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом.
  • Обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.
  • Развитие поисковой деятельности ребенка:

-способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

-умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

-умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные   способы использования обычных вещей;

-систематизация знаний о свойствах воздуха;

-совершенствование уровня накопленных практических навыков:

                     -экспериментирование с объектами неживой природы;

                     - создание предметов-заместителей;

- активизировать речь ребенка;

- учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний  опытным путем.

Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.

Предварительная работа:

  1. Свободная опытная деятельность ребенка с различными вспомогательными приборами и приспособлениями.
  2. Знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, невидимый, легкий, имеет запах.
  3. Знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников.
  4. Использование свойства воздуха в природе, в жизни человека;

– рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;
– наблюдение за предметами, планирование эксперимента;
– воскресная прогулка  с родителями в парк, на берег реки;

  1. Занятия по познавательному развитию, продуктивная деятельность.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный (одна неделя)

Анкетирование родителей, обсуждение целей, задач проекта с родителями, создание условий необходимых для реализации проекта. Постановка проблемы : Где найти невидимку-воздух? Применение воздуха. Как и из каких источников мы можем получить информацию о воздухе?

II этап – основной (3 недели)

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта , накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:
– беседы (где найти невидимку; свойства невидимки;  как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты (воздух  в природе)
– игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.); 
– трудовая деятельность (изготовление модели воздушного змея , «хитрой змейки» для определения свойства воздуха; «ветряной мельницы»; 
– экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?»,  «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» «Полет в космос» и др.); 
– решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании» , «обладает силой» и др.); 
– дидактические , интеллектуальные, деловые игры «Полетим в космос», «Вылечим Степашку», «Парашютисты», «Узнай по запаху»); 
– проявление действий воздухе в природе 
– тематические занятия: («Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха» , «Воздух – невидимка;
– занятие -развлечение с участием родителей «Воздух-фокусник»
– отражение содержания усвоенных знаний о свойствах воздуха отражены в рисунках «Мои фантазии», «Невидимка в гостях». Реализация части проекта в совместной деятельности детей с родителями - объемные макеты  «Воздушного змея», «Парусник», «Водолазный купол».

Поэтапное решение проблемной ситуации:

1. Где найти невидимку;
– Как работают вещи, благодаря воздуху;
– Что умеет невидимка.
2. Обсуждение результатов экспериментирования.
3. Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы
4. Практическая деятельность, направленная на получение результата
5. Итоги работы. Разрешение проблемы.
6. Определение новых проблем.

III этап – презентационный

Организация  сюрпризного  момента: цирковое представление для детей «Мир волшебства».

IV этап – итоговый (одна неделя)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.

1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению со свойствами воздуха:

– создание библиотеки по проблеме;
– подбор видеоматериала о свойствах, применении воздуха;
– создание музея «Мир воздуха»
– оформление выставки рисунков «Мои фантазии», «Невидимка в гостях»;
– выпуск журнала «Это интересно!»
– оформление экспериментальной книги
2. Показатели уровня овладения ребенком экспериментальной деятельности стало на 50% выше. Для ребенка был важен не столько результат, сколько процесс работы в ходе экспериментирования. А для нас, как педагогов, важно не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. 
3. Участие родителей ребенка в реализации проекта изменилось на 35%.
4. Создание системы работы по ознакомлению детей со свойствами воздуха, его использования в природе, в быту.

  • Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: ребенок, родители, педагоги.
  • Оценка заинтересованности ребенка, его успешности в данном деле отслеживалось через наблюдение и анализ детской деятельности, опыты, занятия, беседы.
  • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей ребенка происходило через индивидуальную работу, проведение совместных мероприятий.
  • Оценка деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы:

Баночки , стаканчики, палочки, мыльные пузыри, мешки полиэтиленовые, пробки, мелкие игрушки, пластилин, изготовленный змей, фен, парусник, воздушные шары, мячи и др.;
Познавательная литература, картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат, материалы для продуктивной деятельности, компьютер.

Планирование и организация деятельности

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки проведения

I этап – подготовительный

1.

Анкетирование родителей

Выявить заинтересованность, отношение родителей к познавательной деятельности, опытно-экспериментальной

воспитатель

1 неделя

2.

Круглый стол с участием родителей и детей

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей к исследовательской деятельности для реализации проекта

воспитатель

1 неделя

3.

Подбор библиотеки

Развивать интерес к исследовательской работе

Родители, воспитатели

1 неделя

4.

Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

Просвещать родителей

воспитатель

1 неделя

 

5.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Создать условия для опытно-экспериментальной работы

Родители, воспитатели

1 неделя

II этап – основной

1.

Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме

Развивать интерес к исследовательской работе

воспитатель

2, 3 недели

2.

Оформление музея «Мир воздуха»

Создание условий по реализации проекта. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе

Родители, воспитатели

2, 3 недели

3.

Подбор, изготовление дидактического материала, игр

Формировать опытно-поисковую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес.

Родители, воспитатели

2, 3 недели

4.

Составление карточек (из наблюдений)

Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

5.

Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы

Пробуждать и поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

6.

Целевые прогулки

Дать обобщенное представление о свойствах воздуха

Родители, воспитатели

2, 3 неделя

7.

Оформление журнала «Это интересно!»

Учить систематизировать накопленный материал

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

8.

Рисование из личных наблюдений

Учить передавать накопленные знания через выразительные средства искусства

Родители, воспитатели

2, 3 недели

9.

Экспериментальная деятельность с воздухом

Умение выделять проблему, высказывать предположения, гипотезы, способы их решения, аргументировать и доказывать

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

10

Познавательные занятия

Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

11.

Конструирование, ручной труд

Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, развивать творческие умения

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

12.

Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, кроссвордов о воздухе

Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

13.

Оформление экспериментальной книги

Развитие творческой активности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

14.

Оформление выставки рисунков ««Мои фантазии», «Невидимка в гостях»;

Развитие творческой активности

Родители, воспитатели

2, 3 недели

15.

Изготовление макетов

Развитие творческой активности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

16.

Аукцион идей  «Умники и умницы»

Развитие творческой активности

Родители, воспитатели

2, 3 недели

III этап – презентационный

1.

Презентация проекта: цирковое представление для детей «Мир волшебства».

Творческий отчет о накопленном опыте

Дети, родители, воспитатели

5 неделя

III этап – итоговый

1.

Обработка и оформление материалов проекта

 

воспитатели

5 неделя

2.

Анализ результативности

 

воспитатели

5 неделя

Опыт экспериментальной работы по реализации проектной технологии в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности подтверждает высокий развивающий эффект отобранного содержания знаний на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Итог: проблема решена. С помощью различных свойств воздуха можно показать фокусы.

Определение новых проблем: Что можно делать, чтобы воздух был чище.

Виды деятельности:

  • Познавательная;
  • Трудовая;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Творческая;
  • Речевая;
  • Наглядно-агитационная;
  • Поисково-агитационная;
  • Театрализованная;
  • Самостоятельная.

Формы совместной деятельности воспитателя и ребенка:

  • Театрализованное представление;
  • Творческо-речевые игры, упражнения;
  • Поисково-исследовательская деятельность;
  • Занятия познавательной деятельности;
  • Выставка детских рисунков;
  • Работа с кроссвордами;
  • Игры: дидактические, настольно-печатные, словесные, творческие;
  • Беседы;
  • Целевые прогулки;
  • Экскурсии;
  • Рассматривание картин, иллюстраций.

Участие родителей в проекте:

  • Составление кроссвордов;
  • Подбор художественного слова, загадок;
  • Совместные целевые прогулки;
  • Участие в презентации;
  • Выпуск журналов;
  • Выставка рисунков;
  • Выставка иллюстраций, фотографий;
  • Побор наглядно-дидактических пособий, литературы;
  • Просвещение: через родительские уголки, папки-передвижки;
  • Анкетирование;
  • Беседы;
  • Круглые столы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Проект "Свойства воздуха"

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности....

Конспект ООД по познавательному развитию «Свойства воздуха»

Конспект ООД по познавательному развитию «Свойства воздуха» (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет)Цель: Систематизировать знания детей о свойствах возду...

Конспект НОД по познавательному развитию "Свойства воздуха"

Конспект НОДпо познавательному развитию(познавательно-исследовательская деятельность)в средней группе.Тема: "Свойства воздуха"  Цель: Создать условия для формирования исследов...

«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воздуха» «Воздух - волшебный невидимка»

Цель:Дать детям представление о воздухе как об одной из четырех стихий, познакомить с физическими и некоторыми химическими свойствами воздуха.Задача : Познакомить детей со свойствами воздуха.мотивиров...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...