Главные вкладки

    Проект "Мир домашних животных"
    проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Баньковская Татьяна Геннадьевна

    Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.

    Анализ проблемы: дети, в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл проект32.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №3 п. Редкино

        Проект

       Мир домашних животных

    подготовила

    воспитатель МБДОУ детский сад №3 п. Редкино

    Баньковская Т.Г.

    Редкино 2014

    Проект: « МИР ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»

    Тип проекта: информационно-практический, краткосрочный (1 день).

    Целевая аудитория: дети 4-5 лет.

    Участники проекта: дети, педагоги, родители.

    Актуальность проекта: мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.

    Анализ проблемы: дети, в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».

    Цели проекта:

    1. Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.
    2. Формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
    3. Развитие интереса детей к окружающему миру.

    Задачи проекта:

    1. Воспитывать гуманное отношение к животным.
    2. Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
    3. Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
    4. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
    5. Совершенствование навыков рисования и творческой деятельности у детей.
    6. Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.

    Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; знакомство с правилами ухода за домашними животными.

    Продукты проекта:

    1. Изготовление альбома «Домашние животные».
    2. Создание в группе уголка «Друзья наши меньшие».
    3. Создание макета «Домик в деревне».

    Таб.1. Интеграция образовательных областей

    Образовательная

    область

    Организованная образовательная, самостоятельная деятельность детей

    Познание

    -Просмотр презентации «Домашние животные».

    -Животные, проживающие в деревне и в городе.

    -Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы» (смотри ход проекта).

    -Беседа «Во что одеты животные?».

    -Дидактические игры: «Узнай животных по описанию», «Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?».

    -Наблюдение за собакой на прогулке.

    -Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».

    -Работа с макетом «Домик в деревне».

         Коммуникация

    -Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи следы?».

    -Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит».

    -Беседа «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям? Поведение человека с животными».

    -Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.

          Социализация

    -Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

    -Дидактическая игра «Помоги животным найти свой дом».

    -Приобщение детей к общению друг с другом в совместной деятельности.

    Чтение художественной литературы

    -Рассматривание книг о животных.

    -Чтение стихов В.А.Степанов «Животный мир России».

    -Чтение русской народной сказки «Кот - серый лоб, козел да баран».

    -Чтение К.Ушинский «Спор животных», М.Пришвин «Жулька».

    -Выставка книг «Животные в сказках».

    -Загадывание загадок о домашних животных.

    -Чтение пословиц и поговорок о животных.

    Художественное творчество

    -Лепка: «Кошки и собаки – наши друзья», оформление уголка группы «Наши верные друзья».

    -Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

    -Совместный труд детей и педагога – изготовление макета «Домик в деревне».

    Музыка

    -Музыкальная игра «Угадай животное».

    -Разучивание песни «Цап-царап», муз. С.Гаврилова, сл. Р.Алдониной.

    Труд

    -Беседа об уходе за домашними животными (как чистить клетку, кормить, необходимость ухода, независимо от своего настроения).

    -Дежурство в книжном уголке и уголке природы.

    Здоровье

    -Беседа «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».

    -Сравнение человека и животного «Чем мы похожи и чем мы отличаемся?» Игра «У зверей и у людей» (с мячом).

    -Беседы об умывании.

    -Бодрящая гимнастика после сна (комплекс дыхательных упражнений).

    Безопасность

    -Беседа «Встреча с незнакомыми животными», «Позаботься о безопасности своего организма после помощи животным».

    Физическая культура

    -Зарядка «Не ребята, а зверята» (упражнения: «Корова отгоняет мошек», «Идет коза рогатая», «Домашняя кошечка», «Конь бьет копытом», «Скачут зайки»).

    -Физминутки: «Корова», «Кошка», «Котик».

    -Пальчиковая гимнастика: «Козочка», «Покормим животных».

    -Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка».

    -Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».

    Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами:

    -Беседы с родителями на тему «Есть ли в доме животное?».

    -Библиотека для родителей: книги о природе, животных, статьи о воспитании доброты в детях.

    -Папка-передвижка «Дети и домашние животные».

    Реализация проекта:

    1. Утренний сбор. Мотивация выбора темы.

    Цель: создать зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик у детей, развитие речевой активности и мышления у детей.

    Сообщение тематики проекта: «Мир домашних животных».

    На одной из стен группы располагаются иллюстрации, изображающие различных животных. Воспитатель предлагает подойти детям к иллюстрациям и поиграть. Воспитатель называет животных, не предлагая никакой схемы ответа (ее устанавливают сами дети). Например: «Кошка»,- а в ответ: «Мяукает», или «Полосатая», или «Рыжая» и т.д.

    Далее следует дидактические игры: «Узнай животного по описанию», «Чьи это детки?» (используются наглядные пособия – плакат и альбом «Домашние животные»), (фото 13, дидактическая игра «Чьи это детки?»), (фото 14,15,16, альбом «Домашние животные»).

    После игр воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по иллюстрации с опорой на схему.

    Далее проходит чтение русской народной сказки «Кот – серый лоб, козел, да баран».

    После, дети дежурят в уголке природы.

    В заключение утреннего сбора проходит подвижная игра «Пастух и овцы».

    1. Комплекс утренней гимнастики: «Не ребята, а зверята» [15].

    Цель: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус детей.

    1. Гигиенические процедуры.

    Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки у детей.

    Умывалочка: «Кто такая пушка» [3,64].

    1. Завтрак.

    Цель: настроить детей на принятие пищи; формировать знания о культуре поведения за столом.

    Дети садятся за столы. Совместно с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения: «сердитая кошка», «утиный клювик», «лошадка» [6,57; 6,59].

    Далее идет выполнение пальчиковой гимнастики «покормим животное» [13,58].

    Воспитатель: «Мы животных покормили, а теперь должны покушать сами». Повторение правил поведения за столом:

    Ложкой–вилкой не грохочем,

    Не играем, не хохочем,

    Мы на стульчике сидим,

    Молча весело едим.

    Мы ногами не болтаем,

    И ворон мы не считаем,

    Не глядим по сторонам,

    Кашу кушать надо нам!

    Дети принимают пищу. После еды воспитатель всех хвалит.

    1. Чтение художественной литературы. Стихи В.А. Степанова [2], с показом иллюстраций животных.
    2. Самостоятельная деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница», «Айболит».

    Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, понимая воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Развивать творческое воображение.

    1. Тематическое занятие. Проводилось в рамках методического пособия Т.И. Гризик «Познавательное развитие детей 4-5 лет» [8,39].

    Оборудование: фигурки домашних животных (кошка, коза, собака, корова и т.д.), листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурки животных, которые стоят на столе. Дети называют животных. Воспитатель: «А теперь поиграем, загадки отгадаем» (педагог загадывает загадки-описания, дети отгадывают (находят животных, показывают остальным) [3,17; 3,35; 3,47; 3,67].

    Дети берут фигурки животных и проходит дидактическая игра «Кто я и как я кричу?» (фото 5, дидактическая игра «Кто я и как я кричу?»)

    Далее воспитатель читает детям пословицы о животных [3].

    Потом воспитатель проводит беседу-обсуждение, ставит  проблемные вопросы:

    -как мы бы жили без домашних животных,

    -зачем человек приручил животных,

    -живут в доме - значит домашние,

    -зачем держать в доме животных,

    -как ухаживать за домашними животными,

    -какова роль домашних животных в жизни людей,

    -учат ли животные и птицы своих детей,

    -что мы можем дать домашним животным.

    Проведение физкульт-минутки. Упражнения: «корова», «кошка».

    Далее, совместно с воспитателем дети рассматривают макет «Домик в деревне» (изготовлен ранее детьми и воспитателем) (фото 3,4, макет «Домик в деревне»). Дети заселяют макет животными (фото 6,7,8,9, работа с макетом Домик в деревне). Воспитатель интересуется, почему они все собрались на дворе, а не ушли в лес? Потому, что эти животные живут с человеком, который заботиться о них. Их поэтому и называют – домашние животные.

    Далее воспитатель интересуется, какие домашние животные живут в семьях воспитанников. Раздает листы бумаги и проводит игру – задание «Нарисуй животное и составь рассказ о нем» (фото 10,11, игра-задание «Нарисуй животное и составь рассказ о нем»). Работа продолжается в свободной деятельности. Готовые работы в дальнейшем выставляются в уголке «Мои верные друзья» (фото 17,18, уголок «Мои верные друзья»).

    1. Подготовка к прогулке.  Беседа «Во что одеты животные, а во что одевается человек?» Цель: совершенствовать умение быстро одеваться в определенной последовательности.

    Работа в книжном уголке – выставка книг с иллюстрациями животных (фото 1,2 выставка книг «Животные в сказках»).

    1. Прогулка. Цель: оздоровление и закаливание детей на свежем воздухе.

    Подвижные игры: «Кролики». Цель: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность [11,47].

    «Наседка и цыплята». Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожными и внимательными; приучать детей действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им [11,48].

    Далее идет наблюдение за собакой [10,101]. Цель: формировать у детей представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

    Далее воспитатель проводит беседу об уходе за домашними животными.

    Далее воспитатель предлагает детям разучить песенку «Цап-царап» (муз. С.Гаврилова, сл. Р. Алдониной).

    После этого педагог организовывает самостоятельную деятельность детей на прогулке:

    - игры с выносным материалом;

    - катание на качелях, каруселях, «мыльные пузыри»;

    - кормление птиц на участке.

    10. Возвращение с прогулки, работа перед сном.

    Воспитатель помогает детям раздеться.

    Далее следуют гигиенические процедуры. Дети вспоминают вместе с воспитателем золотое правило «Руки мой перед едой, грязные руки грозят нам бедой».

    Далее педагог проводит беседу «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».

    Дети садятся за столы и проходит пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Козочка» [9,3]. Артикуляционная гимнастика. Упражнение: «Утиный клювик», «Лошадка» [6,59].

    11. Обед.

    12. Гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

    Чтение К. Ушинский «Спор животных», М. Пришвин «Жулька».

    13. Бодрящая гимнастика после сна.

    Дыхательная гимнастика. Цель: повышение общего жизненного тонуса детей, сопротивляемости и устойчивости организма заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы. Упражнения: «Петушок» [12,26], «Гуси летят» [12,28], «Насос» [12,26].

    Закаливающие процедуры: ходьба босиком по массажной дорожке (изображаем кошку – пластические этюды) (фото…)

    14. Гигиенические процедуры.

    15. Полдник.

    16. Самостоятельная деятельность детей.

    Лепка.  «Кошки и собаки – наши верные друзья». Оформление в группе уголка «Друзья наши меньшие» (фигурки и рисунки детей), (фото 12, лепка).

    Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи это следы?»

    17. Дидактическая игра «Помоги животному найти свой дом».

    18. Вечерняя прогулка.

    Подвижная игра «Лохматый пес». Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться [11,44].

    Далее воспитатель проводит беседу с детьми «Встреча с незнакомыми животными».

    Дидактическая игра «У зверей и у людей» (с мячом). Сравнение человека и животного. Чем мы похожи и чем мы отличаемся?

    19. Уход детей домой.

    Воспитатель проводит беседы с родителями. Дети уходят домой, рассказывая родителям о том, с чем они познакомились сегодня в саду.

    Подведение итогов.

    В рамках проекта «Мир домашних животных» были созданы: макет «Домик в деревне», альбом «Домашние животные», дидактические игры, картотека загадок и пословиц о животных, уголок «Друзья наши меньшие».

    Таким образом, ознакомление детей с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний детей об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способностях, повысили свою самостоятельность, отмечались положительные изменения со стороны эмоционально- волевой сферы, зрительного внимания, речи, артикуляционной и общей моторики. Совместная деятельность детей и воспитателя помогла развития познавательного интереса детей, мышления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.

    Список используемой литературы:

    1. Гризик Т.И. Пособие «Интересен мир вокруг нас» для детей 4-5 лет
    2. Степанов В.А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002.
    3. Синицына Е.Н. Умные загадки. – М., 1997.
    4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
    5. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1998.
    6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2007.
    7. Свирская Л.В. Утро радостных встреч. – М., 2010.
    8. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М., 2010.
    9. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М., 2013.
    10. Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки  в детском саду. Младшая и средняя группы: методическое пособие. – М., 2009.
    11. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. – М.,1986.
    12. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград, 2009.
    13. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
    14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.,2007.
    15. Интернет ресурсы. Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средних возрастных групп (4-5 лет). Автор: Сенченко О.В. – инструктор по физкультуре МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Радуга», г. Подольск.
    16. Журнал «Дошкольное воспитание».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

    "Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

    Конспект НОД в старшей группе. "Домашние животные" Беседа о домашних животных.

    Цель: Закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение , расширение и активизация словаря . Учить составлять описательные рассказы о домашних животных ...

    Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

    Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

    "Загадки о домашних животных" по лексической теме "Домашние животные"

    Материал может использоваться как в ООд так и в режимных моментах....

    План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных»»

    Тема недели : (Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных ) с 18.11.19 по 22.11.19Программное содержание: 1. Уточнять и расширять представление о домашних животных. Отмечать и...