Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Фейге Лидия Викторовна

Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе  детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.                           

«Уникальная природа древней и прекрасной Югорской земли –

                        щедрый источник жизни многих и многих поколений людей. Это

хрупкий и тонкий мир, главным условием гармоничного развития

                    которого является разумное, бережное отношение человека ко

                        всему, без чего немыслима сама жизнь.

Воспитание любви и уважения к родному краю, способности

                        воспринимать язык природы – благородная и важная задача всех,

                      кто формирует мировоззрение наших юных соотечественников»

                                                                                                     А. В. Филипенко

Мы живём на прекрасной земле, мир которой многообразен и уникален. Ханты-Мансийский автономный округ – это огромная территория в Западно-Сибирской  низменности, а Сургут – старейший и крупнейший город округа. Город был основан в XVI веке, однако первые научные сведения о севере Западной Сибири получены были только в XVIII веке, тем не менее, земля сибирская полна загадок, и их ещё предстоит решить нашим современникам. Поэтому задача педагогов – пробудить интерес к изучению родного края у тех, кому осваивать и беречь нашу землю в будущем, у наших детей.

А значит, крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

         Одними из основных принципов  Федеральных государственных образовательных стандартов являются:

« - создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и  индивидуальными особенностями и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности…»

     Реализация этих принципов в образовательной деятельности педагога ДОУ  помогает решить задачи сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, а также формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности.

Общая тенденция развития современного мира такова, что исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии, стилем жизни современного человека. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Эффективным средством решения поставленных задач является метод педагогического проектирования, так как проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка, формирования его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в совместной деятельности с взрослыми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

         Проект «Югорский край люби и знай» предполагает использование педагогического опыта  в практике работы педагогов, занимающихся проблемами формирования представлений старших дошкольников о природе Сургута и Сургутского района.

Цель проекта: Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе  детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.                           

Учитывая возрастные и психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста, предлагаемый нами проект предназначен для работы с детьми 5-7 лет.

Для эффективности реализации проекта использовалась  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой,   авторская программа «Ребёнок в мире поиска» (О. В Дыбина, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина и другие), использованы  элементы программы ТРИЗ и элементы занятий, разработанные  А. Б. Никитиной, Дыбиной О.В.

        Разработан перспективный план занятий с детьми для старшей и подготовительной группы, с тщательно отобранным материалом доступным их пониманию, способным вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности.

        Отбор материала осуществляется с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:

  • Энциклопедичность формируемых у ребёнка представлений и знаний обо всём, что окружает;
  • Природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется её законам);
  • Воспитательная ценность знаний.

       Для достижения наиболее успешной цели проекта нами использовались следующие методы и приёмы.

        Методы:

        1.Непосредственного наблюдения.

        2.Рассматривания картин разного типа: предметных, сюжетных, схем, моделей.

        3. Словарно-логические упражнения (с объектами природы, картинками, словесные).

        4. Экспериментирования.

        5. Показывания кинофильмов, презентаций, слайдов.

        6. Чтения художественных произведений.

        7. Заучивания стихотворений.

        8. Слушания музыкальных произведений.

        9. Моделирования, как с воспитателем, так и самостоятельного.

Формы работы, используемые в проекте:

  1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в проекте  в различных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной), и с использованием ИКТ.
  3. Самостоятельная деятельность детей (свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-пространственной среды);
  4. КВН, развлечения, викторины, брейн-ринги.
  5. Экскурсии, целевые прогулки.
  6. Рассматривание подбора познавательной литературы и наглядного материала.
  7. Игры-путешествия в  природу.
  8. Труд в уголке природы и природе.
  9. Познавательные беседы.
  10. Сюжетно-ролевые игры.
  11. Проигрывание с детьми проблемных ситуаций.
  12. Сотрудничество с родителями воспитанников и лиц их заменяющих.

       Реализуя принцип коммуникативных способностей, используются различные формы организации детей

-фронтально;

-подгруппами;

-парами;

-индивидуально.

За данный период были разработаны и реализованы авторские мини - проекты: «Поздняя осень Югры», «Здравствуй, Зимушка – зима», «Проталинка», «Первоцветы», «Дикие животные Северных и жарких стран», «Тайга мохнатая, пернатая, цветущая», «Белый город – Сургут» и т.д, которые явились основой проекта «Югорский край люби и знай».

Разработан диагностический инструментарий, диагностическая карта исследования формирования личностных качеств и правильного отношения к природе  детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.                           

Ф.И. ребёнка

Назва

ние города

Флора Сургута и района

Фауна

нашего края

Природные богатства города, района

Промышленные предприятия города и района

Представ

ления о Красной книге, заповеднике

Знание о музеях города и района

Любимый уголок  природы

Отноше

ние к окружающей природе

Знание правил поведения в природе

Знание стихов, пословиц, поговорок о природе родного края

Умение анализировать свои и чужие поступки

       Всё вышеизложенное, согласуется с целью и задачами развития образования в ХМАО – Югре: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры, обновление модели дошкольного образования: расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования, формирование единого информационно-образовательного пространства, активное использование информационно-коммуникационных технологий, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, расширение использования современных образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края (на основе реализации программы «Омское Прииртышье»)

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является ...

Проект "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае"

Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Эт...