Главные вкладки

    Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.
    статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

    Фейге Лидия Викторовна

    Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.

    Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе  детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.                           

    «Уникальная природа древней и прекрасной Югорской земли –

                            щедрый источник жизни многих и многих поколений людей. Это

    хрупкий и тонкий мир, главным условием гармоничного развития

                        которого является разумное, бережное отношение человека ко

                            всему, без чего немыслима сама жизнь.

    Воспитание любви и уважения к родному краю, способности

                            воспринимать язык природы – благородная и важная задача всех,

                          кто формирует мировоззрение наших юных соотечественников»

                                                                                                         А. В. Филипенко

    Мы живём на прекрасной земле, мир которой многообразен и уникален. Ханты-Мансийский автономный округ – это огромная территория в Западно-Сибирской  низменности, а Сургут – старейший и крупнейший город округа. Город был основан в XVI веке, однако первые научные сведения о севере Западной Сибири получены были только в XVIII веке, тем не менее, земля сибирская полна загадок, и их ещё предстоит решить нашим современникам. Поэтому задача педагогов – пробудить интерес к изучению родного края у тех, кому осваивать и беречь нашу землю в будущем, у наших детей.

    А значит, крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.

    Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

             Одними из основных принципов  Федеральных государственных образовательных стандартов являются:

    « - создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и  индивидуальными особенностями и склонностями;

    - содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

    - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности…»

         Реализация этих принципов в образовательной деятельности педагога ДОУ  помогает решить задачи сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, а также формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности.

    Общая тенденция развития современного мира такова, что исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии, стилем жизни современного человека. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Эффективным средством решения поставленных задач является метод педагогического проектирования, так как проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка, формирования его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в совместной деятельности с взрослыми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

             Проект «Югорский край люби и знай» предполагает использование педагогического опыта  в практике работы педагогов, занимающихся проблемами формирования представлений старших дошкольников о природе Сургута и Сургутского района.

    Цель проекта: Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе  детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.                           

    Учитывая возрастные и психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста, предлагаемый нами проект предназначен для работы с детьми 5-7 лет.

    Для эффективности реализации проекта использовалась  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой,   авторская программа «Ребёнок в мире поиска» (О. В Дыбина, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина и другие), использованы  элементы программы ТРИЗ и элементы занятий, разработанные  А. Б. Никитиной, Дыбиной О.В.

            Разработан перспективный план занятий с детьми для старшей и подготовительной группы, с тщательно отобранным материалом доступным их пониманию, способным вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности.

            Отбор материала осуществляется с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:

    • Энциклопедичность формируемых у ребёнка представлений и знаний обо всём, что окружает;
    • Природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется её законам);
    • Воспитательная ценность знаний.

           Для достижения наиболее успешной цели проекта нами использовались следующие методы и приёмы.

            Методы:

            1.Непосредственного наблюдения.

            2.Рассматривания картин разного типа: предметных, сюжетных, схем, моделей.

            3. Словарно-логические упражнения (с объектами природы, картинками, словесные).

            4. Экспериментирования.

            5. Показывания кинофильмов, презентаций, слайдов.

            6. Чтения художественных произведений.

            7. Заучивания стихотворений.

            8. Слушания музыкальных произведений.

            9. Моделирования, как с воспитателем, так и самостоятельного.

    Формы работы, используемые в проекте:

    1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
    2. Образовательная деятельность, осуществляемая в проекте  в различных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной), и с использованием ИКТ.
    3. Самостоятельная деятельность детей (свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-пространственной среды);
    4. КВН, развлечения, викторины, брейн-ринги.
    5. Экскурсии, целевые прогулки.
    6. Рассматривание подбора познавательной литературы и наглядного материала.
    7. Игры-путешествия в  природу.
    8. Труд в уголке природы и природе.
    9. Познавательные беседы.
    10. Сюжетно-ролевые игры.
    11. Проигрывание с детьми проблемных ситуаций.
    12. Сотрудничество с родителями воспитанников и лиц их заменяющих.

           Реализуя принцип коммуникативных способностей, используются различные формы организации детей

    -фронтально;

    -подгруппами;

    -парами;

    -индивидуально.

    За данный период были разработаны и реализованы авторские мини - проекты: «Поздняя осень Югры», «Здравствуй, Зимушка – зима», «Проталинка», «Первоцветы», «Дикие животные Северных и жарких стран», «Тайга мохнатая, пернатая, цветущая», «Белый город – Сургут» и т.д, которые явились основой проекта «Югорский край люби и знай».

    Разработан диагностический инструментарий, диагностическая карта исследования формирования личностных качеств и правильного отношения к природе  детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.                           

    Ф.И. ребёнка

    Назва

    ние города

    Флора Сургута и района

    Фауна

    нашего края

    Природные богатства города, района

    Промышленные предприятия города и района

    Представ

    ления о Красной книге, заповеднике

    Знание о музеях города и района

    Любимый уголок  природы

    Отноше

    ние к окружающей природе

    Знание правил поведения в природе

    Знание стихов, пословиц, поговорок о природе родного края

    Умение анализировать свои и чужие поступки

           Всё вышеизложенное, согласуется с целью и задачами развития образования в ХМАО – Югре: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры, обновление модели дошкольного образования: расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования, формирование единого информационно-образовательного пространства, активное использование информационно-коммуникационных технологий, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, расширение использования современных образовательных технологий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».

    Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления их с природой родного края»....

    Дипломная работа "ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

    Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...

    Презентация проекта «Формирование речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края»

    Годовой проект «Формирование речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края»«Речевая компетенция»- свободное прак...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.

    Окружающий мир природы встречает ребенка сразу за порогом дома: растения на клумбе, аллея парка, газон. Этот  удивительный мир растений и животных, природных явлений заставляет ребенка остановить...