Конспект по ознакомлению с окружающим познавательного занятия "Что мы знаем о белке?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белобородова Марина  Владимировна

Данный материал поможет детям узнать ближе и прочувствовать  цепочку взаимосвязи между животными и людьми на конкретном объекте.  Даст детям желание нести ответственность за будующий окружающий  природный мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belka.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24»

Конспект

Познавательного  занятия

«Что мы знаем о белке?»

Подготовила  воспитатель

Белобородова Марина Владимировна

       

 Цель:  учить  детей знать, любить и беречь окружающий мир на конкретном природном объекте, сопереживать и  самостоятельно искать и находить выход из сложившегося трудного положения, желания учиться и работать  на благо природы.

                                                        Ход занятия:

Воспитатель – Кто не знает белку?  Когда мы говорим  о белке, то представляем себе….

Закройте глаза, расслабьтесь и представьте себе этого маленького зверька. Представили?  А теперь, не открывая глаз, рассмотрите её.  Какая она? Запомните хорошо.

Аня, расскажи мне, не открывая глаз, какая она у тебя (рыжая, пушистая, с длинным пушистым хвостом, маленькая)

А теперь, Алёша, не открывая глаз расскажи ты о своей белке.

Вот  какую мы представляем себе белку (показ  муляжа животного) Не большую, красивую, с кисточками на ушах, длинным, пушистым хвостом в рыженькой шубке.

А знаете ли вы, что белки бывают разные? Белки в разных местах имеют разную окраску и густату и длину меха. Белки есть серые, бурые и даже чёрные.

А у нас с вами  белки, как в сказках, рыженькие.  (показ отрывок из мультфильма «О царе Салтане»  А. С. Пушкина )

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт

Воспитатель –

Да, её зубки приспособлены грызть твёрдые орешки. Острыми резцами она быстро срезает чешуйки шишек и добирается до семян. Она способна разгрызть даже толстую, прочную скорлупу орехов.  И поэтому мы её зовём – грызуном.   Эти же зубки помогают ей и защищаться от врагов.  А врагов  у неё, пожалуй,  много.

Ребята подумайте и покажите картинки с животными, которые охотятся на белку. (Показ детьми)

Воспитатель – верно, А самый опасный враг её – это куница, крупные совы, ястреб – тетеревятник, иногда соболь, даже кошки и собаки не откажутся от неё. И конечно,  волк и лисица,  если белка вдруг зазевает на земле.  

А где же живёт белка?   (ответы детей)

Она обычный обитатель наших хвойных лесов.  А какая у неё квартира?  (гнездо в дупле)

Нарисуйте на схеме дерева эту квартиру.  (на столах у каждого ребёнка  иллюстрация схемы дерева и карандаши)

Воспитатель – А почему  вы решили нарисовать  дупло высоко на дереве? (ответы детей)

Воспитатель – На деревьях она кормится, укрывается от врагов и не погоды, отдыхает и выводит своих деток.   А  на каких именно, деревьях она   предпочитает жить? (ответы детей)

  Ребята,  давайте вспомним, какие деревья входят в хвойные леса?  (ответы детей)

Воспитатель – Совершенно верно ,  Но ведь есть леса: берёзовые , осиновые.  Почему там белки не живут? (ответы детей)  

Воспитатель -  Это верно,  В них  белка не находит нужных кормов и защиты от врагов.  Чем  же она питается? (ответы детей)

Воспитатель –  Представьте  себе, что вы все белки.  Представили? (воспитатель открывает накрытый тканью стол с продуктами разных животных)  У нас открылась  общая столовая  для всех животных.  Ваша  задача, белки, выбрать именно  то,   чем белки, то есть вы, питаетесь.   Ваше меню.  (орехи, шишки, молодые и побеги, сено, жёлуди, почки, кора  деревьев, сушёные  грибы, пшеница и т.д)

Воспитатель – Молодцы, белки!  Вижу  я, что вы  теперь будете сыты.

А теперь скажите мне, белки, куда вы будете прятаться, когда рядом хищники? (ответы детей)

Воспитатель – Верно, Алёша прячется   в дупло, Катя – за дерево, Коля – за ветки,  Аня -  перепрыгивает  с ветки на ветку и т.д.

Воспитатель – А какие ветки всегда зелёные,  за которыми можно во все времена года  укрыться белке?  (ответы детей)

Воспитатель – Совершенно верно,   и зимой, и летом только ветви ели и сосны могут спрятать белку от хищников и спасти от  ветра.

Посмотрите  на схему.  Выставка макетов  двух деревьев   в зимнее время.  (берёза, ель)

Воспитатель  просит одного из детей спрятать  силуэт белки в ветках берёзы.

Воспитатель – В зимнее время, когда у берёз нет ни листочка,  белка спрячется в ветвях, видно её? (ответы детей)

А если мы поместим  белку  в ветви ели?  А  давайте проверим.  (Воспитатель приглашает одного из детей проверить)

Воспитатель – Теперь всё нам понятно! Именно из-за пушистых вервей белку не видно.

 А знаете, какая она ловкая, проворная, свободно передвигается и быстро бегает по стволу дерева, как вверх так вниз.  Что же ей помогает так цепляться и быстро бегать? (ответы детей)

Воспитатель – Благодаря своим  острым изогнутым когтям и очень  подвижным, задним лапкам.

Падающему зверьку достаточно зацепиться лишь одним коготком, чтобы удержаться на дереве.

А вот длинный пушистый хвост для он служит белке? (ответы детей)

Воспитатель -   верно, белка им укрывается, когда бывает холодно, как тёплым покрывалом, когда она отдыхает. Но и  ещё, хвост служит белке, как надёжный руль при прыжках с дерева на дерева.

Белка,  очень  подвижная и не любит долго сидеть на месте. Вы согласны со мной, белки?  

Разминка

Раз, два, три, четыре, пять

Вышла белочка гулять

Потянулась, оглянулась

Нет здесь волка, нет здесь лис?

Лапки вверх и лапки вниз

Прыг на землю

Прыг на ветку

Прыг на землю

Прыг на ветку

Погрызёт орех – конфетку…

Ой, беда не повезло!

Волк спешит, скорей в дупло!

Воспитатель – А вы знаете, белка замечательная хозяйка!  Заготавливает всегда корм в прок!

Кто может мне помочь вспомнить, что входит в её запасы?  (ответы детей)

Воспитатель- Где же она их прячет? (ответы детей)

Воспитатель – Верю, только эти кладовые  нам   необходимо  найти  вот на  этой  схеме. (показывает крупную иллюстрацию , которая покрыта белой эмалью, которая не портит изображение, но легко монетой стирается)

Дети совместно монетами стирают те места, где,  по их мнению, спрятан клад белки.

(в дупле,  под отставшую кору, зарытую в землю, под пеньками, повешенные  на суку)

Воспитатель – Какие молодцы! Всё верно, именно так  и прячет для себя  белка.  И делает  их так много, что порой и сама забывает о многих своих запасах.  И этими запасами она спасает многих животных в зимнее  голодное время.

А ещё не тронутые запасы весной прорастают  молодыми саженцами,  и получается, что белки посадили их и этим она помогает лесу продлить свою жизнь.

А ещё вы знаете? Белка заботливая мама!   В урожайные годы, когда хвойных семян и желудей, орехов много белка выводит по 10 голых, слепых, беззащитных бельчат и отлучается от них  только тогда, когда очень сильно захотела  есть или пить.

А вот в не урожайные годы они голодуют вынуждены бросать свой дом и переходить в другие леса в поисках пищи и очень много тогда их погибает.  Да и становиться легкой добычей хищников.

Число  белок всегда колеблется, как на весах.  Каждый год, то меньше, то больше белок.  Отчего это зависит? (ответы детей)

Воспитатель – Да верно, от урожая хвойных деревьев, от хищников.

А ещё от человеческой жадности.  Люди срубают с каждым годом всё больше и больше  хвойных деревьев.   А ещё  из  меха белок делают шапки, воротники, даже шубы.

Показ воспитателем  меховую  шапку – ушанку из белки или похожего зверька.

Вы представляете себе, сколько надо маленьких таких зверьков, чтобы получилась одна шапка?  (ответы детей)

Воспитатель – Вот и не угадали,   40 – 50  белок

Много  охотников за красивыми мехами, убивают маленьких  животных в лесу.

Да ещё тогда, когда у неё есть маленькие детки.  Убивают маму – погибают детки (пауза для размышления)

Подумайте, ребята и решите для себя, хотите ли вы любить природу, оберегать каждое животное и осторожно с ним обращаться? (ответы детей)

Воспитатель- Белка и мы, люди, всего лишь маленькие части этой природы.  И каждая часть природы должна приносить пользу нашему общему дому:  планета  - земля.

Скажите дети, какую пользу приносят лесу, животным белки? (ответы детей)

Кто питается белками? (ответы детей)

Что можем мы,  дети,  сделать для белок и других животных? (ответы детей)

Воспитатель – А сейчас, ребята,  возьмите в руки карандаши и нарисуйте свои пожелания нашей белочке.  Мы их вложим  в приготовленные заранее наши конверты и отправим в лес по адресу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Что мы знаем о пионерах-героях"

конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру « Что я знаю о профессиях на селе»

Дать представление о том, что труд существовал всегда, поддерживать интерес к труду работников сельского хозяйства.Воспитывать уважение к труженикам села, к профессиям своих родителей....

Конспект игры – викторины на тему: «Что мы знаем о природе». (старший дошкольный возраст).

Данная игра способствует формированию у детей разумного поведения в лесу,уточняются представления о знакомых птицах,в  зависимости формы клюва ,от способов добывания пищи,развивается  ...

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Знай и соблюдай правила дорожного движения» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАОг. МоскваПодготовил воспитатель: Арутюнова Элла  ГеоргиевнаЦели:— углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее.— продолжать з...

Конспект досуга по познавательному развитию для детей подготовительной группы Ознакомление с историей родного города: «Знаю и горжусь»

В данной методической разработке представлено досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому  воспитанию, на основе изучения истории своей малой Роди...

"Экологическое воспитание" Конспект по ознакомлению с природой на тему «Что мы знаем о птицах» в старше-подготовительной группе

Уточнить представления детей о знакомых птицах, дать первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений, животных.                 ...