Проект "Никто не забыт и ничто не забыто"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Серякова Нина Федоровна

 

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа России. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.  Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         ПРОЕКТ

 «Никто не забыт и ничто не забыто»

« Никто не забыт и ничто не забыто»-

Яркая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом сыпучим венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика

Никто не забыт и ничто не забыто.        

Организация: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Медновский детский сад «Родничок»

Автор: старший воспитатель Серякова Н.Ф.

Вид, тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели МДОУ «Медновский детский сад «Родничок».

Сроки проведения: 18 апреля – 9 мая 2014 г.

Возраст детей: 5 –7лет

Актуальность: Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа России. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.  Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

  • способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств
  • к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии.
  • расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
  • развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми; 
  • воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов
  • способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
  • обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
  • организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта;
  • вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Предполагаемые результаты:

  • Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
  • Повышение социальной компетентности дошкольников;
  • Создание фотоальбома об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, сотрудников ДОУ;
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
  • Оформление выставки   детского творчества ко Дню Победы;
  • Выпуск стенгазеты «Война глазами детей».
  • Оформление тематических уголков в группах «Мы помним героев ВОВ», «Наши земляки – герои ВОВ, «Этих дней не смолкнет слава».
  • Праздник «Победа в сердцах поколений».

План реализации проекта

      ЭТАПЫ

                                 СОДЕРЖАНИЕ

Подготовительный

1.Составление плана деятельности

2.Сотрудничество с родителями

3.Подбор  бесед о ВОВ.

4.Подбор литературных произведений о войне

5.Подбор музыкальных произведений на военную тему.

Организационно-практический

       Дать детям знания о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы.

     Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

     Воспитываем уважительное отношение и сострадание к пожилым людям.

      Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).

     Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей расширять представления детей о Российской армии.

    Воспитывать уважение к защитникам отечества.

    Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

    Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей.

 Познакомить с памятниками  погибшим героям Великой Отечественной войны города.

1.Встречи с ветеранами ВОВ «Простые истории Великой Победы» - вечер-встреча трех поколений

2.Уроки мужества - тематические беседы в группах «Праздник Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Пришла весна – весна Победы! »

3. Оформление тематических уголков в группах «Мы помним героев ВОВ», «Наши земляки – герои ВОВ, «Этих дней не смолкнет слава».

4.Выставка творчества воспитанников «Мы наследники Победы», «Цветы для героев» - конкурсы рисунков, поделок, плакатов

5.Творческие мероприятия для воспитанников - музыкально-литературный салон «Песни, с которыми мы победили», конкурс стихов, посвящённых

6.Конкурс рисунков на асфальте ««Я рисую мир»

7. Спортивные мероприятия - спортивный досуг «Твои защитники, Родина»

8.Экскурсия к памятнику

9. Сбор материала к фотоальбому «Никто не забыт, ничто не забыто».

10.Выпуск стенгазеты «Война глазами детей».

11. Рассматривать с детьми картин, репродукций, альбома с военной тематикой.

12. Разучивание стихов и песен с военной тематикой.

13. Общение «Что лучше – плохой мир или хорошая война».

14. Создание альбома «Нам нужен мир».

15. Фотовыставка «У нас в семье праздник 9 мая».

16.Чтение произведений А. Гайдара «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей», В. Суслов «На страже», С. Маршак «День Победы», Л. Кассиль «Твои защитники» и т.п..

17.Демонстрационно-наглядный материал «Они сражались за Родину»

18.Просмотры фрагментов из фильмов военной тематики.

 19.Слушание и пение фронтовых песен.

20.Возложение цветов к Вечному Огню и к памятнику погибшим воинам-землякам 9Мая.

Итоговое мероприятие:

Праздничный концерт «Победа в сердцах поколений» для родителей, сотрудников, ветеранов ВОВ.

Итоговый

1.Выставка рисунков «Славный День Победы»

2.Фотоальбом об участниках Великой отечественной войны.

3.Выпуск стенгазеты «Война глазами детей».

4. Оформление тематических уголков в группах «Мы помним героев ВОВ», «Наши земляки – герои ВОВ, «Этих дней не смолкнет слава».

5. Праздничный концерт «Победа в сердцах поколений» для родителей, сотрудников, ветеранов ВОВ.

Трансляция проекта:

1. Оформление тематических уголков в группах «Мы помним героев ВОВ», «Наши земляки – герои ВОВ, «Этих дней не смолкнет слава».

Оформление тематических уголков в группах «Мы помним героев ВОВ», «Наши земляки – герои ВОВ»

2.Выставка творчества воспитанников «Мы наследники Победы», «Цветы для героев» - конкурсы рисунков, поделок, плакатов

3.Сбор материала к фотоальбому «Никто не забыт, ничто не забыто».

4.Выпуск стенгазеты «Война глазами детей».

5. Создание уголка памяти «Мы помним героев ВОВ»

6.Ознакомление педагогов ДОУ с новыми дидактическими пособиями, изготовленными по данной теме.

7.Праздничный концерт «Победа в сердцах поколений»

Дальнейшее развитие проекта: В июне месяце разработать и реализовать проект о формировании у дошкольников представления о родном селе и его достопримечательностях, а также о людях, прославивших наше село.

Результативность опыта

Формируя нравственно-патриотическую культуру детей, считаю, что мне, как  старшему воспитателю,  следует находиться в постоянном творческом поиске – это даст право на успех.




Предварительный просмотр:

Тематический план нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

в условиях реализации  ФГОС.

Разделы

Задачи

Мероприятия

1.«Моя семья мой дом родной»

Продолжать расширять представления детей о своей семье, о своей биографии, закрепить знания детей о фамилии, имени и отчества родителей;  объяснить понятие «дальние родственники».  

Учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи.

Воспитывать у детей чувство любви, привязанности к своей семье; гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.

 Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.    

      Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.

Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.

-Дидактические игры «День рождения», «Встреча  Рисование: «Выходные в семье», «С кем я живу», «Портреты членов семьи».

-Оформление выставок: «Моя семья». «Мой детский сад».

-Рисование праздничных открыток мамам, папам и т.д.

-Сотворчество детей с родителями: рисование плакатов «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», «Встреча гостей», «Мой дом».

-Беседа «Мамины, бабушкины руки», «Мой папа». Игра «Моя комната».

-Видеотека: «Семейные праздники», ««Любимый отдых членов семьи», «Труд на даче», «Наши праздники в детском саду».

-Изготовление подарков для мам и бабушек.

- Праздник «День матери».

- Оформление фотоальбома «Папа, мама, я — вместе дружная семья».

- Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»

- Конкурс «Семейный герб»

-Проведение инсценировок на тему: «Расскажи, где ты живешь».

- Составление фотоальбома «Дом, в котором я живу».

-Сотворчество детей и родителей в создании простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи.

Итоговое мероприятие:

Спортивный праздник «Мама, папа, я –спортивная семья»

 

3.Детский сад

«Родничок»

Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.

Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.

Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).

 Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Привлекать детей к созданию развивающей среды ДОУ (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.).

Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности.

-Экскурсии по детскому саду, путешествие по плану детского сада

-Ролевые игры «Кто работает в детском саду»; «Я – воспитатель».

-Экскурсии по территории детского сада, знакомство с планом участка.

-Рассматривание фото альбома «История детского сада».

-Создание библиотеки: книги о селе Медное, город Тверь, столица Москва; иллюстрации, наборы открыток, фотографии.

 -Оформление выставок: «Моя семья». «Мой детский сад».

-Создание журнала по декору «Юные дезайнеры».

-Совместное рисование детьми газет: «Мы любим, трудиться», «Наши праздники в детском саду»

-Беседа «Кто заботится о нас в детском саду»

-Праздник детского сада – нашего родного дома» (для родителей и сотрудников детского сада).

-Театрализованное представления из жизни детского сада.

-Выставки детских работ «Творчество наших детей»

-Создание мини – музеев «Русская матрешка»

-Создание конструкторских мастерских «Сделай сам»

Итоговое мероприятие: Сотворчество  педагогов, детей и родителей  в создание презентации «Наша группа…»

Досуг вместе с родителями «В нашем садике родном интересно мы живем».

2. «Село, в котором я живу»

     Расширять представления о малой Родине.

Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

      Уточнить знания детей о названиях некоторых улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории своего села.

       Рассказать об истории возникновения названия села Медное.

         Воспитывать у детей интерес к истории села, уважение к труду людей, обустраивающих наше село.

-Посещение краеведческого музея в МСОШ. 

-Рассматривание карты Тверской области.

-Создание  карты нашего села Медное.

-Рассматривание альбома  «Наша малая Родина село Медное»

-Посещение библиотеки «Поэты Тверского края» (о поэте В.И.Львове)

-Знакомство детей с произведениями местных авторов, поэтов, используя статьи из газеты «Ленинское знамя»

-Беседа: «Где работают родители»

-Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии» (с приглашением родителей)

-Создание альбома о профессиях.

-Создание в ДОУ мини - музея  «Русская изба».

-Создание  мини-макета «Мой детский сад «Родничок».  

-Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»

-Выставка детских работ «Мое любимоё село»

-Фотовыставка и создание альбома «Наше село сегодня».

-Детская презентация: «Расскажи о своем селе Медное с помощью своих рисунков»

-Обзорные экскурсии по селу совместно с родителями, целевые прогулки к памятникам, учреждениям.

-Рассматривание домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера).

-Общение «Мой домашний адрес».

-Создание макетов домов, улицы.

-Дидактические игры «Путешествие по селу», «Расскажи о своем селе».

-Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше знает улиц в нашем селе?»        

  • Итоговое мероприятие: Викторина  «Знатоки»
  • Создание «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».

3. «Природа Тверского края»

      Расширять представления детей о растительном и животном мире края, его особенностях, своеобразии и красоте; приспособлении к жизни в суровых зимних условиях.  

   Познакомить с Красной книгой.

     Расширять представления детей о правилах поведения в природе, ее охране.

     Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, желание бережно относиться, заботится, и охранять хрупкий мир природы.        Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить и приумножить природные богатства нашего края.

-Рассматривание картин «Времена года», «Цветы», «Последний снег»,

-Показ видиофильмов,   иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира.

-Разучивание стихотворений о природе С. Есенина «Белая березе», М. Никитин «Встреча зимы», Н. Минский «Листопад», А. Плещеев «Уж тает снег» и т.п.

-Разучивание песенок, потешек, дрознилок,; чтение русских народных сказок о животных «Заяц – хваста», Лиса и кувшин», «Серая шейка».

-Наблюдение, целевые прогулки в лес, к реке, к озеру,

-Разбор проблемных ситуаций.  

-Д/и «Кто где живет?», «Когда это бывает?», «Времена года», «Зоологическое лото», «Найди дерево по описанию».

-Опыты: проращивание семян, испарение воды; снег и лед – вода, изменившее свое состояние под воздействием температуры.        

-Демонстрационно-наглядный материал серии «Растительный и животный мир Тверского края»

-Циклические наблюдения за природой, погодой.

-Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь), «Помоги птицам зимой» (январь).

-Рассматривание фотоальбома Малеева «Животный мир»

-Занятия природоведческого цикла: «Реки Тверского края», Викторина «Природа нашего края…» (для родителей)

-Чтение детям произведений авторов.

Итоговое мероприятие:

                  Досуг: «День Земли», «Синичкин календарь».

4. «История, традиции и культура Тверского края»

     Развить интерес к русским традициям и промыслам, приобщать детей к культурному наследию.

     Закрепить и расширить знания детей о родном селе; объяснить, что наше село– это результат труда людей разных поколений, что – мы хозяева села, и каждый житель должен о нем позаботиться.

   Познакомить детей с историей и традициями русского народа.

     Познакомить с историей возникновения села, с культурой и бытом коренных медновчан.  

     Воспитывать нетерпимость к беспорядку, стремление сделать улицы своего села краше, чище, благороднее; интерес, уважение к односельчанам, их культуре.        

-Встречи с интересными людьми (работники библиотеки, местные художники, мастера-умельцы, старожилами села).

-«Знакомство с творчество М.И.Антанюк, Ю.В.Воробьев»

-Просмотр диафильмов, видеофильмов по русским народным сказкам.

-Знакомство с народными играми: «Ремешок», «Горелки», «Золотые ворота»

-Знакомство с творчеством местных мастеров, художников: посещение выставки «Народные умельцы».   

-Встречи с увлеченным человеком.

-Просмотры диафильмов, видеофильмов о русской народной игрушке «Тряпичная кукла»

-Рассказ воспитателя о традициях и культуре Тверского края.

-Разучивание народных п/и «Горелки», «Салочки» и т.п.

-Рассматривание предметов быта села Медное.

-Развивающие игры: «История родного села», «Здесь каждый камешек знаком тому, кто в селе своем, как в родном дому».

-Праздники народно-земледельческого цикла.

-Знакомство со сказками, легендами о Тверской земле.

-Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок, песенок, стишков, частушек, составление описательного рассказа о селе, о замечательных людях села.

-Приобщение родителей к чтению детям о истории Тверского края.

-Составление рассказов по впечатлениям.

-Экскурсия в мини – музей детского сада -

рассматривание иллюстраций с изображением р.н. костюмов (рубаха, сарафан, кушак…).

-Досуги, развлечения  в стиле народных традиций, «Коляда», «Тверские посиделки», «Праздник русского валенка»

Итоговое мероприятие: Праздник «Во поле березонька стояла»

5. «Тверское народное декоративное искусство»

     Приобщать детей к национальным традициям и культуре Тверского края.

Дать представление о старинной одежде (из чего изготовлено), лён, шерсть, рассказать о значении вышивки на одежде.

    Воспитывать интерес к изделиям народно – прикладного искусства, фольклору Тверского края.

    Познакомить детей с устным народным творчеством, русской матрёшкой.

     Познакомить детей с украшениями, которые носят люди в разное время.

    Научить делать украшения из кожи, шерсти, пуговиц и т. д.

     Воспитывать интерес к рукоделию.

    Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку – труженику, результатам его труда.  

        Поддерживать интерес к национальной одежде.

     Познакомить с орнаментом, с различными видами народных оберегов. Учить плетению декоративных поясов.

     Дать элементарные знания о быте наших предков, развивать интерес и любознательность к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

  Формировать уважительное отношение, бережное отношение к культурным ценностям. 

    Знакомить с творчеством художников живописи, художников-иллюстраторов детских книг.

-Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешка»

-Знакомство с росписью. Знакомство с русской вышивкой (украшение полотенец).

-Знакомство с украшением русского пряника, пасхальных яиц, русского народного костюма

-Видеофильмы «Орнаменты Тверских узоров»

-Выставка сувениров детей, сделанная своими руками.

-Видео презентация: посещение музея «Выставка декоративно-прикладного искусства Тверского края».

-Персональные выставки «Тверская игрушка»

-Совместные выставки «Потешный базар», «Обереги Тверские».

-Выставка народно-прикладного искусства детей и родителей «Прекрасное - своими руками»

-Встречи с интересными людьми.

-Изготовление поясов-оберегов.

-Фольклорный праздник.

- «Традиционная глиняная игрушка — как памятник духовной и материальной культуры народа

- Фотоальбом «Обереги России»  

-Выставка произведений живописи с изображением родной природы в картинах художников (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.).

-Выставка детских книг «Художники-иллюстраторы»             (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

6. «Тверской фольклор»

      Развивать в детях интерес к окружающему миру, народному слову и обычаям.

  Воспитывать художественный вкус. 

     Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

-Знакомство с русскими народными инструментами.

-Знакомство с русскими народными песнями и колядками.

-Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).

-Фольклорный праздник «Посиделки»

-Досуги  для бабушек  и внуков «У самовара»

-Знакомство с культурными традициями «Масленица», «Посиделки», «Покров», «Святки», «Рождественские гадания»

-Развлечения «Святки», «Масленица», «Троица», «На лесной полянке», «День птиц».

-Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха»

-Разучивание хороводов, народных песен.

-Встречи с увлеченными людьми (игра на муз. инструменте, пение, танцы)

-Знакомство с народным  русским фольклором: загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, русские песни и хороводы.

-Кладовая примет Тверского края (создание картотеки).

-Русская  традиционная кухня.

-Встречи с фольклорной группой из ДК.

Итоговое мероприятие: Праздник «Русской березки».

7.«Никто не забыт, ничто не забыто»

Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны города.

       Дать детям знания о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы.

     Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

     Воспитываем уважительное отношение и сострадание к пожилым людям.

      Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).

     Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей расширять представления детей о Российской армии.

    Воспитывать уважение к защитникам отечества.

    Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

    Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей.

   

- Рассматривать с детьми картин, репродукций, альбома с военной тематикой.

-Беседы о войне, рассказы о мужестве, отваге, героизме     всего народа.

-Разучивание стихов и песен с военной тематикой.

-Общение «Что лучше – плохой мир или хорошая война».

-Создание альбома «Нам нужен мир».

-Фотовыставка «У нас в семье праздник 9 мая».

-Выставка рисунка: «Цветы для героев».

-Чтение произведений А. Гайдара «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей», В. Суслов «На страже», С. Маршак «День Победы», Л. Кассиль «Твои защитники» и т.п.

- Демонстрационно-наглядный материал «Они сражались за Родину»

-Организация  встреч с ветеранами.

-Просмотры фрагментов из фильмов военной тематики.

-Праздники, вечера-развлечения, досуги: «Защитники Отечества», «Этот День Победы».

-Слушание и пение фронтовых песен.

- Возложение цветов к Вечному Огню и к памятнику погибшим воинам-землякам 9Мая.

Итоговое мероприятие: 

Праздничный концерт «Победа в сердцах поколений» для родителей, сотрудников, ветеранов ВОВ.

Составил: старший воспитатель МДОУ «Медновский  детский сад «Родничок» Серякова Н.Ф.