Главные вкладки

    Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Милешкина Валентина  Владимировна

     

    «Формирование творческой личности ребенка средствами

    театральной деятельности»

     

    Содержание:

    1. Актуальность данной проблемы.

    2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.
    3. Мой практический опыт при выполнении этих задач:

    а) Организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды.

    б) Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства.

    в) Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.
    4. Заключение.

    Список использованной литературы.

    Приложение А План работы театрального кружка «Теремок».

    Приложение Б Сценарий спектакля «Путешествие в осенний лес».

    Приложение В Фоторепортаж «Мы и театр».

    Приложение Г Общее родительское собрание «Давайте вместе беречь планету».

    Приложение Д Мониторинг эффективности применения методики театральной деятельности в подготовительной группе.

    Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которые направлены на развитие у детей творческого мышления и исследовательских способностей. Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача развития творческих способностей детей, идея приобщения их к художественной литературе и театральной деятельности.

    Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.И. Волков и многие другие.

    Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

    Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

    Театральная деятельность, как не один другой вид деятельности, способствует развитию коммуникативных навыков ребенка. Театральная игра предполагает, прежде всего, принятие ситуации равноправных позиций, позиций соучастия и сотрудничества, партнерства (диалог) взрослого и ребёнка.

    Задача воспитателя - помочь ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них. Этому способствует чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, чтобы продемонстрировать свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

    Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. Поэтому я стремлюсь создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они с удовольствием играли и постигали удивительный волшебный мир, название которому – театр!

    В течение четырех лет я работаю над темой «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности». Цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми театральным искусством, - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, и наш театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.


    Работая над этой темой, я ставлю следующие задачи:
    ● Изучение теоретического и практического опыта по данной теме
    ● Организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды
    ● Работа над культурой и техникой речи детей
    ● Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства
    ● Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей


    Методологические основания моей работы базируются на таких сущностных аспектах театра, как:
    ● игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;
    ● ролевая игра;
    ● игры с предметом;
    ● модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией;
    ● модель развертывания процесса от замысла до реализации;
    ● взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового;
    ● рассмотрение замысла с разных сторон − из разных языковых пространств (в детском саду − это принцип изучения одного явления сквозь призму различных учебных занятий).
    ● актуализация незнакомого;
    ● воздействие на чувства обучающегося и вовлечение его в процесс игры.


    Изучив теоретический и практический опыт Н.Д. Сорокиной, А.В. Щёткина, Л.Я. Поляк, Л.Г. Киреевой, И.В. Бодраченко, Т.Н. Караманенко и других авторов популярной методической литературы в области театральной деятельности для дошкольников, работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, я составила план работы своего театрального кружка, начиная со второй младшей группы (приложение А).

    Занятия театральной деятельностью в организованном мною кружке «Теремок» рассчитаны на детей от 3 до 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Количество детей в группе 15-20 человек.

    Основная форма занятий - групповая. План работы кружка предполагает и другие формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются с целью отработки отдельных сцен спектаклей.

    План работы кружка состоит из пяти разделов:
    1. «Театральная игра» - направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
    ● «Превращалки» - игры, развивающие способность к перевоплощению;
    ● Театрализованные игры на развитие воображения и фантазии;
    ● «Живая сказка» - инсценировки стихов, рассказов, сказок;
    2. «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
    ● Упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности;
    ● Игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности;
    ● Музыкально-пластические импровизации;
    3. «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
    ● Упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика;
    ● Игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи;
    ● «Сочиняем сказку вместе»;
    ● Игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
    4. «Основы театральной культуры» призваны обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Дети получают ответы на вопросы:
    ● Что такое театр, театральное искусство;
    ● Какие представления бывают в театре;
    ● Кто такие актеры;
    ● Какие превращения происходят на сцене;
    ● Как вести себя в театре;
    5. «Работа над спектаклем» базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
    ● Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
    ● Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!).

    Работа над разделами плана кружка продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.

    Для осуществления плана необходимо было создать и оформить предметно-развивающую среду театральной студии. Большую помощь в этом мне оказали коллеги и родители. С помощью родителей мы сделали крупногабаритные, сомасштабные росту ребёнка конструкторы (приложение В), сшили мини-ширму, сделали различные маски, костюмы, атрибуты для выступления детей, приобрели аудиозаписи сказок и музыкальных произведений.

    Первым видом театральной деятельности нашего кружка, с которым я познакомила детей, стал кукольный театр. Условность кукольного театра близка детям, они привыкли к ней в своих играх, вот почему ребята так быстро включались в спектакль: отвечали на вопросы кукол, предупреждали об опасности, выполняли их поручения, давали советы.

    Мои воспитанники с удовольствием смотрели спектакли кукольного театра в моём исполнении («Репка», «Теремок», «Колобок» и т. д.), а также в исполнении учащихся второго класса нашей школы.

    Затем мы приступили к следующему этапу – работе над этюдами. Дети второй младшей группы разыгрывали с настольными куклами (театр игрушек), с картинками на картоне, на фланелеграфе (театр картинок), хорошо знакомые им русские народные сказки «Маша и медведь», «Заюшкина избушка» и другие. Элементы театральной деятельности с успехом использовала и на учебных занятиях. Например, на занятиях по математике частым гостем был любимый детьми Незнайка (игрушка театра Би-ба-бо), на занятиях по развитию речи разучивал чистоговорки и физминутки Зайка (ложковый театр), на занятиях по ознакомлению с окружающим миром использовала теневой театр (заяц, собака, гусь). Впоследствии любимые игрушки детей, принесённые из дома, были частыми гостями на наших занятиях.

    Следующим этапом моей работы стала театральная игра и ритмопластика. Ритмопластика включает в себя комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений. Для этого на физкультурных, музыкальных занятиях использовались игры «Ванечка», «Каравай», «Угадай животного», «Морская фигура» и другие. Эти игры учат слышать ритм, развивают координацию движений, речевое дыхание, разнообразную интонацию, учат запоминать разнообразные позы и передавать их, создавать образ животного с помощью выразительных пластических движений.

    Прошло совсем немного времени, и из зрителей мои воспитанники превратились в актеров. К четырём годам ребята стали активно принимать участие в театральных постановках к праздникам. На новогоднем утреннике они с успехом дебютировали в ролях: Заяц – Попов Стёпа, Лисичка – Зайчикова Вика, Медведь – Карелин Андрей. На утреннике, посвященном празднику 8 Марта, громких аплодисментов и улыбок была удостоена драматизация стихотворений: «Капризка» - Лаврентьева Настя и Александров Артём, «Непослушный» - Лебедев Никита и Семёнов Максим, «Мамин труд» - Гудзь Миша и Бессонова Алиса, «Сегодня мамин день» - Коровкина Катя и Николаева Вика, «Чаепитие» - Ледащева Лиза, Коровкина Катя, Лебедев Никита, Николаева Вика и Веретенникова Катя.

    Достичь хороших результатов в исполнении стихов, мини-сценок, драматизации сказок, музыкальных постановок, способствовала системная работа по развитию культуры и техники речи на занятиях театрального кружка, в ходе которой дети научились:
    ● Менять по заданию воспитателя высоту и силу звучания голоса
    ● Чётко произносить в разных темпах скороговорки и чистоговорки
    ● Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения
    ● Строить диалог с партнером на заданную тему
    ● Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие
    ● Подбирать рифму к заданному слову
    ● Произносить одну и ту же фразу с разными интонациями
    ● Составлять диалог между сказочными героями

    Все эти упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

    Прежде чем приступить к постановке спектаклей, я решила познакомить детей с устройством театра снаружи и изнутри. Для этого мы отправились в кукольный театр «Теремок» на экскурсию. Экскурсовод рассказала ребятам о театральных профессиях: гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр, провела за кулисы театра, где рассказала и показала, как куклы создаются, кто их реставрирует. Особый восторг у детей вызвало куклохранилище, где собрано огромное количество кукол разных видов (ростовые, марионетки, на гапите, и другие), с которыми ребята не только познакомились, но и сфотографировались на память (приложение В).

    Мы с детьми неоднократно ездили в театр «Теремок» на спектакли «Весёлая школа», «Красная шапочка», «Гусёнок». Ребята с огромным удовольствием смотрели спектакли, обсуждали их, но ещё с большим восторгом стали участвовать в театральной игре.

    Следующим этапом нашей работы с детьми стали уже непосредственные постановки спектаклей.

    Именно при постановке спектаклей очень ярко видно, как ранее ранимые и неуверенные в себе дети становятся смелее, решительнее, занимают более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.

    Я считаю, что для того, чтобы создать волшебный театральный мир, совсем необязательно иметь для этого большую сцену, изысканные декорации, обилие костюмов. Для нас это просторная комната родного детского сада, придуманные и нарисованные совместно с детьми декорации, изготовленные вместе с родителями костюмы (Приложение В). Для нас это место, где дети занимаются с удовольствием, в атмосфере творчества, игры и искусства.

    Главное, на мой взгляд, - совместное желание сыграть сказку, сначала для себя, а затем для зрителей. А такое желание у нас есть! А результат нашей работы – прекрасные постановки.

    Не задаваясь целью подробно рассмотреть конспекты занятий по подготовке и постановке спектакля, коснусь лишь основных его этапов.


    Занятие 1. Работа над спектаклем «Путешествие в осенний лес»

    Цель: Познакомить детей с текстом спектакля и обсудить его; пробуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремиться делать добро.

    Ход занятия:
    1. Знакомство с текстом спектакля.
    2. После прочтения спектакля педагог беседует с ребятами: «Кто вам понравился в этом спектакле? Кто из героев понравился больше и почему? Чем были встревожены жители леса? и т. д.»
    3. Игра «Ассоциации». Педагог предлагает самим детям распределить роли, опираясь на ассоциации. (Кто может сыграть ёжа? С кем из ребят он ассоциируется? У кого лучше всего может получиться его изобразить? и т. д.)
    4. Предварительное распределение ролей по желанию детей. Подведение итогов занятия.

    Занятие 2. Ритмопластика

    Цель: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

    Ход занятия:
    1. Организационный момент.
    2. Упражнение «Не ошибитесь» (Педагог в разных сочетаниях чередует хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям, меняя ритм, темп).
    3. Создание образов животных. (Педагог предлагает всем ребятам под музыку изобразить образ ежа, зайца, белки, медведя, лисы, волка с помощью пластических движений. Затем изображают только те ребята, которые утверждены на эти роли, а остальные оценивают.)
    4. Подведение итогов занятия.

    Занятия 2-4. Работа над спектаклем. Разучивание песен.

    Цель: Разучивать песни и музыкальные партии персонажей спектакля, развивать внимание, чувство ритма, мимику и жесты.

    Ход занятия:
    1. Организационный момент.
    2. Прослушивание и разучивание музыкальных произведений, используемых в спектакле (песня «Ах, какая осень», «Осень», «Осень-художник», «Прощай осенний лес», частушки).
    3. Индивидуальное разучивание музыкальных партий персонажей спектакля (песня белки, романс лисы, вальс ежей, песня волка, медведя).
    4. Подведение итогов занятия.


    Занятия 5-6. Работа над спектаклем.

    Цель: Разучивать с детьми текст спектакля, обращая внимание на работу артикуляционного аппарата, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

    Ход занятия:
    1. Упражнения для губ, языка, мышц лица, шеи.
    2. Работа над текстом и техникой речи.
    3. Импровизации эпизодов спектакля.
    4. Подведение итогов занятия.

    Занятия 7-8. Работа над спектаклем. Изготовление декораций.

    Цель: Изготовить декорации к спектаклю, решить в каких костюмах будет выступать каждый из героев. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.


    Ход занятия:
    1. Организационный момент.
    2. Изготовление декораций. (Вместе со мной ребята сделали деревья из цветной бумаги и самоклеящейся пленки. На занятии были сделаны и головные уборы зверей, а костюмы ребята подготовили с родителями дома.)
    3. Индивидуальная репетиция слов главных героев спектакля.
    4. Подведение итогов занятия.

    Занятия 9-10. Работа над спектаклем. Разучивание танцев.

    Цель: Разучивать танцы и музыкальные партии персонажей спектакля, развивать внимание, чувство ритма, мимику и жесты.

    Ход занятия:
    1. Организационный момент.
    2. Разучивание танца с осенними листьями и «Польки».
    3. Репетиция музыкальных произведений. Ритмопластика.
    4. Подведение итогов.

    Занятия 11-16. Работа над спектаклем.

    Цель: Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.

    Ход занятия:
    1. Организационный момент.
    2. Репетиция спектакля.
    3. Подведение итогов занятия.

    Премьера спектакля «Путешествие в осенний лес»


    Заключение

    Результатом своей работы считаю тот факт, что благодаря занятиям театрального кружка, дети научились слушать и слышать друг друга, формулировать и излагать свои мысли публично. Частые выступления на сцене перед зрителями способствовали раскрепощению и повышению самооценки у детей. Ребята стали дружнее и сплоченнее. Это отметили не только воспитатели, но и родители, которые неоднократно говорили слова благодарности в наш адрес.

    Обобщая всё выше сказанное, считаю, что работа над темой «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности», дала мне возможность создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, пробудить фантазию детей, максимально реализовать их творческие способности, когда каждый ребёнок в силу своих возможностей продвигался от уровня к уровню, а в итоге добился определенных высот. Об этом можно по результатам мониторинга, проводимого на всех этапах применения данной методики, позволяющего отслеживать позитивную динамику развития творческой личности ребенка (Приложение Д).

    Лучшим свидетельством эффективности своей работы считаю: успешное поступление воспитанников в учебные заведения разного типа (школы, прогимназии, лицейские классы), сокращение адаптационного периода на первой ступени обучения и искренняя благодарность родителей.

    И я твердо верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне успехами и победами моих воспитанников!


    Список использованной литературы:

    1. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста /2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.-144с.

    2. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»

    3. Киреева Л.Г., Саськова О.А. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно – ролевые и дидактические игры /Волгоград: Учитель, 2008.-127с.

    4. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-48с.

    5. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.-2-е изд.-М.:АРКТИ,2007.-288с.

    6. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.:, 2001.-146 с.


    7. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет.- М.: Мозаика – синтез, 2007.-128с.


    8. Журналы «Дошкольное воспитание» 1998 г. №2, №5, 1997г. №6, №10

    2002г. №7-№12, 2003 г. №1-№3

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

    Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников"  и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...

    Отчет работы по творческой теме «Формирование благоприятного климата в детском коллективе через общение»

    Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений.  В этот период происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распред...

    Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

    Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

    Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

    Обобщение опыта работы «Формирование творческой личности воспитанников через досуговую деятельность»

    Досуг - это специфическая форма, организация свободного времени воспитанников, в котором он реализует свои интересы....