Конспект образовательной исследовательской деятельности. Тема: "Кораблекрушение"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема: «Кораблекрушение»
Составила и провела:
Нагих Ирина Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР»
21.03.2014 г.
Тема: Кораблекрушение.
Цель: создание условий для формирования образа «Я» у дошкольников в исследовательской деятельности.
Задачи:
- Образовательная задача: Развивать умения высказывать собственное мнение, аргументируя его, осуществлять анализ и оценку собственных действий по достижению результата исследовательской деятельности.
- Исследовательские задачи:
- Развивать умения выдвигать гипотезы.
- Развивать умение наблюдать.
- Развивать умения и навыки проведения экспериментов для выявления уровня растворимости различных веществ в воде.
- Развитие умения делать выводы и умозаключения.
- Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.
- Развивающие задачи:
- Закрепить знания детей о море, его основных признаках.
- Продолжать развивать логическое мышление, восприятие, память.
- Активизировать словарь по теме изучаемого материала: корабль, груз, порт, рейс, шторм, моряки.
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Воспитывать самостоятельность.
- Воспитывать бережное отношение к исследовательскому материалу.
Материал и оборудование:
Мягкие модули, фонограмма шума моря, презентация, геометрические фигуры разного цвета, якорь, 4 мешочка, вода, песок, горох, стаканы.
Ход образовательной деятельности:
- Мотивация: Ребята, на каком транспорте мы совершали путешествие на северный полюс? (на самолёте). Сегодня нам тоже предстоит отправиться в путешествие, а на чём сами догадайтесь. (Фонограмма шума моря).
- Проблемная ситуация: Правильно, на корабле. Но путешествие не простое, это спасательная операция. Далеко в море затонул корабль, люди спаслись, а вот корабль и груз затонул (фото корабля). И нам нужно поднять со дна моря корабль и груз.
- Рефлексия предстоящей деятельности: Перед тем, как начать наше путешествие предлагаю вам выполнить задание:
- Как вы думаете, преодолеете ли вы трудности в пути? Узнаем это, если вы выберете себе любую фигуру и повесите её на якорь. Красные фигуры – с заданиями вы справитесь самостоятельно. Зеленые фигуры – с заданиями справитесь, но вам понадобится помощь.
- Конструирование корабля: А корабль мы сконструируем из мягких модулей.
- Психогимнастика: Дети садятся на корабль, включается фонограмма шума моря. Меняются слайды морского пейзажа. Какие большие волны. Началась качка. Чтобы не упасть расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмём к полу правую ногу (правая нога напряжена. Левая - расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена). Выпрямились.
Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!
Стало палубу качать.
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
Снова руки на колени
А теперь - немного лени.
Напряженье улетело –
И расслаблено всё тело…
Наши мышцы не устали и ещё послушней стали.
Дышится легко…ровно…глубоко
- Проблемная ситуация: Подплыли к месту, нашли корабль, поднимаем, достаем груз (4 мокрых мешочка – 2 пустых и 2 полных. Мешки завязаны тесьмой. Судовой журнал. Давайте угадаем, какой груз перевозил корабль.
- Загадывание загадок по проблеме: (Загадки в судовом журнале)
- Он белый, сладкий, крепкий, вреден для зубов. (сахар).
- Сама не вкусная, но делает пищу вкуснее, добывают её из земли. (Соль).
- Из него можно строить замок, испечь торт, его очень много на берегу моря (песок)
- Её можно добавить в суп, в салат, у неё прекрасный вкус и в ней много витаминов, живёт в стручке, растёт на грядке (фасоль).
Проверили груз (мешочки с солью, сахаром, крупой (горох), песком).
Сколько мы нашли мешочков? (четыре)
- Разработка гипотез: Какие вещества исчезли из мешков? Записать на мольберте.
Почему? (гипотеза). Зарисовать моделями.
- Проверка гипотез опытным путем: Нам нужно проверить свои предположения. Работать будем парами. Договоритесь, кто с кем будет работать, и займите свои места. Что стоит на столе? Каждый выберите себе материал, с которым будете работать. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы проверить наши предположения? Зарисуйте результаты, которые у вас получились в дневник исследователя.
- Составление отчета по исследованию: Подойдите все ко мне со своими дневниками. Давайте составим отчет для капитана корабля, почему два мешка оказались пустые.
- Проверка гипотез: Проверим, какое из наших предположений оказалось верным (ответы детей) Открываем мешки. Проверяем гипотезу. Правильно ребята, ведь соль и сахар имеют свойство растворяться в воде.
- Возвращение домой. Подведение итога путешествия.
- Проблемная ситуация для выявления долгосрочного желания участвовать в исследованиях:
- Посмотрите, на соседнем столе находятся различные материалы и тазик с водой. Если вы хотите, можете проверить, растворятся они в воде или нет. Хотите это проверить прямо сейчас? Тогда пройдите к столу по красной дорожке, если с заданиями вы справились самостоятельно, а по зелёной, если вам нужна была помощь.