Конспект образовательной исследовательской деятельности. Тема: "Кораблекрушение"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_korabl_nagih_i.v.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема: «Кораблекрушение»

                                                                                                                                                     Составила и провела:  

Нагих Ирина Владимировна                                                                                                                                                   воспитатель высшей квалификационной категории                                                                                                                                                     МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР»

21.03.2014 г.

Тема: Кораблекрушение.    

Цель: создание условий для формирования образа «Я» у дошкольников в исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Образовательная задача: Развивать умения высказывать собственное мнение, аргументируя его, осуществлять анализ и оценку собственных действий по достижению результата исследовательской деятельности.
  2. Исследовательские задачи:
  • Развивать умения выдвигать гипотезы.
  • Развивать умение наблюдать.
  • Развивать умения и навыки проведения экспериментов для выявления уровня растворимости различных веществ в воде.
  • Развитие умения делать выводы и умозаключения.
  • Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.
  1. Развивающие задачи:
  • Закрепить знания детей о море, его основных признаках.
  • Продолжать развивать логическое мышление, восприятие, память.
  • Активизировать словарь по теме изучаемого материала: корабль, груз, порт, рейс, шторм, моряки.
  1. Воспитательные задачи:
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  • Воспитывать самостоятельность.
  • Воспитывать бережное отношение к исследовательскому материалу.

Материал и оборудование:

Мягкие модули, фонограмма шума моря, презентация, геометрические фигуры разного цвета, якорь, 4 мешочка, вода, песок, горох, стаканы.

Ход образовательной деятельности:

  1. Мотивация: Ребята, на каком транспорте мы совершали путешествие на северный полюс? (на самолёте). Сегодня нам тоже предстоит отправиться в путешествие, а на чём сами догадайтесь. (Фонограмма шума моря).
  2. Проблемная ситуация: Правильно, на корабле. Но путешествие не простое, это спасательная операция. Далеко в море затонул корабль, люди спаслись, а вот корабль и груз затонул  (фото корабля). И нам нужно поднять со дна моря корабль и груз.
  3. Рефлексия предстоящей деятельности: Перед тем, как  начать наше путешествие предлагаю вам выполнить   задание:  

- Как вы думаете, преодолеете ли вы трудности в пути? Узнаем это, если вы выберете себе любую фигуру и повесите её на якорь. Красные фигуры – с заданиями вы справитесь самостоятельно. Зеленые фигуры – с заданиями справитесь, но вам понадобится помощь.

  1. Конструирование корабля: А корабль  мы сконструируем из мягких модулей.
  2. Психогимнастика: Дети садятся на корабль, включается фонограмма шума моря.  Меняются слайды морского пейзажа. Какие большие волны. Началась качка. Чтобы не упасть расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.  Качнуло палубу – прижмём к полу правую ногу (правая нога напряжена. Левая - расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола).  Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена). Выпрямились.

Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!

Стало палубу качать.

Крепче ногу прижимаем,        

А другую расслабляем!

Снова руки на колени

А теперь - немного лени.

Напряженье улетело –

И расслаблено всё тело…

Наши мышцы не устали и ещё послушней стали.

Дышится легко…ровно…глубоко

  1. Проблемная ситуация: Подплыли к месту, нашли корабль, поднимаем, достаем груз (4 мокрых мешочка – 2 пустых и 2 полных. Мешки завязаны тесьмой. Судовой журнал. Давайте угадаем, какой груз перевозил корабль.
  2. Загадывание загадок по проблеме: (Загадки в судовом журнале)

- Он белый, сладкий, крепкий, вреден для зубов. (сахар).

- Сама не вкусная, но делает пищу вкуснее, добывают её из земли. (Соль).

- Из него можно строить замок, испечь торт, его очень много на берегу моря (песок)

- Её можно добавить в суп, в салат, у неё прекрасный вкус и в ней много витаминов, живёт в стручке, растёт на грядке  (фасоль).

Проверили груз (мешочки с солью, сахаром, крупой (горох), песком).

Сколько мы нашли мешочков? (четыре)

  1. Разработка гипотез: Какие вещества исчезли из мешков? Записать на мольберте.

Почему? (гипотеза). Зарисовать моделями.

  1. Проверка гипотез опытным путем: Нам нужно проверить свои предположения. Работать будем парами. Договоритесь,  кто с кем будет работать, и займите свои места. Что стоит на столе? Каждый выберите себе материал, с которым будете работать. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы проверить наши предположения? Зарисуйте результаты, которые у вас получились в дневник исследователя.
  2. Составление отчета по исследованию: Подойдите все ко мне со своими дневниками. Давайте составим отчет для капитана корабля, почему два мешка оказались пустые.
  3. Проверка гипотез: Проверим, какое из наших предположений оказалось верным (ответы детей) Открываем мешки. Проверяем гипотезу. Правильно ребята, ведь соль и сахар имеют свойство растворяться в воде.
  4. Возвращение домой. Подведение итога путешествия.
  5. Проблемная ситуация для выявления долгосрочного  желания участвовать в исследованиях:

- Посмотрите, на соседнем столе находятся различные материалы и тазик с водой. Если вы хотите, можете проверить, растворятся они в воде или нет. Хотите это проверить прямо сейчас? Тогда пройдите к столу по красной дорожке, если с заданиями вы справились самостоятельно, а по зелёной, если вам нужна была помощь.