НОД по экспериментально-исследовательской деятельности "Загадки природы - вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zagadki_prirody.docx | 27.49 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
ДОУ — детский сад «Золотой петушок»,
отделение МБОУ «Тямшанская гимназия Псковского района»
«Загадки природы: вулканы».
НОД по
экспериментально-исследовательской деятельности.
Старшая группа
Воспитатель:О.А.Чубукина.
Февраль 2015г.
НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Загадки природы: вулканы?»
Цель: ознакомление дошкольников с природным явлением — вулканом.
Задачи:
- Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
- Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Словарь: гора, вулкан, кратер, лава.
Предварительная работа:
- Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.
Материал: Картинки с изображением вулкана и бога огня Вулкана; видеоматериал «Извержение вулкана»; макет вулкана; сода; моющее средство; стакан с водой окрашенной в красный цвет; поддон; чайная ложка; пипетки; салфетки;); листы бумаги; карандаши (по количеству детей).
ХОД НОД:
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня в нашей группе. (дети здороваются с гостями)
-Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три, - волшебство скорей приди!
-Ребята, скажите, что у нас находится в этом уголке? (воспитатель указывает на уголок природы и экспериментирования), (лаборатория «Интересных открытий»).
-Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (чтобы узнавать что-то новое и интересное).
-Ребята, а вы знаете кто такие геологи? (Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли). Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли. Сегодня ученые могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам.
- А что такое вулкан? Кто знает? Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
-Вулкан это большая гора с крутыми склонами.
-На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
-Вы уже немного узнали о вулканах. А сейчас я вам расскажу легенду о вулкане. (показ слайдов)
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть «вулканами».
Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
-(показ видеоматериала «Извержения вулкана).
Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.
- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкана.
Физминутка:
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1, 2, 3».
-А сейчас давайте c вами пройдем в нашу лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов.
-Давайте рассмотрим вулкан. (макет вулкана)
-На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана.
-Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
-Интересно?!
-Хотите самостоятельно, в нашей лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?
-Тут нам снова поможет волшебная шляпа профессора «Всезнамуса». Я сейчас надену её и расскажу вам схему этого опыта (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта).
-Используя схему проведения опыта, начинаем работать.
-1).Насыпаем ложку соды.
-2).Добавляем красной краски.
-3).5 капель моющей жидкости.
-А теперь внимание!
-Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово. (Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана)
-Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно.
-Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?
-А теперь давайте разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Посчитаем мы сейчас,
Где вулканы есть у нас?
Через Запад на Восток
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг.
Минералы здесь нашли
Все собрали и пошли.
- А теперь нам предстоит еще интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан?
-Какой формы вулкан? (конус)
-Какой вулкан у подножия? (широкий)
-Авершина вулкана (узкая)
- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, красные).
-А сейчас мы нарисуем вулкан и заполним нашу папку юного исследователя по теме “Загадки природы: Вулканы”.
(Дети рисуют рисунки, для заполнения «Папки юного исследователя».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гефест- Бог огня и кузнечного ремесла
КОНЕЦ
Комментарии
НОД по экспериментально-исследовательской деятельности
Мне очень понравился конспект экспериментальной деятельности. Педагог активно использует в своей практике современные образовательные технологии. Технология познавательно-исследовательской деятельности очень актуальна- позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире. Я обязательно воспользуюсь конспектом в своей работе.
НОД по экспериментально-исследовательской деятельности
Мне очень понравился конспект экспериментальной деятельности. Педагог активно использует в своей практике современные образовательные технологии. Технология познавательно-исследовательской деятельности очень актуальна- позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире. Я обязательно воспользуюсь конспектом в своей работе.