НОД по экспериментально-исследовательской деятельности "Загадки природы - вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чубукина Ольга Александровна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zagadki_prirody.docx27.49 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

ДОУ — детский сад «Золотой петушок»,

отделение МБОУ «Тямшанская гимназия Псковского района»

«Загадки природы: вулканы».

НОД по

экспериментально-исследовательской деятельности.

Старшая группа

                                                                             Воспитатель:О.А.Чубукина.

Февраль 2015г.

НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Загадки природы: вулканы?»

Цель: ознакомление дошкольников с природным явлением — вулканом.

 Задачи:

  •  Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
  • Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
  • Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Словарь: гора, вулкан, кратер, лава.

Предварительная работа:

  •  Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.

 Материал:  Картинки с изображением вулкана и бога огня Вулкана; видеоматериал «Извержение вулкана»; макет вулкана; сода; моющее средство; стакан с водой окрашенной в красный цвет; поддон; чайная ложка; пипетки; салфетки;); листы бумаги;  карандаши (по количеству детей).

 ХОД НОД:

 ВОСПИТАТЕЛЬ:

-Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня в нашей группе. (дети здороваются с гостями)

-Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три, - волшебство скорей приди!

-Ребята,  скажите, что у нас находится в этом уголке? (воспитатель указывает на уголок природы и экспериментирования), (лаборатория «Интересных открытий»).

-Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (чтобы узнавать что-то новое и интересное).

-Ребята, а вы знаете кто такие геологи? (Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли). Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли. Сегодня ученые могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам.

- А что такое вулкан? Кто знает? Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

-Вулкан это большая гора с крутыми склонами.

-На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

 -Вы уже немного узнали о вулканах. А сейчас я вам расскажу легенду о вулкане. (показ слайдов)

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть «вулканами».

Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

-(показ видеоматериала «Извержения вулкана).

Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.

- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкана.

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

-А сейчас давайте  c вами пройдем в нашу лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов.

-Давайте рассмотрим вулкан. (макет вулкана)

-На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана.

-Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

-Интересно?!

-Хотите самостоятельно, в нашей лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?

-Тут нам снова поможет волшебная шляпа профессора «Всезнамуса». Я сейчас надену её и расскажу вам схему этого опыта (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта).

-Используя схему проведения опыта, начинаем работать.

-1).Насыпаем ложку соды.

-2).Добавляем красной краски.

-3).5 капель моющей жидкости.

-А теперь внимание!

-Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово. (Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана)

-Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно.

 -Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?

-А теперь давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

- А теперь нам предстоит еще интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан?

-Какой формы вулкан? (конус)

-Какой вулкан у подножия? (широкий)

-Авершина вулкана (узкая)

- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, красные).

 -А сейчас мы нарисуем вулкан и заполним нашу папку юного исследователя по теме “Загадки природы: Вулканы”. 

(Дети рисуют рисунки, для заполнения  «Папки юного исследователя».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Извержение вулканов

Слайд 2

Гефест- Бог огня и кузнечного ремесла

Слайд 18

КОНЕЦ



 

Комментарии

Басалаева Оксана Викторовна

Мне очень понравился конспект экспериментальной деятельности. Педагог активно использует в своей практике современные образовательные технологии. Технология познавательно-исследовательской деятельности очень актуальна- позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире. Я обязательно воспользуюсь конспектом в своей работе.

Басалаева Оксана Викторовна

Мне очень понравился конспект экспериментальной деятельности. Педагог активно использует в своей практике современные образовательные технологии. Технология познавательно-исследовательской деятельности очень актуальна- позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире. Я обязательно воспользуюсь конспектом в своей работе.