Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "В гости к подножью Вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сенчугова Елена Алексеевна

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе

"В гости к подножью  Вулкана"

Цель: развитие познавательно - речевой активности и творчества детей через разные виды деятельности по теме: «Сказки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_podnozhyu_vulkana.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 42»

Конспект

экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе

"В гости к подножью  Вулкана"

        Подготовили:

воспитатель 1 КК

Сенчугова Е.А.

 .

Воронеж 2017

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе

"В гости к подножью  Вулкана"

Цель: развитие познавательно - речевой активности и творчества детей через разные виды деятельности по теме: «Сказки».

Задачи: 

Обучающие:

  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.
  • Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.
  • Учить эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству.

Развивающие:

  • Развитие психологических качеств: внимания, мышления, воображения, произвольности поведения, мелкой моторики, зрительно–моторной координации, речи.
  • Развивать личностно-смысловую сферу детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь и взаимодействие).
  • Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, навыки содружества педагога и детей.
  • Развивать групповую сплоченность, координацию движений, навыки позитивного социального поведения.
  • Развивать мотивационную сферу детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.
  • Учить детей выражать свое отношение к другим людям разными способами.
  • Укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.

Ход занятия.

Воспитатель - Здравствуйте! Я рада видеть вас.  

Ребята, я предлагаю вам сесть в круг. И мы начинаем наше мероприятие с помощью «клубочка настроения». Мы с его помощью скажем какое у нас сегодня настроение. А почему у тебя такое настроение?

(Дети перекидывают клубочек по кругу – получается узор). Детки посмотрите какой у нас получился замечательный узор и пусть у нас сегодня будет такое же замечательное  настроение.

Ребята, послушайте такие выражения  и скажите, где вы можете встретить такие выражения: Жили-были; В некотором царстве, в некотором государстве; Давным-давно; И я там был, мёд, пиво пил.

Правильно, ребята, эти выражения встречаются в сказках.

-  Но нам пришло письмо что в сказках произошла беда и сказочные герои просят нашей помощи Они прислали нам карту куда нам отправляться и кому помогать.

Пора нам отправляться в дорогу.  А поможет нам в этом ковер-самолет! (достает ковер).

- Ой, ребята, да как же мы полетим на нем ведь он весь в дырках. А давайте его отремонтируем при помощи модулей. Вы должны достроить ковер по симметрии рисунка.

- Молодцы ребята, ковер-самолет  теперь опять как новенький. Теперь мы можем на нем отправиться в Сказку. (встаем все на ковер, и имитируем полет)

- И вот мы оказались в сказке. Давайте откроем карту и посмотрим что же нам делать ? Ребята, смотрите карта показывает нам горы. Значит наш путь лежит в горы к Хозяйке Медной горы.

 Ребята но чтоб продолжить путешествие  после длинного перелёта мы должны встряхнуться  сделать бодрящую зарядку.

Воспитатель: 

    На зарядку, на зарядку,                              

  На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Руки вверх, руки вниз,

На носочки потянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс наклонились

Воспитатель:  Молодцы зарядку сделали . Сил прибавилось? И так в путь.

  -Ребята, смотрите  я нашла возле горы послание Давайте прочитаем

 «Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка Медной горы. Прослышала я , что вы очень любознательные, наблюдательные, изучаете и исследуете природу. Вы можете помочь моей беде? Злой колдун закалдавал мои горы. Мне нужно узнать  как можно разбудить вулкан и  какую пользу он может принести людям. Тогда заклятие будет снято.  ».

Воспитатель: Как быть , ребята? Мы можем узнать  тайну вулкана ? Ребята  , вы, знаете из чего состоят горы?

Дети: Мы поможем

Вулканы не только мешают, но и помогают людям. Люди используют вулка- нические камни для строительства, а вулканический пепел как хорошее удобрение.  

Чтобы знать, почему происходит извержение вулкана, нужно хорошо знать,

как он устроен.  

 Когда вулкан просыпается, он звучит. Звуки слышны очень далеко. Послушайте их. (Запись извержения вулкана).

Мы с вами увидели, как происходит извержение вулкана в природе, в реальной жизни, а хотите увидеть извержение вулкана прямо сейчас у нас в группе? (Ответы детей). Что для этого нам надо будет сделать? (Провести опыт).

Сейчас мы продолжим наше путешествие и пройдём в  в уголок юного исследователя.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения. (Символы безопасного поведения детей на доске).

Надо работать аккуратно:

-ничего не брать в рот – символ;

-осторожно насыпать порошок – символ;

-лавы не трогать – символ;

использовать салфетку – символ.

А теперь внимание! Что обозначает этот знак. (Запрещающий знак, осторожно, детям пользоваться нельзя). Это лимонная кислота. Чем она опасна? (Ответы детей). Пользоваться кислотой может только взрослый.

(Дети проходят к большому макету вулкана).

 Как вы думаете, макет какого вулкана у нас на столе? (Спящий). Сейчас  я  попробую разбудить такой вулкан.

Внутрь «вулкана» я  насыпаю «волшебный» порошок. (Воспитатель выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя: пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды), затем добавляю  «волшебную» воду (лимонную кислоту). И наш вулкан  «ожил».

Лава по жерлу рвётся наружу

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный… вулкан.

Какое извержение  произошло? Что вытекло из нашего вулкана?

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!

А сейчас я предлагаю вам стать учёными и исследовать лаву вулкана.

Если лава спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это пемза.

 Возьмите в руки по кусочку пемзы. Какая она? ( Внутри этого камешка есть дырочки, она легкая, пористая).

Давайте рассмотрим обычный камешек и сравним его  с пемзой.

Чем отличаются? (Ответы)

В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

Как это можно проверить?  (Ответы детей)

Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Делают опыт)

Какое открытие мы сделали? (Ответы детей)

Пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Почему пемза не утонула?

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

Вам понравилось оживлять вулкан и потом изучать застывшую лаву? Когда вы вырастите большими, наверное, кто- то из вас обязательно станет учёным.

Ведь так много вокруг неизведанного. Что каждый из вас хотел бы изучать? Сегодня для вас на одну тайну стало меньше.

Физкультминутка

Стоит гора-  старушка-

До небес макушка,                               поднимаются на носочки.

Её ветерок обдувает,                              обмахивают себя кистями рук,

Её дождик поливает.                             Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает-                            прикладывают ладошки к щекам,

Камешки теряет,                                      качают головой.

И каждый день и каждую ночь                  Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь.                     На корточки.

 Незнайка : Что вы здесь делаете? Это вы разбудили этот вулкан ?

Воспитатель: Да а что случилось? Нас попросила Хозяйка Медной горы разбудить вулкан.

Незнайка : Разбудить! Разбудить! А мне что теперь делать? Меня братцы……Ой меня братцы…

Воспитатель: Да подожди Незнайка расскажи в чём дело? Что произошло?

Незнайка : Ну во первых!

«В солнечном городе закончилась соль, и я решил привезти ее из другого города. Путь был неблизким. Погрузил я 2 мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом в брод. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые.
Куда же делась соль? Что с ней произошло, и почему?» (дети выдвигают гипотезы).

Воспитатель:  А давайте проведём опыт. И проверим.

Незнайка первым подбегает и хочет делать опыт

Воспитатель: Подожди Незнайка не спеши ты ведь не знаешь правила нахождения в лаборатории. Дети помогите.

Незнайка :  Ладно ладно . Я одену ваш халат и буду слушать вашу воспитательницы

Воспитатель: А для начала сделаем разминку «Дружные ребята»

Все мы дружные ребята, (Стучат одновременно обеими ладошками по ладошкам соседей)
Мы ребята – морячки! Никого не обижаем, (грозят пальчиком)
Как заботиться – мы знаем, (имитируют укачивание младенца)
Никого в беде не бросим, (кладут руки на плечи соседа)
Не отнимем, а попросим, (отводят руки назад протягивают ладошки вперед)
Пусть всем будет хорошо, (хлопки в ладоши)
Будет радостно, светло! (поднять руки над головой).


Эксперимент: возьмите ложку с солью, и опустите ее в воду.
• Что вы заметили? (соль исчезла)
• Значит, в воде ее нет? (ответы)
• Попробуйте воду на вкус. Какая она? (соленая)
• Какой вывод можно сделать?
( Соль осталась, не исчезла, она растворилась)
• Как вы думаете, что получится, если нагреть соленую воду?
(«вода будет кипеть», «нагреваться», « появится соль», «ничего не изменится»)
Давайте проверим опытным путем.
Эксперимент: проводит педагог. Необходима спиртовка и пробирка с соленой водой. Нагревают эту воду. В результате опыта на стенках пробирки появляется белый налет. Что это такое?
Воспитатель: Итак  сделаем вывод:
Соль состоит из кристаллов; она белая, растворяется в воде, но не исчезает; ее можно получить снова (если кипятить); соль бывает разная: лечебная, пищевая, для удобрений

Незнайка ты теперь понял, что твоя соль не пропала!

 Незнайка: Да понял ! Понял! Ну это было толь ко во первых А вот во вторых?

Воспитатель: Давай говори Незнайка что во вторых . Мы попробуем тебе помочь.

Незнайка:  Нет не поможите?   Дело в том что когда я уходил то закрыл своих братцев . А ключи положил в карман .И когда я переходил через реку они выпали . А так как вы разбудили вулкан то вода от пепла почернела и я не могу найти ключи. Ой горе мне горе? Остался я один одинёшенько А братцы они же смогут умереть с голоду?

Воспитатель:  Ребята а давайте пойдём к реке и поможем незнайке.

Незнайка:  А я знаю песню «Поход» Подпевайте.

Подошли к реке , а вода мутная .

Воспитатель: Ребята,  послушайте мой рассказ. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли - Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо. Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

Дети находят у подножия гор магниты и помогают Незнайке.

  Проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде

 Воспитатель: Ну вот Незнайка  мы тебе помогли . И нам пора возвращаться в детский сад к нашим друзьям . А ты беги и наконец выпусти своих братцев из заключения.

Незнайка: Да да я побежал спасибо вам большое  ,большое помогли Здорово! До свидания!!!!

Воспитатель: -   Ребята а нам пора.  Для этого встанем на ковер-самолет, закроем глаза и скажем все вместе волшебные слова: «Раз, два, три – обратно в садик попади! ».  Вот мы и очутились в детском саду!  Вам понравилось путешествие? А что больше запомнилось? Молодцы!

Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У ОСЕНИ»

Непосредственно образовательная деятельностьИнтеграция образовательных областейЦель ОО «Познание: ФЭМП» Цель:Закрепить знание геометрических фигур.Закрепить умение группировать предмет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла »

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла » Милюк Е.О., воспитатель Васильченко Л.В., воспитатель, МБДОУ «Детский с...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: « Анфиска в гостях у ребят».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Речевое развитие» Тема: «В гостях у Золушки»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе детского сада.Тема: « В гостях у Золушки»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы образовательная область "коммуникация" " В гостях у фермера"

Цель данного конспета НОД развитие связной речи детей. Занятие проходит в форме путешествия. Дети выполняют различные задания.Отгдывают загадки, четыре дидактические игр, составление рассказа по карти...

Конспект Непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе " в Гостях у народных мастеров"

Цель: закреплять знания детей о народных промыслах гжель, хохлома, филимоновская и дымковская игрушка.Задачи 1 развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству...

Конспект непосредственной коллективной деятельность детей подготовительной группы. Совершенствование лексико – грамматических представлений и развитие связной речи. Тема: «Гость с удивительной планеты».

Цели: 1.Закрепить умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу.2. Обучать самостоятельному формированию вопросов.3. Совершенствовать умение грамматически правильно строить ...