Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла »

Милюк Е.О., воспитатель

Васильченко Л.В., воспитатель,

 

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №102»

города Мурманск Мурманской области

Программное содержание:

-Создать условия для усвоения понятий об осенних явлениях;

-Активизировать словарный запас детей при составлении рассказа;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, становитесь в кружок. Поздороваемся, возьмём друг друга за руки и подарим тепло своих рук товарищам. А теперь все хором скажем: «Ра-ра-ра-начинается игра, шо-шо-шо-мы играем хорошо! (дети сели на стулья и приготовились к игре).

Воспитатель: Давайте вспомним, что такое осень? (время года)

Воспитатель: После какого времени года она наступает? (после лета)

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их.

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете как в старину называли осенние месяцы? Я вам сейчас расскажу.

Воспитатель: Сентябрь- листопадник, рябинник, хмурень, златоцвет. Как вы думаете почему?

(листопадник- листья опадают, хмурень- небо хмурится, дожди идут, златоцвет-листья становятся жёлтыми, золотого цвета).

Воспитатель: Октябрь- листобой, грязник. (Листобой-ветер листья бьёт, сбивает с деревьев, грязник- на улице слякоть, грязь)

Воспитатель: Ноябрь- грудень(земля замерзает и лежит большими грудами ,т.е комками).Это сейчас мы ходим по тротуарам, дороги заасфальтированы, а раньше асфальта не было, земля замерзала неровными комками.  

Воспитатель: Мы вспомнили название месяцев, узнали, как их называли в старину.

Игра

 На столе находятся картинки разных месяцев, дети должны выбрать картинку с изображениями осенних месяцев и расположить их в правильном порядке, объяснив почему они выбрали эту картинку.

Воспитатель: Названия месяцев вспомнили, а признаки осени нам поможет вспомнить игра.

Условие: если примета осени- хлопаем в ладоши, если нет- сидим тихо.

Осенью растут цветы,

Осенью растут грибы,

Тучки небо закрывают,

Колючий ветер налетает,

Туманы осенью плывут,

Ну, а птицы гнёзда вьют,

Звери норы закрывают, урожай все собирают

Птичьи стаи улетают.

Часто, часто льют дожди, достаём мы сапоги?

Солнце светит очень жарко,

Можно детям загорать?

Ну, а что же делать? Куртки, шапки надевать!

 

Воспитатель: Чем вам не нравится осень? (холодно, дождь идёт, птицы улетают и т.д)

Воспитатель: Чем вам нравится осень? (листья разноцветные, грибы и ягоды в лесу и т.д)

Загадка

Маленький Егорка упал в ведёрко

Сам не потонул, и воды не всколыхнул. (Лист)   

 

Воспитатель: Листья бывают разные, в зависимости от того, на каком дереве они растут.

Воспитатель: У меня на столе находятся листья. Давайте вспомним, с каких они деревьев и как называются. (Клён- кленовый, дуб- дубовый, рябина- рябиновый, осина- осиновый, берёза- берёзовый…)

Воспитатель: Молодцы! Давайте послушаем стихотворение про осенние листья.

Ребёнок читает стихотворение.

 

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел,

Жёлтый листик подружился с ветерком,

Всё кружится и играет под окном.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала,

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живёт всю зиму у меня!

 

Сюрпризный момент (появляется герой-ветер)

                                                                                                              

Ветер:

Мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать

Игра с мячом «Подбери действие»

 

Дождь (что делает?) идёт, моросит, стучит по крышам, льёт, капает…

Ветер (что делает?) дует, воет, гудит, сбивает с ног …

Листья (что делают?) падают, краснеют, желтеют, опадают, кружатся…

Звери (что делают?) готовятся к зиме, впадают в спячку, делают запасы

Птицы (что делают?) улетают на юг, собираются в стаи…

Ветер: Ребята, молодцы! Большое спасибо за то, что уделили мне внимание. За ваши правильные ответы я дарю вам свой мячик.

Физкультминутка

Ветер по лесу летал, (дети поднимаются и опускаются на носочки, машут руками, имитируя полёт листьев)

Ветер листики считал (дети останавливаются, считают, загибая по одному пальцу)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с берёзки- золотой.

Вот последний лист с осинки (Разводят резко руки в стороны, имитирую бросание листьев)

Ветер бросил на тропинку.

Конкурс «Осенняя дорожка»

На столе заранее подготовлены картинки с изображениями: природные явления, люди, растения, животные, овощи, фрукты. Дети должны распределить эти картинки на группы (чем  занимаются осенью: люди,  животные …)

Воспитатель: Ребята, вы должны собрать из этих картинок осенние дорожки

Первая дорожка. Что с растениями происходит осенью?

Вторая дорожка. Как животные готовятся к зиме?

Третья дорожка. Что делают люди?

В конце игры ребята подводят итог. Чем занимаются люди, животные осенью?

Конкурс «Фантазёры»

Ребятам было дано домашнее задание: придумать загадки о дарах осени.

Например:

Фрукт румяный, сладкий, сочный, круглый, часто встречается в сказках. (Яблоко)

Воспитатель: Молодцы, с заданиями хорошо справились, а теперь давайте по моим

таблицам-схемам вспомним ещё раз о чём мы сегодня говорили.

(Ребята с помощью таблиц составляют рассказы про осень)

Конкурс «Разноцветные кораблики»

Чтение отрывка «Разноцветные кораблики» Д.Кайгородов

 Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду: жёлтые, красные, оранжевые, - целая флотилия! 

     Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь "на крыльях ветерка", они опускались на воду тихо и плавно - без плеска и без шума. И всё ещё продолжают прилетать новые, - не спеша, спокойно, как бы задумчивые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт, с поднятыми парусами, - поплывёт так важно, горделиво! 

Воспитатель: Ребята, о каких корабликах идёт речь в этом отрывке? (Об осенних листиках) Давайте мы с вами украсим нашу группу разноцветными листочками. А на следующий год осень порадует нас более яркими красками и нарядами.

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

 

Разбросала   осень   листья, 

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдём,

В букеты листья соберём.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

 

И. Михеева

 (Делают   волнообразные движения   ладонями.)

(Делают   плавные   взмахи ладонями вверх-вниз.)

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

(Скрещивают   ладони   с растопыриванием пальцев.)

(Поочерёдно   загибают пальцы, начиная   с большого, 

 на   обеих   руках

одновременно   на   каждый

лист.) 

 (Звонко   хлопают   в ладони.)

 

 

Дети рисуют под музыкальное сопровождение, украшают своими работами группу.

Подведение итогов.

Воспитатель: О каком времени года говорили? Какие новые слова вы узнали? Что вам запомнилось?  

Список литературы

http://logoped.kalinka5.edusite.ru/p34aa1.html

http://zaiushka.ru/publ/rasskazy/raznocvetnye_korabliki/38-1-0-425

http://razvivashka33.ru/index/0-85

http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-pro-osen-dlja-doshkolnikov/page-3.html

Комплексные занятия по программе "От рождения до школы". Подготовительная группа. ФГОС. Автор: Лободина Наталья Викторовна. Год выпуска: 2014

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: «Что такое осень?»

Васильченко Л.В., воспитатель,

Милюк Е.О., воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №102»

города Мурманск Мурманской области

Программное содержание:

-Создать условия для усвоения понятий об осенних явлениях;

-Активизировать словарный запас детей при составлении рассказа;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, становитесь в кружок. Поздороваемся, возьмём друг друга за руки и подарим тепло своих рук товарищам. А теперь все хором скажем: «Ра-ра-ра-начинается игра, шо-шо-шо-мы играем хорошо! (дети сели на стулья и приготовились к игре).

Воспитатель: Давайте вспомним, что такое осень? (время года)

Воспитатель: После какого времени года она наступает? (после лета)

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их.

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете как в старину называли осенние месяцы? Я вам сейчас расскажу.

Воспитатель: Сентябрь- листопадник, рябинник, хмурень, златоцвет. Как вы думаете почему?

(листопадник- листья опадают, хмурень- небо хмурится, дожди идут, златоцвет-листья становятся жёлтыми, золотого цвета).

Воспитатель: Октябрь- листобой, грязник. (Листобой-ветер листья бьёт, сбивает с деревьев, грязник- на улице слякоть, грязь)

Воспитатель: Ноябрь- грудень(земля замерзает и лежит большими грудами ,т.е комками).Это сейчас мы ходим по тротуарам, дороги заасфальтированы, а раньше асфальта не было, земля замерзала неровными комками.  

Воспитатель: Мы вспомнили название месяцев, узнали, как их называли в старину.

Игра

 На столе находятся картинки разных месяцев, дети должны выбрать картинку с изображениями осенних месяцев и расположить их в правильном порядке, объяснив почему они выбрали эту картинку.

Воспитатель: Названия месяцев вспомнили, а признаки осени нам поможет вспомнить игра.

Условие: если примета осени- хлопаем в ладоши, если нет- сидим тихо.

Осенью растут цветы,

Осенью растут грибы,

Тучки небо закрывают,

Колючий ветер налетает,

Туманы осенью плывут,

Ну, а птицы гнёзда вьют,

Звери норы закрывают, урожай все собирают

Птичьи стаи улетают.

Часто, часто льют дожди, достаём мы сапоги?

Солнце светит очень жарко,

Можно детям загорать?

Ну, а что же делать? Куртки, шапки надевать!

Воспитатель: Чем вам не нравится осень? (холодно, дождь идёт, птицы улетают и т.д)

Воспитатель: Чем вам нравится осень? (листья разноцветные, грибы и ягоды в лесу и т.д)

Загадка

Маленький Егорка упал в ведёрко

Сам не потонул, и воды не всколыхнул. (Лист)        

Воспитатель: Листья бывают разные, в зависимости от того, на каком дереве они растут.

Воспитатель: У меня на столе находятся листья. Давайте вспомним, с каких они деревьев и как называются. (Клён- кленовый, дуб- дубовый, рябина- рябиновый, осина- осиновый, берёза- берёзовый…)

Воспитатель: Молодцы! Давайте послушаем стихотворение про осенние листья.

Ребёнок читает стихотворение.

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел,

Жёлтый листик подружился с ветерком,

Всё кружится и играет под окном.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала,

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живёт всю зиму у меня!

Сюрпризный момент (появляется герой-ветер)

        

Ветер:

Мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать

Игра с мячом «Подбери действие»

Дождь (что делает?) идёт, моросит, стучит по крышам, льёт, капает…

Ветер (что делает?) дует, воет, гудит, сбивает с ног …

Листья (что делают?) падают, краснеют, желтеют, опадают, кружатся…

Звери (что делают?) готовятся к зиме, впадают в спячку, делают запасы

Птицы (что делают?) улетают на юг, собираются в стаи…

Ветер: Ребята, молодцы! Большое спасибо за то, что уделили мне внимание. За ваши правильные ответы я дарю вам свой мячик.

Физкультминутка

Ветер по лесу летал, (дети поднимаются и опускаются на носочки, машут руками, имитируя полёт листьев)

Ветер листики считал (дети останавливаются, считают, загибая по одному пальцу)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с берёзки- золотой.

Вот последний лист с осинки (Разводят резко руки в стороны, имитирую бросание листьев)

Ветер бросил на тропинку.

Конкурс «Осенняя дорожка»

На столе заранее подготовлены картинки с изображениями: природные явления, люди, растения, животные, овощи, фрукты. Дети должны распределить эти картинки на группы (чем  занимаются осенью: люди,  животные …)

Воспитатель: Ребята, вы должны собрать из этих картинок осенние дорожки

Первая дорожка. Что с растениями происходит осенью?

Вторая дорожка. Как животные готовятся к зиме?

Третья дорожка. Что делают люди?

В конце игры ребята подводят итог. Чем занимаются люди, животные осенью?

Конкурс «Фантазёры»

Ребятам было дано домашнее задание: придумать загадки о дарах осени.

Например:

Фрукт румяный, сладкий, сочный, круглый, часто встречается в сказках. (Яблоко)

Воспитатель: Молодцы, с заданиями хорошо справились, а теперь давайте по моим

таблицам-схемам вспомним ещё раз о чём мы сегодня говорили. 

(Ребята с помощью таблиц составляют рассказы про осень)

Конкурс «Разноцветные кораблики»

Чтение отрывка «Разноцветные кораблики» Д.Кайгородов

 Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду: жёлтые, красные, оранжевые, - целая флотилия! 

     Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь "на крыльях ветерка", они опускались на воду тихо и плавно - без плеска и без шума. И всё ещё продолжают прилетать новые, - не спеша, спокойно, как бы задумчивые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт, с поднятыми парусами, - поплывёт так важно, горделиво! 

Воспитатель: Ребята, о каких корабликах идёт речь в этом отрывке? (Об осенних листиках) Давайте мы с вами украсим нашу группу разноцветными листочками. А на следующий год осень порадует нас более яркими красками и нарядами.

Пальчиковая гимнастика

Разбросала   осень   листья, 

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдём,

В букеты листья соберём.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

И. Михеева

 (Делают   волнообразные движения   ладонями.)

(Делают   плавные   взмахи ладонями вверх-вниз.)

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

(Скрещивают   ладони   с растопыриванием пальцев.)

(Поочерёдно   загибают пальцы, начиная   с большого,  

 на   обеих   руках

одновременно   на   каждый

лист.)  

 (Звонко   хлопают   в ладони.)

 

Дети рисуют под музыкальное сопровождение, украшают своими работами группу.

Подведение итогов.

Воспитатель: О каком времени года говорили? Какие новые слова вы узнали? Что вам запомнилось?  

Список литературы

http://logoped.kalinka5.edusite.ru/p34aa1.html 

http://zaiushka.ru/publ/rasskazy/raznocvetnye_korabliki/38-1-0-425 

http://razvivashka33.ru/index/0-85 

http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-pro-osen-dlja-doshkolnikov/page-3.html 

Комплексные занятия по программе "От рождения до школы". Подготовительная группа. ФГОС. Автор: Лободина Наталья Викторовна. Год выпуска: 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «О чем рассказала осень?»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «О чем рассказала осень?»Цель: Развитие познавательных способностей.Задачи:Образовательные:Обобщать и системат...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Дикие и домашние животные»

Это конспект игрового комплексного занятия по формированию целостной картины мира, направленного на развитие словесно-логического мышления....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».

Образовательная область: «Речевое развитие».Интегрированные образовательные области: Познавательное  развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физиче...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».

Образовательная область: "Речевое развитие".Интегрированные обрзовтельные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы. Тема: «Осенние деревья»

Уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью», расширить и активизировать словарь детей по данной теме...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Осень»

Цель; продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе....