Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Калуцкова Антонина Васильевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лексичееской теме " Осень" в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе

Составил (а) Калуцкова А.В.                                                                                                          

Тема: « Осень»

Цели:

Коррекционно – образовательные :

 - Обобщение и систематизация представлений об осени и осенних изменениях в природе;

- Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме « Осень» ( Осень, лес, озеро, деревья, лист, осина, берёза, сосна, золотая ,прекрасный, грустный, падать, лететь, желтеть, краснеть);

- Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображённом на ни;.

- Совершенствование грамматического строя речи;

- Совершенствование синтаксической стороны речи ( составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением)   Совершенствование певческих навыков.

Коррекционно – развивающие: - Развитие связной речи, фонематических представлений;

- Развитие длительного плавного выдоха, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные :  Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Оборудование: Магнитофон, CD с записью пьесы П. Чайковского « Осенняя песня»  и звуков леса, репродукции картин  Е. Волкова «Осень» и  «Сумерки. Луна» И. Левитана, модуль с осенними листьями, деревянные дощечки с наклеенными на них кусочками коры разных деревьев, контейнер с карандашами, трафареты с листьями.

Ход занятия:

Этап занятия и его задача

Деятельность логопеда

Деятельность и предполагаемые ответы детей

Примечание и время

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Формирование учения ходить с перешагиванием через предметы.

Тихо звучит « Осенняя песня» П.Чайковского. Над головами детей крутится модуль с разноцветными листьями

-  Ребята, представьте себе, что мы с вами находимся в осеннем лесу. Мы идём по тропинке и перед нами лужи. И вам нужно перешагивать через них, чтобы добраться до полянки. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

- Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Сегодня мы с вами будем говорить об осени, рассмотрим картины русских художников. Садитесь поудобнее. Давайте рассмотрим осенние пейзажи.

Дети идут, перешагивая через лужи.

Логопед следит за правильностью выполнения упражнения.       Время 1-2 минуты

2. Рассматривание репродукций картин

(- Развитие, уточнение, актуализация словаря по теме « Осень»;

 - совершенствование навыка рассматривания  картин,

- формирование целостного представления об изображенном на них.

- Развитие всех видов восприятия.)

Первая картина называется «Осень» Её написал Ефим Ефимович Волков. Вторая картина называется «Сумерки. Луна». Это работа русского художника И. Левитана. Как вы думаете, что объединяет эти картины? Какое время года изобразили на них художники?

- Правильно. Художники изобразили прекрасную пору осени, которую называют золотой. Что вы видите на переднем плане картины Волкова?

- Что растёт по краям болота? Что его окружает?

-Что художник изобразил справа и слева на пригорках?

-Какие деревья мы видим на переднем плане?

-Какое небо мы видим над болотом?

- Как вы думаете, какое время суток на этой картине?

- Несмотря на то, что небо затянуто серыми облаками, картина не кажется мрачной. Яркий оранжевый лес и желто-зеленая трава предают картине весёлое настроение.

- Ребята давайте прослушаем, какие звуки слышатся возле болота (включается запись звуков леса).

- Что вы услышали?

- Молодцы, ребята.  А теперь посмотрите на вторую картину. - Что нарисовал художник на переднем плане картины?

- Что растет по берегам озера?

- Что изобразил художник справа и на заднем плане  на картины?

- Какого цвета листва у деревьев?

-Опишите, какое небо нарисовал художник. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Обратите внимание, что нарисовал на небе И. Левитан.

- Ребята давайте прослушаем, какие звуки слышатся возле озера (включается запись звуков ночного леса).

- Что вы услышали?

- Правильно.

- На этих картинах художники изобразили  осень.

- мы видим лесное болото.

- вокруг болота растет трава. Она  зелёная, желтая, коричневая.

-на пригорках художник нарисовал деревья.

- На переднем плане мы видим осины с яркими оранжевыми листьями.

-Небо затянуто облаками, кое-где и проглядывается голубое небо.

-Мы думаем, что это день.

-Квакали лягушки, шумел ветер, кричали птицы.

- мы видим озеро.

-растёт высокая трава.

- художник нарисовал берег. На берегу растут берёзы и сосны.

-листва у деревьев желтая, кое- где зелёная.

- небо голубое, чистое, но уже темнеет, так как появилась на небе луна. Художник нарисовал вечер.

- Кричала сова, стрекотали кузнечики. Шумел ветер.

5 минут

1-2минуты

5 минут

3. Упражнение «Разноцветные листочки».  (Пополнение пассивного словаря относительными прилагательными.)

- Ребята, посмотрите, сколько осенних листьев у нас на ковре.  Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.

- Правильно. Это оранжевый кленовый лист.

- Верно. Это желтый березовый листок.

- Это красный осиновый листок.

Очень хорошо, а сейчас давайте превратимся в осенние листочки.

Раз, два, три в осенние листочки ребятки, превратись.

- Это оранжевый лист клена.

-У меня желтый лист березы.

- Я взяла красный лист осины.

Дети кружатся один раз.

2 минуты

4.Упражнение « Ветер и листья» ( Координация речи с движением. Совершенствование певческих навыкоы)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

Раз, два, три в ребяток, превратись.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строчку.

Опускают руки, приседают.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строчку.

Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строчку.

Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

Дети встают и садятся на стульчики.

3 минуты

5. Сравнение репродукции картин  Е. Волкова «Осень» и «Сумерки. Луна» И. Левитана      ( совершенствование синтаксической стороны речи).

 

- А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его.

На первой картине изображено болото лесное озеро….

- На первой картине изображен день…

- На первой картине изображено небо покрытое облаками…

- На первой картине изображены осины….

- Но на той и другой картинах изображена прекрасная осень.

-а на второй картине нарисовано лесное озеро…..

- а на второй картине – вечер.

-а на второй картине чистое, ясное небо.

-а на второй картине нарисованы берёзы с соснами.

3- 4 минуты

6. Упражнение «Осенние листочки». (Развитие длительного плавного выдоха.)

-А сейчас возьмите листочек и  положите   на свою ладошку.

 Встаньте прямо, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде,  следить за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

1-2минуты

7.Упражнение «Прохлопай слова». (Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги.)

- А теперь давайте все вместе прохлопаем слова, разделим их на части. Первое слово берёзы.

- Теперь слово сосны.

- Третье слово луна.

- И наконец, слово болото.

- Отлично. Молодцы!

Бе-рё-зы. ( три хлопка)

Сос-ны. ( два хлопка)

Лу-на. ( два хлопка)

Бо-ло-то. ( три хлопка)

1-2 минута.

8. Упражнение « Узнай на ощупь». ( Развитие тактильных ощущений.)

- На картинах Е. Волкова и   И. Левитана вы узнали берёзы, осины и сосны. А сможете ли вы узнать эти деревья по коре с закрытыми глазами? Закройте крепко глаза

Дети закрывают глаза, логопед кладёт перед ними дощечки с наклеенными на них кусочки коры. Дети ощупывают и отгадывают, кора каких деревьев на них находится.

1-2 минута.

9. Обводка и штриховка кленовых листьев. ( Развитие тонкой моторики)

Дети приглашаются за стол, на котором лежат листы бумаги, трафареты листьев, стоит контейнер с карандашами.

- ребята, а вот и осенние листья с картины « Осень». Приложите их к листам бумаги, обведите по контуру, а потом заштрихуйте горизонтальными линиями жёлтыми, оранжевыми, зелёными, красными  карандашами так, как осины на картине Ефима Волкова

Дети выполняют задание.

3- 4 минуты

10. Окончание занятия ( Оценка работы детей)

Предложить каждому ребёнку  рассказать о том, какая картина ему понравилась и почему.  

Дети вспоминают чем они занимались.

2-3 минуты.

C:\Users\Света\Desktop\осень в произведениях русских художников\autumn49.jpg

Левитан Сумерки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной дейтельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну живого слова"

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с использованием мнемотехники....

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...