Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Садовая Екатерина Константиновна

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_nam_vesna_prishla.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

« К нам весна пришла»

Цель: расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

Задачи:

Познавательные:

Систематизировать знания детей о временах года, о характерных признаках весны.

Речевые:

Формировать грамматическую культуру речи:

- согласование существительных с прилагательными;

- образование супплетивных форм существительных;

- употреблять существительные мн. числа родительного падежа;

Развивать коммуникативные формы речи.

Развивать речевое дыхание, мимические мышцы лица.

Физические: 

Развивать общую и мелкую моторику.

Упражнять в синхронизации речи с движением.

Художественно-эстетические:

 Продолжать формировать умения обводить по контуру (ладошку) и вырезать её из бумаги.

Социально-коммуникативные: 

Воспитывать любовь к живой и неживой природе.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, взаимовыручку, желание достичь конечного результата.

Предварительная работа:

Беседа «Времена года», «Перелётные птицы», «Дикие животные».  Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций.  Слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года».  Чтение художественных произведений: Л. Н. Толстой «Пришла весна». Ф. И. Тютчев «Весенние воды» «Весенняя гроза» А. С. Никитин «Полюбуйся, весна наступает», разгадывание загадок.

Оборудование: кукла - Веснянка, иллюстрации «Времена года»; картинки с приметами весны, картинки перелетных птиц, диких животных; дид. игра «Четвертый лишний».

                                                     Содержательная часть.

Воспитатель:

- «Солнышко ясное, здравствуй

Небо прекрасное, здравствуй

Все мои подружки, все мои друзья

Здравствуйте, ребята, как люблю вас, я!

Воспитатель:

- Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, если вы ее отгадаете,  тогда догадаетесь, о чем мы будем сегодня говорить.

Солнце пригревает,

Птички прилетают,

Цветы расцветают.

Когда это бывает?

Дети:

- Весной.

Воспитатель:

- Весна – это время года.

- Сколько времен года есть в природе?

Дети:

- В природе  4 времени года: зима, весна, лето, осень.

(Вывешиваю картинки, дети определяют все времена года и объясняют почему.)

Воспитатель:

- Ребята, все времена года очень красивые и друг на друга не похожи.

- Сколько месяцев длится весна?

Дети:

- Три.

Воспитатель:

-Какой первый  весенний месяц?

 Дети:  (март…)

- Ребята, весна приносит много радости, уходят холода, оживает природа. Люди всегда ждали весну и звали, чтоб она быстрее пришла. Давайте и мы позовем весну.

Весна, весна,

Отворяй ворота.

Приходи поскорей,

Землю нашу согрей.

- Заходит весна под песенку «Весна – красна, идет и песенку поет».

- Ребята, посмотрите, к нам идет царица, красная девица, все  её весною ласково зовут.

Весна:

 Знаю, ждут меня повсюду

 Всем на свете я нужна.

 Приношу я радость людям,

 А зовут меня …. весна.

- Я услышала, что вы меня зазывали, вот я к вам и пришла.

Логопед:

 - Ребята, к нам пришла долгожданная весна, а какая весна ещё бывает?

Дети:

- Теплая, веселая, шумная, ветреная, зеленая, ранняя.

Воспитатель:

- Весна, что ты нам принесла?

Весна:

- Принесла я вам теплое солнышко, чтобы своими лучиками вас согревало и радовало (вывешиваем солнце на мольберт)

Логопед:

- Оставайся Весна у нас в гостях, тебя дети очень ждали.

- Я посмотрела на Весну и придумала слова: весенний, весенняя, весеннее. Давайте поиграем с этими словами. К слову весенний придумайте слова.

- Весенний день, лес, воздух, ручей, дождь ,ветер.

- Весенняя песенка, тучка, радуга, гроза, птичка, капель.

- Весеннее небо, облако, настроение, солнышко, дерево.

Логопед:

- Итак, мы сказали, что весной греет солнышко, а еще, какие приметы весны вы знаете? Вы называйте, а я буду ставить картинки.

- Весной небо голубое. С теплых краев прилетают ... В лесу расцветают первые… (цветы), на деревьях набухают… (почки), а потом появляются зеленые… (листочки), просыпаются насекомые.

Логопед:

- Ребята, а какие птицы прилетают весной?

Дети:

-  Скворцы, соловьи, жаворонки, ласточки, кукушки…

Логопед:

-Ребята, а как можно назвать птиц ласково? Игра «Назови ласково» (Дети опираясь на картинки, называют птиц, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы.)

Воспитатель:

- А когда появляются первые цветы, их можно рвать?

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

-  Молодцы, цветами можно только любоваться.

Послушайте стихотворение:

Если я сорву цветы,

Если ты сорвешь цветы,

 Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

Как мы, ребята, можем порадовать себя первыми весенними цветами?

Дети: ( нарисовать, вырезать из бумаги…)

Воспитатель:

- Тогда и себя порадуем и природу не обидим.

Логопед:

- Весне не только люди радуются, но и звери. Весной у них рождаются детеныши. Предлагаю поиграть  в игру «Кто у кого? »

-Дети, держа в руках картинки, называют изображенное животное, а затем – детенышей. Вопрос «Кто у тебя?» передается от ребенка к ребенку.

У зайца – зайчата.

У лисы – лисята и т. д.

Воспитатель:

-Весне понравилось как вы играли, она принесла свою любимую игру «Что лишнее?  ( карточки с приметами весны и другого времени года.)

Воспитатель:

- Почему именно эти картинки вы отобрали? Докажите!

Воспитатель:

- Ребята, что нужно для того, чтобы цветы, травка и все растения хорошо росли?

Дети:  (солнце, вода, теплый воздух).

Воспитатель:

- Весной часто идет весенний дождик. Слышите шум дождя? Покажем, как идёт дождь.

Динамическая пауза.

Капля – раз, капля – два.
Капли медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, солнышко наше почему-то загрустило? Что с ним? Чтобы прогреть землю, ему не хватает?.. (лучиков)

- Мы можем ему помочь? Как?  А помогут нам в этом наши незаменимые помощники -  ладошки.

-Для работы нам нужно приготовить, что?..

Дети: (ножницы, желтая бумага, карандаш и клей.)

Воспитатель: Если кому-то из вас, ребята,  нужна помощь, что-то не получается, обратитесь с просьбой к товарищу.

- Приклеиваем лучики к солнышку. Солнышко дарит ребятам улыбку.

Воспитатель:

- Ребята, какое настроение сейчас у солнышка?

Дети: (весёлое, радостное, доброе)

Логопед:

Д/и. «Солнышко»

Цель: упражнять в длительности речевого выдоха и силе голоса.

Детям предлагается вместе с солнышком пропевать гласные звуки различные по длительности и громкости.

Утром солнышко проснулось,

Улыбнулось, потянулось,

Стало солнышко вставать,      (певуче)

Людям лучики пускать:

А – О – У – И !  (дети произносят звуки нараспев, руками выполняя поступательные движения вперёд)

Стало солнышко вставать,       (громко)

Людям лучики бросать:

А – О – У – И !    ( дети выполняют «бросательные» движения руками, сопровождая громкими гласными звуками)

Стало солнце уставать,

Стало солнце засыпать,

Людям лучики шептать:

А – О – У – И ! ( дети произносят звуки шепотом, выполняя руками плавные поступательные движения вперед)

- Весна прощается, солнышко благодарит детей за интересную игру  и  дарит всем им на память свою улыбку, тепло (свой портрет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна шагает..."

Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».Закрепить знания о признаках весны.Продолжить формировать представления о весенних природных явлениях.Закрепить знания о родственных словах....