Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интегрированные образовательные области: Познавательное  развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма деятельности: совместная взрослого и детей. 

Цель:  Формирование целостной картины восприятия зимнего времени года, расширение  знаний  детей о характерных признаках зимы  посредством интегрирования различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной,  чтения художественной литературы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2otkrytyy_konspekt.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима». 

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интегрированные образовательные области: Познавательное  развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма деятельности: совместная взрослого и детей. 

Цель:  Формирование целостной картины восприятия зимнего времени года, расширение  знаний  детей о характерных признаках зимы  посредством интегрирования различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной,  чтения художественной литературы.  

Программные задачи:

Образовательные:  
Обобщать представления детей о времени  года зима;  называть признаки и приметы зимы. Использовать элементы ТРИЗ. 

Развивающие: 

Активизировать словарь детей: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями: подбирать прилагательные к существительным, употреблять в речи уменьшительно  ласкательные существительные ; обогатить лексику детей родственными словами.  Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь,  умение правильно строить сложносочиненные предложения . Активизировать словарь детей по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
Способствовать формированию у детей бережное отношение, любовь к природе, интерес к художественному творчеству.

Словарная работа: зима- волшебница, снегопад, кружевница. 

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминуток, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, прослушивание классических произведений: Чайковского «Времена года», Г.В.Свиридова «Вальс» К.А.Дебюсси «Прекрасный вечер».

Планируемые результаты: умеет взаимодействовать в игровой деятельности, договариваться со сверстниками и взрослыми; умеет  поддержать беседу, (о признаках и приметах зимы), высказывать свою точку зрения. Ребенок может рассуждать, выражает положительные эмоции при проведении игр, физминуток.

Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательная,  коммуникативная,  двигательная, музыкально-художественная.

Материал и оборудование: экран, презентация «Зима», мяч (снежок), ворота, аудиозапись музыкы  Чайковского, ноутбук, снежинки, 3 елки.

Ход занятия:

На фоне  экрана. СЛАЙД 1( Заставка )

Дети стоят полукругом, воспитатель в центре, лицом к детям.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Поделитесь с гостями своим хорошим настроением.

Элемент заинтересованности. 
Воспитатель :

- Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вас сейчас расскажу, а вы помогите разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера скованы льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Дети: Зима).

Воспитатель:

- Спасибо, что помогли разгадать мой сон.

Постановка цели. 

Воспитатель:

-О чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).

- Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о зиме. СЛАЙД 1.

Воспитатель:

-Как можно назвать зиму? (Волшебница,  кружевница, художница, мастерица).

Воспитатель:

- Где  мы можем увидеть зимнюю природу?  - (В лесу).

Воспитатель:

-  Хотите отправиться в зимний лес в гости к зимушке-зиме?  - (Да). 

Воспитатель:

- Чтобы попасть в лес, нужно пройти в волшебные ворота. «Кто в ворота пройдет, тот   в зимний лес попадёт».  Пройти в ворота нам поможет игра «Доскажи со словом «зимний».

- Солнце какое? – Зимнее.

- Ветер какой? – Зимний.

- Снег какой? – Зимний.

- Сапоги какие? – Зимние.

- Пальто какое? – Зимнее.

- Утро какое? – Зимнее.

-Вечер какой? – Зимний.

- Лес какой? – Зимний. 

(Дети проходят в ворота  под музыку Чайковского).

Воспитатель:

- Вот мы и попали в зимний лес! (Стоят покрытые «снегом»  ели). Посмотрите вокруг. Полюбуйтесь зимним пейзажем! СЛАЙДЫ 3,4.

-Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая,   ветреная, снежная, вьюжная, метельная, серебристая).  (Воспитатель предлагает сесть на «пенечки» (стульчики)  и беседует с детьми).

Воспитатель :

-Мне интересно знать, что вам известно о зимнем времени года? Расскажите. 

- Как люди ласково называют зиму?  - (Зимушка, Зимонька).

 - Назовите зимние месяцы.  - (Декабрь, Январь, Февраль.) 

- Какие изменения происходят в природе зимой? – (Падает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет).

-Что происходит зимой с деревьями? - (Они спят). 

-Что происходит зимой с животными? -  (Медведи, ежи спят, белки и зайцы поменяли шубки).

-Что происходит зимой с птицами? - (Перелётные улетели, а зимующие остались).

- Назовите зимующих птиц. - (Синица, воробей, снегирь, голубь, ворона).

- Почему их называют зимующими? (Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.)

Воспитатель:

- Кто приходит на помощь птицам? - (Человек).

Без помощи человека птицы пропадут, погибнут. Что произойдёт, если птиц не станет? - (Ответы детей).

Если погибнут птицы, то некому будет уничтожать вредных насекомых. Тогда заболеют деревья, кусты и травы. Животным нечего будет есть, и они и они покинут лес. Без птиц, без животных, без растений, ягод и цветов людям не прожить. Поэтому птиц надо беречь и помогать им.

- Как можно помочь зимующим птицам?    - (Сделать для них кормушки, покормить их).

Воспитатель:

- Вы приготовили птицам кормушки?  - (Ответы детей). 

- Посмотрите, какие разные можно смастерить кормушки, а потом развесить их на деревьях.  СЛАЙД  5  (с кормушками.)

- Хотите смастерить такие кормушки?

-Тогда я попрошу вас изготовить кормушки вместе со своими  родителями.

-Вы согласны? (да)

-Все сказали верно. Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. 

- Ребята,  за что вы любите зиму? (Зимой весело: можно кататься с горки, на ледянках, санках, играть в снежки с друзьями, стоить снежные постройки, лепить снеговиков).

- Оказывается, зима очень веселое время года. Ведь если ты не стоишь на месте, то мороз тебе не страшен. 

Замерзли  в лесу? Давайте поиграем и согреемся

Физкультминутка «Зимние забавы».

- Мы катались на коньках, даже жарко стало

(дети отводят руки за спину, имитируя движения конькобежца).

— В снежки играли во дворах – все нам было мало!

(имитируют броски).

— Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех!

(поднять руки вверх и медленно опускать вниз, шевеля пальцами).

— Дружно мы на лыжи встали и по снегу побежали

(имитируют движения лыжника).

— А потом на санки сели, смело с горки полетели!

(приседают, затем встают и хлопают в ладоши).

Воспитатель:  Ребята, мы сейчас с вами немного размялись, что мы с вами делали? (Предполагаемые ответы детей). А как  всё это можно назвать? (Зимние забавы).

Да, ребята это «Зимние забавы». Вот, чем хороша «Зимушка – зима!»
На экране  дети видят «Зимние забавы». 

СЛАЙД 6,7.

Итак, ребята, скажите,  а зима – это хорошо или плохо? Нет, у зимы, как и у других времён года, есть свои плюсы и минусы. (Словесная игра «Хорошо – плохо»).

Обобщим свои ответы. Для кого зима в радость? (Для детей, растений). Для кого это время года является тяжёлым? (Для животных, птиц).

Воспитатель:

Предлагаю вам  игру «Закончи предложение»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки

Серебристые … (снежинки)

На посёлки, на лужок

Все снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился … (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка … (снегурка)

На снегу – то посмотри –

С красной грудкой … (снегири)

Воспитатель: 

Какие слова- отгадки здесь повторяются?

(Ответы детей)

Воспитатель: 

-Правильно. Это слова-родственники. Они очень похожи по звучанию и произошли от слова СНЕГ. Давайте ещё подберём родственные слова к слову «зима».

(Дети отвечают: зимовать, зимний, зимовье, зимушка, зимой).

Воспитатель:

-У меня есть волшебный снежок, поиграем  в игру «Назови ласково» я бросаю вам снежок, вы называете  слово и возвращаете снежок  мне обратно. Прошу вас встатьт в кружок.

Лед — … (ледок)

Мороз — … (морозец)

Санки — … (саночки)

Холод — … (холодок)

Метель — … (метелица)

Снег — … (снежок)

Солнце — … (солнышко).

Зима — … (зимушка)

(Не садятся!)

Воспитатель:

Вот и подходит к концу наша прогулка.

- С  лесом нам пора  прощаться,

И  в группу возвращаться! 

 (Звучит музыка). «Кто в  ворота пройдет, тот  в детский сад попадет»

Воспитатель: 

- Вот вы и  в детском саду.

-Понравилась вам зимняя прогулка?

- Что понравилось?

- Что вы узнали нового?

- Что вам было трудно?

- Молодцы! Я согласна с вами, мы сегодня много интересного  вспомнили о зиме. Возьмите на память о нашей зимней прогулке снежинки.

Список использованных источников

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.  – Воронеж, 2002
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе. Экология. – Воронеж, 2004
  3. Затулина Г. Я.  Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная к школе группа – М., Педагогическое общество России, 2007
  4. Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. и др. Как знакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей детского сада. Издание второе, доработанное. — М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
  5. «От рождения  до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, рекомендации, конспекты, игры и упражнения. – Москва, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".

Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Дикие и домашние животные»

Это конспект игрового комплексного занятия по формированию целостной картины мира, направленного на развитие словесно-логического мышления....

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла »

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла » Милюк Е.О., воспитатель Васильченко Л.В., воспитатель, МБДОУ «Детский с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».

Образовательная область: "Речевое развитие".Интегрированные обрзовтельные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по теме «Зимушка-зима» с использованием здоровьесберегающих технологий

Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие художественно-эстетическое развитие, физическое развитиеЗадачи:Образовательные:1. Продолжать зн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему:"Зимушка-зима".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему:"Зимушка-зима"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста....