Экологическое воспитание в детском саду
консультация по окружающему миру на тему

Любовь к природе у детей надо воспитывать через все виды деятельности, буд то изодеятельность, художественное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

          Среди проблем, возникающих перед современным человеком, одной из важнейших является проблема окружающей среды.
         Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, сохранять ее, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
         В своей группе, своим ребятам стараюсь рассказать в доступной форме обо всем, что их окружает. Для этого использую ежедневные прогулки по территории детского сада. Детям свойственно наглядно-образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. Эти прогулки дают возможность детям увидеть изменения в природе, почувствовать ее красоту в любое время года, в любую погоду. Во время прогулок учишь детей видеть не только красоту окружающего, но и прививаешь им навыки культурного поведения в природной зоне, знакомишь с растениями данной местности. Они знают, какие деревья, кустарники растут вокруг садика, чем одно дерево отличается от другого, как отличить дерево от кустарника.
         Рассказывая детям о пользе деревьев, кустарников. Приучаешь их не ломать кустарники, не портить деревья, систематически объясняешь детям взаимность природы и человека. Например, они знают какую пользу приносит дерево человеку, поэтому человек сажает его, ухаживает за ним.
         Если во время прогулки систематически наблюдать за насекомыми и птицами, у детей появятся определенные званья в этой области, они научатся бережно относиться к насекомым и птицами.
         Над окном нашей группы постоянно висит кормушка, на которую полакомиться прилетают птички. Ребята ждут их, радуются их щебетанию. Интересно наблюдать за синицами, воробьями, которые стучат в окно, просят крошек. Ребята узнают птиц по внешнему виду, учатся по поведению птиц определять состояние погоды. Во время дождей, вернее после дождей ребята собирают червяков и кладут в кормушку, их охотно клюют воробьи.
         По-разному дети относятся к жукам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают их, третьи любят их. Надо рассказать детям, что в природе все взаимосвязано, что с одной стороны насекомые, жучки приносят вред, в с другой пользу.
         Любовь, настоящая забота о природе возникает у ребят лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о красоте природы, о любви к ней, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, наступил на червяка, то пользы от этого не будет.
         Любовь к природе у детей надо воспитывать через все виды деятельности, будь то изодеятельность, художественное слово. Чувства, возникающие от встречи с природой, находят свое отражение в рассказах, рисунках детей. Художественное слово о природе помогает наиболее точно отразить впечатление от встречи с ним. В нашей группе ребята очень любят рисовать природу по описанию ее в стихах, любят слушать произведения описательного характера.

          Вызывает сожаление то, что у детей мало общения с животным миром. Комфорт квартиры, дорогостоящая меблировка, редко кому охота заводить собачку или кошку. Да и отсутствие в группе обитателей живого уголка тоже не позволяет общению с животным миром. Помниться случай: в группе жила черепаха, ребята с удовольствием за ней ухаживали, приносили корм, и были очень расстроены после ее исчезновения. Зато на занятии по лепке сумели точно передать образ черепахи.

          Ранней весной начинается нашествие на цветы мать-и мачехи. Дети безжалостно вырывают их с корнями и бросают. Такое же происходит и с цветами одуванчика. Порой никакие уговоры не помогают. Тогда приходится объяснять значение этих цветов, как лекарственных, засушивать их. Для ознакомления детей с лекарственными растениями сделали игру «зеленая аптека».

          Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями. Об этом говорится и на родительских собраниях и в индивидуальных беседах, ведь нередко родители позволяют детям рвать цветы, ломать кустарники, стрелять из рогаток по воробьям. Жаль, что для некоторых родителей, это всего лишь слова и, выйдя из детского сада, забывают все. Вообще, очень жаль проделанную работу, столько сил этому отдано, а видишь, что все напрасно. Весной местные дети, которые когда-то ходили в садик, топчут посеянную траву, ломают кусты, и все на глазах у детей. В беседах с родителями учим их обращать внимание на красоту окружающей природы, объясняешь, что во время наблюдения расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить не надо, по дороге в детский сад можно видеть: и как солнышко встает, и как блестят капельки росы на траве, и как красивы деревья в инее, и как сверкает снег на солнце.

          В работе с детьми используются разные иллюстрации с видами птиц, животных. Любят ребята рассказы Эдуарда Шима, в которых рассказывается о растениях нас окружающих, об отношении к ним; рассказы Чарушина о животных воспитывают любовь к ним. Помогают и самодельные альбомы «Птицы нашего края», «Цветы», «загадки о природе», «Времена года».

          Вспоминаются слова В.Белинского: «Животные, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова. Может сделаться и волком, и ослом, и чем угодно».

          Поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети. Естественно, воспитатели хотят, чтоб ребята любили природу, понимали ее, помнили, что природа это «Наш дом»: чем больше мы о нем заботимся, тем щедрее он нас кормит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду № 11

Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Экологическое воспитание в детском саду

Доклад  для  родительского  собрания...

Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду

Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....