Конспект занятия "Знакомство с космосом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие в старшей группе, конспект которого предложен, направлено на развитие познавательного интереса дошкольников к окружающему миру, формирование элементарных знаний о космосе и устройстве Вселенной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_kosmosom.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ«Лямбирский детский сад № 3» Лямбирского района Республики Мордовия

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО С КОСМОСОМ»

                            Подготовила: Синдянкина Н.А.

с. Лямбирь  

Материал; глобус, модель солнечной системы, горошина, футбольный мяч, грейпфрут, микропланетарий, созвездия, чёрная ткань, звёздочки из фольги, подушки, карта ночного неба, фотография звездопада.

ТСО - магнитофонная запись.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня предлагаю отправиться в необычное путешествие. Это путешествие в бесконечность! Вы уже, наверно, догадались, что мы отправимся космос. Во Вселенную! Это космическое пространство. Оно величественно и бесконечно! Нам не нужно брать с собой особых вещей, и никакой вид транспорта нам не нужен. Я хочу, чтобы вы взяли с собой ваш пытливый ум, всю вашу фантазию и воображение! Вы готовы?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Путешествие начинается.

(Педагог предлагает детям пройти и встать полукругом. Перед детьми модель солнечной системы).

Воспитатель: Ребята это модель солнечной  системы. Сосчитайте, пожалуйста, сколько всего в ней планет?

Дети: В солнечной системе всего девять планет.

Воспитатель: Как называется планета, которая ближе всех к солнцу?

Дети: Ближе всех Меркурий.

Воспитатель: Ребята, покажите и назовите планету, на которой самая высокая температура?

Дети: Это Венера.

Воспитатель: Как называется третья планета Солнечной системы?

Дети: Это наша планета. Она называется Земля.

Воспитатель: На какой планете больше всего углекислого газа и сухого льда?

Дети: На Марсе.

Воспитатель: Ребята, назовите и покажите планету, у которой 16 спутников?

Дети: Это планета Юпитер.

Воспитатель: У какой планеты есть кольцо, которое образовано множеством его спутников?

Дети: У Сатурна.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, планету Уран.

Воспитатель: До какой планеты можно долететь на ракете за 20 лет?

Дети: Это планета Нептун.

Воспитатель: Как называется самая дальняя планета Солнечной системы?

Дети: Плутон.

Воспитатель: Ребята, а на какой из этих планет больше света?

Дети: На Меркурии.

Воспитатель: Что помогает нашей планете Земля не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода?

Дети: Помогает воздушная оболочка.

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Его по-другому называют атмосферой. Это удивительная «рубашка», которая защищает нашу планету не только от перегревания, но и от космических метеоритов, а также от космической радиации.

Воспитатель: Ребята, а почему планеты не падают?

Дети: Потому что они безостановочно летят каждый по своей орбите.

Воспитатель:; Ребята, а что является главным в солнечной системе?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Что такое солнце?

 (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, солнце - это огромная звезда! Температура на её поверхности достигает 20млн. градусов. Нам кажется, что солнце –маленький кружочек. Это потому, что оно находится от Земли на огромном расстоянии. Солнце – это шар-великан! Если поставить солнце рядом с землёй - это выглядело бы так (на стол ставиться футбольный мяч и рядом горошина). Ребята, от Земли до Солнца огромное расстояние. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету. Ребята, как вы думаете, могла бы быть жизнь на земле без солнца?

Дети: Я думаю, что нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Солнце даёт тепло. Без тепла нет жизни. Без  Солнца наша планета замёрзнет.

Воспитатель: Правильно! Это также заметили древние люди и поклонялись солнцу как богу! Солнце - это ближайшая к земле звезда. Также солнце - это центр солнечной системы, и наша планета Земля находится в этой солнечной системе.

(Дети подходят карте ночного неба).

Ребята посмотрите на карту ночного неба. Что вы видите на ней?

Дети: Много звёзд.

Воспитатель: Как вы думаете, они большие или маленькие?

Дети: Они маленькие.

Воспитатель: Ребята, в старину люди думали, что звёзды - блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда ещё не знали, что каждая звезда - отдельное Солнце, которое миллиарды раз больше земли!

Звёзды - громадные раскалённые шары, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.

Воспитатель: Ребята, а вы наблюдали за звёздным небом?

Дети: Да.

Воспитатель: Звёзды мерцают на небе одинаковым цветом?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, звёзды мерцают разным цветом; голубым, белым, жёлтым, красным. Закройте глаза и представьте себе эту красоту!

Белые и голубые звёзды - очень, очень горячие. Они горячее Солнца. Жёлтые холоднее белых и голубых они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красного цвета холоднее Солнца.

Ребята, каждые 30 лет жители нашей планеты наблюдают интересное явление «звёздный дождь».

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте немного пофантазируем (включается тихая музыка). Представим себе, что мы находимся в космическом пространстве. Вокруг сияют звёзды. Мы тянемся к ним (дети поднимают руки). Стараемся к ним прикоснуться. Сколько звёзд! А сейчас мы их собираем (дети считают) одна звезда, две звезды, три, четыре, пять, ……. десять звёзд.

А вот летит комета (приседают). И снова наши руки тянутся к звёздам. Как это здорово очутиться среди звёзд. Давайте «отпустим» звёзды, которые мы  «собрали» (десятая звезда, девятая,…. первая).

Воспитатель: Когда в ночной тишине смотришь на звёзды, сами собой в голове рождаются разные сказки, одна красивее другой.

Звёздное небо - это целая книга сказок! Ещё древние люди заметили, что некоторые яркие звёзды, расположены недалеко одна от другой, образуя различные фигуры, напоминающие птиц, зверей и людей. Эти фигуры из звёзд люди назвали созвездиями и дали им имена (на магнитной доске выставлены разные созвездия).

Воспитатель: Вот здесь потребуется нам с вами включить своё воображение и фантазию. Посмотрите, пожалуйста, сюда. (Показывается созвездие Большой Медведицы).

Ребята, узоры созвездий не всегда похожи на те предметы и фигуры птиц и животных, именами которых они названы. Вот созвездие Большой Медведицы, что он вам напоминает?

(Ответы детей).

Воспитатель: Созвездие Большой Медведицы скорее напоминает изображение ковша, чем медведя. Правда? Посмотрите Большой ковш на небе. Все люди видят одинаково, а вот вообразить там медведицу можно по- разному.

Всего, ребята, на небе 88 созвездий и у каждого своё имя. (Предлагается послушать стихотворение «Созвездие»).

Воспитатель: Ребята, я много вам рассказывала о созвездиях. Наверняка вы запомнили некоторые из них и сейчас мы поиграем в игру.

Д/и «Найди и назови созвездие».

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что среди этих созвездий есть зодиакальные созвездия, которые принадлежат определённым месяцам в году. Назовите, кто вы по гороскопу.

(Дети называют свои зодиакальные знаки).

Воспитатель: Предлагаю составить их из звёзд.

(На паласе чёрное полотно, на подносе звёзды. Дети садятся вокруг ткани на подушки).

Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Давайте встанем и полюбуемся вашими созвездиями. Я надеюсь,что они принесут вам удачу и счастье!

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где кроме тёмных частей суток можно наблюдать за звёздами. Увидеть звёздное небо?

(Ответы детей).

 Воспитатель: Ребята, за звёздным небом можно понаблюдать в планетарии. Такое сооружение есть в столице нашей Родины - в Москве. Когда будете взрослыми, обязательно его посетите.

А сегодня мы можем посмотреть на созвездия, используя микропланетарий (дети рассматривают созвездия в микропланетарий)

Воспитатель: Ребята, наше необыкновенное путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, с какой частью природы познакомились?

Дети: Космическое пространство относится к неживой природе.

Воспитатель: Вам понравилось? Было интересно?

Дети: Было очень интересно. Мы узнали много нового.

Воспитатель: Ребята, космическое пространство во многом остаётся тайной для человечества. Много времени понадобится, чтобы изучить его, как следует. Много лет будут летать в космос сотни экспедиций, тысячи исследователей, если захотите, то среди них будите и вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Неизведанный космос"

Занятие для детей старшей группы.Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, ф...

Презентация к конспекту занятия "Освоение космоса"

Содержит иллюстративный материал к конспекту занятия "Освоение космоса" для детей подготовительной группы...

конспект НОД о космосе

С самых древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно, он мечтал полететь в космос................

конспект интегрированного занятия "Космос" в старшей группе

развитие познавательных способностей дошкольников...

Конспект НОД "Покорение космоса"

Конспект по ознакомлению с космосом  детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область - Познание, в интеграции Коммуникация, Социализация, Физическая культура, Музыка....

Конспект ООД "Покорение космоса"

Конспект занятия в старшей группе детского сада ко Дню космонавтики и авмации...

Конспект занятия о космосе в старшей группе детского сада

Конспект познавательного занятия о космосе в старшей группе...