Конспект занятия о космосе в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект познавательного занятия о космосе в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmos.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного  занятия  на тему:  « Солнце и Луна»

  в старшей группе

   Воспитатель: Кадочникова Л.А. 1 категория

Обучающие задачи:

  • Дать знания о влиянии Солнца и Луны на планету Земля.
  • Показать зависимость видимой с Земли формы Луны от освещения                  её Солнцем.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей любознательность.
  • Закрепить и уточнить знания детей о Солнце и Луне.
  • Развивать  умение делать умозаключения и выводы на основе

               опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать
  • Воспитывать

. Речевые задачи:

  • Развивать активный словарь детей за счет слов: планета, звезда, светило, солнечный зайчик, половинка шара, серп, воздух.
  • Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными ответами

Материал и оборудование: мяч, горошина, фонарик, рисунок с изображением фаз луны, зеркала, платок.

Предварительная работа:

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадки.

Шар воздушный золотой

Над рекой остановился.

Покачался над водой,

А потом за лесом скрылся. (Солнце).

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин.

А прошла неделя только-

От него осталась долька. (Луна. Месяц).

-Да, это загадки о Солнце и Луне. Сегодня мы с вами поговорим об этих небесных телах. На небе Солнце и Луна выглядят похоже: оба круглые, от обоих исходит свет, только от каждого в своё время. Солнце светит днём, а Луна – ночью. Когда мы смотрим на Солнце и луну, они кажутся одинаковыми по размеру. На самом деле Солнце на много больше Луны. Разница в их размерах почти такая же, как у мяча и горошины (показывает). Раньше считали, что Солнце – планета, как и Земля. Но сейчас учёные выяснили, что Солнце- это раскалённая звезда, очень яркая и горячая. Солнце как печка, вокруг которой мы греемся, и как лампа, от которой идёт свет. Земля вращается вокруг Солнца, получая от него живительные лучи.

- Как вы думаете, почему и животные, и растения не могут жить без Солнца? (ответы детей).

- Послушайте, что написал о Солнце великий русский писатель Лев Николаевич Толстой: «Выйдь зимой в тихий, морозный день в поле или в лес и посмотри кругом себя, и послушай: везде кругом снег, реки замёрзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничто не шевелится.

     Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы перелётывают, свистят, поют; мухи, комары вьются, жужжат; деревья, травы растут, махаются.

    Нет тепла – всё мертво; есть тепло- всё движется и живёт.

    Откуда берётся тепло на свете? Тепло от Солнца.

    Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами  в землю,- и ничто не шевелится. Станет Солнышко ходить выше над головами, станет светить в упор к земле – отогреется всё на свете и начнёт шевелиться.

Станет снег осаживаться, станет отдувать лёд на реках, польётся вода с гор. Кто всё это сделает? Солнце.

Встанут медведи, кроты, очнутся мухи, пчёлы, выведутся рыбы из икринок на тепло. Кто всё это сделал? Солнце.

     Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья, насытятся животные, напитаются люди, соберут корму и топливо на зиму. Кто всё это приготовил? Солнце.

    Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из брёвен. Брёвна вырублены из деревьев, деревья вырастило Солнце».

-  С тех пор, как Толстой написал это рассказ, многое изменилось. А Солнце всё так же светит и так же необходимо для нашей жизни.

Разминка: 

Часть детей с помощью зеркал пускают солнечных зайчиков  на стене, остальные стараются их поймать. Потом меняются ролями.

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком –

Пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови скорей,

Вот, вот, вот – левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок-

Убежал на потолок!

- О Солнце мы поговорили. Теперь давайте поговорим о Луне. Луна по сравнению с Солнцем может показаться «невоспитанным» светилом. Бывает, что Солнце ещё не зашло, а Луна уже видна на другом краю неба. Солнце, даже если скрыто за облаками, всегда присутствует на небе – без него не бывает дня, а вот Луна иногда вообще не показывается на небе ночью или появляется её часть – месяц. Да и светит она слабо.

     Люди слагали о луне разные сказания и сказки. Вот одна из них.

     « Решил месяц сшить себе платье. Снял портной с него мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье – то узко.

- Видно, я ошибся,- говорит портной. И сел снова за работу.

   В назначенный срок пришёл месяц за платьем, а платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся,- сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц – не месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил.

     Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал, искал  его месяц, да не нашёл».

- Почему же месяц остался без платья? (ответы детей).

- Да, Луна постоянно разная – то она полная, круглолицая, то похожа на половинку шара или серп. Почему же с Луной происходят такие волшебные превращения?

- Проведём опыт.

Возьмём мяч и в темноте посветим на него с разных сторон. Когда свет падает на него сзади, то видна только узкая полоска по краю мяча, а остальная его часть остаётся в тени. Теперь посветим так, чтоб свет падал на мяч сбоку. Что видно? Освещена лишь половинка мяча.

Вывод:

А если мы направим луч света на мяч спереди, то увидим, что мяч освещён полностью.

   - Точно так же мы наблюдаем Луну, которую с разных сторон на небе освещает  в темноте космоса Солнце.

- Посмотрите на эту картинку (показывает). На ней хорошо видно, как выглядит  Луна, когда мы смотрим на неё с Земли. Такие превращения луны называются фазами.

- Как вы думаете, что можно найти на поверхности Луны? (предположения детей).

- На Луне есть пустыни, горы и даже моря. Но на луне нет ничего живого: ни лесов, ни лугов, ни зверей, ни птиц, потому что на ней нет воздуха, а без воздуха жизнь невозможна. Да и моря там наполнены не водой, а безжизненной лунной пылью. Вот какое стихотворение написал про лунные моря итальянский писатель Джанни Родари:

У лунного моря особый секрет.

На море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

В волны его невозможно нырнуть,

Нельзя в нём плескаться, нельзя утонуть.

Купаться в том море удобно лишь тем,

Кто плавать ещё не умеет совсем!

Но Луне, наверное, очень хочется, чтобы её моря тоже были полны воды, поэтому она пытается, как бы перетянуть воду из наших морей к себе. Когда луна движется над морем, вода в нём поднимается и наступает на берег. Такое явление называется приливом. Но как только Луна продвигается дальше, вода возвращается в море. Это – отлив.

       Оказывается не только Солнце, но и Луна влияет на нашу планету.

Подвижная игра 

«Месяц по небу ходил»: Выбирается водящий – месяц. Ему завязывают платком глаза , раскручивают и говорят

Месяц по небу ходил,

К звёздам в гости заходил.

Месяц, месяц, ты скажи,

 Кого встретил на пути?

Дети разбегаются, водящий ловит их, угадывает по голосу, кого поймал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по Физкультуре в старшей группе детского сада.

занятие отвечает всем требованиям программы Васильевой....

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия «По следам Колобка»

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия «По следам Колобка» Тема:Образование числа 8.Дидактическая цель:Сформировать представление детей о том, как образуется ...

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия «По следам Колобка»

Тема:Образование числа 8.Дидактическая цель:Сформировать представление детей о том, как образуется число 8.Задачи:Закреплять умение считать в пределах 10; закреплять умение сравнивать множества предме...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ТЕМА: «КАКИЕ МЫ ВНУТРИ» Автор занятия: воспитатель Глазкова И.В.

Цели:Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями.Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (...

Занятие на тему "профессия-водитель". Конспект занятия по ПДД в старшей группе детского сада

Цель: продолжать формировать и закреплять знания о профессии водителя. Задачи: Образовательные: закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта; формировать уме...