КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Андреева Екатерина Ивановна

Занятие проводилось с детьми подготовительного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие». Целью занятия было познакомить детей с физическими свойствами воды, ее назначением в природе; познакомить детей с глобусом; развивать навыки анализа и сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы; воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

воспитателя с детьми подготовительного возраста

по реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

                                                     Составлен

                                                     воспитателем 1-ой категории

                                                     5 группы ГБДОУ № 60 Невского района

                                                     Е.И.Андреевой

Санкт-Петербург

2015 г.

Программное содержание:

        Формирование представлений детей о круговороте воды в природе через изучение физических свойств воды.

        Цель:

- познакомить детей с физическими свойствами воды, ее назначением в    

  природе;

- познакомить детей с глобусом;

- развивать навыки анализа и сравнения, умение решать познавательные

  задачи и делать выводы;

- воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей среде;

- активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, круговорот

  воды.

- воспитывать бережное отношение к воде;  вода – ценный природный дар,  

  воду надо беречь.

Материал: прозрачные стаканы, сок, молоко, чайные ложки, кусочки льда, термос с кипятком, зеркало, плакат с изображением круговорота воды в природе, разрезанные картинки с изображением разного состояния воды для игры «Собери пазлы».

        Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, я приготовила вам сюрприз. Чтобы узнать, что же спрятано под салфеткой,  я загадаю вам загадку, а вы должны хорошо подумать и отгадать ее.

                Чтобы лился дождик с неба,

                Чтоб росли колосья хлеба,

                Чтобы плыли корабли,

                Чтоб варились кисели,

                Чтобы не было беды –

                Жить нельзя нам без…   (воды)

        Воспитатель убирает салфетку, на столе стоит графин с водой.

        Воспитатель:   Дети, вода – это настоящее чудо природы, благодаря ее волшебным свойствам. Ни одно существо на Земле не обходится без воды.

А как вы думаете, сколько дней человек может прожить без пищи?

Без пищи человек может прожить 49 дней.

А сколько дней человек может прожить без воды?

Без воды человек может прожить не больше 3-х дней!

Скажите, а где используется вода?

(ответы детей)

        Воспитатель: (показывает глобус) Ребята, посмотрите, это глобус. А кто знает, что такое глобус?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это маленькая модель нашей Земли. Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша.

Ребята, а вы знаете, что Землю называют «голубой» планетой? Почему на глобусе так много голубого цвета? Что обозначает голубой цвет?

(ответы детей)

        Воспитатель: Правильно, потому что большую часть Земли покрывает вода, а голубой цвет обозначает воду. На Земле много воды, она занимает большую часть нашей планеты. На Земле 4 океана и 30 морей.

        А хотите узнать, какие свойства имеет вода?

        Давайте превратимся в юных экспериментаторов и посетим нашу лабораторию. Оденьте шапочки.

(дети переодеваются)

         

        Опыт 1.

        Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к кувшину и понюхаем, чем же пахнет вода?

(дети нюхают воду, отвечают)

        Правильно, вода ничем не пахнет.

         Значит, делаем вывод:

вода не имеет запаха.

        Опыт 2.

        Воспитатель: Теперь познакомимся со следующим свойством воды. Посмотрите, я переливаю из кувшина воду в стакан. Какая она?

(ответы детей)

        Верно, вода вытекает из кувшина в стакан.

Делаем вывод:

        вода текучая.

        Опыт 3.

        Воспитатель:  Ребята, если я насыплю сахар в кувшин с водой и размешаю, что произойдет?

(ответы детей)

        Правильно, сахар должен раствориться. Давайте проведем этот опыт.

(дети наблюдают за действиями воспитателя)

        Итак, что мы увидели?

(ответы детей)

        Правильно, сахар растаял, он растворился в воде.

        Значит, делаем вывод:

        вода является растворителем.

        

        Опыт 4.

        У каждого ребенка стакан с водой и с соком. Воспитатель предлагает детям попробовать сок на вкус.

        Какой он?

(ответы детей)

        Правильно, сладкий.

        Затем воспитатель предлагает детям попробовать воду.

        Какая вода на вкус?

(ответы детей)

        Правильно, у воды нет вкуса – она безвкусная.

        Значит, мы делаем вывод:

вода не имеет вкуса.

        Опыт 5.

        Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком, чайные ложки.

        Воспитатель:  Дети, давайте опустим в молоко чайную ложку. Посмотрите, видим мы ложку в молоке?

(ответы детей)

        Правильно, ложка в молоке не видна, потому что молоко не прозрачное.

        Теперь опустим ложку в воду. Видна ложка в воде?

(ответы детей)

        Правильно, в воде ложка видна, потому что вода какая…?

(ответы детей)

        Верно, прозрачная. Значит, делаем вывод:

        вода прозрачная.

        Воспитатель:   Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в природе в 3-х состояния одновременно: в жидком, твердом и газообразном.

        Я хочу рассказать вам сказку о путешествии капельки.

        «Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упали они  на землю и образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стали купаться и веселиться в луже…»

        Скажите, в каком состоянии находится капелька сейчас? В жидком или твердом?

(ответы детей)

        Правильно, в жидком.

        Вода в виде дождя  из туч падает на землю.

        Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с капелькой изобразим дождик. Встаньте.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дождь! Дождь! Надо нам

         Расходиться по домам!

Действия:  Шаги на месте, притопывая.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек.

Действия:  Прыжки на месте

Дождь! Дождь! Мочит нас,

Все под крышами сидят.

Действия: Присели, хлопки в ладоши над головой

Только мой братишка в луже

         Ловит рыбу нам на ужин.

Действия:  Шаги на месте.

        Воспитатель:  Итак, продолжаем слушать сказку о путешествии капельки.

        «…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьица и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться..»

        Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, на реках образуется лед и когда выпадает много снега?

(ответы детей)

        Правильно, конечно мы не скучаем, ведь зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.

        Все это можно делать только зимой. Почему?

(ответы детей)

Конечно, потому что зимой есть снег и лед.

А в каком состоянии находится капелька зимой? В жидком или твердом?

(ответы детей)

        Верно, в твердом состоянии.

Опыт 6.

        «Лед – это твердая вода»

        Воспитатель предлагает детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают и превращаются в воду.

        Дети, что осталось на ладошке?

(ответы детей)

        Да, лед растаял, и на ладошке осталась вода.

Значит, мы можем сделать вывод: лед и снег, это тоже вода, только в твердом (замерзшем) состоянии.

Воспитатель: Продолжаем слушать нашу сказку.

«…Становилось теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко… Капелька сидела на своем облачке и мечтала снова вернуться на землю».

В каком состоянии находится капелька теперь? В жидком, твердом или газообразном?

(ответы детей)

Правильно, в газообразном.

Давайте с вами посмотрим, как вода превращается в пар.

Опыт 7.

«Пар – это тоже вода».

Воспитатель берет термос с кипятком. Открывает его и показывает детям пар. Над паром поставить зеркало или стекло – пар оседает на стекле, когда стекло поднимают, то с него стекают капельки воды.

Во что превратился пар?

(ответы детей)

Правильно, пар превратился в воду.

Значит пар – это тоже вода, но в газообразном состоянии.

Воспитатель: Молодцы!   А теперь сделаем выводы:

- Вода бывает в каких 3-х состояниях?

(ответы детей)

         Правильно, в жидком, твердом и газообразном состояниях.

        - Что такое лед?

(ответы детей)

        Правильно, лед – это вода в твердом (замерзшем) состоянии.

        - Что такое пар?

(ответы детей)

        Правильно – пар – это вода в газообразном состоянии.

                В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА!

Воспитатель: Ребята, я вам рассказала сказку про путешествие капельки – ее путешествие – это круговорот воды в природе.

(Воспитатель показывает большой плакат)

Дети, посмотрите на рисунок.

- Когда солнце нагревает поверхность водоемов или суши, крошечные капельки воды превращаются в пар и поднимаются высоко в воздух, там пар охлаждается, и капельки снова соединяются и образуются облака и тучи. С помощью ветра облака и тучи передвигаются в воздухе

- Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя летом, и в виде снежинок зимой.

Так происходит круговорот воды в природе.

        

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (игровая)

        Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем. Давайте превратимся в капельки воды и побываем в разных состояниях.

Вспомним, когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие частички очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

        Давайте и мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

        Когда вода находится в жидком состоянии, то ее частички берутся за ручки  и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кругу и змейкой, так, как ручеек бежит весной.

        Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частички отпускают ручки друг друга и разлетаются. Мы так же разомкнем наши руки и побегаем свободно, как легкие капельки пара.

        Молодцы! Хорошо отдохнули!

        Воспитатель: Ребята, я приготовила разрезанные картинки. Сложите их, пожалуйста, и скажите, что у вас получилось.

(дети складывают картинки и называют, что получилось)

        Воспитатель: Ребята, скажите, в каком состоянии изображена вода на ваших картинках?

(ответы детей)

        Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь вспомните, что мы сегодня делали? Что узнали?

(ответы детей)

        Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?

(ответы детей)

        Воспитатель: Ребята, вы молодцы!  Все хорошо справились с заданиями.  Вы все очень хорошо работали сегодня, ставили опыты, отвечали на вопросы. Всем вам большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...