Рабочая программа по экспериментированию в старшей группе
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Богомаз Лариса Витальевна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx50.15 КБ

Предварительный просмотр:

         

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНА

Методическим объединением

протокол от «     »            20     года №    

Председатель МО______________

ПРИНЯТА

решением Совета

ГБСКОУ школы № 13

Приморского района Санкт-Петербурга

протокол от «  »              20        года №  

Председатель Совета _______________

УТВЕРЖДЕНА

приказом от «   »              20      года  №     -д

Директор__________________ Д.В. Бухаров

Рабочая программа

группы № 4

Ступень образования: дошкольная

Предмет: экспериментирование 

Форма обучения: очная

Класс/обучающийся: группа № 4

Дополнительная характеристика: старшая/подготовительная логопедическая

Программы обучения:

Основная общеобразовательная программа в соответствии с лицензией. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Педагоги: Богомаз Лариса Витальевна

Громашевская Лариса Юрьевна

 

Санкт-Петербург

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по экспериментированию для детей разновозрастной (старшей/подготовительной) группы разработана в соответствии с ФГОС ДО и Программы « От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

        Рабочая программа для детей подготовительной  группы обеспечивает разностороннее развитие с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным направлениям - социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

        Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

        Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

• Закон РФ «Об образовании»

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ОУ

• ФГОС ДО

Рабочая программа включает два раздела:

Название раздела

Содержание

Пояснительная записка

Цель, задачи, принципы и подходы в организации образовательного процесса, возрастные и индивидуальные особенности детей, целевые ориентиры, содержание обучения (перечень форм контроля результативности, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы

Приложение

Комплексно-тематическое планирование по экспериментированию

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта (образования) по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по предмету, развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, возрастных и  психофизических особенностей детей с общим недоразвитием речи.

Целью рабочей программы является формирование основных элементарных естественнонаучных знаний, основ экологической культуры личности через развитие познавательной активности и экспериментальной деятельности детей.

В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:

1. Дать детям начальные знания о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы, связях и взаимодействиях в ней.

2. Развивать и поддерживать у детей интерес, любознательность и познавательную мотивацию, умение рассуждать и анализировать.

3. Сформировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

4. Развивать интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазию.

5. Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием.

6. Сформировать знания о планете Земля как общем доме для всех людей.

7. Сформировать нормы и правила нравственной культуры поведения в природе и городе, заботливого отношения к окружающему миру.


Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Серьёзное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путём: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно- ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового.   Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому способствуют разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребёнком или с подгруппой старших дошкольников.

Важным показателем самосознания детей 5–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Целевые ориентиры:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Контроль: результативности осуществляется посредством проведения конкурсов, открытых мероприятий, мониторингов, в конце учебного года на ПМПК.

Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с общим недоразвитием речи. Компенсация особенностей развития достигается путем личностно-ориентированного подхода к обучению, доступности изложения материала за счет разнообразия форм деятельности.

Содержание обучения

Реализация рабочей программы рассчитана на 1 год. На реализацию программы по экспериментированию  отводится 18 часов в год. Продолжительность НОД не более 25 минут.

Обучающиеся по программе - это дети в возрасте 5-7 лет, уровень компетентности которых должен соответствовать возрастным психофизическим особенностям детей с нарушением речи.

Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими блоками. Изучение каждого блока осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата. На изучение каждого блока отводится определенное количество часов. В конце года проводится диагностическое обследование по изученным темам.


Наименование тематического блока учебного материала

Количество часов на изучение тематического блока

Содержание теоретической части материала

Формы взаимодействия

Предполагаемый результат

1.

Экспериментирование (интеграция направлений развития социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического)

18 часов

Умения и навыки, которыми дети овладевают в ходе реализации программы:

выполняют несложные исследования;

умеют пользоваться инструментарием для экспериментов: лупой, пинцетом, микроскопом и др.

делают выводы из полученных результатов, устанавливают взаимосвязи между явлениями;

помогают друг другу для достижения общей цели;

приучаются к самостоятельности и аккуратности: бережно относятся к инструментарию, убирают рабочее место после работы.

Беседы, рассказы, чтение

Экологические экскурсии на групповые участки

Постановка и проведение опытов и экспериментов

Игры, развлечения

Экологические праздники

Познавательный: тренировка и освоение разнообразных мыслительных процессов;

Природоведческий: знакомство с явлениями окружающего мира и свойствами объектов, причинно-следственными связями окружающего мира;

Лингвистический: умение давать описание увиденного, обсуждать итоги опыта;

Социальный: знакомство с формами сотрудничества, общения;

Личностный: познание свои личных возможностей, повышение самооценки, самостоятельности

2.

Живая и неживая природа

1 час

Понятие о живой и неживой природе; ее роли в жизни человека; понятия: объект природы,  явление природы

Рассматривание картины, беседа об объектах природы; работа с карточками

Имеют представление о живой и неживой природе; различают объекты живой и неживой природы.

3.

Невидимка воздух

2 часа

Представление о воздухе и ветре, их свойствах, способах обнаружения и роли в жизни человека

Опыты с воздухом; беседы о воздухе, наблюдения за ветром, изготовление вееров; слушание аудиозаписей; чтение сказки; дидактические игры

Имеют представление о свойствах воздуха и значимости его в жизни живых существ.

Овладели способами обнаружения воздуха.

Знают, что ветер - это движение воздуха.

Проводят опыты и делают выводы.

4.

Камни, песок, минералы

3 часа

Разнообразие мира камней и их свойства; понятие о поверхности Земли (горы состоят из камней). Сравнение свойств песка и камня. Знакомство со свойствами соли и сахарного песка, характеристика и виды соли.

Беседа о горах, рассматривание глобуса и карты, рассматривание минералов и камней, сбор коллекции камней, опыты с использованием лупы с камнями, песком, минералами

Имеют представления о свойствах объектов неживой природы (песка, камней, минералов).

Овладели приемами работы с увеличительным прибором – лупой.

Умеют сравнивать материалы, проводя элементарные опыты.

Умеют делать выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.

5.

Металл-волшебник 

2 часа

Уточнение и обобщение знаний детей о свойствах металла и дерева (в сравнении).

Знакомство со свойствами магнита.

Опыты с деревом и металлом; беседа на основе проблемных вопросов о значении дерева и металла в жизни человека. Опыты с магнитом, поиск ответов в решении проблемных ситуаций.

Имеют представления о свойствах дерева и металла. Учатся узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств.

Развивают речь, составляя проблемные вопросы, размышляя и делая выводы.

Знают о бережном отношении к природе.

6.

Царица-водица

3 часа

Знакомство со свойствами воды. Значение воды для всего живого. Расширение представлений о свойствах снега и льда, как об одном из свойств воды. Формирование представлений о трех состояниях воды.

Опыты с водой, снегом, льдом. Знакомство с микроскопом. Чтение сказки, стихов, отгадывание загадок. Дидактические игры.

Знают свойства воды. Называют три состояния воды и понимают причины перехода из одного состояния в другое. Имеют представления о свойствах снега и льда. Бережно относятся к воде, формируя опыт природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учатся анализировать.

7.

Волшебная земля

1 час

Формирование представлений о почве как компоненте природы, о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Состав и свойства земли. Закрепление знаний о росте растений.

Опыты с землей. Посадка и наблюдение за прорастанием семян и развитием растений. Беседа на основе проблемных вопросов.

Сюжетно-ролевая игра «В лаборатории»

Имеют представления о почве, ее свойствах и составе. Понимают  взаимосвязь и взаимозависимость почвы и растений.

Имеют знания о всех этапах роста растений.

Имеют представление о недрах земли (полезных ископаемых), ученых-геологах и вулканах.

8.

Вода, бумага и дерево

2 часа

Обобщение знаний о свойствах бумаги, ее качества. Знакомство с разными видами бумаги.

Определение свойств воды и бумаги, определение свойств дерева. Изготовление бумажного кораблика в технике оригами. Рассказ воспитателя о производстве бумаги.

Игра «Приключения бумажного человечка».

Имеют представление о свойствах, качестве, видах, производстве бумаги.

Бережно относятся к бумаге, сохраняя тем самым деревья в лесу. Развивают мелкую моторику рук, выполняя продуктивную деятельность.

Учатся слушать товарищей, дополняя их и задавая вопросы.

9.

Ловим электричество

1 час

Знакомство с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов. Закрепление правил пользования электроприборами.

Опыты с предметами для получения статического электричества. Дидактические игры.

Беседы по электробезопасности.

Имеют представление о  причине возникновения и проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов.

Называют и выполняют правила пользования электроприборами. Учатся работать в коллективе.

10

Человек и его организм

2 часа

Знакомство с пищеварительным трактом и его основными отделами; показ способности желудка растворять и впитывать различные вещества.

Формирование представлений о коже и ее роли как покрова тела человека.

Опыты-имитации

Загадывание загадок.

Дидактические игры.

Беседы о полезной и вредной еде, повторение правил правильного питания. Составление рассказов о коже.

Имеют представление о пищеварительном тракте, называют правила правильного питания.

Знают о роли кожи для тела человека, соблюдают простые правила гигиены.

Материально — техническая база:

  • отдельное учебное помещение 25 кв. м. с окнами, имеющее искусственное освещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности
  • мебель по количеству, соответствующая контингенту; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, доска магнитная, шкафы для хранения методических пособий и литературы
  • технические средства обучения: ноутбук
  • учебно-методические пособия, включенные в УМК
  • иллюстрации объектов живой и неживой природы
  • природный материал с образцами почв, камней, минералов
  • измерительные приборы (весы, линейки, мерные стаканы)
  • увеличительные приборы: микроскоп, лупы
  • глобус, карты, макеты
  • наглядный и дидактический материал
  • канцелярские принадлежности
  • фотоаппарат
  • дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий

Список рекомендованной учебно-методической литературы.

1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

2. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Авт.-сост.: Аджи А.В., Воронеж: ООО «Метода», 2014


Приложение для старшей логопедической группы

 Экспериментирование

Месяц

Лексическая тема

Тема НОД

Содержание НОД

Предполагаемый результат

Сентябрь

Здравствуй, детский сад

1. Живая и неживая природа

Дать понятие о живой и неживой природе; ее роли в жизни человека; помочь детям усвоить понятия: объект природы,  явление природы; охрана природы; развивать речь, логическое мышление; формировать умение объяснять понятия и отвечать на вопросы, сравнивать и делать выводы.

Имеют представление о живой и неживой природе; различают объекты живой и неживой природы; понимают взаимосвязь живой и неживой природы, ее роли в жизни человека.

Грибы

2. Чудо-вода

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы, текучая, может разливаться, ее можно вылить, перелить, разлить (формирование словаря); показать значение воды для всего живого.

Знают свойства воды. Бережно относятся к воде, формируя опыт природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учатся анализировать.

Октябрь

Овощи, фрукты

3. Воздух-невидимка

Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется), о роли в жизни живых существ; познакомить со способами обнаружения воздуха; развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

Имеют представление о свойствах воздуха и значимости его в жизни живых существ.

Овладели способами обнаружения воздуха.

Знают, что ветер - это движение воздуха.

Проводят опыты и делают выводы.

4. Царство трех ветров

Познакомить с природным явлением – ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; развивать у детей умение наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы; развивать логическое мышление, воображение.

Ноябрь

Дикие животные

5. Удивительные камни

Познакомить с разнообразием мира камней и их свойствами; формировать умение классифицировать камни по признакам; дать понятие о поверхности Земли; развивать познавательные способности и произвольное внимание посредством поисковой деятельности через проблемные ситуации.

Имеют представления о свойствах объектов неживой природы (песка, камней).

Овладели приемами работы с увеличительным прибором – лупой.

Умеют сравнивать материалы, проводя элементарные опыты.

Умеют делать выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.

6. Сравнение свойств песка и камней

Уточнить представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка, воды, камней); развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты; познакомить с увеличительным прибором – лупой, с приемами работы с ней.

Декабрь

Домашние животные и их детёныши.

Птицы и их детёныши.

7. Веселый снеговик

Формировать представления детей о снеге и его свойствах; формировать умение анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования; развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Знают свойства воды. Называют три состояния воды и понимают причины перехода из одного состояния в другое. Имеют представления о свойствах снега и льда, устанавливая элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Зима. Зимняя одежда.

Зимние забавы. Новый год.

8. Тайны снега и льда

Сформировать представление детей о переходе из жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает, превращаясь в воду); развивать умение выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

Январь

Транспорт

9. Волшебный мир дерева и металла

Уточнить и обобщить знания детей о свойствах дерева и металла путем сравнения; закрепить знания детей о делении деревьев на лиственные и хвойные; использовать опыт для нахождения истины: развивать речь детей,  проблемные вопросы.

Имеют представления о свойствах дерева и металла, магнита. Учатся узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств.

Развивают речь, составляя проблемные вопросы, размышляя и делая выводы.

Знают о бережном отношении к природе.

Правила дорожного движения.

10. Чудо-магниты

Познакомить детей со свойствами магнита; развивать стремление детей к самостоятельному познанию и размышлению, искать ответы на возникающие вопросы в решении проблемных ситуаций.

Февраль

Материалы и инструменты

11. Ловим электричество

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов; уточнить и расширить представления детей о том, где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку; закрепить правила пользования электроприборами, используя меры безопасности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Имеют представление о  причине возникновения и проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов.

Называют и выполняют правила пользования электроприборами. Учатся работать в коллективе.

12. В гостях у профессора Всезная

Формировать у детей представление о почве как компоненте природы; познакомить при помощи опытов и экспериментов с составом и свойствами земли; показать взаимосвязь и взаимозависимость почвы и растений; закрепить знания детей о росте растений.

Имеют представления о почве, ее свойствах и составе. Понимают  взаимосвязь и взаимозависимость почвы и растений.

Имеют знания о всех этапах роста растений.

Март

Семья. Мамин день.

13. Пищеварительная система

Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами; рассказать о пути, который проходит пища в организме человека; показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества; закрепить представление о том, какая еда полезна, какая вредна для организма; продолжать формировать привычку следить за чистотой рук; воспитывать необходимость тщательного пережевывания пищи.

Имеют представление о пищеварительном тракте, называют правила правильного питания.

Знают о роли кожи для тела человека, соблюдают простые правила гигиены.

Бережем свое здоровье.

14. Наша кожа

Формировать элементарные представления детей о том, что кожа – покров тела человека; показать, какую роль играет кожа; воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, соблюдать чистоплотность.

Апрель

Возвращение птиц. Насекомые.

15. Волшебная соль

Уточнить знания детей о свойствах соли; познакомить с видами соли (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение); воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; развивать навыки экспериментирования.

Имеют представление о соли как минерале; называют характеристики соли.

Делают выводы на основе практического опыта, применяют в самостоятельной деятельности.

Труд людей весной.

16. Вода, бумага, дерево

Углублять знания детей о свойствах бумаги, сравнить со свойствами дерева; заинтересовать работой с бумагой; совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую моторику кистей рук.

Имеют представление о свойствах, качестве, видах, производстве бумаги.

Бережно относятся к бумаге, сохраняя тем самым деревья в лесу. Развивают мелкую моторику рук, выполняя продуктивную деятельность.

Учатся слушать товарищей, дополняя их и задавая вопросы.

Май

Мебель.

Город Санкт-Петербург.

17. Простой бумаги свежий лист

Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; познакомить с производством и видами бумаги; научить определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, рвется, мнется, режется, горит); воспитывать необходимость бережного использования бумаги с целью охраны леса.

18. Диагностическое обследование

Оценить знания воспитанников по экспериментированию в форме проведения ряда заданий для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию старшая группа.

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию ст. гр....

Рабочая программа по музыкальному развитию (старшая группа) 5-6 лет

В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....

Рабочая программа (по ФГОС) воспитателя старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа составлена на основе: примерной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....

Рабочая программа кружковой детельности "Хореография". старшая группа

Программа содержит цели изадачи реализации программы, рекомендации по подбору музыки идвижений, календарный план для старшей группы...

Рабочая программа по ФГОС в старшей группе по программе Вераксы.

Ежедневное планирование сентябрь- ноябрь...