Комнатные растения - наши друзья.
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Башаркина Оксана Валерьевна

Занятие - знакомство с определенными комнатными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_komnatnye_rasteniya.docx216.09 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными

физическими и умственными возможностями

Ознакомительное занятие:

«Комнатные растения - наши друзья».

Составитель: воспитатель ОР Башаркина О. В.

2014 год

п.г.т. Игрим

.

Тип занятия: комбинированный.

Рекомендуемый возраст: младший и средний школьный возраст детей с ЗПР.

Методы и приемы проведения: 

1.Словесный (слово педагога, объяснение, беседа)

2.Наглядный (комнатные растения) 

Наглядный материал и оборудование:

Комнатные растения, музыкальный фон,  мультимедийная презентация о комнатных растениях

Ожидаемые результаты:

Цель: Сформировать у детей представление о разнообразии комнатных растений,  о потребностях растений в свете, влаге, тепле, почвенном питании

Задачи: 

  1. Закрепить детей с комнатными растениями (Бальзамин, традесканция, монстера, хлорофитум.)
  2. Учить детей различать данные растения по внешнему виду.
  3. Совершенствовать навыки ухода за растениями.
  4. Учить детей запоминать, какую пользу приносят растения людям.
  5. Активизировать словарь детей.

Наглядный материал и оборудование:

Комнатные растения, мультимедийная презентация о комнатных растениях, Ход занятия

В зале оформлена выставка комнатных растений. Звучит музыка. Входят дети осматривают выставку, делятся впечатлениями, задают вопросы. Садятся.

Воспитатель: Дети, мне кажется, что мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Здесь очень красиво.

– Почему вы думаете, что здесь так красиво? Что вам нравится?

Слушает ответы детей, помогает им выразить свою мысль.

Воспитатель: Комнатные растения – большие путешественники. Их родина далеко. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Китай, остров Ява. В тех краях очень тепло, там нет зимы. Там они растут огромными деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. В песках (пустынях) растут огромные кактусы, в лесах цветёт огромное дерево фуксия, огромные папоротники выше роста человека. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения.

Воспитатель: Какие вы знаете комнатные растения? Дети называют.

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить и с некоторыми из них поближе.

Мультимедийная презентация:

Слайд 1. Комнатные растения. Название. Общая картинка.

Предложить детям найти среди комнатных растений в зале.

Слайд2.  Бальзамин. Рассказ воспитателя.

Бальзамин

Растение относится к семейству бальзаминовых и произрастает в Африке.

В разных местностях растение называется по-разному (ванька мокрый, прекрасная венка, огонек, хлопотунья Лиззи, недотрога).

Бальзамин — небольшой полукустарник с округлыми, зелеными, сочными стеблями и с удлиненно-эллиптическими листьями. При благоприятных условиях практически весь год цветет красными цветками с длинной, тонкой, загнутой дугой шпорцей.

Светолюбивое растение.

Требуется обильный полив.

На протяжении всего года бальзамин обильно поливают по мере высыхания земляного кома, опрыскивают мягкой водой комнатной температуры и один раз в две недели подкармливают минеральными удобрениями, содержащими калий и фтор.

Чрезмерно разросшиеся побеги регулярно прищипывают. Сажают растение в почвенную смесь из двух частей земли, двух частей перегнойной земли и одной части песка.

Предложить детям найти среди комнатных растений в зале.

Слайд 3. Традесканция. Рассказ воспитателя.

Традесканция

Традесканция является одним из представителей семейства коммелиновых. Родина — тропическая и Северная Америка. Это широко распространенное многолетнее травянистое растение с прямыми или поникающими стеблями. Цветки мелкие, с тремя лепестками. Окраска цветов может быть самой различной — от белой до синей и сиреневой. Многие виды традесканции подходят для выращивания в горшках.

Растение неприхотливое, прекрасно растет и в светлом, и в полутемном помещении, но предпочитает полутень. Поливать растение следует регулярно, летом — обильно, зимой — умеренно, так как недостаток влаги традесканция переносит гораздо лучше, чем избыток.

Традесканцию рекомендуется пересаживать каждую весну.

Предложить детям найти среди комнатных растений.

Слайд 4. Хлорофитум. Рассказ воспитателя.

Хлорофитум

Хлорофитум является одним из представителей семейства лилейных.

Род включает около 220 видов, произрастающих в тропической, Южной Африке и Австралии. Часто это растение называют «летучий голландец» или «зеленая лилия».

Хлорофитум — многолетнее травянистое растение с узкими мечевидными зелеными листьями длиной до 20 см, собранными в розетку.

Вдоль каждого листа проходит полоса белого или бежевого цвета.

В период цветения появляется длинная стрелка, на которой располагаются маленькие цветки белого цвета, собранные в метелку. После цветения на стрелке образуются дочерние розетки — молодые растения с пучками листьев и корешками, которые можно использовать для размножения.

Светолюбивое растение.

Достаточен умеренный полив.

Подкормка необходима 1 раз в месяц.

Хлорофитум рекомендуется устанавливать в светлой теплой комнате, однако он может расти и в прохладном, не очень хорошо освещенном

Летом растение нужно поливать обильно, но не переувлажнять почву. Зимой полив следует сократить. В жаркие дни листья необходимо опрыскивать водой комнатной температуры.

Растение следует пересаживать каждую.

 Предложить детям найти среди комнатных растений.

Слайд 5. Монстера. Рассказ воспитателя.

Монстера

Монстера является лианой, принадлежащей к семейству ароидных. Родина монстеры — Мексика. В переводе с латинского «монструм» означает «необычный». Раньше это растение ошибочно называли филодендроном.

Монстера обладает длинными, плотными стеблями, которые прикрепляются к опоре воздушными корнями. Крупные листья на длинных черешках окрашены в яркий зеленый цвет. По мере роста цельная листовая пластинка становится перисто-рассеченной. Мелкие цветки монстеры собраны в цилиндрические соцветия.

Светолюбивое растение.

Достаточен умеренный полив.

Для размещения монстеры следует выбрать светлое, защищенное от прямых солнечных лучей место. Температура воздуха в помещении не должна опускаться ниже 18 °С. Монстера привыкает к любой температуре, но для нормального роста ей необходима свобода, т. е. емкость с этим растением (обычно это кадушка) нужно держать в большом просторном помещении.

С ранней весны до поздней осени монстера нуждается в обильном поливе и регулярном опрыскивании. Для обеспечения повышенной влажности воздуха рядом с монстерой можно поставить сосуд с водой. Подкармливать это растение необходимо один раз в неделю жидким минеральным удобрением. Зимой полив следует сократить, не допуская пересыхания земляного кома. Молодые растения необходимо ежегодно пересаживать в более просторные емкости. Взрослая монстера не нуждается в пересадке несколько лет..

Цветет монстера редко и только при соблюдении всех правил ухода. Зимой растению необходимо дополнительное освещение, иначе замедлится рост листьев и произойдет скручивание стебля.

Физминутка.

На окне в горшочках

На окне в горшочках                  Дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки.                      Медленно встают.

К солнцу потянулись,                 Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки                 Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Повернут цветочки,                     Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

 Воспитатель. А чем комнатные растения полезны для человека?  Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство. Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.

Воспитатель: Что нужно для роста и развития комнатных растений? Ответ детей: тепло, свет, вода, воздух,  почва, хороший уход.

Воспитатель: Правильно молодцы!

Уточнение ответов детей.  Растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. А для чего растениям нужен воздух?

Ответ: они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями.

- Растениям нужен свет. В темноте растение тянется к свету. На свету растения акуммулируют солнечную энергию, которая позволяет им расти и развиваться, а также поглощать углекислый газ и выделять кислород.

-Растениям нужна почва и питательнее вещества для роста и развития. Комнатные растения надо поливать, но одинаково все растения поливать нельзя. Чаще поливают те растения, у которых много мелких листьев, реже поливают те растения, у которых листья плотные, кожистые, луковичные летом поливают чаще, зимой реже. Вода через корни поступают к листьям.

Воспитатель: Как узнать, надо поливать растение или нет?

Ребёнок: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель:  Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому растение должно быть чистым.

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений.

Воспитатель:  С какими растениями ребята мы сегодня познакомились?

Ответ детей.

А что необходимо чтобы росли растения.

Ответ детей.

Ребята в завершении нашего  замечательного путешествия в зеленый сад, я хочу вам открыть один секрет.  Для того. чтобы росли и цвели комнатные растения, кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"

Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...

"Комнатные растения - наши друзья" проект

Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную ...

«Комнатные растения – наши друзья»

Проект "Комнатные растения - наши друзья". Цель проекта - вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять знания и представления  о комнатных рас...

Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

      Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....

«Комнатные растения – наши друзья

Беседы с детьми: Строение комнатного растения. Что необходимо растению для роста? Как ухаживать за комнатным растением? Дидактические игры • Что изменилось? • Найди такой же. • Угадай растение по опис...

Комнатные растения наши друзья

Блок занятий по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада...

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".

Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....