«Путешествие друзей к четырем стихиям»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Назарько Вера Николаевна

Цель и задачи:

«Познавательное развитие»:

-  закрепить и обогатить знания детей о том , какое большое значение имеют вода, воздух и свет  и земля(почва) для всего живого на земле.  ;

- уточнить и расширить знания детей о солнце - как  об источнике света и тепла; о воздухе (природное явление-ветер).

- подвести к пониманию условий необходимых для роста растений; желание ухаживать за растениями.

 - вызвать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

-  научить детей выполнять элементарные опыты;

- формировать начальные экологические представления;

- воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx102.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми  подготовительной группы

«Путешествие друзей к четырем стихиям»

                                                                             Воспитатель МБДОУ

                                                                      детский  сад № 54              

                                                                         города Ставрополя  

                                                                  Назарько В. Н.

Цель и задачи:

«Познавательное развитие»:

-  закрепить и обогатить знания детей о том , какое большое значение имеют вода, воздух и свет  и земля(почва) для всего живого на земле.  ;

- уточнить и расширить знания детей о солнце - как  об источнике света и тепла; о воздухе (природное явление-ветер).

- подвести к пониманию условий необходимых для роста растений; желание ухаживать за растениями.

 - вызвать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

-  научить детей выполнять элементарные опыты;

- формировать начальные экологические представления;

- воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.

«Речевое развитие»:

-учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;

-продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего;

-учить делать простые умозаключения, проговаривая каждое;

-активизировать и расширять словарный запас детей  прилагательными («ласковый», « теплый», «шумный», «холодный»),

«Социально-коммуникативное развитие»:

- развивать умение работать в группе;

-закрепить умение приводить в порядок рабочее место;

-учить обращать внимание на мнение партнёра.

«Физическое развитие»:

-создать радостное настроение;

-продолжать организовать рациональный двигательный режим детей;

-способствовать предупреждению детского утомления.

Предварительная работа: наблюдения за растениями в уголке природы и на участке, огороде, клумбе; экскурсии на метеостанцию ДОУ; рассматривание иллюстраций, чтение художественной и научной (детские энциклопедии) литературы.

Материалы и оборудование: цветочный горшок, ТСО (звукозапись песни), прочный прозрачный полиэтиленовый мешок, мелкие игрушки, палочки для рыхления почвы, детские лейки.

Ход НОД:

1.Организационный момент

(Входят девочка и мальчик. Они держат в руках пустой цветочный горшок)

Мальчик. Говорил я тебе, что поливать нужно чаще, а ты меня не слушала.

Девочка. Поливала я его, все равно не растет. Что же делать? Ой, здравствуйте, ребята! 

Мальчик. Здравствуйте, девочки и мальчики, здравствуйте взрослые!

Девочка.  А давайте с вами познакомимся - меня зовут  Маша, а это мой брат-Саша.

Мальчик. А вас как зовут?

(Дети знакомятся с девочкой и мальчиком)

2.Постановка и решение проблемной ситуации

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, о чем вы сейчас спорили?

Девочка. Вот  хотели цветок  красивый вырастить, чтобы могли им любоваться, а он не растет никак. И поливали его и на солнце ставили. Даже не знаем, что делать…

Мальчик. Может, вы нам поможете?

Воспитатель. Ребята, хотите помочь нашим гостям?

Дети. Да.

Воспитатель. А без чьей помощи нам не обойтись?

Дети. Без помощи  Земли, Воды, Воздуха и Солнца.

Воспитатель. А почему вы так думаете?

Дети. Потому что для роста растений  необходима:

                                        -Земля (почва)- в нее мы сажаем семена растений

                                         -Вода - ею мы поливаем растения

-Воздух- все живые существа нуждаются в воздухе,  

чтобы дышать

                                         -Солнце-  получаем свет и тепло

Идет обсуждение (дети задают вопросы): Маша и Саша вы куда посадили семечко ? (В землю). А вы его поливали ? (ДА) И ближе к солнцу ставили? (Да). Вроде бы все правильно делали, а результата нет.

Девочка. Что же делать?

Дети. Нужно сходить  К Земле, к Воде, Воздуху, к Солнцу за помощью может они знают  какой-то секрет или дадут нам полезный совет.

3.Основная часть

(Все отправляются в путь  под песню « если с другом вышел в путь»)

Воспитатель. Ребята, смотрите указатель. И на указателе стрелочка, какого цвета?

Дети. Коричневая

Воспитатель. И на стрелочке, что-то написано. Маша прочти? (Царство Земли). Значит мы на верном пути. Пойдемте по направлению стрелочки.

(Выходит Земля).

Земля. Я – Земля- кормилица. Не просто так вы ко мне пришли, если проделали такой путь. Значит, вам что-то нужно?

Девочка.. Земля -кормилица ,мы пришли к тебе за советом. Мы с братом  посадили семечко,  а оно не прорастает.

Земля. Семечко вы посадили. Но этого не достаточно! Чтобы  вырос цветок землю в горшочке нужно удобрять

Девочка. А как удобрять?

Мальчик. Для чего? 

Земля. Вы, наверное, знаете, что растения из земли берут питательные вещества. И если почву в горшочке не удобрять она постепенно станет истощаться, станет не плодородной. Цветок начнет медленно расти, или вообще погибнет. Поэтому землю удобряют. Для этого есть специальные удобрения. Их можно купить в цветочном магазине. Растения нужно удобрять один раз в неделю. Перед тем как насыпать удобрение в горшок, внимательно прочитайте инструкцию ,а кто еще не умеет читать попросите маму.

Девочка. Мы обязательно сходим в магазин.

Мальчик. И у нас вырастит красивый цветок.

Земля. Но это еще не все.

Мальчик. Не все?

Земля. Да. Потому что землю в горшочке нужно рыхлить. Как вы думаете, ребята, для чего?

Ребенок. Землю в горшочке нужно рыхлить для того, чтобы хорошо впитывалась вода, и чтобы было легче расти и дышать.

Земля. А рыхлить землю нужно палочками.

Мальчик. А почему палочками?

Земля. Чтобы не ранить корни, так как у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности. Вот и все мои советы, запомнили их? Давайте их еще раз повторим:

Землю в горшочке нужно удобрять.

Землю нужно рыхлить.

Мальчик, девочка, ребята. Спасибо тебе Земля-матушка.

Воспитатель. Ребята, куда идти дальше?

Земля. А дальше вам нужно идти к воде. Без нее цветку не вырасти.

Воспитатель. Как же мы попадем к воде. Какую стрелку нужно выбрать? (голубую)

А, что же такое  вода? Какой она бывает? Ведь нужно знать, что мы ищем.

Ребенок. О водичке все мы знаем

                 И утрем любому нос:

                 Это дождик и сосулька,

                 Белый снег и гладкий лед,

                  Ручеек и речка…каждый

                  Пусть запомнит и  поймет.

Вода.     Здравствуйте, ребята

             Я –волшебница Водица

             Без меня вам не умыться,

            Смею вам я доложить-

            Без меня вам не прожить

Мальчик. Здравствуй волшебница-Водица! Мы пришли к тебе за помощью. (рассказывают, что у них случилось)

Вода. Я вам, конечно, помогу, но сначала скажите, где вы можете отыскать меня в природе?

1.В природе путешествует вода

Она не исчезнет ни когда

2.То в снег превратится, то в лед

Растает - и снова в поход.

По горным вершинам, 

Широким долинам.

      3.Вдруг в небо взовьется,

        Дождем обернется

4.Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Нас окружает везде и всегда

Эта волшебница - наша вода.

Вода. Верно. Я такая: я и снег, я и речка, я дождик. А вы любите играть с водой?

4.Подвижная игра « Капельки»

Вода. Слушайте мой совет: Чтобы ваш цветок вырос его нужно поливать водой комнатной температуры и отстоянной, которая стоит со вчерашнего вечера.

Девочка. А я поливала водой прямо из крана.

Вода. Вот твоя ошибка. Не расстраивайся, теперь будешь знать.

Мальчик. Спасибо за совет.

Вода. А теперь идите к Воздуху.

Ребенок. Вот задачка, так задачка

Как же к Воздуху попасть

Он ведь, Воздух, невидимка

Как дорожку нам найти

C:\Users\DANIIL\Downloads\рамка.jpg

Воспитатель. Смотрите стрелочка! Какого она  цвета?  (белая). Она и укажет нам дорогу к Ветру.

(Вылетает ветер)

 Ветер. Я по всей земле летаю,

             Тучи быстро разгоняю,

Неизвестно где живу,

Налечу – деревья гну!

Засвищу – по речке дрожь

Озорник я, не уймешь!

Ребята. Рассказывают, зачем они пришли к Ветру, что за беда у них случилась. И просят о помощи.

Ветер. Что ж, помогу. Только ответьте на мой вопрос: « что представляет собой  воздух? И от чего дует ветер?

Ответы детей: 1.Воздух невидимка, мы его не видим, и не чувствуем, он не имеет запаха, но воздух вокруг нас. Мы можем почувствовать воздух, когда приходит в движение. Движущийся воздух называют - ветром.

Ветер. Да, воздух невидим, но я предлагаю вам провести небольшой опыт.

5.Экспериментально - исследовательская деятельность

Опыт№1 «Способ обнаружения воздуха, воздух невидим»

      Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2.     Мелкие игрушки.

      Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух. 

      Вывод:   Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

2.Все живые существа нуждаются в воздухе, чтобы дышать. Поэтому если бы воздуха не было на Зеле, не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей.

Воздух. А каким я бываю?

Ответы детей: ласковый, теплый, шумный, холодный…

Ветер. Да, вот такой я разный

Я люблю гулять на воле,

Полететь хочу я в поле

Я совет вам свой дарю

И на последок говорю

Свежим воздухом дышите

И цветок свой береги

Потому что все цветы

Ох, как не любят сквозняки!

Воспитатель. Кто еще нам поможет вырастить цветок? (Солнце) Вот и желтая стрелочка на указателе показывает, куда нам идти.

 (выходит Солнце)

Солнце. Я соткана из зноя,

 Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Природу пробуждаю.

Смотрю с утра в оконце

И называюсь солнце.

Что у вас случилось?

Девочка. Рассказывает  о своей беде. Дети помогают.

Солнце. Конечно, помогу. Но сначала скажите какое я? ( Ответы детей: яркое, теплое, жаркое…)

Вот вам мой совет: Цветок поставьте на солнечное место, чтобы ему было тепло и радостно. Но не забывайте, на цветок не должны попадать яркие солнечные лучи, а то листья цветка вмиг станут желтыми.

6.Рефлексия

Подведение итога Дети вспоминают полезные советы по уходы за растением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Четыре стихии

Сценарий летнего развлечения...

«Реализация в подготовительной группе тематического проекта «Четыре стихии планеты Земля»

Цель проекта: Помочь понять значение каждой стихии для жизни человека, способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.Задачи:Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (с элементами опытно – экспериментальной деятельности) для детей 6-7 лет " По четырем стихиям".

Занаятие было показано на дне отрытых дверей для родителей будущих воспитанников. Дети очень активно включились в поиски Василисы, с большим интересом выполняли предложенные задания и  добывали к...

конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе "четыре стихии"

Цель: - Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений) ; - Закрепить знания о живой и не живой пр...

День здоровья "Четыре царства (четыре стихии)"

В методической разработке представлен материал для проведения Дня здоровья по теме: "Четыре царства (четыре стихии)". Предлагаем Вам провести День здоровья в форме игры по станциям: Дары Земли, С...

Сценарий новогоднего утренника "Путешествие по четырем стихиям"

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы...

Сценарий игры-экспедиции «Путешествие к четырем стихиям»

Сценарий игры-экспедиции «Путешествие к четырем стихиям»...