«Реализация в подготовительной группе тематического проекта «Четыре стихии планеты Земля»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шадрина Александра Александровна

Цель проекта: Помочь понять значение каждой стихии для жизни человека, способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде, земле, воздухе и огне в процессе совместной деятельности.
  2. Создать условия для самостоятельной деятельности в уголках группы.
  3. Возбудить интерес к стихиям Земли. Привить к ним уважительное отношение.
  4. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;
  5. Воспитывать уважительное отношение к миру, природе.
  6. Рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chetyre_stikhii.docx17.05 КБ
Файл chetyre_stikhii_tablitsa.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация в подготовительной группе  тематического проекта «Четыре стихии планеты Земля»

 Вода, земля, огонь, воздух... Четыре стихии, которые лежат по некоторым представлениям в основе и человека, и мироздания. Из древне люди  считали, что ими руководят боги, которым необходимо поклоняться. Позже – почитали и уважали эти могучие явления. В настоящее время, в эпоху науки и прогресса, человечество сумело сделать массу открытий, но обуздать и понять до конца эти четыре составляющих мира пока не под силу никому.

Идея проекта «Четыре стихии» родилась не случайно. Формирование в дошкольном возрасте элементарных представлений и понятий о воде, огне, земле и воздухе – основа физических, химических, географических, алгебраических, геометрических и других знаний в будущем. Умение ориентироваться в понятиях, осознание свойств явлений и отношений обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Знания о роли стихий в жизни человека расширяют кругозор, развивают познавательный интерес.

Проанализировав реализуемую в ДОУ программу, я пришла к выводу, что она не позволяет раскрыть в полной мере значение стихий для жизни человека на Земле. А, беседуя с детьми своей группы, обнаружила у них слабые знания об огне, воде, земле и воздухе  и скудные представления о том, для чего же они нужны людям.

Для того чтобы у детей возникли интерес и желание узнать о стихиях больше, чем они знают, я загадывала им загадки, на которые они не могли ответить, показывала опыты, которые они не могли объяснить. Дети сами пришли к выводу, что им необходимо знать больше, для чего это важно и что это попросту интересно. Дети также сами выбрали способы познания в зависимости от своих потребностей и особенностей. Таким образом, у нас разработался план реализации тематического проекта «Четыре стихии».

Цель проекта: Помочь понять значение каждой стихии для жизни человека, способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде, земле, воздухе и огне в процессе совместной деятельности.
  2. Создать условия для самостоятельной деятельности в уголках группы.
  3. Возбудить интерес к стихиям Земли. Привить к ним уважительное отношение.
  4. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;
  5. Воспитывать уважительное отношение к миру, природе.
  6. Рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком;

Предполагаемый результат:

- сформированность знаний о неживой природе

- систематизированные знания о стихиях, об их значениях в жизни человека;

- сформированные знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям;

-  привить уважительное отношение к стихиям.

- проведение командной игры-развлечения «Счастливый случай»

Вид: познавательно–исследовательский

Срок реализации: средней продолжительности, с 01.11.11г.-по31.11.11г., 1 месяца.

Механизм проекта: соответствует образовательным областям.

Участники проекта: воспитатели, дети, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, родители.

Сотрудничество с семьями детей:

- привлечение родительского комитета группы к оказанию помощи в приобретении необходимых канцелярских товаров;

- привлечение родителей к совместному с детьми поиску картинок, фотографий, загадок и стихов о воде, воздухе, земле и огне.

План реализации проекта:

В процессе реализации проекта были получены следующие продукты:

- альбом «Стихии Земли в детском творчестве»»,

- книга «Рассказы о стихиях Земли»»,

- картотека загадок и стихов про воду, землю, воздух и огонь;

- коллажи «Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух».



Предварительный просмотр:

блоки

тема

цели

Развивающая среда

Методические приемы

Вода

Занятие I. «Природная стихия – вода. Свойства воды»

Цели:
дать основы знаний о природной стихии – воде;
расширить представления детей о формах проявления воды в природе;
закрепить знания детей об основных свойствах воды опытным путем;
воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу.

Развивающая среда:
Глобус «Вода – суша»;
Иллюстрации с изображением ручья, пруда, реки, моря;
Стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность);
Соломинки для коктейлей (вкус);
Сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет);
Кусочки льда, термос с горячей водой (пар);
Игрушка Крошка Енот.

Методические приемы:
Загадка;
Опытническая деятельность;
Работа с иллюстрациями;
Рефлексивное упражнение «Улыбнись своему отражению в воде».

Занятие II. «Вода – наше богатство»

.

Цели:
расширить представления детей о том, где используется вода;
дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений;
закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар);
активизировать речь, развивать образное мышление;
воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее.

Развивающая среда:
Лист ватмана (картограф);
Предметные картинки с сюжетами использования воды;
Карточки в виде капелек воды с загадками;
Карточки с рисунками (ответы на загадки);
Картинки с растительным и животным миром;
Фильтр для очистки воды;
Письмо от Нептуна

Методические приемы:
Загадки;
Опытническая деятельность;
Работа с картографом;
Вопросы;
Игра «Сохраним чистую воду на планете»;
Проблемная ситуация;
Сюрпризный момент.

Развитие речи:

Социальное воспитание:

Наблюдения:

Связь с узкими специалистами:
Изодеятельность и ручной труд:


Музыкальные занятия:– капелька».

чтение и разучивание стихов (А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», И. Токмакова «Дождик», С.Я. Маршак «Кораблик», А. Барто «Любитель-рыболов» и др.);
чтение и рассказывание (Б. Житков «Наводнение», А. Толстой «Акула», русские народные сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка» и др.).

гигиена кожи;
зачем нужно мыть овощи и фрукты;
уход за зубами;
поведение на воде, тонком льду;
экология водоемов.

 природные явления, связанные с водой (дождь, снег, облака, иней и так далее);
природные объекты, связанные с водой (озеро, родник и т.д.).

Рисование воды в природе;
Лепка снежных комочков, сосулек, снеговика;
Аппликация «Кораблик на море», «Тучи», «Снеговик», «Морские жители»;
Вырезание снежинок, изготовление корабликов из разных материалов.

Слушание, представление и обсуждение звуков природы;
Передача в музыкальных зарисовках состояния воды (плавность, ритмичность …);
Игра «Послушай и представь музыкальные картинки. Расскажи о характере музыки»;
Создание образов в игровых импровизациях под музыку «Музыкальные волны»;
Разучивание песен Ю. Слонова «Будем моряками», В. Павленко «Капельки»;
Музыкально-двигательные импровизации «Я – снежинка», «Я – тучка».

Огонь

Занятие IV. «Стихия – огонь»

Цели:
дать представление о стихии – огонь, о состоянии предметов, явлений окружающего мира: холодное, теплое, горячее;
познакомить детей со свойствами огня;
учить передавать в рисунке с помощью оттенков природные явления разного характера (огонь, пожар);
развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь.

Развивающая среда:
Подсвечник, свеча, коробок спичек;
Спиртовка;
Предметы из различных материалов;
Музыкально-звуковая картинка «Горящая свеча»;
Листы бумаги, карандаши.

Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Загадки;
Опытническая деятельность;
Слушание музыкально-звуковой картины;
Рисование огня и пожара.

Занятие V. «Огонь – друг, огонь – враг»

Цели:
углубить, расширить представления детей о роли огня в жизни человека, о том, каким может быть огонь (ласковый, согревающий, злой, пожирающий);
закрепить меры предосторожности при обращении с огнем;
учить отгадывать загадки и узнавать по отрывкам литературное произведение;
активизировать речь, мышление, воспитывать любознательность и интерес к окружающему.

Развивающая среда:
Иллюстрации с изображением огня в разных ситуациях, бедствий, которые возникают в результате неумелого обращения с огнем;
Пожароопасные предметы;
Игрушка «Огневушка-Поскакушка».

Методические приемы:
Беседа;
Рассматривание иллюстраций;
Сюрпризный момент;
Игры «Костер», «Доскажи словечко»;
Разноцветные ленты

Развитие речи:

Социальное воспитание:


Наблюдения:

Связь с узкими специалистами:
Изодеятельность и ручной труд:


Музыкальные занятия:

чтение и разучивание стихов (С.Я. Маршак «Кошкин дом», потешка «Кошкин дом»);
чтение и пересказывание (Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», детское справочное издание «Почемучка»).

обращение со спичками, с газовой плитой;
правила пользования электроприборами;
как вызывать пожарную охрану;
разведение костров и меры предосторожности.

за горящей спичкой, свечой, костром;
за лампой, фонариком;
за солнцем, молнией.

Рисование пожара, костра, свечи, солнца, вулкана;
Лепка пожарной машины, свечи;
Аппликация горящего костра, свечи, пожара, пожарной машины.


Слушание, представление и обсуждение звуков стихии огня (треск огня в костре, пламя огня в печи);
Игра «Гори, гори ясно…»;
Создание образов в движении под музыку «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер»;
Разучивание «Песни о пожарных» (муз. В. Витлина).

Земля

Занятие VII. «Подземные кладовые»

Цели:
дать представление о полезных ископаемых: уголь, глина, нефть, железная руда;
закрепить знания детей о свойствах и применении полезных ископаемых и природного материала (камни, песок, глина);
познакомить детей с профессиями шахтера, геолога;
развивать тактильные ощущения, воображение, память, речь;
воспитывать уважительное отношение к людям профессии шахтер, геолог, бережное отношение к природным богатствам.

Развивающая среда:
Игрушка Данила-мастер;
Коллекция минералов и полезных ископаемых;
Природный материал (камни, песок, глина);
Драгоценные и полудрагоценные камни в украшениях;
Иллюстрации с изображением шахты, гор, шахтеров и геологов;
Подносы.

Методические приемы:
Беседа;
Рассказывание сказки;
Дидактическая игра «Мы – геологи»;
Моделирование: голосом моделируем эхо
Загадки.

Социальное воспитание:

Наблюдения:

Связь с узкими специалистами:
Изодеятельность и ручной труд:

Музыкальные занятия:

знакомство с профессиями земледелия и геологами;
экология почвы.

виды почв на участке детского сада, почва на клумбах;
эксперименты по посадке растений в различные почвы.

Рисование «Горный пейзаж»;
Изготовление макета.

Слушание, представление и обсуждение музыкальных зарисовок «Самоцветы», «Хру-стальная статуэтка», «Гномы в подземном царстве» (муз. В. Самойлова), «Шествие гно-мов» Э. Грига;
Слушание, представление, обсуждение музыкальных картинок к сказке о Даниле-мастере.

Воздух

Занятие IX. «Природная стихия – воздух. Свойства воздуха»

Цели:
дать детям представление об атмосфере Земли как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире;
объяснить на основании проведенных наблюдений в ходе опытнической деятельности свойства воздуха (цвет, легкость, способность передвигаться);
развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь.

Развивающая среда:
Вертушка, флюгер, веер, вентилятор;
Резиновые шарики;
Полоски бумаги;
Банка с водой, стакан;
Игрушки Знайка, Незнайка;
Рисунок дома – природы и обычного дома;
Иллюстрации матраца для плавания, колеса велосипеда, аквариума, яхты, мельницы.

Методические приемы:
Рассматривание иллюстраций;
Проблемная ситуация;
Сюрпризный момент;
Загадки;
Вопросы.

Развитие речи:

Наблюдения:

Связь с узкими специалистами:
Изодеятельность и ручной труд:


Музыкальные занятия:

чтение и разучивание стихов Л. Николаенко «Бумажная вертушка», И. Даренского «Веселые качели», М. Карем «Мой змей», «Никто не видел ветер» и так далее;
чтение и рассказывание: сборник рассказов «Окно в мир», детское справочное издание «Почемучка».

качающиеся деревья, движение облаков;
наблюдение за флюгером, за рябью на воде.

 Рисование ветра, птиц, летательных аппаратов и т.д.;
Лепка птиц, самолетов, ракет и т.д.;
Конструирование из бумаги; вертушки, парашюты, змейки, бабочки;
Симметричное вырезание бабочек, стрекоз;
Изготовление флюгера.

Слушание, представление и обсуждение шума ветра, метели;
Беседа о роли воздуха в создании музыки;
Создание образов в движении под музыку «Деревья на ветру», «Мельница»;
Музыкально-двигательные импровизации «Я ветерок», «Ветер и ветерок».

Итоговое занятие

Занятие ХI. «Путешествие по четырем сферам окружающего мира»

Цели:
формировать материалистическое представление о мире;
сформировать у детей обобщенное представление о роли явлений природы в жизни живой и неживой природы;
развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и наблюдать;
закрепить представления о природных стихиях;
воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.

Развивающая среда:
Лист ватмана (картограф) с изображением четырех стихий;
Предметные картинки с изображением природных явлений, сюжетами их использования;
Игрушки Принца Кислорода, рыбки, крота, Огневушки-Поскакушки;
Листы бумаги, карандаши.

Методические приемы:
Подвижная игра «Кто где живет»;
Дидактическая игра «Природные стихии», «Угадай, кто я»;
Составление коллективного письма Природе (старшие дети), рисование «Подарок Природе» (младшие дети).

Литература:

Огонь – друг и огонь – враг // Ребенок в детском саду. 2003. № 6.

Только смелым покоряются моря // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2005. № 6.

Латынова Н. Сказки Земли.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.

Попова Т.И. Мир вокруг нас.

Рыжова Н. Азбука экологии // Обруч. 1997. № 2.

Рыжова Н.А. Я и природа.

Саво И.Л. Знакомим детей с правилами противопожарной безопасности // Дошкольная педагогика. 2005. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Наша планета Земля – человеческий дом»

Проведение занятия напрвлено на развитие  связной речи, совершенствование грамматического строя речи; развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, познавательной активн...

Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Наша планета земля — в опасности!»

Цель: Создать условия для закрепления у детей знаний о необходимости природоохранной деятельности человека; о катаклизмах, происходящих на планете из-за деятельности человека.Задачи:...

Конспект О.О.Д. в подготовительной группе на тему: «Наша планета Земля»

Беседы о Земле – как планете.Чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир», просмотр слайдов.Экскурсии по поселку,  рассматривание фотографий...

«Четыре стихии – вода, земля, воздух, огонь»

Вид проекта: творческий. Возраст: подготовительная к школе группа. Сроки реализации проекта: ноябрь – март. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги и родители ...

Реализация познавательного проекта "Чей дом планета Земля?"

В рамках проекта "Чей дом планета Земля?" по инициативе детей был сделан макет "Наша планета Земля". Ребята в первую очередь  раскрасили планету. Но она оказалась безжиз...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: Мы - жители планеты Земля.

Цели6-формировать представление о жизни на Земле. совей стране России;-активизировать словарь (Африка, австралия, Америка (Северна и Южная), Евразия, Антарктида, английский, французкий, немецкий, кита...

Проект по экологии «Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли»

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в ...