Консультация для воспитателей «Использование речевых логических задач при ознакомлении детей с природой»
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Хлебунова Адиля Фаритовна

В консультации раскрывается значение речевых логических задач при ознакомлении дошкольников с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Речевые логические задачи39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Использование речевых логических задач

при ознакомлении детей с природой»

Речевая логическая задача - это рассказ - загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определённые связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приёмы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.

        Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.

        Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы-рассказывания по картине. Так же они могут использоваться при организации наблюдений в природе.

        Содержание и дидактическая цель логической задачи намечаются в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести детей к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменении в ней, труда в природе. Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственным путём, поэтому они не сложны для детей. Однако без задач этого типа нельзя приступить к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления их причины. Наиболее трудны речевые логические задачи, требующие выделения характерных особенностей разных периодов одного сезона.

        Усложнение содержания задачи и задания, предлагаемого ребёнку, требует от ребёнка и более сложного в языковом отношении ответа: от односложных ответов (отгадка, определение) дети должны переходить к подробным, развёрнутым (описание, рассказ) с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.

        Речевые логические задачи воспитатель может использовать для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения. Для поддержания устойчивого интереса у детей к решению речевых логических задач нужно, чтобы они преподносились в эмоциональной, занимательной форме.

        Например, дети с удовольствием ведут "переписку" с лесником, организованную воспитателем.

        Однажды воспитатель читает детям стихотворение Вс. Рождественского "На лесной опушке":         

                 Лапы ёлок прикрыли  избушку,

Где живёт дядя Вася-лесник,

                Приходите к нему на опушку,

                Вас приветливо встретит старик.

                Дядя Вася про птиц вам расскажет,

                Вспомнит, как подстерёг он лису.

                Самый лучший малинник покажет,

                И грибные местечки в лесу.

        Используя момент заинтересованности детей, педагог предлагает им написать письмо леснику и попросить его рассказать что-нибудь интересное из жизни леса. Так завязывается интересная переписка. Письма от имени лесника составляет воспитатель. В них он включает загадки, речевые логические задачи, рассказы о жизни леса в разные времена года. Дети с нетерпением ждут писем, с удовольствием отвечают на них.

        Включение речевой логической задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить её, а, кроме того, обеспечивает активность детской мысли и речи. Так, вопросы "Почему?", "Зачем?", "Когда?" требуют раскрытия связи, установления закономерности и, следовательно, использования сложноподчиненного предложения причины, цели.

        Постепенно усложняя речевые логические задачи, нужно соединять их с деятельностью детей. Например, можно предложить им нарисовать зимнюю ветку берёзы, осины, сосны и сказать, чем они отличаются, или предложить рассказать о начале, середине, конце осени и разложить в определённой последовательности картинки.

        Дети очень любят загадки в стихах. Они легко отгадывают такие загадки, в которых в поэтической форме раскрываются наиболее типичные видимые признаки предметов и явлений. Поэтому сначала нужно предлагать простые стихи-загадки о предметах и явлениях, хорошо знакомых ребятам:

                        Что за звёздочки сквозные

                        На пальто и на платке.

                        Все сквозные, вырезные,

                        А возьмёшь - вода в руке?

                                                 (Е.Благинина).

        Такие загадки отгадывают дети уже в 4-5 лет. Старшим детям предлагаются и более трудные загадки, требующие обобщения имеющихся у них знаний, большей речевой практики.

                                Льдины прыгают, кружатся,

                                Друг на друга громоздятся.

                                Друг за другом вдаль спешат,

                                И грохочут, и трещат...

                                                         (Б.Мирович)

        В стихотворных логических задачах, предлагаемых детям, поэтический

образ не всегда является носителем видимых признаков предмета или явления, это может бить условный образ, для раскрытия которого требуется

умение анализировать и обобщать. Такого типа загадка заключена, например, в стихотворении И. Демьянова "Полевой звоночек":

Тихой раннею порой        

После тёплой ночи...                        

Вдруг - над самой головой,                

Над колхозною землёй                        

Зазвенел звоночек!                                

Весь в потоках света,                        

В дымке синеватой,                                

Солнцем обогретый,

Маленький, крылатый!

Поднимается в зенит

И звенит, звенит, звенит!

Стал не больше точки

Полевой звоночек!

Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, задаёт наводящие вопросы и тем "подталкивает" ребят к решению, исправляет ошибки в их суждениях, помогает правильно сформулировать мысль.

        В процессе решения речевых логических задач воспитатель постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях природы в чёткой и развёрнутой речи.

        Умение педагога направить рассуждения детей, вовремя напомнить нужный отрывок из текста или наблюдаемое раньше явление, правильно поставить вопрос помогает им понять загадку и сформулировать ответ, вывод.

        Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием речевых логических задач, соединение их с игрой, чёткие формулировки предлагаемых заданий на сообразительность позволяют подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей в природе (зависимость внешнего вида животного от условий жизни; среды обитания - от сезонных изменений и т.д.) и умению выразить это в связной речи.

        Например, беседу о повадках животных, о приспособлении их к окружающей среде в разные времена года воспитатель может начать с того, что предложит детям загадку, составленную им на основании рассказа Б. Бианки из "Книги зимы":

Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идёт снег. Кончится - страницы чистые. Утром придешь - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?

        Вопросы, указания педагога во время беседы направлены не только на

то, чтобы дети отгадали эту загадку, но чтобы они, вспоминая прежние беседы, чтение книг, наблюдения, могли в какой-то мере систематизировать полученные ранее знания и понять зависимость жизни животных от времени года. При этом воспитатель постоянно следит за речью детей, помогает им составить фразу.

        Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определённой мере достоверной, доказательной.