Формирование логического мышления при ознакомлении детей с природой
материал (старшая группа) по теме

Семенова Алевтина Борисовна

Знакомства детей с изменениями в живой и неживой природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей

«Формирование логического мышления при ознакомлении детей с природой»

МДОУ Центр развития ребенка

д/с №21 «Аист»

пос. Запрудня

Талдомского района

Московской области

2012


«Формирование логического мышления при ознакомлении детей с природой».

Как же можно осуществить формирование у детей логического мышления при ознакомлении с природой? Для этого необходимо знать, что можно требовать у ребенка данного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе ознакомления его с природой. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменение внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать, наблюдая за яркими красочными явлениями (снегопад, листопад, метель, град) дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления.

Начиная с младших групп, знакомила детей с характерными особенностями времени года, начинала это с наблюдений за яркими бросающимися в глаза явлениями (листопад - осенью, таяние снега - весной, появление первых весенних цветов). Все наблюдения за погодой проводила на улице, а в плохую погоду из окна группы. Дети наблюдали за погодой и научились правильно отвечать на вопросы. Какая сегодня погода? Тепло или холодно? Небо чистое или в тучах? Идет дождь или снег? Ветрено или спокойно? Как об этом узнать ветрено или спокойно? Был ли дождь недавно? Как об этом узнали? Будет ли еще дождь? Как об этом можно узнать?

Дети знают название деревьев на участке (клен, тополь, береза).

Проверяла, знают ли дети части дерева (ствол, ветки, кора), какие по форме листья у клена, а какие у березы, одинакового ли цвета стволы у этих деревьев. Рассказывала детям, что и зимой деревья живые. Ставили несколько веточек тополя и сирени в воду и оказывалось, что в теплой воде они быстро выбрасывали нежные липкие листочки. Дети радовались и удивлялись, высказывали свои суждения. «Листочки выглянули из почек!», «в тепле почки распустились?» Эти суждения детей позже формировались в более точный вывод: чтобы на ветках появились листочки им нужна вода, тепло и свет. Проводились занятия по рассматриванию и описанию овощей и фруктов. Готовясь к такому занятию, я продумывала задания, которые должны были быть интересны детям и одновременно помогали выяснить их знания. Проводила такие дидактические игры «Угадай на вкус», «Найди овощи, которые можно есть сырыми, а какие только вареные», «Угадай, где что растет», «Что сначала, что потом». Своеобразие заданий зависело от времени года. Например: осенью спрашивала, какие овощи растут на огороде, а какие не растут, предлагала отобрать спелую и неспелую помидорину. Зимой, рассматривали муляжи и картинки, предлагала найти овощи, которые они собирали на огороде.

Проводила целевые прогулки за пределы участка: в ближайший лес, пруд. Наряду с вопросами побуждающими детей к названию явлений («что мы видели в лесу?», «что слышим?»)

Я использовала вопросы, которые направляли ребенка на объяснение причины увиденного («что изменилось в лесу?»; «каких птиц, которых мы видели летом сейчас нет?»; «где они?») В начале зимы провела повторно экскурсию в лес, минуя пруд. Цель этой прогулки было наблюдение за изменениями произошедшими в неживой природе со времени предыдущей прогулки: отмечали холодно, тихо, не слышно птиц, проходя мимо пруда, отметили, что он покрылся льдом. Вдруг Алеша заметил знакомую уже нам березку и побежал к ней, оказывается, что летом на этой полянке мы нашли сыроежки. Спросила у детей, как изменилась березка, почему на поляне нет грибов. Дети отвечали: «Березка стоит без листьев, грибов нет, потому что холодно, снег покрыл землю, наступает зима».

Малыши быстро утомляются от длительных наблюдений, долгих объяснений, поэтому, чтобы детям не было скучно, связывала наблюдения с различными игровыми и трудовыми заданиями. Осенью «В эту корзинку соберем только желтые листья, а в эту только красные». «Побегаем по осенним листьям». «Летом – собираем букет только из желтых цветов, а теперь добавим к ним зеленой травки». «Зимой – послушаем, как хрустит снег под ногами», «Посмотрим, куда ведут эти следы».

Прогулки, экскурсии связывала с другими занятиями (ИЗО, родной язык), например: после рассматривания листьев и деревьев на участках и в лесу провела занятия «Осенние листья», «Осенний лес», «Золотая осень», «Маленькой елочке холодно зимой» и др. После рассматривания овощей и фруктов провела занятия по лепке, рисованию, аппликации по этой теме. В вечернее время рассматривали иллюстрации, слушали стихи об осени, зиме, отгадывали загадки, подбирали картинки для альбома. Со старшими детьми наблюдение сезонных изменений в природе становится более взаимосвязанными, дети старшей группы способны к довольно сложными наблюдениям. Например: мы рассматривали ветку сосны и убедились, что у сосны почки бывают только на конце ветки, предлагала подумать, сколько почек у сосновой ветки, и убедились, что их не больше 4 – 5. Рассказывала, что весной почки раскрываются и появляются молодые побеги, похожие издалека на свечки, одна почка на верхушке выбрасывает побег вверх, а остальные в стороны. Так сосенка растет. Рассматривали с детьми (через увеличительное стекло) почку сирени, показывала им зимнюю «одежду» почки, разрезали её и дети увидели свернутые зеленые шапочки и они поняли и правильно смогли объяснить наблюдаемое (скоро наступит весна, станет тепло и почка раскроется). Обращала внимание детей на то, что в течение одного сезона в живой и неживой природе происходят заметные изменения. Например, мы легко выделили характерные особенности начало и середины зимы. В начале зимы мы измерили глубину снежного покрова, посмотрели насколько плотно он укрывает землю. Дети заметили, что снег неглубокий, из-под него видна пожелтевшая травка, а кое-где растение с зелеными листьями. В январе снова измерили глубину снега, вспомнили, какая она была в начале зимы, спросила, почему тогда была видна травка, а сейчас нет. «Ее засыпал снег» - отвечали дети. «Тогда снега было мало, сейчас много, снег глубокий».

В результате таких наблюдений дети сами делали вывод: «В январе больше снега, чем в начале зимы, он глубокий».

В этом году мы не занимались размораживанием льдинок, а ведь несколько лет назад, мы с детьми украшали цветными льдинками участок. Делали как бы опыт замораживания воды, дети смогли, как бы заглянуть внутрь происходящих событий. В начале, дети неправильно отвечали на вопрос, путали причину, давали случайные ответы: «Почему вода замерзла?» - потому что она вода, потому что теперь лед стал и т.д.

Своими вопросами «что изменилось?», «что было сначала, что потом», «почему так случилось» - я предлагала детям размышлять, думать. И вот вместе сделали вывод: «от холода вода замерзнет, лед - замерзшая вода.

В конце осени (начале зимы) я спросила у детей: «Почему не видно насекомых?». «Они спрятались, убежали» - отвечали дети. Рассказывала, что насекомые прячутся с наступлением холодов, но куда, и как они живут в своем укрытии дети представляли смутно, потому показывала им зимнее жилье (пеньки, сухие ветки). Дети удивлялись, высказывались, много спрашивали. Предлагала потрогать гусеницу, чтобы понять в каком состоянии она находится зимой: ее движения были замедлены. И здесь уже дети сами пытались объяснить причину ее такого состояния: «Если бы было лето, она быстро бы побежала, она засыпает, потому что ей холодно стало, холодно ей, вот она и спряталась в песок».

Обобщала наблюдения и беседы о насекомых: «Когда становится холодно, насекомые прячутся в старые пни, коряги, под кору деревьев и спят всю зиму». Проходя, вокруг сада, обращала внимание на деревья, растущие в окружении. Сравнивали ветки разных деревьев, описывали их, а затем предлагала описать и сами деревья, употребляя при этом слова: ствол, кора, почка, ветки, семена. Зарисовывали ветки разных деревьев. Проводила дидактическую игру «От какого дерева ветка?» Игру можно провести по – разному. Например, показать изображение дерева (березы, липы, сосны), а дети называют его и находят к ним ветки. Можно включить элементы движения: несколько детей держат картинки с изображением разных деревьев, а остальные – рисунки веток этих деревьев, по команде дети должны собраться вокруг своих деревьев. Показывала детям влияние сезонных изменений. Больше, чем в средней группе, дети узнают о сезонной жизни птиц. Помогала им понять причины перелета птиц (они улетают из-за холода и оттого, что зимой им нечем кормится). Классифицировали птиц по принципу: перелетные, зимующие. Использовала беседу о птицах. Давала детям задания назвать и описать по картинкам птиц, сгруппировать зимующих и перелетных, рассказала об охране птиц.

Знания детей о жизни зверей в разные времена года ограничены, а часто и неправильны. Так, например, некоторые дети не представляют себе, как заяц меняет шерсть, понимают это буквально (одну снимет, другую оденет). Медведь потому лапу сосет, что там у него мед. Чтобы дети лучше представляли, как это происходит, использовала художественную литературу. Она дополняет знания о жизни животных. Читала «Зайцы», «Русак» Толстого. Использовала отрывки из книг Зуева «Времена года», Кайгородова «Родная природа».

Предлагала в любое время понаблюдать за работой воспитателя на участке. Зимой, когда сгребала снег к деревьям, предлагала подумать и сказать с какой целью я это делаю (чтобы было теплее, а весной им больше воды достанется). Осенью сгребали листья и сжигали их. Почему так мы делали дети ответить затруднялись. Сама рассказала детям о том, что зала является хорошим удобрением для деревьев и кустарников, кроме того при сжигании уничтожаются вредители. Наблюдение за трудом взрослых, кроме того подчеркивает роль человека и его труда в охране и преобразовании природы. Труд в природе помогает детям самостоятельно определить, в чем нуждается растение. Им доступно понять состояние растения от условий окружающей природы, например от погоды: «Если летом долго нет дождя, то цветы засыхают», «как полил дождик, огурчики сразу обрадовались и начали расти». Вся эта работа на занятиях, в наблюдениях, в беседах, детском труде в повседневной жизни – влияют на развитие у детей логического мышления при ознакомлении детей с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования для развития творческого мышления при ознакомлении детей с природой

Тема воспитания у ребёнка любви и позитивного отношения к природе была актуальной во все времена и не утратила своего значения в настоящее время. Вопрос состоит в том, как донести до детского со...

Консультация для воспитателей «Использование речевых логических задач при ознакомлении детей с природой»

В консультации раскрывается значение речевых логических задач при ознакомлении дошкольников с природой....

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...

Презентация к РМО на тему: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» старшая группа

Презентация к РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края" старшая группа...

Выступление на педсовете "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на педсовете "Формирование основ экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...

План по самообразованию «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой России»

План по самообразованию «Формирование экологической культуры через ознакомление  детей с природой России»...

Самообразование «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края»

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина это...