Использование моделирования для развития творческого мышления при ознакомлении детей с природой
статья (окружающий мир) по теме

 

Тема воспитания у ребёнка любви и позитивного отношения к природе была актуальной во все времена и не утратила своего значения в настоящее время. Вопрос состоит в том, как донести до детского сознания те нравственные принципы взаимодействия с окружающей нас действительностью и не нарушить баланс «человек – природа».  Это и раскрывает нам автор статьи - воспитатель I квалификационной категории О.С.Костылева, углублённо работающая по экологическому  воспитанию. Опыт работы так же был представлен на конкурс "Мои инновации в образовании". Данная работа отмечена Дипломом III степени областного заочного конкурса методических материалов по дополнительному  экологическому  образованию детей в образовательных учреждениях области в номинации "Информационно-методическое обеспечение и развитие системы доплнительного образования детей". Кроме статьи автор предлагает презентацию по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по обобщению передового

педагогического опыта

Тема:

 «Использование моделирования                                                                                              для развития творческого мышления детей                                                                       при ознакомлении с природой».

 

Автор: Костылева Ольга Селифоновна,

Воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида

 № 10 «Ягодка» города Котельнича

2010 г.

В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглянуться вокруг: «Как прекрасен этот мир, посмотри…». Да, он действительно, прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, в спешке мы проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию.

Тема воспитания у ребёнка любви и позитивного отношения к природе была актуальной во все времена и не утратила своего значения в настоящее время. Вопрос состоит в том, как донести до детского сознания те нравственные принципы взаимодействия с окружающей нас действительностью и не нарушить баланс «человек – природа». Ведущим методом  познания для детей дошкольного возраста остаётся наблюдение  за природой на участке детского сада, в ближайшем его окружении, в групповом помещении.

По мнению К.Д.Ушинского, «предметы природы начинают занимать детский ум прежде всего», «логика природы есть самая доступная для детей логика». Педагог В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребёнка.

Новизна моего опыта заключается в использовании схем, моделей, условных заместителей при ознакомлении детей с природными явлениями.

Сегодня в России существует много программ и методик по экологическому воспитанию детей, но у всех их одна цель – воспитать человека, неравнодушного к окружающему миру, готового в любую минуту прийти на помощь.

Приобщая детей к миру природы, нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений природы. Очень важно предоставить детям возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт.

Развитию творческого познания природы ребёнком способствует не совокупность знаний о её объектах, а представления об основных закономерностях природных явлений.

В своей работе с воспитанниками я использовала моделирование некоторых явлений, объектов природы, т.к. цикличность сезонных изменений, скрытые от восприятия связи и зависимости внутри сообществ, объективно трудны для познания дошкольников и их мыслительная деятельность находится ещё в стадии становления.

Работа с отвлечёнными моделями имеет для детей в плане умственного восприятия достаточно большое значение, т.к. абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь причинно-следственного характера природных объектов, развивается логическое мышление.

 Определив для себя направление в работе, я провела констатирующий эксперимент, в котором обследовался уровень умственного развития детей. Мною проведены циклы диагностических занятий по программе «Развитие» Л.А.Венгера. Результаты обследования получились следующими:

Диагностику проводила по следующим критериям: в/у –дети правильно отвечали на вопросы, чётко называли, животных, птиц, растения; с/у –дети отвечали

частично правильно, имели некоторые затруднения при описании природных явлений; к н/у относились те дети, которые не могли описать погоду, назвать времена года, испытывали значительные трудности в назывании птиц, животных, цветов.  

Таким образом, я определила для себя, над чем нужно работать.  Составление плана моей дальнейшей работы и явилось формирующим экспериментом.  Свою работу я проводила по этапам.

Первый этап – познавательный. Основная его форма – наблюдение и экспериментирование. При ознакомлении с теми или иными явлениями природы я опиралась на опыт детей и наглядность. Например, на прогулке старалась обращать внимание детей на состояние погоды: «Посмотрите, какая сегодня тёплая погода, ярко светит солнышко. Ему радуются птички, цветочки, и нам с вами весело гулять…». Если шёл дождь, предлагала детям подставить свои ладошки и, таким образом, дети чувствовали этот тёплый дождь (летом) или холодный (осенью). Для себя я ставила задачу: создать условия для экспериментирования, помочь детям увидеть новое в знакомом. Только потом я помогала обобщить накопленный опыт и обозначить символом то, что наиболее характерно для данного времени года. Например, в зимнее время года дети обозначали кружком или квадратом белого цвета снежинку, сосульку.

Второй этап – практический, на котором  дети выражали свой эмоционально-познавательный опыт. Через движения, танцы, интонацию дети отображали своё отношение к явлениям природы. При знакомстве с характерными признаками зимы я создала ситуацию «вживания» через прослушивание музыкального произведения. Дети выражали свои чувства кружась, как снежинки, изображали зайчат, дрожащих от холода.

Так как внимание малышей достаточно неустойчиво, я использовала игровой персонаж старичка-лесовичка и на первых порах проводила работу по подгруппам.

Знакомство с растениями ближайшего окружения, с домашними и дикими животными проходило по следующим этапам: чтение литературы, беседа, отгадывание загадок и обозначение с помощью знаков и символов. Мы вместе с детьми придумывали условные знаки и символы и использовали их на занятиях и во время игр.

В средней группе продолжалась работа по углублению и обобщению знаний детей на природоведческую тему. Применялись разные условные знаки, которые помогают детям обобщать и сохранять информацию. Некоторые значки схожи по внешнему виду с замещаемыми объектами.

В средней группе при ознакомлении детей с явлениями природы я использовала своеобразный календарь природы, представляющий собой круговую диаграмму, моделирующую смену времён года.

Так как наблюдение является ведущим методом познания природы, то я использовала длительное наблюдение за одними и теми же объектами. Мы с детьми наблюдали за черёмухой в разное время года: зимой, весной, летом и осенью, вносили соответствующие изменения данного объекта наблюдения в дневники наблюдений, делали зарисовки с помощью символов.

Кроме длительного наблюдения за черёмухой дети наблюдали за изменениями веток берёзы и тополя, делая соответствующие выводы и умозаключения.

Для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.

 В старшем дошкольном возрасте в своей работе я использовала моделирование в изучении цикличности изменения предмета. Например, увидев бабочку. У детей возникал вопрос: «Откуда она появилась?». Чтобы получить ответ на интересующих дошкольников вопрос более наглядно, мы составляли схему превращения личинки в бабочку. По такому же принципу мы составляли схему на тему «Как выросли овощи?».

В своей работе предлагала детям выполнить логические упражнения с использованием условных обозначений, чем добивалась у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.

 В группе в уголке природы отведено место для настольных дидактических игр. Эти игры с использованием схем, символов и моделей способствуют преодолению трудностей, помогают усвоить материал в непринуждённой форме, а также развивают все психические процессы – мышление, воображение, речь, память, внимание. Кроме того, развивается глазомер, мелкая моторика рук.

 Результатом контрольного эксперимента стало диагностирование воспитанников подготовительной группы на начало учебного года по разделу «экологическое воспитание». (слайд).  Очевидно, что по сравнению с результатами обследования в младшей группе в/у возрос на 36%, с/у понизился на 23%, н/у понизился на 13%.

 Благодаря проведённой работе, дети познакомились с характерными природными  признаками, научились видеть наиболее очевидные связи и отношения между явлениями живой и неживой природы, стали более бережно относиться к природе. Постепенно дети поймут, что в природе нет ничего лишнего: и надоедливые комары, и скользкие дождевые черви, и гниющие  пни приносят пользу, так как всё в природе взаимосвязано друг с другом.

 Уже третий год я веду кружок «Друзья природы», целью которого является воспитание экологического сознания у детей, приобщение детей дошкольного возраста к миру природы.

 Вызвать положительные эмоции к природе помогает проведение различных экологических музыкально-спортивных развлечений.

Помимо работы с детьми я осуществляла тесную взаимосвязь с родителями по данному направлению. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в условиях семьи помогает решить ряд педагогических задач.

 Так, на родительском собрании «Природа – мы – дети» я познакомила родителей с особенностями работы по ознакомлению детей с окружающим, природными явлениями, с требованиями программы «Развитие» по разделу «Ознакомление с природой». Здесь я прежде всего направила внимание родителей на проблему сохранения окружающей среды. С родителями я провела ряд консультаций: «Охрана природы и мы», «Люблю тебя мой край родной» и др. В старшей группе прошёл КВН «Природа и мы», проводилось открытое занятие «Прогулка в весенний лес».

В течение последних трёх лет я принимаю активное участие в работе творческой микрогруппы по экологическому воспитанию, в проведении консультаций для педагогов, активно участвую в педсоветах, в проведении открытых занятий, Единого методического дня.

Возможно, методы и приёмы, используемые мною, применяют и другие педагоги, но в своей работе я увидела результат:

  1. У детей сформировалось умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях, находить характерные признаки, сравнивать, группировать и классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения.

 Педагогом-психологом проводилась диагностика уровня развития творческого мышления детей. Результаты показали следующее: в/у повысился на 8%, с/у – на 14%, н/у понизился на 22%.

  1.  Дети хорошо справляются с задачами программы.  Использование моделирования и дидактических игр, приобщающих детей как к живой, так и к неживой природе, учат понимать явления и объекты нерукотворного мира, а так же помогают дошкольнику разобраться в таком  загадочном и в то же время очень таинственном мире, правильно относиться к окружающей среде.

Скоро мои воспитанники станут учениками. За эти годы дети  получили достаточно знаний об окружающем мире.

Ознакомление детей с природой – довольно сложная тема. С одной стороны, это связано с тем, что она не укладывается в строгие рамки формальной логики. Освоение и понимание её законов требует не только рациональных подходов и знаний. Необходим чувственный опыт детей, да и самих взрослых. С другой стороны, работа осложняется тем, что дети видят, как взрослые нарушают элементарные нормы и правила поведения по отношению к природным объектам: ломают ветки деревьев, оставляют мусор в местах отдыха, включают громкую музыку. До понимания детей необходимо донести то, что человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы и тогда она щедро вознаградит его. Я уверена, что мои усилия по воспитанию экологической культуры у детей не пройдут бесследно.

Т.к. состояние физического здоровья детей, поступающих в д/сад снижается (в основном все дети со 2 гр.здоровья), невысок уровень экологического сознания у детей и взрослых, их неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира, то в перспективе свою дальнейшую работу я планирую построить по эколого-оздоровительному направлению, т.е:

 - более тесно сотрудничать с инструктором по физическому воспитанию, чаще организовывать эколого-оздоровительные походы;

 - привлекать к проведению консультаций для родителей на интересующие темы медсестру, детского врача;

 - работать над созданием экологического проекта «Секреты яблока»;

 - в последующей своей работе планирую  взять тему «К здоровой семье через детский сад».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация инновационного педагогического опыта « Использование моделирования для развития творческого мышления детей при ознакомлении с природой». Автор: Костылева О.С. воспитатель МДОУ общеразвивающего вида детский сад №10 «Ягодка» города Котельнича Кировской области

Слайд 2

Виды эксперимента Констатирующий Формирующий: Состоит из 2-х этапов: 1) познавательный; 2) практический. контрольный

Слайд 3

Результаты констатирующего эксперимента 17% 17% 66%

Слайд 4

Использование моделей и символов на занятиях и в повседневной жизни Рассказывание сказки с использованием моделей Работа с символами в уголке природы Использование символов при работе с планом детского сада на занятии

Слайд 5

Наблюдение за черёмухой в разное время года зима весна лето осень

Слайд 6

Наблюдение за ветками тополя и зарисовка изменений в дневник Зарисовка наблюдений способствует более прочному закреплению полученных знаний дошкольников

Слайд 7

Труд и наблюдения в природе

Слайд 8

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА, 1 ПОЛУГОДИЕ ) 53% 4% 43%

Слайд 9

Кружок «Друзья природы» Знакомство с птицами нашего края Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Измерение глубины снега в зимний день

Слайд 10

Задачи кружка: 1. Формирование начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. 2. Учить детей понимать пословицы, поговорки о природе, народные приметы, видеть красоту и образность родного края. 3. Давать обширную информацию о живой и неживой природе. 4. Воспитывать правильное бережное отношение к природе. 5. Использование символов и моделей для развития творческого воображения.

Слайд 11

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Арбузник» «Праздник осени» «В гости к Старичку-лесовичку»

Слайд 12

Работа с педагогами и родителями

Слайд 13

Результаты диагностик развитиЯ творческого мышления детей 41% 26% 33% 55% 41% 4%

Слайд 14

НАШ АДРЕС: 612600, г. КОТЕЛЬНИЧ УЛ.ОКТЯБРЬСКАЯ, 162 ТЕЛ.8(883342) 4-22-40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логического мышления при ознакомлении детей с природой

Знакомства детей с изменениями в живой и неживой природе....

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Итоговая  проектная работа по развитию мышления и  речи детей через ТРИЗ - РТВ технологию. ...

Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...

«Использование игровой технологии «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» для развития творческого мышления у одаренных детей»

Цель: представление опыта работы по использованию игровой ткхнологии «Дары Фрёбеля» для развития творческого мышления у одаренных детейЗадачи:-познакомить педагог...