Главные вкладки

    «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»
    проект (младшая группа) на тему

    Итоговая  проектная работа по развитию мышления и  речи детей через ТРИЗ - РТВ технологию.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл it.proektnaya_rabota_adzieva.docx68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Итоговая  проектная работа на тему:

    «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

    Введение……………………………………………………………………3

    I. Теоретические основы развития творческого воображения и мышления дошкольников методами ТРИЗ ……………………..….16

    1.1 Проблема развития творческого воображения и мышления

    дошкольников в отечественной и зарубежной педагогике……...…..…16

    1.2 Методы и приемы ТРИЗ-РТВ…………………………………….…...19

    II. Развитие творческого воображения и мышления дошкольников методами ТРИЗ в условиях ………………………………………..24

    2.1. Содержание проекта………………………….………………………28

    2.2. Качественный и количественный анализ результатов

    реализации проекта………………………………………………………..31

    Заключение…………………………………………………………….…35

    Список использованной литературы……………….………………….37

    Приложение………………………………………………………………..40

    Введение

                В современных условиях количество изменений в жизни,

    происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от

    человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к

    любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных

    перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен

    активизировать свой творческий потенциал.

                 На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном

    учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний,

    умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер.  

                В настоящее время происходит переориентация образования на развитие    творческих качеств личности.

    Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее

    место, на мой взгляд, занимает технология Г.С. Альтшуллера - теория

    решения изобретательских задач (ТРИЗ).

    Теоретическую основу педагогического проекта составили методы

    теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), алгоритм решения

    изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками

    Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие

    творческого мышления, воображения и речи дошкольников).

    Отличительная особенность данной педагогической системы

    заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы

    организации собственной творческой деятельности. В основе

    творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на

    теории развития творческой личности (ТРТЛ).

    Методологическую основу данного педагогического проекта

    составляет личностно ориентированный подход к процессу

    становления личности, в рамках которого дошкольник не является

    пассивным объектом воздействия. Он является субъектом собственной

    деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной

    направленной деятельности. Цель проекта - помочь детям овладеть

    современной методологией творчества для дальнейшего

    использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в

    будущей жизни, используя элементы теории ТРИЗ-РТВ.

                  Инновационная направленность

            Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит

    наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать

    возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её

    функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств,

    которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что

    любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения

    является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание,

    обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.

     Понимание вышеперечисленного дало толчок для использования

    технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками. Я, как педагог,

    стараюсь использовать среди современных инноваций в дошкольном

    образовании именно те методики и технологии, которые не только

    результативны, но и увлекательны.

     Основная задача использования

      ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку

    радость творческих открытий. ТРИЗ-технология в систему работы

    дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку

    недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также

    формы и методы обучения. Таким образом, объективные социальные

    условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий

    формирования творческого воображения и мышления.

    Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая, нелегкая

    задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он

    соответствовал Федеральным государственным требованиям и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

    Внедрение инновационных технологий в ДОУ – важное условие

    совершенствования системы дошкольного образования. Инновационная

    деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и

    позволяет перейти на более качественную ступень. Процесс воспитания и

    обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в

    стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не

    представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения,

    мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и

    принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку

    приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него

    творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Задача развития творческой

    личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения,

    поставленная в Законе РФ "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного общества. В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания, и навыки культуры, готовить к жизни в завтрашнем дне, а с другой – как она может это делать, если не знает, каким будет мир в будущем? И строит только догадки; педагоги должны учить своих подопечных выживать в этом мире, о котором сами педагоги 6 не имеют ясного представления. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира.

                       Актуальность педагогического опыта

    Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в

    будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху

    информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров,

    спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п.

    Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и

    многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро

    ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой

    постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не

    только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

              В российском образовательном процессе есть педагогическая

    система, называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения

    изобретательских задач). Создание в 1946г. Генрихом Альтшуллером

    теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях.

                Отличительной особенностью данной педагогической системы

    заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы

    организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит

    воспитательная система, построенная на теории развития творческой

    личности. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок,

    овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться. Анализируя эти качества, мы видим портрет

    дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральных

    Государственных Требованиях портрету дошкольника – выпускника.

              Актуальность опыта объясняется тем, что формирование творчески

    активной личности, обладающей способностью эффективно и

    нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном

    возрасте. Гин С.И. писала: «Дошкольный возраст уникален, ибо как

    сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно

    не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого

    ребёнка». В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

               В результате диагностик выявились проблемы: у детей бедный

    словарь, не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества,

    устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения

    между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встала проблема

    развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения

    творческих задач. К сожалению, не все дети умеют доказательно

    отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям

    других. В процессе опроса педагогов установлено, что воспитатели не

    всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не

    всегда представляются возможности специального развития творческого

    воображения у детей. Также у воспитателей отсутствует знание

    проблемных методов. Таким образом, выявлено основное противоречие,

    которое заключается в необходимости развития творческого воображения

    и мышления у детей дошкольного возраста, и недостаточными

    возможностями образовательного процесса в детском саду. Я попыталась

    разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

    Объект исследования: процесс развития творческого воображения

    и мышления дошкольников средствами технологии ТРИЗ

    Предмет исследования: педагогическая система, направленная на

    развитие творческого воображения и мышления методами ТРИЗ.

    В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что

    использование методов и приемов ТРИЗ может стать эффективным

    условием развития творческого воображения и мышления.

             Цель проекта – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления, адаптированных методов теории

    решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения

    (РТВ), обеспечивающих оптимальное развитие мышления и

    воображения детей. В соответствии с предметом, целью и гипотезой

    исследования были определены следующие задачи:

    1. Изучить теоретическую, психолого - педагогическую и

    методическую литературу по развитию творческого

    мышления, воображения и речи детей;

    2. Раскрыть особенности мышления и воображения детей

    дошкольного возраста детей;

    3. Разработать систему методов целенаправленного воздействия

    на воображение, творческое мышление и речь детей;

    4. Определить эффективность работы по развитию творческого

    потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ.

    4.Основное содержание проекта. Механизм реализации

    педагогического проекта. Для реализации намеченной цели

    спланировала свою работу по следующим направлениям:

    1. Работа с детьми. Она включала в себя использование методов и

    приёмов ТРИЗ и РТВ для развития творческого потенциала.

    2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

    3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании

    методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

    Методы реализации проекта:

    Проблемно-поисковый

    - ставит проблемы

    - предлагает инструменты для их решения

    - успешно решают проблемные задачи

    Поисково-экспериментальный

    - развивает познавательный интерес потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта

    - видят и выделяют проблему эксперимента

    - принимают и ставят перед собой цель

    - отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности

    - развиваются личностные свойства: настойчивость, решительность, обогащаются знаниями о мире

    Игровой

     - учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений

    – учат разрешать противоречия

    -выявляют противоречивые свойства предметов, явлений

    -умеют разрешать противоречия

    Практический

     -создание моделей и их использование в целях формирования знаний о

    свойствах, отношениях, связях объекта

    –преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения

    -создают модели и их используют в целях формирования знаний о свойствах,

    отношениях, связях объекта

    -преобразовывают жизненную ситуацию, предмета или явления с целью

    выявления связей между ними, причин их изменения

                  Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи: (А.А. Гин «Приемы

    педагогической техники»).

    - Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем

    действии предоставляю ребёнку право выбора.

    - Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с

    открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В

    условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.

    - Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю

    практическую деятельность.

    - Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения

    детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть

    элементы предыдущих.

    - Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального

    оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это

    позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы

    детей.

    Виды деятельности при реализации проекта:

          Игровая появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат«Дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения» игры из книги С.И.Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду»

    Козырева Н.А.«Теремок сказок» развивающие игры для семьи.

          Изобразительная ребенок с помощью работы, фантазии вливается в мир

    взрослых, познает его и принимает в нем участие.

    «Сарафан надела осень», «Разноцветная сказка», «Колючая сказка»

    ст.возраст: «В саду у доброй и злой волшебницы», «Фантастический город», «Вьюжная сказка», «Волшебное превращение» , «Древо желаний», «Скатерть- самобранка», «Как оживает пластилиновая палочка», «О чем говорят занавески в доме», «Комплексные занятия по развитию творческих

    способностей дошкольников» Н.В. Корчаловская.

          Проектная активизирует самостоятельную деятельность ребенка: Обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. «Поможем растению», «Путешествие в прошлое. «Мы - защитники», «Я хочу здоровым быть!» Во всех проектах принимали участие родители

           Исследовательская дает возможность ребенку самостоятельно находить

    решение или опровержение собственных представлений «Преемственность в естественнонаучном образовании детей в системе «детский сад –начальная школа» Т.В. Владимирова, Л.А. Хамидуллина «Секреты природы – это так интересно!» Л.В. Ковинько

             Коммуникативная объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержки и оценки.

    Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс

    развития творческого потенциала дошкольников.

          Условия реализации проекта.

    Ресурсное обеспечение:

    Нормативно-правовое:

    1. Закон РФ «Об образовании».

    2. Конвенция о правах ребенка.

    3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

    4. Устав дошкольного учреждения.

    5. Концепция дошкольного образования.

    6. Концепция построения развивающей среды в дошкольном

    учреждении.

    7. Письмо МО РФ от 7 апреля 1999 г. № 70\ 23-16 «О практике

    проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного

    образования».

    8. Письмо МО РФ от 14 марта 2000 г. № 65\23-16 «О гигиенических

    требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в

    организационных формах обучения».

    Информационное:

     мультимедийные презентации, выполненные педагогом

     информация в СМИ.

    Материально-техническое:

     предметно-развивающая среда группы;

     игротека; видеотека; методические и дидактические пособия,

    картотека.

    Методическое: теоретическая и методическая литература, периодическая

    печать, материалы по передовому педагогическому опыту, СМИ для

    родителей. Данный инновационный проект основывается на материалах

    пособий С.Гин, которые представляют собой практический материал по

    системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду. Занятия

    рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого

    года жизни. В программе первого года обучения предлагается изучить

    следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод

    маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А.

    А. Нестеренко). С детьми 4-5-летнего возраста и с учетом их

    психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно)

    проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых

    воспитатель играл бы направляющую и организующую роль.

    Продолжительность занятия 15-20 мин. В программе второго года

    обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений,

    которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с

    детьми. Кроме того, в каждое основное занятие включается практическая

    деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия.

    Продолжительность всего занятия 25-30 мин. Второй год обучения

    предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового

    объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение

    навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук

            Интеллектуальное:

    Данный педагогический проект основан на мастерстве педагога.

    Прежде всего, необходимо желание кадрового педагога, владеющего

    педагогическими методами, справедливого и последовательного в

    своих действиях, умеющего заинтересовать детей. Заинтересованность

    родителей в инновационном процессе, оказание помощи.

    Уровень собственной квалификации считаю достаточным для

    реализации заявленного проекта: высшее образование, полученное в

    Марийском государственном университете по специальности «Дошкольная

    педагогика и психология» 2012г., повышение квалификации в ГОУ ДПО

    (ПК) С «Марийский институт образования», «Повышение

    профессионального мастерства через участие в конкурсах»,

    «Преемственность дошкольного и начального образования: предшкольная

    подготовка», «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных

    технологий и Интернет». Мною освоены компьютерные программы,

    которые использую при подготовке презентаций.

    I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И

    МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ ТРИЗ.

    1.1 Проблема развития творческого воображения и мышления

    дошкольников в отечественной и зарубежной педагогике

    Период от рождения до поступления в школу является, по

    признанию ученых, возрастом стремительного физического развития

    ребенка; первоначального формирования психических и физических

    качеств, необходимых человеку в течение всей его жизни, качеств и

    свойств, делающих его человеком. Дошкольный возраст является наиболее

    ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого

    возрастного периода определяет большие потенциальные возможности

    разностороннего развития ребенка. Особенностью этого периода,

    отличающего его от других последующих этапов развития, является то, что

    он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для

    преобразования в дальнейшем любых специальных знаний и навыков

    усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества

    и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер

    поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те,

    которые представляют собой «заделы» на будущее.

    В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что

    современному человеку недостаточно владеть определенным кругом

    знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать

    неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому

    образцу, а видеть различные возможности ее осуществления. По мысли

    Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без

    него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно

    трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных

    результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни

    в технике, ни в искусстве. Возможность создавать что-либо новое,

    необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических

    функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию

    необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в

    возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют

    сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного

    мышления и воображения.

    Проблема развития творческого воображения изучалась многими

    учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского,

    Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М.

    Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г.

    Игнатьева, К.Д. Ушинского, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.

    Идеи целенаправленного развития творческой личности выдвигались

    многими учеными (Т.С. Альтшуллер, Ш.А. Амоношвили, С.И. Гессен, Г.С.

    Батищев, Г. Геггель, Ж.Ж. Руссо и др.). Психологические аспекты

    творческого процесса и креативности освещены в трудах Б.Г. Ананьева,

    С.Л. Рубинштейна, В.С. Юркевич и др. Вместе с тем, проблема

    определения эффективных путей развития творческого воображения,

    мышления и речи у детей требует пристального внимания.

    Анализ литературы показывает, что различные аспекты данной

    проблемы изучаются, но вопросы, связанные с исследованием

    педагогических условий, при которых формирование творческого

    воображения, мышления и речи у дошкольников будет проходить наиболее

    эффективно недостаточно полно освещены. Воображение и мышление -

    одни из фундаментальных характеристик человека, в чем наиболее

    наглядно проявляется отличие человека от животного. Философ Э.В.

    Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения,

    принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих,

    универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее

    нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без сил воображения

    невозможно было б перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество,

    лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракету». Д. Дидро

    восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни

    философом, ни ученым человеком, ни мыслящим существом, ни просто

    человеком… Воображение - это способность вызывать образы. Человек,

    начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

    Экспериментальное изучение творческого воображения и мышления

    стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. В

    первой половине XX века влиятельным направлением в американской и

    европейской науке был бихевиоризм, представители которого

    игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений,

    подлежащих изучению. Однако уже А. Осборн описывал творчество как

    направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием.

    Функция воображения и мышления - построение и создание образов - была

    признана важнейшей человеческой способностью (Р. Ассаджиоли). Ее роль

    в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения (С.

    Ариети; С. Парнс). В работе Х. Вернера была впервые сформулирована

    идея стадиальности развертывания воображения, связанная с

    операциональным характером умственного развития. Дж. Юлли и М.

    Кетчиол утверждали, что качественное своеобразие воображения отражает

    сложность стадии познавательного развития объекта. Сама необходимость

    исследования воображения и мышления и их вклада в творческий процесс

    возникла именно тогда, когда в распоряжении исследователей появились

    данные, раскрывающие значение образов для построения моделей мира (П.

    Шорт), описывающие такие их качества, как ситуативность (С. Лангер),

    широту охвата действительности (Х. Груббер).

    Монополистами в области изучения воображения, мышления и

    творчества детей дошкольного возраста, отмечает В. Синельников,

    являются исследователи, работающие (прямо или косвенно) в рамках

    теории креативного интеллекта. До сих пор распространен взгляд на

    воображение как на выдумывание того, чего в действительности не бывает,

    как на пренебрежение реальностью, отлет от нее. И чем дальше этот

    «отлет», тем более творческим по своей оригинальности считаются образы

    воображения.

    1.2 Методы и приемы ТРИЗ-РТВ

    Детство для человека – это уникальная пора развития всех

    психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти,

    социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за

    которые ответственны высшие структуры мозга. Успешность развития

    творческого потенциала детей в детском саду во многом определяется

    соответствующей квалификацией педагогов. Поэтому педагогу в первую

    очередь необходимо изучить особенности творческого мышления и

    воображения. Образы творческого воображения создаются посредством

    различных приемов и методов. Методы развития творческого воображения

    позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих

    задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения

    разработана Г.Альтшуллером, и представляет собой набор приемов

    фантазирования и специальных методов. Назову основные из них:

    Метод маленьких человечков. Суть метода состоит в том, чтобы

    представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая

    модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет

    присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

    Метод обоснования новых идей "Золотая рыбка". (Предложен Г.С.

    Альтшуллером)

    Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и

    фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных

    проявлений фантастической составляющей.

    Метод морфологического анализа. Метод разработан известным

    швейцарским астрономом Ф. Цвики. Цель метода - систематический обзор

    и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта. Как и при

    работе с этажной схемой, выбираем объект, который хотим исследовать.

    Затем составляем список всех мыслимых характеристик выбранного

    объекта. После этого для каждой характеристики перечисляем все

    мыслимые варианты. В результате получаем таблицу, на одной оси которой

    выписаны все параметры объекта, а на другой - все варианты и значения

    этих параметров. Отбираем те клетки таблицы, в которых заключены самые

    невероятные сочетания параметров.

    Круги Луллия. (автор – Раймонд Луллий). Для работы с детьми

    пятого года брала сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами

    на каждом. В дальнейшем стала использовать 2-3 круга с 5-6 секторами. С

    детьми старшего возраста использую 4круга с 8 секторами на каждом.

    В работе используем разный принцип заполнения колец.

    Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с

    помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на

    который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного

    текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную

    линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в

    котором добро побеждает зло. Метод создан для снятия психологической

    инерции и ломки. Данный метод эффективен в работе с небольшим

    количеством детей (от двух до пяти). Последовательность вопросов может

    быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой?

    Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким

    образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось?

    Предполагаемый ход действия сказки: Жил-был.… И был он какой? Умел

    делать что? Делал он это, потому что.… Но в это время жила-была…Она

    была.…Однажды между ними случилось…Им помогла.…Сделала она это,

    чтобы… и т.д.

    Ситуационные задания. По мере взросления дети сталкиваются с

    большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину

    события. Многие природные и социальные явления вызваны большим

    количеством разнообразных факторов. Во всех этих случаях причинное

    мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в

    предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и

    обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход

    событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев,

    правил, которые позволяют сузить “зону поиска”, сделать его более

    сокращенным, избирательным.

    Метод фокальных объектов. Является по существу

    модифицированным приемом вынесения (внесения). Выбираем некий

    объект, называем его фокальным, и на этот объект, как в фокус собирающей

    линзы, проецируем свойства нескольких других объектов или явлений,

    подобранных произвольным образом. При этом возникают необычные

    сочетания, которые развиваются дальше путем свободных ассоциаций.

    Методы активизации перебора вариантов. Один из наиболее

    распространенных методов такого рода - мозговой штурм.

    Решение задачи проходит в два этапа. На первом этапе

    (генерирование идей) запрещена всякая критика, поощряются "дикие", даже

    фантастические предложения. На втором этапе эксперты критически

    оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи.

    Метод контрольных вопросов. Этот метод позволяет генерировать

    новые идеи и решения, сформулировать их с помощью наводящих

    вопросов. Применяется в форме монолога, обращенного к самому себе,

    либо диалога изобретателей.

    Приемы фантазирования:

    -прием «сделать наоборот»;

    -прием «изменить неизменяемое» ( если какое-то свойство предмета

    или явления кажется вам совершенно неизменным, - измените его);

    -прием объединения;

    -прием «вынесение» (или прием "отделения функции от объекта").

    Заключается в следующем: нужно отделить от объекта одно из его главных

    свойств, или наоборот приписать данному объекту свойство совершенно

    другого объекта;

    -прием ускорение (замедление): выбрать объект или процесс и

    ускорить его действие до такой степени, чтобы возникло новое качество;

    -прием универсализации (обобщения) и др.

    Упражнения на развитие творческого воображения.

    Упражнение «Создание нового». “Изобрази свою память”;

    “Составь загадку”;

    “Придумай сказку (историю) о……..”;

    “Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)” и др.

    Игра (Приложение№ 4,7) - способствует воспитанию и развитию

    интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает

    проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка.

    Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для

    развития творческого воображения у детей:

    Все театральные игры можно разделить на две основные группы:

    режиссерские игры и игры драматизации. К первой группе –

    режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой

    театр, театр на фланелеграфе.

    Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на

    собственных действиях исполнения роли.

    Еще один путь для развития творческого воображения – это

    специальные игры.

    Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно назвать

    как можно больше вариантов использования одного и того же предмета.

    Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал,

    как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение садовых

    дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так можно

    назвать самые обычные предметы и придумать их назначения.

    Игра "Сказка по вопросам". Играют несколько детей. Каждый по

    очереди (по кругу) должен ответить на свой вопрос, продолжая сюжет

    общей истории. Вопросы: Где происходит действие? Кто главный герой?

    Где он находится? Что делает? Куда идет? Кого встречает? Что сказал? Что

    ему ответили? Чем все окончилось?

    Придумай окончание сказки. Жил-был зайчик. Он был маленький,

    беленький и очень одинокий. Решил он найти себе друга. Поскакал он мимо

    елочек на опушку леса. Вдруг видит навстречу ему какой-то зверь идет, на

    длинных ногах и с большими рогами...

    Играя с ребенком, мы должны помнить, что главное – это развитие

    общих особенностей воображения, умение планировать свою деятельность

    в сочетании с творческими, нестандартными решениями. Поощрение

    творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у

    дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив

    должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда

    проявится в будущем.

    II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

    ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ ТРИЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ.

    Основная задача использования ТРИЗ-РТВ технологии в

    дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий,

    а с этой задачей может справиться только воспитатель творец. Для этого

    важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка». А также

    для этого необходимо:

     Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они

    органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили

    «академический» характер;

     В конце занятия поводятся итоги для того, чтобы обучить детей

    навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали

    нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? И

    др. (в старшем дошкольном возрасте). Итоги подводятся в самых

    разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей»,

    «Доскажи предложение», обсуждение планов на будущее («Вот мы

    сегодня узнали о…, а в следующий раз о …»), продуктивная

    деятельность и обсуждение полученных работ и др.

     Иметь специальную игрушку – героя занятий, который помогает

    воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней

    проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно

    выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой

    ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться

    помогает с ее помощью существенно увеличить активность и

    заинтересованность детей. Основное требование при выборе

    Игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть кукла,

    интересный воздушный шарик, «головоног», «лошарик» и т.п.

     Проводить обучение не только коллективно, но и индивидуально на

    любом окружающем материале. Эти упражнения можно

    рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.

     Быть готовыми использовать «тризовский» подход и в повседневном

    взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и

    стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и

    анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты

    решения задач.

     В результате обучения у детей возникает положительное

    отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и

    интерес; детские ответы становятся нестандартными,

    раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется

    стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более

    образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на

    других занятиях и в повседневном общении.

    Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат

    «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание

    может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача

    взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность

    собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»

    Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические

    принципы (А.А. Гин «Приемы педагогической техники»).

    - Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем

    действии предоставляю ребёнку право выбора.

    - Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать

    с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного

    решения). В условиях творческого задания закладываются разные

    варианты решения.

    - Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю

    практическую деятельность.

    - Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения

    детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть

    элементы предыдущих.

    - Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального

    оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это

    позволяет мне максимально использовать возможности знания и

    интересы детей.

    Существуют различные подходы к построению занятий с

    использованием ТРИЗ и РТВ-технологий: построение занятия на одной

    алгоритмической цепочки (в этом случае на занятии основным

    содержанием является решение творческой задачи) или использование на

    традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант

    более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

    Даже самые обычные темы можно сделать интересными и

    увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети

    скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди

    и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже

    знаю). Поэтому основной задачей, которую я ставлю перед собой, является

    не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного

    добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и

    через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и

    тренинги.

    Учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:

    1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

    2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций

    - мозговой штурм.

    3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление

    должно рассматриваться в развитии).

    4. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка

    мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов,

    причинно-следственных выводов и заключений, сделанных

    самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)

    5. Обязательна активизация творческого воображения.

    В процессе проектирования занятий с дошкольниками

    рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

    а) выбор темы занятия на основе «Программы воспитания и обучения в

    детском саду». При этом не имеет значения, какая именно программа

    лежит в основе деятельности педагога.

    б) определение вида занятия (выбор определенной методики или

    комплексный вариант). Замечу, что комплексный подход – та форма

    работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу

    их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой

    комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала

    и рефлексия;

    в) формулировка программного содержания;

    г) выбор разнообразных инструментов обучения;

    д) составление конспекта.

    2.1 Содержание проекта

    I этап: подготовительный этап проекта, связан с

    анализом состояния проблемы в психолого – педагогической теории и

    практике. Изучила практику внедрения ТРИЗ-технологий в

    образовательное пространство дошкольных образовательных учреждений.

    Выяснила, что данной проблемой в городе никто не

    занимается, хотя интерес к методам и приемам ТРИЗ педагоги проявляют и

    иногда используют их на занятиях по изодеятельности, математике и

    развитию речи.

    На данном этапе создана методическая база, необходимая для

    реализации проекта. В нее вошли:

     программы;

     разработки по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий

    (конспекты, презентации, раздаточный материал);

    В этот же период разработана система диагностики уровня развития

    творческого потенциала детей. Проведение диагностики на входе.

    показали, что дети имеют в основном очень низкий и низкий уровень

    развития творческого воображения и мышления.

    II этап: практический этап проекта, включает

    в себя совместную деятельность, направленную на решения конкретных

    задач, с учетом полученных сведений о родителях и детях, и освоенных

    ими теоретических знаний. На данном этапе созданы продукты творческой

    деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские

    работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с

    использованием приемов РТВ), организация и проведение творческих

    отчетов, педагогических мастерских в дошкольном учреждении,

    публикации собственного педагогического опыта, обогащение

    развивающей среды дидактическими играми т.д.

    III этап: обобщающий этап, завершение

    программы, количественный и качественный анализ эффективности

    проведенной работы на первом и втором этапах

    Цель исследовательской работы: выявить степень эффективности

    использования методов ТРИЗ в формировании творческого воображения,

    мышления дошкольников в условиях ДОУ.

    Задачи:

    1. Провести диагностику уровня творческого воображения,

    мышления дошкольников в условиях ДОУ.

    2. Выявить особенности развития детей

    3. Разработать и апробировать систему занятий по

    использованию методов и приемов ТРИЗ.

    4. Подготовить комплекс рекомендаций для воспитателей по

    использованию методов и приемов ТРИЗ .

    Для экспериментального исследования уровня творческого

    воображения и мышления были проведены исследования с

    использованием следующих методик диагностики универсальных

    творческих способностей для детей (авторы: В. Синельников, В.

    Кудрявцев)

    1. «Солнце в комнате»

    2. «Складная картинка»

    3. «Как спасти зайку»

    По результатам исследования 14 детей показали очень низкий

    уровень формирования творческого воображения и мышления что

    составляет 70%, 4 детей показали низкий уровень развития, что составляет

    20% и 2 ребенка средний уровень развития, что составляет 10%.

    В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные

    программы, с помощью которых можно было бы разработать систему

    целенаправленного воздействия, позволяющую заложить основы

    творческой личности.

    На заключительном этапе мы провели повторное обследование детей

    для оценки уровня формирования творческого воображения и мышления.

    Процедура обследования проходила в том же режиме, как и на

    начальном этапе. В качестве диагностирующего инструментария

    использовались те же самые методики.

    Результаты исследования на заключительном этапе показали, что на

    среднем уровне 10 человек- 50 (%); на высоком 8 детей - 40 (%); на

    низком уровне 2 человека -10%.

    Таким образом, из результатов исследования мы видим, что уровень

    формирования творческого воображения и мышления у большинства детей

    на выходе стал выше.

    Исследование показало: систематическое и целенаправленное

    использование методов и приемов ТРИЗ дало положительный результат.

    Система игр и упражнений позволила улучшить процесс формирования

    творческого воображения и мышления у дошкольников. В процессе

    деятельности у детей формируется положительная мотивация, умение

    преодолевать трудности, развивается самоконтроль, проводимые

    мероприятия положительно влияют на развитие ребенка в целом.

    Использование методов ТРИЗ в работе с детьми позволяет формировать

    и поддерживать интерес к выполнению заданий, поддерживать

    сосредоточенность, воспитывать усидчивость, желание играть и

    узнавать новое. Систематическое и целенаправленное использование

    методов ТРИЗ даёт положительный результат, что видно по динамике

    развития.

    Следовательно, гипотеза о оптимизации процесса развития

    творческого воображения и мышления в результате использования методов

    и приемов ТРИЗ экспериментально подтвердилась.

    Заключение.

    Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы, о

    достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.

    Таким образом, гипотеза о том, что использование методов и приемов ТРИЗ может стать эффективным условием развития творческого мышления и воображения доказана. Цели и задачи достигнуты.

    За период работы по проекту были использованы лишь некоторые

    методы развития творческого воображения и мышления. И все они тесно

    связаны, взаимно обусловлены и взаимно проникают друг в друга. В

    современном образовании остро стоит задача воспитания творческой

    личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в

    различных областях деятельности. Данный педагогический опыт направлен

    на формирование результатов:

    - в процессе совместной деятельности и взрослого и воспитанника

    возникают особого рода отношения, которые придают их

    взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в

    пространстве деятельности и общения;

    - в силу возрастных и индивидуальных особенностей осуществлять

    логические операции сравнения, анализа, обобщения;

    - помогает ребенку самореализоваться в жизни;

    - эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;

    - аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою

    позицию;

    - делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным

    обществу.

    Разработка и внедрение данного педагогического проекта также

    эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах

    творческой деятельности. Воспитанники являются участниками и

    призерами городских и республиканских конкурсов и фестивалей: рисунки

    на противопожарную тематику, «Рождество Христово», «Пасхальная

    композиция», «Зимняя фантазия», «Медвежонок Миша», «Юные

    дарования» и др. Дети стали более общительными, не боятся высказать свое

    мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей

    формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам,

    уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят

    мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит находить позитивные решения

    возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во

    взрослой жизни.

    Исходя из внедрения данного педагогического проекта в учебно-

    воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот

    процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства

    самого педагога, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для

    решения актуальных воспитательно-образовательных проблем.

    Перспективы дальнейшего развития, возможности

    распространения опыта

    1. Изменения в организации воспитательного процесса (проблемное

    воспитание)

    2. Внесение изменений в тематическое планирование,

    обусловленное возможностью ТРИЗ-технологий интегрировать темы

    занятий

    3. Просвещение родительской общественности.

    4. Расширение возможностей для реализации творческих

    потребностей воспитанников: проектные и исследовательские работы,

    участие в конкурсах и фестивалях.

    5. Издание сборника материалов по работе проекта.

    Литература:

    1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития

    творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б.

    Селюцкий. Петрозаводск,1991.

    2. Ардашева Н.И. и др. Истории про … Ульяновск, 1993.

    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

    М.,1991.

    4. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.

    Вып.2

    5. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.

    6. Гин С.И. Мир человека. М., 1993.

    7. Дидактические игры для развития творческого воображения детей

    /Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.

    8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.

    9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр.

    Психологии. 1993. № 2.

    10. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук.

    Челябинск, 2000.

    11. Киплинг Р. Сказки. М., 1986.

    12. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с

    дошкольниками. Мн.,2000.

    38

    13. Ладошкина С.Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста

    (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.

    14. Ладошкина С.Н. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ).

    Новосибирск, 1989.

    15. Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб, 1995.

    16. Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего

    возраста // «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.

    17. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание.

    Рига,1993.

    18. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.

    19. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

    20. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей

    дошкольников. Обнинск, 1998.

    21. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения

    дошкольников. Ульяновск, 1997.

    22. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому

    рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997.

    23. Страунинг А.М. Росток. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей

    дошкольного возраста. Обнинск, 1995.

    24. Творческие задания в работе с дошкольниками /Под общ. ред.

    Сидорчук. Челябинск, 2000.

    25. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.

    39

    26. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении.

    – М., 1990.

    27. Эльконин Д.В. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до

    семи лет. – М., 1960.

    28. http://www.trizland.ru/

    29. http://www.altshuller.ru/triz/

    30. http://trizinfo.by.ru/__


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

    Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

    Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...

    «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

    Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...

    Тема семинара: "Развитие творческого мышления и речи детей через современные технологии"

    laquo;Развитие творческого мышления и речи детейчерез современные технологии» 2 СЛАЙД"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,но его надо научить ориентироваться в совреме...