Развитие творческого мышления и речи дошкольников через ТРИЗ-технологию
учебно-методический материал

Панцырева Вера Владимировна

Консультация предназначена для воспитателей детского сада по использованию ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический час

«Развитие творческого мышления и речи детей

через ТРИЗ-технологию»

Подготовила:

Старший воспитатель:

 Панцырева В. В.

Как Вы думаете, легко ли что-нибудь выдумать, то чего еще никто не придумал?

Многие люди любят читать и смотреть о том, чего не бывает: дети – сказки, взрослые – фантастику. Как Вы думаете почему?

Какие детские писатели в своих произведениях используют очень часто прием фантазирования? (Дж. Родари, Льюис Кэрролл, Н.Н. Носов, Тим Собакин, Б. Заходер) Но фантазируя, нужно учитывать, что существует психологическая инерция

Психологическая инерция (ПИ)

Объяснение этого понятия строится на аналогии: машина, даже если нажат тормоз, какое-то время продолжает двигаться — то есть едет «по инерции». Человек тоже, выполняя какое-то действие, не сразу может переключиться на другое: срабатывает «психологическая инерция» - продолжение привычных действий.Например:

— ПИ «заставляет» искать карманы в новом пальто на том же месте, где они были в старой куртке;

— называть маму бабушкой после лета в деревне;

— в гостях искать «свою» комнату в привычном месте;

— после серии примеров на сложение делать ошибки в примерах на вычитание и т. д.

Для демонстрации ПИ предлагаю выполнить несколько заданий.

— Как глухонемой может объяснить в магазине, что ему нужен молоток? (Дети показывают, как забивают гвоздь.) А как слепому попросить ножницы?  (может и сказать)

— Кто при Екатерине Второй ходил вверх головой? (Дети дают ответы «шут», «мухи» и т. д., как будто прозвучало слово «вниз».Правильный ответ — «все люди».)

— Какое слово из 11 букв все дети, взрослые и даже учителя пишут неправильно? (Конечно, слово «неправильно».)

— Как записать строчку цифр 5, не отрывая руки? (Нужно писать пятерки римскими цифрами.)

—  Вы сейчас много смеялись, когда отвечали на вопросы. Действительно, смешно, когда человек думает одно, а на самом деле оказывается другое. Не так ли?

—  Психологическая инерция помогает человеку выполнять привычные действиядаже не задумываясь: мы можем застегнуть одежду или завязать шнурки не глядя; рука с ложкой сама находит рот, если вы смотрите в этот момент телевизор; вы можете в темноте пройти из одной комнаты в другую, потому что вы привыкли это делать повторяя многократно. ПИ в данном случае помогает, но ПИ мешает придумывать новое, предлагая старые ответы. Попробуем преодолеть ПИ, решив тризовские задачки.

Тризовские задачки

1. Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит её порезать, но непоперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что, пожарник?» - «Да». Как она догадалась?

(Он был в форме пожарника.)    

2. В пригороде Парижа - кафе на улице. За столик садится молодой человек. Хозяин тут нее звонит в полицию: «У меня в кафе - диверсант».  Как он это узнал?  

(Человек был с парашютом.)                      

3. Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счетом 32:28. При этом ни один из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть? (Играли женские команды, и все мячи были забиты баскетболистками.)

4. Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Мы постараемся помочь вам!» Аварии удалось избежать. Как это объяснить?

(Самолет еще не взлетел.)    

5. Мальчик рассказывает: «Вчера был ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок». Как такое может быть? (Отец был лысым.)

6. У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на

железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен; потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который почему-то не посчитал нужным вмешаться. Почему?

(Дама шла пешком.)

Тризовцы придумали свою систему оценивания по критерия новизны.

Критерии новизны

1 уровень (низкий) – стандартные идеи «Так могут придумать все!»

2 уровень (средний) – интересные, не совсем обычные идеи «Так придумали некоторые!»

3 уровень (высокий) – неожиданные, оригинальные идеи «Так придумал один!»

Предлагаю нарисовать домик, при этом никаких комментариев — какой, как, сколько и т. д. — не дается. Анализ работ проводится по критериям новизны:

I уровень новизны (слабый—действует ПИ): рисунок домика обычный

II уровень новизны (средний): рисунок представляет собой изображение домика с различными деталями, может быть объемное изображение или рисунок многоэтажного дома;

III уровень новизны (высокий — преодолена ПИ): рисунок гнезда, конуры, аквариума, пенала... («домики» для птицы, собаки, рыбы, ручек).

Рассмотрим некоторые приемы ТРИЗа

Прием«Ассоциации»

Игра «Теремок»

Чтобы попасть в теремок, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка.

«Ассоциативные загадки» (сочинение загадок, метафор, сравнений, «Дорисуй», «На что похожа клякса?»)

«Ассоциативные цепочки» (предлагаю педагогам выстроить цепочку ассоциаций.Сначала по любому признаку, затем «предмет, признак, действие»)

Игра «Да - нетка». Педагог загадывает слово и предлагает при помощи вопросов отгадать его.

Прием «Объединение»

Послушайте стихотворение и определите, какой тризовской игре оно предшествует.

«Крокодил и Петух»

На желтом лугу,

где растет чепуха,

лиловая, как чернила,

повстречал

Крокодил с головой петуха

Петуха с головой крокодила.

И оба сказали такие слова:

— Какая чудная у вас голова!

Я, может, не прав,

Но, мне кажется, вы

достойны скорее

моей головы.

— Хотите меняться? –

Петух предложил.

— Отлично! Давайте! –

сказал Крокодил.

Обменявшись такими словами,

поменялись они головами.

И каждый подумал:

«Красиво на диво!

Обманул я его, чудака».

И ушёл Крокодил

с головой крокодила,

А Петух

с головой петуха.

Игра «Сказочные животные»

1 этап – составление разрезных картинок правильно

2 этап – предложить соединить части разных животных и придумать название (на примере книжки)

— Вы сейчас придумывали названия реальным живым существам. Но животные бывают еще и сказочные. В сказках встречаются животные, которые есть на самом деле, но в сказках они разговаривают, живут в домах, работают и т. д. А бывают и необычные, фантастические животные, которых в действительности не существует. Давайте придумаем таких животных (транспорт).

Примеры названий: жиразьяна (жираф + обезьяна), легр (лев + тигр), зебряц (зебра + заяц), волжик (волк+ежик), голувлин (голубь+павлин), лошаведь (лошадь+ медведь) и др.

Прием «Морфологический анализ»

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Игра «Кто, с кем, где, когда...»

В игру можно играть, когда количество участников не меньше двух, но лучше играть большой компанией.              

Педагог называет вопрос, дети записывают ответ на него, после чего загибают верхний край листа от себя таким образом, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому человеку. Педагог называет следующий вопрос - дети снова отвечают, загибают край листа и передают другому.  

Примечание. Оказывается, занимательные истории при различном содержании имеют одну и ту же структуру. Рассказчик по ходу рассказа последовательно отвечает на следующие вопросы: кто? с кем? где? когда? что делали? кто пришел? что сказал? Если на эти вопросы отвечают разные люди и при этом они не знают, что отвечают другие, то в результате могут получиться довольно неожиданные смешные коллективные истории.

Перед тем как объяснять правила и играть, желательно проговорить, какими могут быть варианты ответов на каждый вопрос.

Примечание. Если этот этап работы не проводить, ответы детей будут одинаковыми и неинтересными, соответственно такими же будут и получившиеся коллективные истории.

Придумывание сказок, игр, новых предметов

Прием «Метод фокальных объектов»

Это прием придумывания нового, который заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами.Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их.

Приемы фантазирования Дж. Родари

«Круги по воде»

Все, наверное, не раз наблюдали, как от камня, брошенного в воду, расходятся по воде круги. Они вовлекают в свое движение различные окружающие предметы — тростинки, кораблик, кувшинку и другие, «дремавшие» до этого времени. Так и от одного слова может начаться движение, привлекающее все новые и новые ассоциации и приводящее к целой истории.

Последовательность работы по приему;

1) Выбрать слово- «камень» (из 5-6 букв, не содержащее й, ы, ь, ъ), записать его буквы на доске в столбик.

2) Написать рядом с каждой буквой произвольные существительные, начинающиеся с данной буквы.

Например:

Д — динозавр

Р — редиска

А — аквариум

К — корона

А — автомобиль

3) Составить рассказ с использованием всех слов.  

 - А еще из букв исходного слова можно составлять предложения. Например, из букв слова «санки» получаются предложения: «Слон ананасом нарисовал крокодилу иголки», или «Семь автобусов наелись кислых изумрудов», или «Сколько асфальта ноги Кощея истопчут?» и т. д. Эти предложения могут стать началом (серединой, концом) вашей сказки.

Прием «Что потом?»

Обычно дети воспринимают сказку как законченное целое, в котором «ни убавить, ни прибавить». Использование приема фантазирования «Что потом?» позволяет придумывать продолжения известных сюжетов.

Педагог предлагает придумать продолжение некоторых сюжетов.

Например:  - Лиса съела Колобка, что потом? Как Колобок себя вел внутри Лисы? Может быть, он продолжал петь и мешал ей охотиться? А, может, он смог выскочить и убежать от Лисы, когда она зевнула?..              

 - За вредность старухе Шапокляк подарили связку воздушных шаров, и она улетела. А что было потом? Где она приземлилась? Как объяснила свое появление? Как потом отомстила Чебурашке и его друзьям?..

-Мойдодыр вымыл неряху, а что потом? Стал ли мальчик аккуратным? Как родители и товарищи отнеслись к тому, что он изменился?..

Желательно, чтобы 3-4 сюжета обсуждались кратко (ответы на вопросы), а один сюжет (по выбору детей) можно рассказать подробно, как «настоящую» сказку.

Прием «Оживление»

Игра «Что думают предметы», «Что думают животные о человеке?» (размышления с позиции данного предмета, животного)

Прием «Увеличение - уменьшение»

  Представьте себе, что домашние животные вдруг выросли: собака стала размером со слона, кот - как корова; рыбки - ростом с акулу...

Что бы изменилось в их жизни и в жизни людей? Как бы их кормили, выгуливали, играли с ними?..

—  А если бы все животные так уменьшились, что любое смогло бы поместиться в спичечном коробке? Для чего это было бы удобно, для чего нет?..

—  Значит, все же хорошо жить такими, какими создала нас матушка-природа...

Упражнение «Изменяем свойства»  

—   Увеличиваться и уменьшаться могут не только сами объекты и их части, но еще их свойства и признаки. Можно проанализировать, что будет хорошего и что плохого в том, что люди вдруг станут очень грустными или будут очень мало спать...

Метод Робинзона

Игра «Дело в шляпе»  

Педагог предлагает придумать различные способы (в том числе необычные и смешные), что можно сделать со шляпой.

Приветствовать друзей и знакомых.

Подкинуть вверх, когда салют.

Пойти на карнавал или на маскарад.

Подарить кому-нибудь.

Продырявить и глядеть в дырочку, как в окошко.

Обмахиваться, как веером, когда жарко.

Привязать к шляпе веревочку и возить за собой, как паровоз или автомобиль.

Надеть на палочку и крутить.

Пустить плавать по воде, как лодочку.

Как сачком, ловить бабочек, майских жуков и лягушек.

Класть разные мелочи.

Прибить под крышей для ласточек.

Гонять, как обруч, палочкой по тротуару.

Показывать фокусы, как в цирке.

Привязать к воздушному шарику.

Мерить рис, овес, крупу, муку.

Отдать огородному пугалу, снежной бабе, городской статуе.

ШЛЯПУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК

Вазу для яблок и слив.

Горшок для цветка.

Котелок для супа.

Абажур.

Кошелек.

Аквариум.

Баскетбольную корзину                    

Форму для кекса.

Корзинку для грибов и ягод.

Домик для мышки.

Корыто.

НО ЛУЧШЕ ВСЕГО ПРОСТО НАДЕТЬ ШЛЯПУ НА ГОЛОВУ!»

Игра «Маша-растеряша»

Игра заключается в том, чтобы придумать, как выполнить некую работу без привычного инструмента, и найти ресурсы для этого. Вариант объяснения игры:

—  Давайте поиграем в Машу-растеряшу. Когда у нее что-нибудь теряется, она очень расстраивается и не знает, что делать.

Итак, стоит Маша-растеряша и плачет:

— Ой, ой, ой!

—  Что такое, что случилось?

—  Я ножик потеряла! Чем я теперь буду хлеб резать?

—  Вилкой (металлической линейкой, леской, ножницами...).

—   Спасибо! Ой!

—   Что на этот раз стряслось?

—  Я клей потеряла! Как я аппликацию сделаю?

—  Бумагу можно смазать мокрым мылом (можно использовать пластилин, жевательную резинку, скотч и т. д.).

Игра разыгрывается несколько раз.

Желательно, чтобы роль ведущего была сменной: «Маша-растеряша» оценивает ответы и выбирает самый интересный, автор этого ответа и становится ведущим.

Задание: каждый педагог в течение недели использует приемы ТРИЗа, впечатлениями делимся на следующем педагогическом часе.

Закончить хочу стихотворением Натальи Мавроди

Быть чудаком и верить в чудеса,

Купаться летней ночью в море звёздном,

За журавлём гоняться в небесах

Я точно знаю: никогда не поздно.

Дыханье от восторга затаив,

Увидеть волшебство в совсем привычном,

И, слыша незатейливый мотив,

Величье ощущать в полёте птичьем.

Бежать куда-то за своей мечтой,

Вновь совершая тысячу ошибок,

Не сомневаясь, спор вести с судьбой

И грезить о награде из улыбок.

О, как мне жаль угрюмых простаков,

Кто, ошибаясь, в чудеса не верит,

Тех, чьи сердца закрыты на засов,

Чьи наглухо забиты в детство двери.

Мир будет жить, пока есть чудаки,

Пока Земля дыханьем их согрета,

Пока родятся с лёгкой их руки

Стихи и песни, сказки и сонеты.

Пока мазки ложатся на холсты,

Подснежники цветут средь зимней стужи,

И, следуя законам красоты,

В песчинках зреет качество жемчужин.

Творческих успехов!

Восемь секретов креатива

Секрет 1. Вы уже творческая личность.

Художники и прочие творческие личности не являются отдельным подвидом человеческого рода. Каждый из нас рождается творцом и нестандартным мыслителем! Но есть одно действительное различие между творческими натурами и обычными людьми. Творческие люди считают что они творческие, а обычные люди думают что они не творческие. В этом и вся разница. Когда вы считаете себя творческой натурой, то постоянно ищите способ чтобы выразить себя, бросаете себе вызов, ищите способы проявиться... Когда вы считаете себя серой мышкой, то и не ставите себе задач проявить себя, а следовательно и отпадает способность к творчеству.

Секрет 2. Творчество - это постоянная работа.

Вы должны иметь не только желание, но и страсть к созданию чего-то нового. А так же нужно запастись огромным терпением, чтобы противостоять неудачам. Все творческие личности работают не покладая рук и порождают сумасшедшее количество идей, большинство из которых - плохие. Действительно, больше всего плохих стихов и рассказов написали великие поэты, чем поэты второго сорта. Удивлены? Шекспир написал 154 сонета, из которых некоторые получились шедеврами, некоторые - обычными, а некоторые были откровенно плохими. Рембрандт создал более 650 картин и 2000 рисунков, Пикассо выполнил более 20000 работ... Томас Эдисон создал более 3000 различных идей для систем освещения, прежде чем создал свою лампочку.

Секрет 3. Постоянно упражняйтесь.

Когда вы ставите задачу придумать что-то новое, то мозг начинает работать активнее. Образуются новые нейронные связи, благодаря которым вы начинаете думать более креативно. Чем больше раз вы стараетесь придумать что-то новое, тем активнее становится ваш мозг и вы становитесь более творческим человеком. Если вы хотите стать художником, то рисуйте одну картину каждый день,  и спустя время вы им станете!

Секрет 4. Творите у себя в голове.

Наш мозг представляет собой динамическую систему, которая постоянно развивается в результате жизнедеятельности, этим он и отличается от компьютера. Для расширения творческих способностей обязательна обратная связь. Причем не важно, откуда она берется из реального опыта или вымышленного. Мозгу все равно. Альберт Эйнштейн часть опытов проводил у себя в воображении, так же поступал и Николо Тесла. Если нет под рукой бумаги и ручки, кисти и красок, ноутбука и мышки... представьте их! И продолжайте творить!

Секрет 5. Существует несколько правильных ответов.

Со школы нас загоняют в рамки и заставляют найти 1 правильный ответ к задачке. Но жизнь такова, что чаще бывает несколько правильных ответов. Небо может быть либо синим, либо не синим.  Это плохой вариант мышления. У неба миллионы оттенков синего, так же как существует миллионы различных решений ваших задач. При попытке придумать идею, не спешите подвергать её жесткой цензуре. Ничто так не убивает новые идеи, как жесткая критика. Для начала подумайте над как можно большим числом идей, без их критической оценки, затем скомпонуйте те, что можно объединить и выбирайте лучшие.

Секрет 6. Никогда не останавливайтесь на первой хорошей идее.

Очень велик соблазн обрадоваться найденной идее и успокоится. Постарайтесь зайти на несколько шагов дальше. Когда Эйнштейна спросили в чем его секрет, то он ответил "Когда люди находят иголку в стоге сена - они радуются и успокаиваются. Я же продолжаю искать и находить вторую, третью, а если сильно повезет, то и четвертую".  В 1862 году Филипп Рейс продемонстрировал устройство, которое способно было передавать музыку по проводам. Это было величайшее открытие... если бы он на этом не остановился, то не понадобилось бы ждать 10 лет, когда Грэхем Белл изобретет телефон.

Секрет 7. Мнение экспертов часто будет отрицательным.

Чем больше экспертов вы собираете, тем более узким будет их мышление. Очень часто экспертное мнение строится на их прошлом опыте, а не на создании чего-то нового. Чуть ли не каждый эксперт ставит своей миссией найти только отрицательные моменты или подводные камни, и полностью упускают из виду положительные стороны.

Секрет 8. Не позволяйте себе отчаиваться.

Никогда не вешайте нос! Альберт Эйнштейн были исключен со школы за негативное влияние на сверстников. Он был единственным выпускником, который не получил должность преподавателя. Родители  Бетховена, говорили что он слишком глуп, чтобы стать композитором. А Уолт Дисней был уволен из газеты, потому что "ему не хватало воображения".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Итоговая  проектная работа по развитию мышления и  речи детей через ТРИЗ - РТВ технологию. ...

Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...

Мастер-класс «Развитие нестандартного мышления и изобретательства дошкольников средствами ТРИЗ технологии»

ТРИЗ-технология. Учить находить и выявлять противоречия – важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового....

Тема семинара: "Развитие творческого мышления и речи детей через современные технологии"

laquo;Развитие творческого мышления и речи детейчерез современные технологии» 2 СЛАЙД"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,но его надо научить ориентироваться в совреме...

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ - РТВ -технологию»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...