«Использование игровой технологии «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» для развития творческого мышления у одаренных детей»
презентация по коррекционной педагогике

Бондарь Елена Владимировна

 Цель: представление опыта работы по использованию игровой ткхнологии «Дары Фрёбеля» для развития творческого мышления у одаренных детей

Задачи:

-познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;

- сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

- вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;

- показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» для развития творческого мышления у одаренных детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frebel_master_klass.docx29.33 КБ
Файл frebel_master_klass.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование игровой технологии  «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» для развития творческого мышления у одаренных детей»

                                                                                   

 Цель: представление опыта работы по использованию игровой ткхнологии «Дары Фрёбеля» для развития творческого мышления у одаренных детей

Задачи:

-познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;

- сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

- вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;

- показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» для развития творческого мышления у одаренных детей;

Оборудование: Игровой набор « Дары Фребеля», оргстекло, мультимедийное оборудование.

Ход мастер –класса

Теоретическая чать

«Игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение, способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждает детское творчество» Ф. Фребель.

Фридрих  Фрёбель  -  немецкий  педагог  19 века . Автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г) . Он ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную, строго регламентированную систему, создал знаменитые «Дары» – пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений.      ( Слайд 3)

             «Дары  Фребеля» , в  соответствии  с  ФГОС, позволяют  построить

 образовательный процесс должен на эффективных формах работы с детьми  . А основной формой работы с детьми  и ведущим видом деятельности для них является игра. Разработаные  игры  с  использованием  «даров»   распределены по образовательным областям.

            Игровой набор «Дары Фрёбеля»– самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба и цилиндра.

             Во время педагогической деятельности Ф. Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров»,  в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей.(Слайд 4)

Практическая часть

 Модуль № 1 – «Текстильные мячики». Знакомства детей с  игровым набором «Дары Фребеля» начинается  со второй младшей группы  с модулем №1 « Шерстянные шарики»- семь мячиков.( Слайд5)   Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. С помощью данного модуля тренируется  мелкая  моторика  рук,  развитие  речевых  способностей  и самостоятельной  игровой  деятельности,  изучение  цвета,  формы  и  качеств предметов, формирование пространственной ориентации.  

Вопросы  к фокус-группе:

Как  вы  думаете,  какие  игры  можно  провести  с  ребенком,  используя мягкий мяч? (Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить).

Работа с Модулем №1

 С помощью данного модуля можно раскачивать шарик в разные стороны,  «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», что знакомит ребенка с пространственными представлениями.С помощью мячиков дети различали  и называли цвета,  игра «Назови цвет». Игра «Ягоды сада и леса», каждый вязаный цветной шарик напоминает ягоду. Нужно подобирать названия ягод в соответствии с цветом шариков. Затем рассказать, на какую ягоду он похож, какая это ягода и где растёт.

Данная игра  помогает решить ряд задач :  пополнение словаря согласно тематике, согласование частей речи, развитие связной речи, развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия.

Мозаика со шнуровкой ( Модуль 12) (Слайд 6)

(показ модуля)

Использование  в ходе образовательной деятельности набора 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»  развивается творческое мышление,  зрительное внимание и сенсорика, знакомит с основными формами, цветами , умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию. )  Вот такая доска (показ), в которую мы можем вставлять мозаику и шнурочки. способствовало  формированию умений  освоить   разные способы шнуровки — просто стежки, стежки крест-накрест. Так же здесь дети могут выкладывать следы. Они могут быть разными по цвету, запутанными. С помощью верёвочки (волшебной) можно помочь герою соединить все следы и найти дорогу домой.

Использование игровых модулей (№2,3,4,5,5в,5Р, 6,7,8,9,10 , 11,14  ) развивает навыки конструирования,  творческое мышление, память.Способствуют   формированию представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, числе и т.д), развитию мышления,  воображения и творческой активности.

(работа с данными модулями). 

Придумайте и постройте город своей мечты  с достопримечательностью и презентуйте его нам. Необходимо дать название, разрекламировать, чтобы все остальные тоже захотели его посетить.

( во время работы) Пока наши участники выполняют задания ,я подробнее расскажу о каждом мудуле.(Слайды 7,8,9,10)

Вопросы  к фокус-группе: Расскажите о своем городе и о его достопримечательности .

Предлагаю вам сконструировать флаг и герб своего города и объяснить , почему они получились именно такими .У вас есть 30секунд.

         (работа с данными модулями). 

Вопросы  к фокус-группе: Расскажите , что символизирует ваш герб?

Подобные игры способствуют так же развитию творческих способностей, умения работать в команде, договариваться, воспринимать инструкцию.

Мы с вами отправляемся в путешествие на  автобусе.  Каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки- в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку - рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист горизонтально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний. – Задание понятно?...

Слушайте инструкцию:

- Пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).

- Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……

- Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……

- Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……

- Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……

- Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……

- Все справились? Проверим!...

  Данная игра  развивает сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки,ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

   Игра «Комната смеха» . Предлагаю Вам поискать свои отражения, не используя зеркало, и назвать предметы окружающей действительности в которых можно отразиться. Кроме предметов окружающей действительности, мы «отражаемся» и в других людях.

          Вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга и внимательно посмотреть на своего партнера. Постарайтесь запомнить все особенности своего друга. А теперь я предлагаю выложить «отражение» своего партнера из деталей наборов, лежащих на столе.  И одной паре нарисовать портреты ватными палочками на оргстекле.

На запоминание у вас есть 15 секунд. На выполнение задания 30 секунд.

(во время работы)  Данная игра развивает творческое мышление, воображеие,

формирование позновательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 Кто все закончил, может рассказать нам о своем партнере: какой он и чем отличается от других?

Рефлексия

       Наш мастер-класс подходит к концу. Вы многому сегодня научились и я думаю способны самостоятельно придумать игру или дидактическое задание, используя «Дары Фребеля», сформулируйте название и цель игры. Работа в паре. У вас есть 30 секунд.

Использование данной технологии способствует развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, поисковая активность, речь и творческое воображение. Применение на практике «Даров»  помогает нам развивать творческое мышление детей не только в образовательных ситуациях, но и в режимных моментах, и при индивидуальном взаимодействии.

В методических пособиях по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. (Слайды 11,12, 13 )

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ. (слайд 14)

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии  М.: Эксмо, 2004.- 512с
  2. Карпова Ю.В. Использование  игрового набора «Дары Фребеля» в условиях реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Метод. Рекомендации. М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014.-20с.
  3. Карпова Ю.В. Использование  игрового набора «Дары Фребеля» в  образовательной области «Познавательное развитие». Метод. Рекомендации. М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014.- 36с.
  4. Программа «Тропинки».  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией В.Т. Кудрявцева. М.: «Вентана- Граф», 2016.-592
  5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982.-96.
  6. Фребель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург.: У- Фактория, 2005.-248 с.

Интернет источник

    7.Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста.      [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/1815095/pedagogika/

tvorcheskoe_myshlenie_osobennosti


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ» Бондарь Елена Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» г. Валуйки Белгородской области

Слайд 2

Цель : представление опыта работы по использованию игровой технологии « Дары Фрёбеля » для развития творческого мышления у одаренных детей Задачи: -познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля ; - сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля » при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО; - вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов; - показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля » для развития творческого мышления у одаренных детей;

Слайд 3

Фри́дрих Вильге́льм А́вгуст Фрёбель Немецкий педагог 19 века. Автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г) . Ф. Фрёбель ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную, строго регламентированную систему, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений.

Слайд 4

«Дары Фрёбеля » 14 модулей

Слайд 5

Модуль №1 «Текстильные мячики» Тренировка мелкой моторика рук; развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка; дети изучают цвета и формы

Слайд 6

Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка» Задачи: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу, изучение комбинаций форм и цветов, развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Слайд 7

Модуль №2 «Основные тела». Задачи: знакомство с разными формами предмета; сравнение фигур между собой, умение анализировать и выявлять особенность и качество каждой, формирование самостоятельных исследовательских навыков; изучение движения предмета по траектории и различным направлениям Модуль № 3, №4 «Куб из кубиков» и «Куб из брусков Модули 3 -4 представляют собой куб, разделённый на мелкие кубики. Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, количество частей знакомит с числом

Слайд 8

Модуль № 5 «Кубики и призмы» Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики» Данные модули включают большое количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций. Модуль № 13 (5В) « Башенки » Задачи: закрепление название геометрических фигур, конструирование. Объединение с модулями 3-6 позволит создать сложные конструкции. Развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Слайд 9

Модуль № 7 «Цветные фигуры» Задачи: изучение различных плоскостных геометрических фигур; сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме; тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации; подготовка руки к рисованию; развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок; развитие речевых способностей и игровой деятельности ребёнка. Модуль № 8 «Палочки» Задачи: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации; сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, соотношение количества и размера; обучение счёту, использование палочек в качестве счётного материала; выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание); развитие творческих способностей Модуль № 9 «Кольца и полукольца» Задачи: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно- моторной координации; развитие творческих способностей- составление различных узоров и картинок; развитие игровой деятельности ребёнка .

Слайд 10

Модуль № 10 «Фишки» Задачи: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, обучение счету использование фишек в качестве счетного материала, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, развитие игровой деятельности ребенка. Модуль № 11 «Цветные тела» Задачи: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение различных геометрических форм, развитие умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка. Модуль № 14(5Р) «Арки и цифры» Задачи: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, развитие творческих способностей – состояние различных узоров и картинок. подготовка руки к рисованию и письму, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребенка.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей музыкально-одаренных детей

Сегодня многие музыкальные руководители озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии и с  музыкально-одаренными и с условно называемыми -нормальными детьми.Разр...

Использование моделирования для развития творческого мышления при ознакомлении детей с природой

Тема воспитания у ребёнка любви и позитивного отношения к природе была актуальной во все времена и не утратила своего значения в настоящее время. Вопрос состоит в том, как донести до детского со...

Программа для развития творческих способностей у одаренных детей

Одаренные дети! И наша задача поддержать творческий потенциал юных дарований...

Использование игровой технологии «Дары Фребеля» в совместной деятельности с детьми.

Использование игровой технологии "Дары Фребеля" в совместной деятельности  с детьми. Диссеминация опыта....

Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста."

Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста" содержит карткую основную информацию о наборе и возможно...