Образовательного проект «Школа маленького экскурсовода и туриста»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кротова Ксения Николаевна

Проект  описывающий работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом с примерным тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка и реализация образовательного проекта

«Школа маленького экскурсовода и туриста»

Данный проект разрабатывается с использованием идей музейной педагогики, здоровьесберегающих технологий и физического развития.

Одна из центральных образовательных идей данного проекта — это воспитание гражданственности и патриотизма, интереса к истории и культуре родного края, города, развитие здорового ребенка

Базовые идеи проекта:

Воспитание ребенка на национальных традициях, событиях, достопримечательностях малой Родины способствует формированию установок на позитивные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Любить Родину – значить знать, прежде всего, малую Родину. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Использование  в работе с детьми краеведческого материала воспитывает патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.

Цель проекта: планомерное знакомство дошкольников с историей нашего отечества, края, города, содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка, познакомить с основами спортивного туризма

Задачи:

Приобщение детей к национальной и мировой культуре.

Воспитание духовных и познавательных потребностей детей.

Воспитание визуальной грамотности, музейной культуры.

Развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости, развитие коммуникативных навыков.

Воспитание желания поделиться своими знаниями с другими.

Развитие связной монологической и диалогической речи.

Расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;

Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);

Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка - будущего туриста;

Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;

Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

Методическая работа поданному проекту предполагает: разработку системы передачи знаний дошкольникам о городе, в котором они живут, его истории, памятниках архитектуры и природы, а так же системы знаний по туризму.

Содержание и задачи НОД с детьми включают:

1.Знакомство с родным городом, краем (обогащение понятия «город» историко-культурным содержанием).

2. Воспитание любви к родному городу.

3. Обогащение активного и пассивного словаря детей.

4.Воспитание культуры поведения, навыков правильного общения в музее, на улице.

5.Закрепление правил поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, на природе).

6. Знакомство с основами спортивного туризма.

7. Развитие навыков туризма.

Как показывает опыт, работа по краеведению и музейной педагогике и туризму интересна как детям, так и взрослым (и в этом ее особая привлекательность!). В процессе обучения детей многие взрослые — педагоги и родители — открывают для себя много нового. Часто родители получают новую информацию по истории города от своих детей. В наш век стрессовых нагрузок и серьезных нарушений в экологии проблема подрастающего поколения особенно актуальна. В последние годы ведется целенаправленная работа, в рамках национального проекта, по оздоровлению населения России.

Формы работы:

Экскурсии в музеи, посещение выставок, просмотр экспозиций;

Игровые, театрализованные занятия в дошкольном учреждении и в музеях;

Беседы (коллективное индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее, на экскурсии);

Встречи с музейными специалистами и коллекционерами;

Участие в работе музея группы;

Оформление детских выставок и экспозиций.

Прогулки-походы, соревнования, туристские тропы.

В работе с детьми используются различные виды деятельности, что позволяет ребёнку ярче и шире воспринимать окружающий мир, расширять его кругозор, пополнять знания фактами по истории города и словарный запас историческими названиями, развиваться физически

Так же проводится целенаправленная работа с родителями. Сюда входит проведение консультаций и бесед для родителей на темы: «Архитектура Сочи», «Старый город Сочи», «Где можно интересно провести время с детьми», совместные прогулки и походы с родителями.

Детский сад приглашает родителей посетить занятия по краеведению и туризму. При этом важна помощь родителей в подборе наглядного материала (иллюстраций, книг, фотографий улиц, города и т. д.) для занятий. Необходима также помощь родителей по закреплению пройденного материала (беседы с детьми дома) и в организации автобусных и других экскурсий.

На основе впечатлений от занятий по музейной педагогике разворачивается ролевая игра «Школа маленького экскурсовода». 'Гак, детям дается понятие, что экскурсии можно водить везде, в том числе и по детскому саду.

Цель игры: учить детей проводить экскурсии по учреждению для гостей детского сада, используя полученные знания и приобретённый в музее опыт.

Задачи:

Развивать социальное поведение, навыки правильного
общения с взрослыми и сверстниками, правила поведения в общественных местах.

Развивать связную речь, память, учить логически рассуждать.

Развивать интонационную выразительность и темп речи, работу над дикцией.

Развивать ориентировку в пространстве, используя в речи пространственную терминологию.

Знакомство со всеми сотрудниками дошкольного учреждения, учить вежливому обращению к взрослым.

Планомерно знакомить детей с функциональной организацией ОУ, объясняя назначение каждого помещения.

Ролевая игра «Школа маленького экскурсовода» является долгосрочной и рассчитана на два года. Занятия по данному направлению проходят в разных формах: фронтально, индивидуально и с подгруппами. На первых порах экскурсии проводят педагоги, далее экскурсии по детскому саду могут проводить подготовленные дети, а затем к этому привлекаются и остальные дети.

Так же проводятся прогулки походы по темам:

- «К тайнам природы»;

- «Лесной стадион»;

- «Семейный туризм»;

- «Туристская тропа».

Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках-походах, что наполнило их новым содержанием:

- позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников;

-изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.

Убедились, что туризм  - это нечто большее, чем отдых. Туризм – это школа жизни, школа мужества. Каждый поход требовал новых знаний и умений. В теоретическую подготовку детей включили познавательные занятия по  теме «Туризм».

Ожидаемые результаты по проекту:

сформирован интерес к роли экскурсовода;

сформированы коммуникативные навыки — дети готовы
к новым формам общения;

дети знают назначение каждого кабинета и помещения ДОО;

дети знают каждого сотрудника, могут рассказать о его профессии и его деятельности в ДОО;

повышается авторитет сотрудников детского сада среди
детей, родителей и педагогов ДОО.

Дети познакомились с основами туризма.

Перспективное планирование занятий в подготовительной группе

Месяц

Вид занятия, тема

Цель

Оборудование

Сентябрь

Социальный мир

«История возникновения родного города»

Закрепить знания детей о родном городе, полученные в старшей группе: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия. Воспитывать интерес к истории родного города и страны.

Иллюстрации старого и современного города Сочи, презентация

Сентябрь

Природный мир

«Природа города Сочи»

Познакомить детей с климатом, рельефом, животным и растительным миром города Сочи. Воспитывать бережное отношение к природе.

Иллюстрации животных и растений нашего региона, макет города, презентация

Октябрь

Природный мир

«Памятники природы города»

Познакомить детей с памятниками природы города Сочи. Продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Иллюстрации памятников природы города (водопады, реки, ущелья и др.), презентация

Октябрь

Целевая прогулка в парки города   «Дендрарий» и «Ривьера»

Познакомить детей с парками города

Схемы парков, презентация

Ноябрь

Природный мир

«Парки города Сочи»

Познакомить детей с историей и природным многообразием парков города Сочи. Воспитывать  бережное отношение к достопримечательностям города

Иллюстрации парков города, схемы парков, презентация

Ноябрь

Рисование

«Мой Сочи»

Закрепить знания о достопримечательностях Сочи. Воспитывать любовь к городу.

Иллюстрации достопримечательностей города, презентация

Декабрь

Социальный мир

«Ворота города Сочи»

Познакомить детей с историей железнодорожного и морского вокзала г.Сочи. Закрепить знания детей о видах транспорта. Воспитывать к родному городу.

Иллюстрации вокзалов города, презентация

Декабрь

Социальный мир

«Памятники архитектуры»

Познакомить детей с памятниками архитектуры г. Сочи.

Иллюстрации памятников архитектуры города, презентация

Январь

Социальный мир

«Что такое музей»

Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музей. Познакомить детей с мини-музеем в группе.

Мини- музей города в группе, презентация

Январь

Целевая прогулка в музей истории города Сочи

Познакомить детей с историей города.

Февраль

Рисование

«Мой любимый уголок города Сочи»

Закрепить знания города. Воспитывать любовь к городу.

Иллюстрации достопримечательностей города, презентация

Февраль

Социальный мир

«Путешествие по городу Сочи»

Закреплять знания детей о достопримечательностях города. Развивать интерес к истории города. Воспитывать уважение к труду людей, живущих в городе, любовь к своему родному городу.

Карта-схема города, иллюстрации достопримечательностей города, диск с видеорядом объектов природы, макет города, презентация

Март

Социальный мир

«Музеи города  Сочи»

Познакомить детей с музеями г.Сочи. Воспитывать интерес к музеям.

Иллюстрации музеев города, презентация

Март

Социальный мир

«Памятники истории города Сочи»

Познакомить детей с памятниками истории г.Сочи. Воспитывать бережное отношение к памятникам истории.

презентация

Апрель

Природный мир

«Что такое заповедник»

Познакомить детей с понятием заповедник. Познакомить детей с Кавказским государственным биосферным заповедником и сочинским национальным  парком. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Иллюстрации животных и растений нашего региона, макет города, презентация

Апрель

Природный мир

«Климат и рельеф г.Сочи»

Познакомить детей с понятиями климат и рельеф. Познакомить с климатом и рельефом г.Сочи.  

Макет города Сочи, презентация

Май

Социальный мир

«Город Сочи в годы Великой Отечественной войны»

Познакомить детей с жизнью в городе в годы ВОВ. Воспитывать у детей уважение к пожилым людям, воспитывать чувство патриотизма.

презентация

Май

Итоговое занятие

«Что я знаю о своем родном городе Сочи»

Уточнить географическое  расположение и климатические условия города Сочи; сформулировать представление о специфическом предназначении города как город-курорт; расширить знания о достопримечательностях родного города; поддерживать интерес к культурно-историческим традициям города; вызвать чувство гордости за свой город, желание, чтобы он стал еще лучше.

Карта-схема города, иллюстрации достопримечательностей города, диск с видеорядом объектов природы, макет города, иллюстрации старого и современного города Сочи, презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школа маленького экскурсовода»

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями. Музей это место, где де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...

Проект на тему: Путешествие в прекрасное. « Школа маленького экскурсовода» Тема: «Русь матушка и защитники богатыри»

Школа маленького экскурсовода – познавательно - краеведческое направление, где решат задачи приобщения детей к национальной и мировой культуре ,расширения знаний о родном крае , воспитывать духовных и...

Проект на тему: Путешествие в прекрасное. « Школа маленького экскурсовода» Сказачная гжель

Школа маленького экскурсовода – познавательно - краеведческое направление, где решат задачи приобщения детей к национальной и мировой культуре ,расширения знаний о родном крае , воспитывать духовных и...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСКУРСОВОДЫ»

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСКУРСОВОДЫ»Цель создания разработки: обобщение знаний и дальнейшее стимулирование...