Конспект занятия в средней группе тема: «Путешествие в царство Волшебницы Воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Лобачева Екатерина Николаевна

В ходе реализации данного конспекта дети обучатся приемам элементарного экспериментирования, познакомятся с некоторыми свойствами воды, усвоят что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнят представления об использовании воды, сформируют умение рационально использовать водные ресурсы, уточнят значение воды для всего живого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе

тема:

«Путешествие в царство Волшебницы Воды»

Выполнила:

воспитатель  

Лобачева Е. Н. 

2014


Образовательная область: Познание

Раздел: Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.

Цель занятия: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

3адачи:

Образовательные:

Знакомить с приемами элементарного экспериментирования, знакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представления детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить значение воды для всего живого.

Развивающие:

Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать у воспитанников представления о свойствах воды, развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, развивать вкусовой анализатор.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий, воспитывать бережное отношение к воде.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Социализация»: обыгрывание сюжетов, воспитание отзывчивости, доброжелательности, умение сотрудничать друг с другом.

Образовательная область «Труд»: развивать умение воспитанников самостоятельно выполнять задания.

Образовательная область «Здоровье»: беседы о пользе, большом значении и влиянии воды для здоровья человека.

Образовательная область «Коммуникация»: развивать культуру общения в игровых ситуациях, совершенствовать диалогическую речь, учить логично и понятно высказывать свои суждении, участвовать в беседе.

Образовательная область «Музыка»: развивать музыкально-двигательное творчество, обогащение музыкальных впечатлений воспитанников, вызывать яркий эмоциональный отклик.

Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к воспитанникам, использование наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технические средства.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Место проведения: групповая комната

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с кипяченой водой, сахарный песок, соль, речной песок, чайные ложки, чистый фартук и платочек, салфетки, зеленка, йод, по количеству детей, кукла -капелька ИКТ, музыкальные произведения, капельки-эмоции (веселая и грустная) на каждого ребенка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит аудиозапись журчания ручья.

Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.

(Это звуки воды.)

II. Основная часть.

Воспитатель: Действительно, это журчит ручей. К нам в гости пришла Капелька. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Так ли это? Как вы думаете? (показ слайдов)

(Ответы детей)

Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. (показ слайдов)

(озеро, море, лужа, речка, ручеек, болото.)

Воспитатель: Значит, капелька - это частичка чего?

(Воды.)

Воспитатель: Дети, Капелька приглашает нас отправиться в путешествие в царство Волшебницы Воды. А для того, чтобы отправиться в путешествие нам с вами нужно поплыть на лодочке.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Паруса подниму,

(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

Синим морем поплыву.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

III. Экспериментальная деятельность

(Выносится таз с водой. В тазу рыбки. По краям таза прикреплена бумажная травка)

Воспитатель: Ах, какое озеро! Вода в озере спокойная, тихая. Но вот подул сильный ветер. Дети, подуйте на озеро. Рыбки спрятались, уплыли.

(Воспитатель убирает рыбок)

Воспитатель: Посмотрите на воду и скажите, какая она? (Зачерпнуть воду стаканом из “озера”)

(Прозрачная.)

Воспитатель: Потрогайте пальчиком водичку. Какая она?

(Холодная.)

Воспитатель: А хотите узнать, какой еще бывает вода? Тогда давайте с вами подойдем к первому столу. Сейчас мы с вами узнаем, какой же еще бывает вода.

1 опыт: “Вода – жидкая, может течь”.

Возьмите один стаканчик с водой, а другой – пустой. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

2 опыт: “В воде одни вещества растворяются, другие – нет”.

Возьмите три стаканчика с водой. В один стакан положите соль и попробуйте размешать ее ложкой. Что получается? Соль исчезла из воды. Попробуйте воду? Какая она на вкус? (соленая) Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешайте. Что произошло? Вода растворила сахарный песок и он стал невидимым, но остался в воде. Попробуйте воду? Какая она на вкус? (сладкая) Возьмем третий стаканчик и положим в воду песок. Что произошло? Он исчез из воды? (нет) Почему? Песок – это мелкие камешки, которые вода растворить не может.

3 опыт: «Вода – прозрачная»

Возьмем стакан с водой, стакан с молоком и ложечку.

(Воспитатель опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет) (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да)

Воспитатель: Молоко какого цвета? (белого) А вода какого цвета? (вода не имеет цвета, она прозрачная), поэтому в ней все видно.

А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками!

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! (При мытье рук ритмично потираем ладошки)

Брызги - вправо, брызги - влево! Мокрым стало наше тело! (Стряхиваем воду с рук)

Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро.(Энергично поочерёдно вытираем каждую ручку полотенцем)

4 опыт: «Вода меняет свой цвет»

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?

(На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, йод) .

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебную капельку (йод) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.

Воспитатель: Значит делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. 

Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам поиграть с разноцветными капельками воды. Я вам капну на лист бумаги цветную капельку. Возьмите волшебную палочку и нарисуйте любой узор. Пофантазируйте немножко. Скажите, что у вас получилось (Ответы детей) ».

IV. Давайте сейчас с вами поиграем.

Я буду мамой – Тучкой, а вы детки – Капельки. Звучит музыка (напоминая капельки дождя). Капельки прыгают, танцуют. Мама – туча подсказывает, что им делать. Вот попрыгали они, попрыгали, и стало им скучно. Собрались они маленькими ручейками (стали по 2-3 человека, и потекли. Потом встретились ручейки и стали одной большой речкой (дети стали в круг).

Стоя в кругу спросить: Из чего у нас получилась река? (Из маленьких ручейков).

V. Возвращение на лодочке в детский сад.

Воспитатель: Понравилось ли вам в царстве Волшебницы Воды? А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. На обратном пути мы с вами поплывем на лодочке

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

VI. Подведение итогов.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и в группе. Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали: Расскажите мне еще раз, какой бывает вода? (показ слайдов)

(Жидкая, прозрачная, в воде одни вещества растворяются, а другие – нет, вода может менять свой цвет).

Если ваши руки в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо –

Человеку – умирать!

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды! (показ слайдов)

Запомните то, что вы узнали о волшебнице воде, а она вам дарит частичку себя – капельки. Кому сегодня было трудно или не интересно, возьмите грустную капельку, а кому все понравилось, возьмите веселую. Спасибо, ребята. (Все воспитанники выбрали капельки с изображением веселого настроения) .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие в царство Волшебницы Воды»

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ