Методическая разработка: "В поход всей семьей"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Логинова Вера Васильевна

Пешеходные прогулки , более длительные походы являются одной из форм активного отдыха , рационального использования свободного времени для укрепления  здоровья . Туристические походы формируют чувства коллективизма , ответственности , взаимопомощи .Трудности похода вырабатывают выдержку ,настойчивость , выносливость , сочетают в себе познавательную и двигательную активность . Дети учатся подмечать интересное в пейзаже , во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев , камнях , листьях .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pohod_vsey_semyoy.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

« В ПОХОД ВСЕЙ СЕМЬЁЙ »

Подготовила и провела воспитатель средней группы Логинова В.В.

Цель похода : Пешеходные прогулки , более длительные походы являются одной из форм активного отдыха , рационального использования свободного времени для укрепления  здоровья . Туристические походы формируют чувства коллективизма , ответственности , взаимопомощи .Трудности похода вырабатывают выдержку ,настойчивость , выносливость , сочетают в себе познавательную и двигательную активность . Дети учатся подмечать интересное в пейзаже , во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев , камнях , листьях .

Учитывая цель нашей работы, мы решаем следующие задачи:

- сформировать через активную туристскую деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
-помочь детям освоить специальные знания по вопросам туризма и накопить необходимый опыт для успешного укрепления  физического и психического здоровья;
-развивать представление о туристической деятельности как о средстве оздоровления и познания мира;
-привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в дошкольном учреждении;
- обеспечить участие семьи как в общих и индивидуальных, так и в семейных мероприятиях.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ .

Собираясь в дальнюю прогулку в воскресный день , взрослые должны проявить внимание к одежде , обуви , снаряжению . Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря . Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут , чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу , ощутили себя его полноправными участниками . Это дисциплинирует ребят воспитывает у них чувство ответственности . У ребёнка должен быть свой небольшой рюкзак , тяжёлые его вещи берут родители .

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ

1 . Костюмы сказочных персонажей и их роли распределяются между родителями и старшими детьми .

2 . Спортивный инвентарь для игр .

СЦЕНАРИЙ  ПОХОДА .

Маршрут проходит по улице посёлка , дети должны построиться и пройти парами этот отрезок пути . Но как  только они выйдут на лесную дорогу , можно идти свободно , группируясь по своему желанию . Взрослые могут предложить детям идти впереди себя , чтобы всех держать в поле зрения .

Входят в лес , и первый привал на опушке .

(Включается магнитофонная запись и под музыку П.Чайковского «Октябрь» выходит из-за дерева воспитатель в костюме «Осени» .

Осень : Проходит быстро месяц, за днями дни летят ,

              Природа постепенно меняет свой наряд .

              Забот и дел немало , есть дочки у меня .

              И каждую помощницу зову на помощь я .

              Познакомится , друзья , вы хотите с ними .

Дети : Да!

(Выбегает из-за дерева девочка подросток в венке , на ней фартук с листьями , а в руках корзина с грибами ).

Сентябринка : Я , ребята , Сентябринка , Паутинка-серебринка .

                          Листья крашу в яркий цвет , лучше красок в мире нет .

                          Поспевать велю плодам , урожай хороший дам .

                          Хотите про него узнать ? Прошу загадки отгадать .

ЗАГАДКИ :

1 . В золотистой шелухе очень нравится он мне ,

     Стоит счистить шелуху слёзы проливать начну .  (Лук)

2 . Круглое , румяное , сочное и сладкое

     Очень ароматное , наливное , гладкое ,

     Тяжёлое ,большое , что это такое? (Яблоко)

3 . Кругла , рассыпчата , бела ,

     На стол она с полей пришла

     Ты посоли её немножко

     Ведь , правда , вкусная … (Картошка)

Осень : Покажите-ка , ребята , своё трудолюбие .(Проводится игра «Посади и собери»)

Осень : Урожай в лесу поспел . Все берут корзинки . Что же будем собирать? Вам придется

отгадать .

Сентябринка : И на горке , и под горкой , под берёзой и под ёлкой , хороводом в ряд .В шапках молодцы стоят . (грибы)

(Выбегает Октябринка с лёгким золотистым шарфом и с листьями )

Октябринка : Листьям - время опадать, Птицам – время улетать .

                        Я , ребята , Октябринка , золотинка и дождинка .

                        Много дел и у меня , шубу зайчиков проверю

Приготовлю им кору и листвою постараюсь,

                        Потеплей укрыть нору  (М.Дорофеева)

(Подходит к Октябринке из-за другого дерева Ноябринка , в руках у неё блестящие султанчики , на голове корона из сухих листьев .

Ноябринка : Я , ребята , Ноябринка , холодинка и снежинка

                      Задремали лес , поляны , на луга легли туманы .

                      Спит и пчёлка и жучок , замолчал в углу сверчок .

                      Лишь весёлая синица вдруг вспорхнёт – ей не сидится !

                      Птиц не будем забывать , им придётся зимовать .

                      Пищи надо им так мало – ты подвесь кусочек сала !   (М.Дорофеева)

(Осень проводит соревнование «Пробеги вокруг лужи в одной галоши»)

Осенние сестрички приносят все по арбузу и угощают и детей и взрослых .

Вос-тель : Так привал закончен , немного отдохнули , отправляемся дальше в путь .

(Следуют дальше по маршруту)

На развилке дорог .

Воспитатель : Постойте , дети ! Что это за камень ? На нём что-то написано , да и стрелки нарисованы ! Давайте почитаем , что здесь написано !

(Родители читают надписи .На камне три стрелки . Первая указывает –«болото» , вторая – «детский сад» , третья – «сказка» . Ребята выбирают путь в сказку .

Вос-тель : Какой сложный путь вы выбрали . Но попасть в сказку сможет не каждый . Кроме смелости потребуется ещё и ловкость , выносливость . Вы готовы к испытаниям ? Сейчас мы проверим ваши силы . (Дети выполняют различные физкультурные упражнения , ранее проводимые на занятиях .)

Вос-тель : Вот теперь я вижу , что вы преодолеете все трудности . (Дети продолжают путь)

Пройдя небольшой путь по дороге из кустов раздаётся громкий плач .

Вос-тель : Кто-то горько плачет . Что будем делать? Пройдём , ведь мы торопимся в сказку , или поможем тому , кто попал в беду ?

Дети : Остановимся , поможем .

Вос-тель : Какие у вас добрые сердца . Тогда давайте подойдём поближе . Кто плачет там , выйди к нам ! (Из кустов выходит Леший – один из родителей)

Леший : Что вы тут бродите , или жить надоело?

Вос-тель : Здравствуй Леший ! Почему ты такой сердитый ? Наши дети добрые , хотят твоей беде помочь . Что ты плачешь ?

Леший : Как мне не плакать ? Иван-царевич лягушку из болота забрал ,а я не заметил . Меня за это Кощей Бессмертный в цепи заковал , пить-есть не даёт . А мне так пить хочется , ослаб совсем . (воспитатель предлагает детям напоить Лешего)

Проводится эстафета «Кто быстрее наполнит ведро водой» дети вместе с родителями перестраиваются в две команды перед каждой из которых на расстояние 15 метров стоит пустое детское ведёрко , а перед линией старта большое ведро с водой . Ребята и взрослые по очереди наполняют пустое ведро , перенося воду стаканом (пластмассовым)

Леший пьёт , чувствует прилив сил рвёт цепи .

Леший : Пока я сидел тут в кустах , смотрел по сторонам , узнал , что все звери и птицы делают зарядку , только каждый по своему . (Проводится игра-упражнение «У каждого своя зарядка») в конце игры Леший падает на землю , прикладывает ухо к земле .

Леший : Мы здесь развеселились , а ведь в Кощеевом царстве Василиса Прекрасная плачет .Вы меня спасли , и ей помогите . Вот вам клубочек волшебный , он дорогу укажет . Но идите осторожно ведь тропинку к Кощею Баба Яга охраняет . (Леший бросает клубок ниток на тропинку , дети идут в этом направлении . Навстречу им выходит Баба Яга – род.

Баба Яга : Кто ко мне пожаловал ? Деточки ! Да какие хорошенькие , упитанные . Вовремя вы пришли , я ведь так проголодалась !

Вос-тель : Что ты надумала , Баба Яга ? Уж не есть ли нас собралась ?

Баба Яга : А , что я ,  по- вашему , должна делать ? Смотреть на вас и слюнки глотать ? Вы в Новый год про Дед Мороза песенки  пели , а про меня ни разу не вспомнили . Ох и сердита я на вас . Со Снегурочкой в игры играли , а со мной нет . А теперь по моему лесу ходите песни поёте .

Вос-тель : Что ты Бабушка Яга , мы и с тобой поиграем . (Проводится игра-хоровод «Баба Яга» ). А мы просо сеяли : Русские народные игры-хороводы для детей.

Баба Яга (в конце игры) Ах , вы ещё и дразниться ! (Разгоняет детей метлой , бегает за ними , пытается догнать. Никого не догнав садится на землю (или пень). Ребята подходят к ней , рассказывают , куда и зачем они идут , просят указать им путь в Кощеево царство .

Баба Яга : Хорошо , я вас пропущу и путь укажу , только достаньте мне сначала Аленький цветочек . (Дети обещают найти его и подарить Бабе Яге).

Баба Яга : А найти цветочек нелегко и путь к нему не прост . Пройти нужно через огонь , воду и медные трубы . (Дети соглашаются преодолеть эти трудности . ПЕРВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ – ручей . Дети идут друг за другом по поваленным через ручей веткам . ОГОНЬ (имитация костра)и « МЕДНЫЕ ТРУБЫ» ребята преодолевают разделившись на две команды . («Медные трубы» делают так : кусок мешковины прямоугольной формы сшивают в виде трубы , один конец которой крепится на обруче , другой конец – свободен).

На поляне дети видят Аленький цветочек , сделанный из фольги . Срывают цветок и возвращаются к месту старта . Дарят цветок Бабе Яге . В благодарность за это она показывает ребятам дорогу . Все проходят к тропинке . В нескольких метрах от неё видят на дереве сундук , подвешенный цепями . Вокруг дерева (в радиусе 1,5м)-ограждения в виде яркой ленты .

Баба Яга : Дальше идти не могу . Тропинки лесные заколдованные и расколдовать их смогут только сильные и ловкие . А я уж больно стара .

Вос-тель : В сундуке лежит игла , а в ней и смерть Кощеева , но переломят иглу самые ловкие . (Детям  из двух команд раздаются маленькие мячи разного цвета , объясняют задание : не заходя за ограждения , забросить мяч в сундук . Чьих мячей больше , той команде и достаётся игла . Иглу ломают , из-за дерева выходит Василиса Прекрасная.

В.П. : Здравствуйте , добры молодцы и красны девицы ! Низкий поклон за ваши сердца и смелые поступки ! Спасли меня от смерти неминуемой ! А пришла я к вам не с пустыми руками , принесла вам скатерть самобранку . (Дети приглашаются к столу на траве заранее приготовленному родителями .) Дети в свою очередь приглашают всех сказочных героев к столу .

ИТОГ :

Семейные походы родителей вместе с детьми являются прекрасной формой совместной деятельности , средством воспитания дружеских взаимоотношений , уважение , умение , сочетать свои желания с необходимостью и целесообразными в данный момент действиями для всего коллектива участников похода .