Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегательных технологий «Все ли деревья сбрасывают листву?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Задачи.

       Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).

       Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).

      Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

      Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.   

       Закрепить и расширить понятие о вечнозеленых и хвойных деревьях, упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;   в согласовании числительных с существительными.

        Использовать  в ходе занятия здоровьесберегающие технологии: физминутки, дыхательную гимнастику, ознакомление с целебными свойствами растений, формировать у детей стремление к        здоровому образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_derevyah.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегательных технологий

            «Все ли деревья сбрасывают листву?»

                                                                  Подготовила Иванова Е.А.

                                                                  Воспитатель МБДОУ №37

Задачи.

       Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).

     Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).

      Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

      Развивать связную речь у детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

     Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.  

       Закрепить и расширить понятие о вечнозеленых и хвойных деревьях, упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;   в согласовании числительных с существительными.

        Использовать  в ходе занятия здоровьесберегающие технологии: физминутки, дыхательную гимнастику, ознакомление с целебными свойствами растений, формировать у детей стремление к  здоровому образу жизни.

 
Материалы к занятию:

  иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в    разное время года;  хвоя сосны и ели в тарелочках;  шишки сосны и ели в контейнерах; иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками; мяч для игры;   раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны, аудиозапись «Шум леса».

Ход занятия:

 Воспитатель. Ребята,  хотите, я вам расскажу одну интересную сказку? Дети отвечают  (да).  Жили - были подружки: Березка, Липа, Рябинка. И вот затеяли они как- то спор, кто из них красивее, зеленее, полезнее всех в лесу.

     - Я, сказала Березка, самая красивая! Символ России, белоствольная, называют меня люди красавицей кудрявой, и сок у меня слаще,  чем у вас, и наряд самый яркий осенью и самый зеленый весной! Про меня сочиняют  поэты стихи и пишут музыку композиторы.

      - Что-то ты расхвасталась, подружка! -  Перебила Березку Липа. – Никто не спорит, что твой белый сарафан хорош, но на первое место тебя рано ставить. А чем я не королева?! Ствол у меня хоть и не белого цвета, а черного, зато крона моя богаче! Люди не зря сажают липовые аллеи и называют меня стройной, кудрявой, сладкодушистой.  Ни одно дерево не сравнится со мной в период цветения. А как все любят мой целебный  липовый мед, который на моих цветках собирают пчелы, да и цветки мои золотистые сушат и заваривают лечебный чай. А осенью я Березка, не хуже тебя выгляжу. Мои круглые листочки становятся золотистыми.

       -Не спешите делить трон!  - вмешалась в спор Рябина. Подумаешь, липовый цвет, белый сарафан, нашли,  чем хвастаться! Вот от моей красоты, глаз не оторвать! С моих душистых соцветий пчелы тоже собирают нектар. Только мой мед красноватый, ароматный. Посмотрите на мои листья, с них только картины писать: резные, осенью золотистые. А кто зимой из вас кормит зверей и птиц?  А я всех угощаю своими горьковатыми ягодами, а из гибких веток можно плести корзины. Вот так, подружки, убедила я вас?  Тут подлетела ворона  и говорит.

     - Кар- кар, слышала ваш спор. Вот только прилетела с соснового бора. Вы здесь хвастались своими листочками и кронами, а сосна и ель круглый год стоят зеленые! И тоже  считают себя самыми красивыми и полезными. Призадумались подруги.

       Воспитатель. Вот такая история, ребята. Так и не выяснили подружки – деревья, кто же из них  главнее, красивее,  полезнее для людей.  А как вы,  думаете ребята?  Ответы  и предложения детей.

 - А теперь я предлагаю вам поиграть в игру  - превратиться в деревья. (Проводится физкультминутка «Станем мы деревьями).

Станем мы деревьями,               Дети ставят руки на пояс,  

Сильными, большими.              ноги дорожкой, выпрямляются

Ноги – это корни,                       Ноги расставляют на ширине плеч.

Их расставим шире.                   Скрещивают перед собой пальцы рук в замок.

Чтоб держали дерево,                 Нагибаются вперед, разгибаются.

Падать не давали,

Из глубин далеких

Воду доставали.

Тело наше – ствол могучий.          Проводят по телу ладонями сверху вниз.

 Он чуть – чуть качается,               Качаются из стороны в сторону, не отрывая    

 И своей верхушкой острой           ног.  Делают из пальцев рук шалашик.

  В небо упирается.                          Поднимают руки вверх, опускают.

  Наши руки  - это ветви,                 Разводят руки в стороны, поднимают их                                                  

  Крону вместе образуют.                чуть выше плеч, расставляют пальцы.

  Вместе им совсем не страшно,      Поднимают руки вверх полукругом.

  Когда ветры сильно дуют.             Поднимают руки вверх, энергично качают                                                                                    

  Пальцы – веточками будут,           Руки опускают вниз, пальцы расставляют,

  Листья закрывают их.                     шевелят ими. Закрывают пальцы одной      

  Как придет за летом осень,             руки, ладонью другой. На кулак правой

  Разлетятся листья вмиг.                  ставят  кулак  левой. Резко расставляют

                                                             руки в стороны.

    -  Ребята, оказывается, все деревья очень важны. И  условно  их можно  разделить на: лиственные деревья, у которых листочки, например, береза, рябина, каштан,  и другие -   хвойные деревья, у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр. По - другому их еще называют «вечнозелеными», потому что они и в северных, и южных условиях всегда остаются зелеными, не сбрасывают иголки. Недаром, есть загадки: «Зимой и летом одним цветом». Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь – 

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

У меня длинней иголки 

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

  Посмотрите, пожалуйста, на картинках хвойные деревья.        

 - Почему эти деревья стоят зеленые?

- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельник.

- Что вы можете рассказать о ёлочке?

- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная шершавая. 
- Какой ствол у сосны?,

- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

- Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор  или сосняк.

    Давайте представим, что мы с вами в лесу, подышим свежим запахов ели и сосны. (В  вазе стоят веточки различных деревьев, дети  подойдят к вазе, где стоят еловые и сосновые веточки, чем они отличаются? Дети нюхают, какой аромат свежей сосны и ели!

(Выполняют  дыхательное упражнение). Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха».

 - Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

- Иголочками.

- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны?

- Длинные, мягкие, светлые.

- А у ели?

- Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

- Посмотрите на подсказку (показ картинки, на которой изображена ветка ели с шишкой).

- Какие шишки  у ели?

- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

- Что вы расскажете про сосновые шишки?

- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

      - Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек». На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и  найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры  дети объясняют, почему поместили тот или иной листок именно на эти деревья.)

      -  А вы знаете, ребята, оказывается, климатические условия влияют на то, сбрасывать листья или нет. В наших краях деревья сбрасывают листву, потому что меняются времена года: осень сменяет лето, зима сменяет осень. Поэтому, зимой деревья отдыхают, а растут только весной и летом. А в тундре очень короткое лето, а зима длинная и холодная, поэтому деревья растут очень медленно.   В степи деревья  невысокие, потому что там жарко, сухие ветра, и корни вынуждены уходить далеко вниз в поисках воды, а на рост кроны не хватает сил. А в джунглях очень высокие деревья, с густой кроной и большими листьями, так как там не бывает зимы, много солнца, влаги; поэтому деревья стараются как можно больше впитать в себя влагу и тепло.

        А теперь давайте поиграем: попробуем составить новые слова, например:

лист березы – березовый;
иголка сосны /какая?/ - сосновая;
ветка рябины /какая?/ - рябиновая;
лапа ели /какая?/ - еловая;
свечка каштана /какая?/ - каштановая;
желудь дуба /какой?/ - дубовый;
пух тополя /какой?/ - тополиный;
шишка кедра /какая?/ - кедровая; и др.

- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться из леса в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

- Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружках. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, осинки по сторонам и им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

- А  от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по реализации образовательной области "Физическая культура» в совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.

от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В данный конспект были включены мероприятия по закаливанию, точечному  и самомассажу, дыхательная гимнастика и упражнения на ф...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ

Конспект НОД по познавательному развитию для  детей подготовительной к школе группы. В ходе совместной деятельности дети познают себя самого через собственное имя.  Использование технологий ...

Конспект познавательно-оздоровительного занятия "Наши помощники-органы чувств"с детьми подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.

Занятие напрвлено на уточнение знаний детей о назначении органов чувств человека в познании окружающего мира, на воспитание интереса к здоровому образу жизни. В ходе занятия закрепляются знания детей ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием нетрадиционных техник "Как я люблю одуванчики"

Дети очень любят аппликацию, особенно не стандартное ее выполнение. Маленькие пальчики творят чудесные изображения.Эти занятия развивают мышление, фантазию, умение трудиться....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием презентации «Великая Отечественная Война 1941–1945 г.» «Хлеб блокадного города»

Конспект занятияв подготовительной к школе группе с использованием презентации «Великая Отечественная Война 1941–1945 г.»  «Хлеб блокадного города»...