Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Лекарственные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Петрова Елена Игоревна

Занятие в увлекательной форме познакомит детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya_.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

 КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

 ТЕМА :«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

 ЦЕЛЬ: Закреплять и углублять представления о растениях луга; познакомить с лекарственными растениями; развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать наиболее полно,  выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца; воспитывать бережное отношение к природе.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:  Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:  беседа, просматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Гербарий с лекарственными растениями, иллюстрации с изображением лекарственных растений, карточки – памятки, кукла.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Воспитатель: Здравтсвуйте,  ребята! Как прекрасен луг летом! Сколько здесь трав и цветов. Они радуются теплу и свету. Тянут свои листочки к солнышку, покачивая на ветру своими яркими головками. ( Воспитатель показывает изображение цветущего луга)

Воспитатель: Ребята, но не только свою красоту дарят нам травы и цветы; Послушайте стихотворение и догадайтесь,  какое ещё значение имеют  для нас растения, какую пользу они нам приносят?

« Зелёная аптека»

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь на огород.        

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот « Зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Дети: Растения имеют лекарственное значение.

Воспитатель: Правильно , лекарственные растения обладают целебными свойствами. При помощи них можно вылечить различные заболевания. Ребята, а кто-нибудь знает как найти лекарственные растения ?

Дети: ( варианты ответов)

Воспитатель: Кажется я знаю, кто нам поможет – фея- травница. У неё то мы и разузнаем об удивительных лекарственных  растениях.

Раздаётся музыка, появляется фея.

Фея- травница: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть, и с удовольствием поделюсь с вами своими знаниями.  Человек ещё  издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают, только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать  эти растения и их свойства. На Руси  таких людей называли травниками. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так  появились знания о лечебных  свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. А сейчас , ребята, отгадайте загадки:

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка :

Был цветок,  и нет цветка.

Дети: Одуванчик.

 Фея- травница : У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожлги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка.

 Воспитатель показывает гербарий.

Фея – травница: Тонкий стебелёк у дорожки,

На конце его серёжки.

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Дети: Подорожник.

Фея –травница :  Ребята, подорожник удивительное растение. Используют его листья, они заживляют раны, помогают при ушибах.

Воспитатель: Существует легенда о том  , как были открыты лечебные свойства подорожника.

« Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг  из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они скрылись из глаз»  ( Воспитатель показывает гербарий, иллюстрации с изображением растения)

Фея –травница: А вот ещё одна загадка об удивительном лекарственном растении.

Стоит в лесу кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая ?

Дети: Ромашка.

Воспитатель а полезна она вот чем:

Если случится вам простудиться,

Появляется кашель, поднимается жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Фея –травница: У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.

( Воспитатель показывает иллюстрации с изображением ромашки и гербарий)

Фея – травница : Ребята, посмотрите ( Показывает иллюстрации или высушенное растение), а как вы думаете, почему это  растение назвали  « мать и мачеха»?

 Дети: Высказывают свои версии.

 Фея : Сверху этот листочек гладкий  холодный, как мачеха, а снизу пушистый, мягкий нежный, как мать. Вот и назвали его « Мать – и – мачеха» Цветёт это растение рано весной, когда листьев ещё нет, появляются жёлтые цветочки. Отвар мать – и мачехи пьют , чтобы  вылечить кашель.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « СОЛНЫШКО»

Солнышко, солнышко,

В небе свети!

( Потянуться руками вверх, встать на носки)

Яркие лучики

К нам протяни.

(Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх)

Ручки мы вложим

В ладошки твои,

(Разбиться на пары, протянуть друг другу руки)

Нас покружи,

Оторвав от земли.

(Покружиться парами)

Вместе с тобой

Мы пойдём на лужок

( Выстояться в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем

Дружно в кружок,

(образовать круг)

С песнями водим мы хоровод.

(Идти по кругу)

Солнышко с нами по кругу идёт.

Хлопают радостно наши ладошки

( Похлопать в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки

(идти быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(присесть закрыть голову руками.  Руки на щёки)

Мы же на место сядем с тобой.

(Тихо, спокойно сесть на своё место)

Фея –травница: Ребята у меня ещё остались загадки. Отгадайте лекарственное растение и покажите картинку – отгадку.

Жжется , а не огонь;

Злая, а людей лечит.

Что это?

Дети: Крапива.

Фея – травница:

 Листик  с  глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки-

Не выше кочки.

Дети : Брусника.

Фея – травница:

Где –то в чаще гремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть заветная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Дети: Шиповник.

Фея :  Крапива, брусника и шиповник богаты витаминами их отвар укрепляет организм.

Воспитатель: Фея, скажи, как правильно собирать лекарственные растения?

Фея – травница: Конечно, я с радостью расскажу, вам  об этом. Что бы легче было запомнить,  я каждое правило изобразило на карточке-памятке.

№ 1 Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду. ( На доске напротив лекарственного растения  размещает карточку с изображением солнышка)

№ 2 Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения. ( Прикрепляется карточка с изображением грязного, растения перечеркнутого красной линией)

№ 3 Не собирают растения около дорог, и промышленных предприятий. ( Карточка с дымящей трубой и перечеркнутым красной линией растением, растущим у дороги)

№ 4 Сушить растения нужно в хорошо проветриваемом месте. ( Карточка с изображением подвешенных растений и нарисованными напротив волнистыми линиями, обозначающими воздух)

Один из детей проговаривает правила, опираясь на карточки –памятки.

Фея –травница: Ребята, а как вы думаете, можно ли выращивать у себя в огороде лекарственные растения?

Дети: Да!

Фея –травница: Правильно, очень многие растения можно выращивать у себя на огороде. Вы хотите сами вырастить такие растения?

Дети: Да!

Фея – травница: Но помните, все лекарства « Зелёной аптеки», применяют по назначению врача.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ РАСТЕНИЕ»

Воспитатель показывает карточку с изображенным рас тением – дети называют.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « БОЛЬНИЦА»

Воспитатель: Ребята, наша кукла Маша заболела. Давайте подумаем, как можно её вылечить.

- Если у неё болит горло, что нужно сделать?

Дети: Ей нужно прополоскать горло отваром ромашки.

Воспитатель:  А если у неё кашель? Что мы ей предложим?

Дети:  Отвар мать –и – мачехи.

Воспитатель: А если она поранилась, что нам делать?

Дети : Приложить к ранке подорожник.

Воспитатель:  Маша говорит мне, ( подносит к уху куклу), что у неё упадок сил, плохое самочувствие.

 Дети: Ей поможет отвар шиповника, или компот из брусники.

Фея – травница: Ребята, вы такие молодцы, я вижу вы запомнили всё, что я рассказала вам о лекарственных растениях.  Но мне пора прощаться, до новых встреч!

Воспитатель: А мы с вами возвращаемся в группу, наше путешествие по лугу подошло к концу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Лекарственные растения»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Лекарственные растения» Цель: закреплять знания детей о лекарственных травах. Учить отвечать на вопросы сложными предложениями. Познакомить с нов...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».

Цель: -Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.Задачи: -Развивать экологическое ...

Конспект познавательно – исследовательской НОД по экологическому направлению в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения» .

Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях и их применении, обобщить знания детей об охране здоровья.Образовательные задачи.- закрепить знания о лекарственных растениях и их применении;- за...

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему: "Лекарственные растения"

Воспитанники знакомятся с лекарственными растениями. Узнают о том, какую они приносят пользу для здоровья человека. Закрепляют знания о растениях, которые занесены в красную книгу....

Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы на тему: «Лекарственные растения»

Тема: «Лекарственные растения»Цель:Развивать познавательную активность у детей в процессе формирования защиты и сбережения лекарственных растений и правилам их сбора, хранения и применения...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Комнатные растения».

Образовательные: 1. Расширять представления детей о комнатных растениях.  Учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Закреплять  знания детей о потребности рас...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе по теме «Лекарственные растения»

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе по теме «Лекарственные растения»...