«Экологическая тропа в детском саду»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Алейникова Татьяна Викторовна

 

 

«Экологическая тропа в детском саду»

Алейникова.Т.В.

2014 год

Оглавление.

Пояснительная записка

Содержание проекта

Планируемые результаты

План реализации проекта:

Объект исследования

Тема

Цель

Тип проекта

Участники проекта

Сроки реализации

Проблема

Образовательные области

Развитие интегративных качеств

Предварительная работа

Этапы проекта

Формы и методы работы с детьми

Работа воспитателя с родителями

Конспект занятия в старшей группе

Описание видов деятельности

Перспективное планирование, цикл занятий

Вывод

Список литературы

Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Содержание проекта

Задачи.

Расширять представления о растениях..

Развивать познавательный интерес.

Формировать практические умения по созданию условий для выращивания растений.

Определять стадии роста овощных, садовых, лесных и полевых культур и роли человека в их выращивании.

Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.

Сформировать познавательный интерес к миру растений.

Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.

Планируемые результаты.

Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.

Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления).

Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.

Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.

Сплочение детей, родителей и воспитателей.

План реализации проекта:

Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям и животным;

Тема: «Экологическая тропинка в ДОУ»;

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, педагоги;

Сроки реализации: 3 месяца;

Проблема: формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания;

Образовательные области:

Физическая культура

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Здоровье

Сформировать элементарные навыки личной гигиены; навыки поведения во время еды. Дать начальное представление о здоровом образе жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Рассказать о значении утренней гимнастики, закаливания организма и соблюдении режима дня.

Социализация

Развить умение договариваться с партнерами, во что играть, подчиняться правилам игры. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Труд

Развитие трудовой деятельности; воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Безопасность

Закрепить знания о элементарных правилах поведения в детском саду и других местах (на улице, в транспорте); правила дорожного движения.

Познание

Закрепить умение работать в коллективе; Развитие элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира.

Коммуникация

Закрепить умение аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Чтение художественной литературы

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

Развитие интегративных качеств:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды за столом

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни

Знает от пользе утренней зарядки, физических упражнений

Начинает проявлять умение заботится о своем здоровье

Любознательный, активный:

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, исследовательской деятельности

Эмоционально отзывчивый:

Эмоционально тонко чувствует переживания взрослых, детей, персонажей

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

Игровое взаимодействие сопровождает речью

Речь становиться главным средством общения

Может сочинить оригинальные последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым

Умеет делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаясь на источник полученной информации

Проявляет желание поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения:

Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять

Конфликты улаживает с помощью речи

Понимает что надо заботиться о младших

Соблюдает элементральные общепринятые правила поведения в детском саду, на улице

В повседневной жизни, сам без напоминания взрослого пользуется «вежливыми словами»

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:

Владеет элементарными навыками самообслуживания

Ориентируется в окружающем пространстве

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения

Умеет быстро находить интересное занятие для себя

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

Имеет навыки организованного поведения в детском саду, на улице, дома

Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого

Способен сосредоточенно действовать в течении 15-20 минут

Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений

Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками

Овладевший необходимыми умениями и навыками;

Предварительная работа

Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

Организационные: деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы в ДОУ – программа “От рождения до школы”.

Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, стендовый материал, взаимодействие участников данного проекта.

Финансовое обеспечение: благотворительные средства родителей, (бюджет), бросовый материал.

Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, наборы для посадки (ящики, стаканчики для рассады), технический инвентарь (грабли, лопаты, лейки).

Этапы проекта

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

4 этап. Подведение итогов (презентация).

Первый этап - подготовительный

Подготовка к реализации проекта.

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей.

Подготовка природного материала для деятельности детей

Второй этап – основной.

Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи

Второй этап проекта заключается в том, чтобы пройти с детьми по экологической тропинке детского сада и исследовать все растения находящиеся там. Таким образом у нас получилось несколько «Остановок» в каждой из которых дети получали информацию, проводили исследование, делали эксперименты и зарисовки.

Всего было 8 остановок:

Стенд «Экологическая тропа»

Деревья (хвойные, лиственные). По этой теме мы создали гербарий и сложили в отдельную папку, в последующем мы рассматривали каждый лист под лупой.

Кустарники. Садовые кусты. Очень понравилось собирать ягоды смородины и малины. С этими растениями мы познакомились на вкус.

Огород. Весной мы сажали растения на огород, а летом мы трудимся на огороде. Мы научились ухаживать за картошкой, вырастили помидоры, капусту брокколи и даже баклажаны. Весь урожай мы отнесли на кухню и нам приготовили вкусный обед.

Поле. На этой теме мы изучили все злаковые растения. Посмотрели как их выращивают, как собирают и как обрабатывают, чтобы получилась такая вкусная каша, которую нам готовят каждое утро.

Лекарственные растения. Изучили свойства лекарственных растений.

Пруд. В пруду очень много разнообразных и удивительных растений. Коллекцию гербария водных растений нам собрать не удалось, т.к. эти растения плохо сохраняются без влаги, т.е. воды. Таким образом мы выяснили что водным растениям всегда нужна вода. Но поскольку летом мы часто с родителями выезжаем на водоемы купаться, отдыхать и загорать, то у нас была возможность вместе с родителями изучить водные растения в водоемах нашего города, за пределами детского сада.

Цветы. Познакомились с цветами которые растут не только на клумбе нашего детского сада, но и луговые, садовые, декоративные цветы. Из этих цветов у нас получился хороший и очень красивый гербарий, который мы так же оформили в папку (чтобы в дальнейшем можно было вернуться и рассмотреть растения еще раз). А вот комнатные растения мы изучили более подробно. Все свои данные мы занесли в паспорт комнатных растений, который теперь находится у нас в группе в природном уголке. Таким образом можно посмотреть как называется то или иное комнатное растение в нашей группе, как за ним ухаживать, и что с ним делать не нужно.

Третий этап – заключительный.

Формирование у детей чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей в природе.

Развитие творческих способностей

Коллекция гербария растений «Деревья», «Цветы»

Паспорт комнатных растений группы

Экологическая викторина

Физкультурно-оздоровительное занятие «В лес ходить – лес любить»

В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, стихи) и т.д.

Формы и методы работы с детьми

Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях

Игровая форма занятий

Ознакомление с художественной литературой

выставка рисунков и поделок

Сюжетно-ролевая игра

Наглядная пропаганда

Утренники, викторины,

Экскурсии, наблюдения

Самостоятельная детская деятельность

Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования

Работа воспитателя с родителями и воспитателями

Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

Анкетирование с родителями, сбор информаций

Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:

Советы и рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическая тропа в детском саду»

Алейникова.Т.В.

2014 год

Оглавление.

Пояснительная записка

Содержание проекта

Планируемые результаты

План реализации проекта:

Объект исследования

Тема

Цель

Тип проекта

Участники проекта

Сроки реализации

Проблема

Образовательные области

Развитие интегративных качеств

Предварительная работа

Этапы проекта

Формы и методы работы с детьми

Работа воспитателя с родителями

Конспект занятия в старшей группе

Описание видов деятельности

Перспективное планирование, цикл занятий

Вывод

Список литературы

Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Содержание проекта

Задачи.

Расширять представления о растениях..

Развивать познавательный интерес.

Формировать практические умения по созданию условий для выращивания растений.

Определять стадии роста овощных, садовых, лесных и полевых культур и роли человека в их выращивании.

Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.

Сформировать познавательный интерес к миру растений.

Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.

Планируемые результаты.

Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.

Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления).

Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.

Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.

Сплочение детей, родителей и воспитателей.

План реализации проекта:

Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям и животным;

Тема: «Экологическая тропинка в ДОУ»;

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, педагоги;

Сроки реализации: 3 месяца;

Проблема: формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания;

Образовательные области:

Физическая культура

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Здоровье

Сформировать элементарные навыки личной гигиены; навыки поведения во время еды. Дать начальное представление о здоровом образе жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Рассказать о значении утренней гимнастики, закаливания организма и соблюдении режима дня.

Социализация

Развить умение договариваться с партнерами, во что играть, подчиняться правилам игры. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Труд

Развитие трудовой деятельности; воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Безопасность

Закрепить знания о элементарных правилах поведения в детском саду и других местах (на улице, в транспорте); правила дорожного движения.

Познание

Закрепить умение работать в коллективе; Развитие элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира.

Коммуникация

Закрепить умение аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Чтение художественной литературы

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

Развитие интегративных качеств:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды за столом

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни

Знает от пользе утренней зарядки, физических упражнений

Начинает проявлять умение заботится о своем здоровье

Любознательный, активный:

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, исследовательской деятельности

Эмоционально отзывчивый:

Эмоционально тонко чувствует переживания взрослых, детей, персонажей

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

Игровое взаимодействие сопровождает речью

Речь становиться главным средством общения

Может сочинить оригинальные последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым

Умеет делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаясь на источник полученной информации

Проявляет желание поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения:

Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять

Конфликты улаживает с помощью речи

Понимает что надо заботиться о младших

Соблюдает элементральные общепринятые правила поведения в детском саду, на улице

В повседневной жизни, сам без напоминания взрослого пользуется «вежливыми словами»

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:

Владеет элементарными навыками самообслуживания

Ориентируется в окружающем пространстве

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения

Умеет быстро находить интересное занятие для себя

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

Имеет навыки организованного поведения в детском саду, на улице, дома

Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого

Способен сосредоточенно действовать в течении 15-20 минут

Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений

Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками

Овладевший необходимыми умениями и навыками;

Предварительная работа

Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

Организационные: деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы в ДОУ – программа “От рождения до школы”.

Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, стендовый материал, взаимодействие участников данного проекта.

Финансовое обеспечение: благотворительные средства родителей, (бюджет), бросовый материал.

Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, наборы для посадки (ящики, стаканчики для рассады), технический инвентарь (грабли, лопаты, лейки).

Этапы проекта

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

4 этап. Подведение итогов (презентация).

Первый этап - подготовительный

Подготовка к реализации проекта.

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей.

Подготовка природного материала для деятельности детей

Второй этап – основной.

Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи

Второй этап проекта заключается в том, чтобы пройти с детьми по экологической тропинке детского сада и исследовать все растения находящиеся там. Таким образом у нас получилось несколько «Остановок» в каждой из которых дети получали информацию, проводили исследование, делали эксперименты и зарисовки.

Всего было 8 остановок:

Стенд «Экологическая тропа»

Деревья (хвойные, лиственные). По этой теме мы создали гербарий и сложили в отдельную папку, в последующем мы рассматривали каждый лист под лупой.

Кустарники. Садовые кусты. Очень понравилось собирать ягоды смородины и малины. С этими растениями мы познакомились на вкус.

Огород. Весной мы сажали растения на огород, а летом мы трудимся на огороде. Мы научились ухаживать за картошкой, вырастили помидоры, капусту брокколи и даже баклажаны. Весь урожай мы отнесли на кухню и нам приготовили вкусный обед.

Поле. На этой теме мы изучили все злаковые растения. Посмотрели как их выращивают, как собирают и как обрабатывают, чтобы получилась такая вкусная каша, которую нам готовят каждое утро.

Лекарственные растения. Изучили свойства лекарственных растений.

Пруд. В пруду очень много разнообразных и удивительных растений. Коллекцию гербария водных растений нам собрать не удалось, т.к. эти растения плохо сохраняются без влаги, т.е. воды. Таким образом мы выяснили что водным растениям всегда нужна вода. Но поскольку летом мы часто с родителями выезжаем на водоемы купаться, отдыхать и загорать, то у нас была возможность вместе с родителями изучить водные растения в водоемах нашего города, за пределами детского сада.

Цветы. Познакомились с цветами которые растут не только на клумбе нашего детского сада, но и луговые, садовые, декоративные цветы. Из этих цветов у нас получился хороший и очень красивый гербарий, который мы так же оформили в папку (чтобы в дальнейшем можно было вернуться и рассмотреть растения еще раз). А вот комнатные растения мы изучили более подробно. Все свои данные мы занесли в паспорт комнатных растений, который теперь находится у нас в группе в природном уголке. Таким образом можно посмотреть как называется то или иное комнатное растение в нашей группе, как за ним ухаживать, и что с ним делать не нужно.

Третий этап – заключительный.

Формирование у детей чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей в природе.

Развитие творческих способностей

Коллекция гербария растений «Деревья», «Цветы»

Паспорт комнатных растений группы

Экологическая викторина

Физкультурно-оздоровительное занятие «В лес ходить – лес любить»

В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, стихи) и т.д.

Формы и методы работы с детьми

Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях

Игровая форма занятий

Ознакомление с художественной литературой

выставка рисунков и поделок

Сюжетно-ролевая игра

Наглядная пропаганда

Утренники, викторины,

Экскурсии, наблюдения

Самостоятельная детская деятельность

Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования

Работа воспитателя с родителями и воспитателями

Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

Анкетирование с родителями, сбор информаций

Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:

Советы и рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Данный материал будет полезен для старших воспитателей, зам. по ВМР       ...

Экологическое воспитание – экологическая тропа в детском саду семинар–практикум

Экологическое воспитание – экологическая тропа в детском садусеминар–практикум...