Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
материал по теме

Жеребятьева Юлия Владимировна

 Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley_1.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду» 

Воспитатель:

Жеребятьева

Юлия

Владимировна

с. Иогач

2014 г.


Семинар-практикум для воспитателей

«Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду» 

Цель: создание мотивации педагогов МДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.
Задачи:
-Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада; 
-Разработать план работы педагогов в данном направлении; 
-Разработка карты-схемы экологической тропы на территории ДОУ. 
Участники семинара: педагоги ДОУ, родители.
Ход семинара – практикума:
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
«Творческая мастерская»
Ведущая: Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине 
ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования
экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать 
каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные
формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре 
команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух). 
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).
Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической 
направленности и подготовить выступление по плану:
1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т.п.).
2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т.п.). Под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами — способы реализации и достижения результата.
3. Возраст детей, для которых он предназначен. 
4. Где расположен и как оформлен.
5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов — указать названия животных, растений).
6. Зонирование помещения (если это требуется).
7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т.п.)
Время на выполнение задания 20 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов.
Ведущая:
Подведя итог выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и
эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории МДОУ, так и внутри ее. 
Педагогическая змейка:
Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я 
запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением
«экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.
(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).
Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении.
Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах.В последние годы многие
дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых 
точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании
используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения
и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут 
большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую,
эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок: 
а) на территории дошкольного учреждения; 
б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.); 
в) в здании детского сада. 
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества
разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек)
экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), 
мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных 
природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых
(например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п.
Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных 
участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране 
дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется 
создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть
на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы:
уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов
для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции
комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах,
теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах,
фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит 
от развивающей среды детского сада). 
«Конструкторы».
Ведущая: Каждая команда получает два общих задания:
Разработать схему экологической тропинки на территории МДОУ;
Разработать схему экологической тропинки в учреждении.
На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы.
По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания 
подобной формы экологического воспитания в МДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы
на территории МДОУ.
Этапы создания и оформления тропинки
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; 
составление общей картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому; 
выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости; 
фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); 
изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; 
составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми. 
Основываясь на теоретические факты о значении и организации экологических троп в детском саду, совместно с педагогами разрабатывает перспективный план работы в направлении создания экологической тропы в МДОУ (на территории и внутри детского сада).
Основные мероприятия, направленные на создание 
экологической тропы в МДОУ.
1. Педагогами старшей и подготовительной группы заполняется паспорт будущей экологической тропики, включающий в себя карта-схемы будущей тропы. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей 
всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропинки. 
2. Педагогом-психологом, зам. зав. по УВР и преподавателем дизайн-студии разрабатывается дизайн остановок будущей экологической тропы.
3. Воспитателями средних групп разрабатывается дизайн экологической сферы внутри дошкольного учреждения.
4. Воспитателями младших групп собирается информация о растительном фонде на территории детского сада.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фальклера в экологическом воспитании детей в корреционном детском саду

в конспекте указывается как можно и нужно использовать малые формы фольклера( сказки , потешки, стихи , заклички и тд.) в работе с детьми для  исправления речи...

Доклад для воспитателей "Экологическое воспитание и обучение в детском саду"

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возмож...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в младшей группе детского сада

В перспективном планировании даются темы  занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром, а также формы организации  этой работы...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада

В планировании представлены темы  занятий, программные задачи, формы ознакомления старших дошкольников с растительным миром...

Консультация для воспитателей "Активные формы деятельности дошкольников по экологическому воспитанию в условиях современного детского сада"

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельнос...

Семинар-практикум "Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания"

Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. У ребенка восприятие природы острее, чем у взросло...