Главные вкладки

    Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
    материал по теме

    Жеребятьева Юлия Владимировна

     Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley_1.docx21.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду» 

    Воспитатель:

    Жеребятьева

    Юлия

    Владимировна

    с. Иогач

    2014 г.


    Семинар-практикум для воспитателей

    «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду» 

    Цель: создание мотивации педагогов МДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.
    Задачи:
    -Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада; 
    -Разработать план работы педагогов в данном направлении; 
    -Разработка карты-схемы экологической тропы на территории ДОУ. 
    Участники семинара: педагоги ДОУ, родители.
    Ход семинара – практикума:
    Берегите эти воды, эти земли.
    Даже малую былинку любя,
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя…
    «Творческая мастерская»
    Ведущая: Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине 
    ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования
    экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать 
    каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные
    формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре 
    команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух). 
    (Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).
    Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической 
    направленности и подготовить выступление по плану:
    1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т.п.).
    2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т.п.). Под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами — способы реализации и достижения результата.
    3. Возраст детей, для которых он предназначен. 
    4. Где расположен и как оформлен.
    5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов — указать названия животных, растений).
    6. Зонирование помещения (если это требуется).
    7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т.п.)
    Время на выполнение задания 20 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов.
    Ведущая:
    Подведя итог выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и
    эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории МДОУ, так и внутри ее. 
    Педагогическая змейка:
    Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я 
    запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением
    «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.
    (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).
    Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении.
    Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах.В последние годы многие
    дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых 
    точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании
    используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения
    и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут 
    большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую,
    эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок: 
    а) на территории дошкольного учреждения; 
    б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.); 
    в) в здании детского сада. 
    Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества
    разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек)
    экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), 
    мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных 
    природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых
    (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п.
    Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных 
    участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране 
    дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется 
    создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть
    на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы:
    уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов
    для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции
    комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах,
    теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах,
    фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит 
    от развивающей среды детского сада). 
    «Конструкторы».
    Ведущая: Каждая команда получает два общих задания:
    Разработать схему экологической тропинки на территории МДОУ;
    Разработать схему экологической тропинки в учреждении.
    На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы.
    По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания 
    подобной формы экологического воспитания в МДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы
    на территории МДОУ.
    Этапы создания и оформления тропинки
    Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
    детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; 
    составление общей картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому; 
    выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости; 
    фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); 
    изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; 
    составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми. 
    Основываясь на теоретические факты о значении и организации экологических троп в детском саду, совместно с педагогами разрабатывает перспективный план работы в направлении создания экологической тропы в МДОУ (на территории и внутри детского сада).
    Основные мероприятия, направленные на создание 
    экологической тропы в МДОУ.
    1. Педагогами старшей и подготовительной группы заполняется паспорт будущей экологической тропики, включающий в себя карта-схемы будущей тропы. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей 
    всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропинки. 
    2. Педагогом-психологом, зам. зав. по УВР и преподавателем дизайн-студии разрабатывается дизайн остановок будущей экологической тропы.
    3. Воспитателями средних групп разрабатывается дизайн экологической сферы внутри дошкольного учреждения.
    4. Воспитателями младших групп собирается информация о растительном фонде на территории детского сада.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование фальклера в экологическом воспитании детей в корреционном детском саду

    в конспекте указывается как можно и нужно использовать малые формы фольклера( сказки , потешки, стихи , заклички и тд.) в работе с детьми для  исправления речи...

    Доклад для воспитателей "Экологическое воспитание и обучение в детском саду"

    Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возмож...

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию в младшей группе детского сада

    В перспективном планировании даются темы  занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром, а также формы организации  этой работы...

    Семинар практикум Тема «Народные праздники как средство экологического воспитания дошкольников»

    семинар практикум "народные праздники" полезен для педагогов  о знакомлении детей с традициями  русского народа....

    Выступление на городском семинаре-практикуме «Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    Основной целью проектно - исследовательского  метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследоват...

    Консультация для воспитателей "Активные формы деятельности дошкольников по экологическому воспитанию в условиях современного детского сада"

    Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельнос...

    Семинар-практикум "Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания"

    Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. У ребенка восприятие природы острее, чем у взросло...