Семинар - практикум для педагогов "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
материал

Балиахметова Юлия Аликовна

Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой деятельности,  так и  к игре.  Ребёнок учится понимать и элементарно объяснять наблюдаемые явления природы, а также рассуждать, рассказывать, описывать и, сопоставляя, сравнивать и делать выводы на основании увиденного. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал  и продумать методы и приемы, используемые в предстоящей деятельности с детьми.

Наиболее из эффективных и интересных средств в воспитании у детей любви к природе являются - дидактические игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.

        Дидактические игры с экологическим содержанием разделяют на следующие виды:

Предметные игры по экологии  - это игры с листьями, семенами, шишками, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_po_ekologii_aprel.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Колокольчик» муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Семинар - практикум для педагогов на тему:

"Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Провела: воспитатель

Балиахметова Ю.А.

2022-2023 уч. год

        Добрый день, уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию семинар - практикум на тему: «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников».

        Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой деятельности,  так и  к игре.  Ребёнок учится понимать и элементарно объяснять наблюдаемые явления природы, а также рассуждать, рассказывать, описывать и, сопоставляя, сравнивать и делать выводы на основании увиденного. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал  и продумать методы и приемы, используемые в предстоящей деятельности с детьми.

Наиболее из эффективных и интересных средств в воспитании у детей любви к природе являются - дидактические игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.

        Дидактические игры с экологическим содержанием разделяют на следующие виды:

Предметные игры по экологии  - это игры с листьями, семенами, шишками, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Рассказы о животных», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.

В настоящее время очень популярны пазлы, где картинки имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года», «Насекомые», «Животные крайнего севера»). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры-эксперименты. Наибольший интерес дети проявляют к опытно-экспериментальной деятельности в игровой форме. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через определенные  игровые правила и  игровые действия.  Дети очень любят экспериментировать, поэтому и проводятся такие игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух» и др.  Такие дидактические игры стимулируют развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они  связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы.  Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры являются отражением впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни. Помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на огороде, в теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками, каштанами.  В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми руководит педагог. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает  способы его использования.

Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми используются  большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Любознательность у детей всегда стояла на первом месте. И развивать ее рекомендуется в таких дидактических играх как игры - путешествия. Они  расширяют кругозор детей, развивают их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по домикам», «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро, кто летает, бегает, прыгает», «По муравьиной тропе», «Бездомному всегда плохо», «Если бы я был бабочкой…».

        В настоящее время при ознакомлении детей с природой особое предпочтение отдается компьютерным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо с интересом, испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество компьютерных игр. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей» и др.

Напомним вам некоторые принципы проведения игр.

1.Игра не должна быть трудной.

2.В ходе игры нужно постоянно словесно описывать свои действия и действия ребенка, называть формы, их признаки и действия.

3.Заметив угасание интереса ребенка к игре. Необходимо переключить его внимание, т.е. организовать другую игру.

4.Соблюдать в игре принцип опережения, т.е. не пугаться заглядывать вперед, в неизвестное малыша, не надо требовать моментального заучивания. Все труды взрослого дадут свои всходы.

А сейчас ответьте пожалуйста на вопросы:

- Каковы действия воспитателя при обучении через игру?

(Воспитатель руководит и учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями.)

- Каковы действия воспитателя в самостоятельных играх детей?

(Воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями детей, их поведением, отслеживает освоение ими тех или иных правил)

Наряду с играми в работе с детьми можно использовать большое количество игровых упражнений (« Найди по листу дерево». «Узнай по вкусу», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.) Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей, либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

        Итак, развитие интереса и любознательности к природе у детей дошкольного возраста на примере дидактических игр экологической направленности являются неотъемлемой частью в решении основных задач развития детей, интерес и любознательность побуждают их к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы в их исканиях.

А теперь  я предлагаю вам снова побыть детьми и немного поиграть.

1 игра.

Вам нужно будет по очереди ответить на мои вопросы:

1 команда

1) Какое животное спит с открытыми глазами? (Зайцы, у них короткие веки.)
2) Кого из животных называют слугами земли? (Червей.)
3) Прибор для определения направления. (Компас.)
4) Самая маленькая птичка на земле? (Колибри.)
5) Как называется гнездо белки? (Гайно.)
6) Кто кукует: кукушка-самка или самец? (Самец.)
7) У какого животного больше всего зубов? (У слизняка 30 тыс. зубов.)
8) У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
9) Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)
10) Кто пьет ногой? (Лягушка.)

2 команда
1) Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими.)
2) Самая высокая трава. (Бамбук.)
3) Когда температура тела у воробья выше: зимой или летом? (Всегда одинаковая.)
4) Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
5) Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой.)
6) Сколько ног у паука? (Восемь.)
7)У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)
8) В воде родится, а воды боится? (Соль.)
9) Лесной заменитель кофе. (Цикорий.)
10) У кого детеныши рождаются голенькими? (У медведя.)
        Подобные задания развивают мышление, внимание, память. Благодаря этому у ребёнка вырабатывается усидчивость, самостоятельность, интерес к работе.

2 игра.  Аудиозапись. Голоса птиц.
Вам такое задание: прослушав фонограмму, вы должны определить, голоса каких птиц вы услышали. Участники поочерёдно прослушивают фонограмму с голосами разных птиц. Побеждает участник, определивший правильно большее количество голосов птиц.
Давая подобные задания , мы развиваем у них память, наблюдательность, внимание, формируем умение слушать и узнавать голоса птиц.

3. Игра «Он – она».
Я называю самца или самку, какого – либо животного, а вы должны назвать пару.
Корова - бык
Лиса - лис
Конь - кобыла
Гусь - гусыня
Аист - аист
Ворон - ворониха
Воробьиха - воробей
Павлин - пава
Овца - баран
Козёл - коза
Скворец - скворчиха
Журавль - журавль
Осёл - ослица
Лебедь - лебёдушка
Грач -грач

Данная игра обогащает словарный запас детей, их познавательную деятельность знание пар животных

4. Задание « Обманки»

1.      Знает девочка любая, что морковка …(оранжевая)

2.      Белым снегом все одето, значит наступает…(зима)

3.      Ночью каждое оконце слабо освещает…(луна)

4.      Облетели листья с клена, стал он к осени…(голый)

5.      По сосне, как в барабан застучал в лесу…(дятел)

6.      На заборе поутру кукарекал…(петух)

7.      Лишь только свет дневной потух, заухал  в темноте …(филин0

8.      На болоте во весь дух громко квакает…(лягушка)

9.      Слышала  вся улица, как мычала…(корова)

10.  С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает…(обезьяна0

11.  Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно это..(белка)

А теперь проверим ваши общие знания!!!

Каждой команде надо выбрать цвет листа!

Вопросы: гонг Вишнёвый – вопросы о природных явлениях.

  1. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Почему? (Грязный, так как он темный, а тёмные предметы больше нагреваются солнцем, чем светлые.)
  2. Какой день в году самый короткий и самый тёмный? ( 23 декабря)
  3. Чем весенняя, земля похожа на зебру? (Тем, что чередуются участки, покрытые снегом, с участками, где снег уже растаял)
  4. Почему экватор означает “уравнитель”?(Потому что день и ночь на экваторе равны.)
  5. Как по снегу в овраге узнать, где, север, где юг? На южном склоне оврага снег тает скорее, поэтому его там меньше. На северном склоне снег тает медленнее, его гам больше

Фиолетовый вопросы о космосе.

  1. Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).
  2. Что означает в переводе с греческого языка слово "космос"? (Мироздание, Вселенная).
  3. Сможет ли космонавт, находясь на орбите, перелить воду из одного стакана в другой? (Нет, так как в космосе он пребывает в невесомости).
  4. Кто первым стал изучать космос с помощью телескопа? (Галилей)
  5. Как называется спутник нашей планеты, который можно увидеть ночью? (Луна).

Зелёный – вопросы фауны и флоры;

  1. Для чего кошкам усы? Усами они распознают предметы “на ощупь”.
  2. Кто бежит задними ногами вперед? Заяц. На бегу, поджимая короткие передние лапы, он выбрасывает вперед, длинные задние лапы.
  3. .Какие птицы выводят птенцов зимой? Клесты.
  4. Какое растение цветёт до появления листьев? Мать-и-мачеха, ольха, лещина
  5. Отчего крапива жжётся? Растение покрыто волосками, которые содержат жгучую кислоту

Коричневый – вопросы о земле;

  1. Как называется слой в атмосфере, защищающий землю от ультрафиолетового излучения? (Озоновый слой)
  2. Высочайшая точка над уровнем моря в Африке? (Килиманджаро)
  3. Как называется водная оболочка земли?( Гидросфера)
  4. Газ, который образуется в процессе фотосинтеза растений? Кислород
  5. Как называется грязевой поток камней и обломков, представляющий опасность для окружающего мира? Сель

Наш семинар подошел к концу. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.
Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....

Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»

Задачи:- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;- Формировать ж...

Семинар- практикум для родителей На тему: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»

                   Семинар – практикум для родителейТема: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»Це...

Семинар - практикум (развернутый план). Тема: «Организация экологического воспитания в ДОУ».

Цель:  повышение профессионального мастерства педагогов.Задачи:Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;Развивать познавательный интерес у педагогов;Воспитывать любовь к природе,...