Семинар - практикум (развернутый план). Тема: «Организация экологического воспитания в ДОУ».
материал

Ольга Михайловна Соловьёва

Цель:  повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  • Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;
  • Развивать познавательный интерес у педагогов;
  • Воспитывать любовь к природе, к родному краю.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выписка из семинара – практикума

«Организация экологического воспитания в ДОУ»

Цель:  повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  • Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;
  • Развивать познавательный интерес у педагогов;
  • Воспитывать любовь к природе, к родному краю.

План семинара-практикума

  1. Вступительное слово.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть:
    1) Разминка
    2) Блиц – опрос.
    3) Загадки о природных явлениях.
    4) Упражнение "Дайте оценку».
    5) Викторина «Мы любим природу».
    6) Блиц - турнир «Подумай и ответь».
  4. Заключение

Краткое описание семинара:

Прошу каждого участника семинара подойти к доске и выставить на неё магнит:

  • если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии - зелёную;
  • если хотели бы уточнить некоторые вопросы - жёлтую;
  • если испытываете затруднения при планировании и проведении занятий - красную.

Теоретическая часть

Экологическое образование дошкольников педагоги осуществляют по всем образовательным областям.

Например, содержание образовательной области «Социально коммуникативное развитие» направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на:

  • формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);
  • о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов;
  • расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.

Экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму

3. Практическая часть

Предлагаю вам разделиться на две команды. Придумать название команды (связанное с экологией), а поможет нам в этом «зимняя корзинка».

В корзинке воспитатели выбирают либо веточку, либо снежинку - это и будет идея для названия команды

За каждый правильный ответ, команда будет получать фишку - снежинку или веточку, которые будут размещаться на доске (на доске схематически изображено дерево без веток). В конце семинара, мы узнаем, у кого правильных ответов было больше.

Разминка

  1. Итак, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
  2. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  3. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  4. Назовите элементы предметно-развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников?(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.).
  5. Что должно быть в уголке природы? (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  6. Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  7. Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные.)
  8. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей. (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  9. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников. (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  10. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников. (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  11. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

Предлагаю вам небольшой

Блиц-опрос «Как растения и животные предсказывают погоду»

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
  2. Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
  3. Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
  4. Когда цветет черемуха - (к холоду, заморозкам).
  5. Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
  6. Цветы перед дождем - (пахнут сильнее).
  7. Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
  8. Ворона кричит зимой - (к метели).
  9. Лягушки квакают - (к дождю).
  10. Воробьи в пыли купаются - (к дождю).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Загадки о природных явлениях

  1. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук - станет все светло вокруг (солнце)
  2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне (лед)
  3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)
  4. Пол - лепешки над домами, не достать его руками (месяц)

Упражнение «Дайте оценку»

Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.

1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки - глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой-либо работы. Иди спокойно. Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

Викторина «Мы любим природу»

  1. Чем питаются муравьи? Как их за это называют? (насекомыми; санитарами)
  2. Кто пьёт кровь: комары - самки или комары - самцы? (самки)
  3. Чем питаются комары - самцы? (нектаром)
  4. Кто из змей безопасен для человека? (уж)
  5. Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)
  6. Как называется заповедник, где выращивают и разводят зубров? (Беловежская пуща, Кавказский заповедник)
  7. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)
  8. Где у кузнечика уши? (на ногах)
  9. Есть ли у змеи уши? (нет)
  10. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет - сигнал опасности.)

Блиц-турнир "Подумай и ответь".

  1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
  2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)
  3. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана - словно монтер на "кошках" лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки - все это метки медведя. "Знайте все: я тут живу". Другой медведь, его знаки увидит и поймет, что место занято.)
  4. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

4. Заключение

На этом наш семинар-практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.

И в заключение я хотела бы вам предложить оценить степень своего участия в его работе, и выставите на доску фишку соответствующего цвета:

  • красную - «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»;
  • желтую - «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»;
  • зеленую - «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Используемая литература и источники

  1. Николаева С.Н., Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Ворошилова В.М., Новикова Т.А. «Эковалеологический подход к созданию развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении»/ «Педагогическое образование в России» № 4, 2012.
  4. Халикова З.Г. «Семинар-практикум "Экологическое воспитание в рамках ФГОС"»  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация из опыта работы по теме: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников ".

Педагогический опыт работы: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников " предназначен для педагогов дошкольной организации.Актуальность опыта заключается в том, что педагог в своей ...

Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...

Доклад на тему: «Организация экологического воспитания дошкольников на основе новых технологий»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период времени».

Материал поможет педагогам ДОУ закрепить знания об особенностях организации работы по физическому воспитанию в зимний период времени. Педагоги научатся вырабатывать единое мнение во время командной ра...

Семинар – практикум на тему: «Значение экологического воспитания дошкольников»

К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».Цел...

Семинар-практикум "Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста

Показать различные формы творческой работы ,применяемые при решение задач экологического воспитания...