Главные вкладки

    Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Семинар практикум

    «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 муниципального образования Каневской район

    Семинар практикум

    «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

                                                                                            Подготовила воспитатель:

    Борисенко О.В.

    ст. Каневская 2017 г.

    Цель:  Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, установить тесное сотрудничество между педагогами групп.

    Задачи:  выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

      умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

      развивать познавательный интерес у педагогов;

      воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

                                     План семинара-практикума:

    1.  Актуальность проблемы.

    2.  Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

    3.  Задание «Рассуждай-ка».

    4.. Это интересно знать.

    5.  Решение педагогических ситуаций.

    6. Творческое задание.

                                               

                                                       Ход семинара.

    Добрый день, уважаемые коллеги!  Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

    Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

    Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Третья задача – формирование у детей любви к природе.

    Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

                           

                            Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

    1. Что означает термин “Экология”.

    Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

    2 . Проблемы экологии в мире, стране, городе?

    Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем городе.

    3. Что же такое экологическое воспитание?

    – Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

    – Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

    – Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

    4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

    Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В.Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

    Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой (Т. М.Бондаренко)

    5. Определите задачи экологического воспитания.

    – Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

    – Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

    – Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

    Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

    6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

    Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

    7. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя как воспитатель.

    Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

    8. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.

    1. Организованные:

    – экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д),

    – занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),

    – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

    2. Совместная деятельность:

    – наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

    – целевые прогулки на природе, походы,

    – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

    – рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И.Левитана, А. К.Саврасова, В. Д.Поленова, И. И.Шишкина, К. Ф.Юона и др.,

    – рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.,– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

    – сбор коллекций, семян, камней, листьев,

    – экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд),

    – опыты, поисковая деятельность,

    –акции,

    – экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

    – экологические тропы,

    – игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,

    – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

    – работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

    – изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

    10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

    На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

    Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”, “День птиц” и др.),оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе ), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и тд.

                                  Задание «Рассуждай-ка».

    1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

    2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

    3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин - - млекопитающее)

    4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

    5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

    6. Кто пьёт ногой? (лягушка)

    7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

    8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

    9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

    10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

    11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

    12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

    13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

    14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

    15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

    16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

    17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

                                           Это интересно знать.

    Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Они звучат так:

    Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:

    Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

    Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.

    Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

    Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

    Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.

    Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

    Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

    От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

    Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

    Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

    Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

                              Решение педагогических ситуаций.

    Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. На решение отводится 5 минут.

    На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

    Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

    Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

    - Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

    - Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

    Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

    Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

    Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

    Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

    Назовите ошибки воспитателя.  Как бы вы поступили в данной ситуации?

    На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

    Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

    Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

    Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

    Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала  вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).

    Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога далее.

                                          Творческое задание

    Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

    1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

    2.Увидел грача – весну встречай.

    3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

    4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

    6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    7. Яблоко от яблони недалеко падает.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

    Тип проекта.По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, развивающий, обучающий.По содержанию: организация совместной ( детей, педагогов, родителей) деятельности, согласование взгл...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

    Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

    Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

    Проекты «Лес-дерево-бумага» и «Старой вещи – новая жизнь»В рамках цикла экологических проектов, основанных на экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности детей, в старшей груп...

    Технология проектного обучения в экологическом воспитании дошкольников

    Использование технологии проектного обучения  выводит уровень усвоения экологических знаний дошкольниками на более высокий ....

    Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

    Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

    Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    *Цель: развитие у детей научно-познавательного интереса через  практическую деятельность экологической направленности.*Задачи:*формирование у детей целостного восприятия окружающего мира;*развити...