Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
проект (старшая группа) по теме

Митина Ольга

 

Проекты «Лес-дерево-бумага» и «Старой вещи – новая жизнь»

В рамках цикла экологических проектов, основанных на экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности детей, в старшей группе детского сада были проведены творческие проекты «Лес-дерево-бумага» и «Старой вещи – новая жизнь!» Эти два проекта непосредственно связаны друг с другом, результат первого является отправной точкой второго. Сами они опираются на реализованные ранее мини-проекты «Воздух-невидимка» и «Деревянное царство».

Проекты основаны на интеграции двух областей образовательной работы с дошкольниками: экология (экологическое воспитание) и творчество (развитие творческих способностей).

Два основных вида деятельности, которые объединяют данные проекты: экспериментально-исследовательская (познавательная) деятельность и художественный ручной труд.

Проект имеет четкую, ясную и легко прослеживаемую детьми структуру. Для этого был разработан краткий алгоритм реализации проекта с ясной фиксацией этапов (шагов), которые дети (ребенок) проходит вместе со взрослыми. Каждый этап, также как и сам проект в целом, начинается с фиксации вопроса, являющегося отправной точкой последующих действий, и заканчивается подведением итога, формулированием вывода.

Первый проект позволяет детям понять, «почему следует бережно относиться к деревянным предметам, не тратить попусту бумагу?». Он реализуется на основе определенной последовательности этапов. В процессе предварительной работы актуализируем знания о свойствах дерева и представления, сформированные в ходе исследовательской работы по теме «Воздух». На первом этапе ставим вопрос «Откуда берется бумага?», выясняем, что бумага – это тоже фактически дерево (растения), а значит – лес. На втором этапе отвечаем на вопрос «Что для человека значит лес?», делаем вывод – это чистый воздух, возможность дышать (а значит – жить!), а также это мебель, книги, бумага и прочее, на третьем этапе размышляем над тем (фиксируем наглядно), что для производства бумаги, книги, стола и т.п. необходимо рубить деревья. Делаем вывод – «Ради нужд человека в мире постоянно вырубается огромное количество леса, поэтому эго нужно беречь!». В заключение вместе придумываем способы, как можно это сделать – бережно относиться к деревянной мебели, к книгам, к бумаге, использовать ее разумно – брать столько, сколько нужно для рисунка, аппликации или поделки, использовать вторично.

Из проекта «Лес и бумага» вытекает проект «Старой вещи – новая жизнь!», который также направлен на формирование элементарных навыков ресурсосбережения. Коробки из-под конфет, чая, различные упаковки чаще всего делаются из картона, который представляет собой разновидность бумаги, а значит, является также растительным «продуктом» (дерево и другие растения). Дети задумываются над тем, как можно использовать эти предметы вторично, во что их можно «превратить»? Из одной только картонной упаковки из-под чая можно сделать «сундучок знаний», шкатулку для украшений или гостинцев, коробочку для хранения мелких игрушек или деталей от конструктора, подарок маме на 8 марта, елочную игрушку, всевозможных зверушек для кукольного театра, автобус, фотоаппарат, кукольную мебель и многое другое, было бы желание и творческий задор. А далее дети подходят к тому, что не стоит ограничиваться только «бумажными» предметами. Многое из того, что дети используют в группе детского сада и дома, может «обрести новую жизнь», и тем самым способствовать сохранения природных ресурсов Земли. В настоящее время, когда проблема «перепотребления», вторичного использования материалов стоит очень остро, проекты такого рода являются крайне актуальными, хотя и, может быть, несколько, непривычными. Кроме того, при этом развивается творческий потенциал ребенка, воображение, изобретательские способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektyeko2.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Проекты «Лес-дерево-бумага» и «Старой вещи – новая жизнь»

Эти два экологических проекта непосредственно связаны друг с другом, результат первого является отправной точкой второго. Сами они опираются на реализованные ранее познавательно-исследовательские проекты «Воздух-невидимка» и «Деревянное царство». Описанная ниже работа может быть проведена только со старшими дошкольниками, у которых достаточно сформирована способность устанавливать причинно-следственные связи, выбирать из нескольких возможных способов действий наиболее оптимальный и разумный.

Оба проекта основаны на интеграции двух областей образовательной работы с дошкольниками: экология (экологическое воспитание) и творчество (развитие творческих способностей).

Два основных вида деятельности, которые объединяют данные проекты: экспериментально-исследовательская (познавательная) деятельность и художественный ручной труд. 

Проект «Лес-дерево-бумага»

Проблема (вопрос), который «возникает» у детей и от которого начинается развитие проекта: «Почему бумагу следует расходовать экономно, не тратить ее попусту? Ее так много в группе (дома), и в магазине можно купить столько, сколько захочешь!». 

Одновременно дети подводятся к размышлению над тем, почему следует бережно относиться к книгам, а также ко всем деревянным предметам, в частности, мебели (своим шкафчикам, стульям, столам). Потому что мы бережем труд людей, но может быть есть и другие причины?

Наличие проблемной ситуации можно использовать как «толчок» к проведению исследования, изучения проблемы. Это может быть ситуация, когда старшие дошкольники бесцельно, попусту расходуют бумагу, нарисовав одну-две линии, выбрасывают лист, занимаясь аппликацией, выбрасывают как мусор оставшуюся цветную бумагу или картон (то, что можно использовать в дальнейшей работе); или пачкают столы фломастерами, плохо выводимыми красками (что приводит к их порче), в то время как некоторые элементарные действия могут это предотвратить (подложить более широкий лист, использовать клеенку, использовать бумагу повторно в другом качестве и т.п.).

Схема (алгоритм) проекта:

Предварительный этап – актуализация знаний, полученных посредством предыдущих проектов: а) общие представлений о свойствах дерева, древесины как материала, о том, как человек использует эти свойства, б) некоторые элементарные знания о воздухе, о выработке кислорода растениями, об очищении воздуха через посадку деревьев и других растений.

Вывод: Все мы (люди), как и все представители животного мира, дышим благодаря зеленым растениям, и в большей степени деревьям.

1 этап:

Вопрос: «Откуда берется бумага?»

Выяснение того факта, что фактически бумага – это тоже дерево, а значит - лес (так как производится в большей степени из растительной, чаще всего древесной массы) (вывод второго этапа).

Формы организации проектной работы (ФО): познавательно-исследовательская деятельность с использованием деревянных палочек, плотного и тонкого «сырьевого» необработанного картона и такой же бумаги; наблюдения, чтение энциклопедии, схематичные зарисовки.

2 этап

А) Вопрос: «Что для человека значит лес?»

Вывод: Лес (и в частности деревья) – это чистый воздух, возможность дышать (а значит – жить!), а также это мебель, книги, бумага и прочее. Дерево, а значит, лес, обладает для нас огромной ценностью!

Б) Вопрос: Значит для того, чтобы изготовить бумагу, книгу, стол и т.п. нужно срубить сколько-то деревьев?

Вывод: «Ради нужд человека в мире постоянно вырубается огромное количество леса! Его нужно беречь!».

ФО: Фиксация наглядно в виде схемы «Лес - дерево - все то, что он «дает» человеку, в том числе писчая  бумага, для рисования, цветная для аппликации, цветной картон, книги, всевозможные упаковки»; рассматривание иллюстраций, различных деревянных предметов мебели, бумаги, картона, картонных упаковок (из-под конфет, чая, зубной пасты), чтение энциклопедии.

3 этап

Вопрос: Как можно беречь лес (деревья, растения)?

Вспомнить и уже знакомые ранее проявления бережного отношения к зеленым растения (не рвать, а просто любоваться, посадить что-то своими руками, ухаживать за молодыми деревцами и др.).

Вывод: Лес можно беречь еще и по-другому! Бережно относиться к деревянной мебели, к книгам, к бумаге и картону, которые следует использовать разумно – брать столько, сколько нужно для рисунка, аппликации или поделки, использовать вторично.

ФО: наблюдение, практические действия –

А) создание специальной «Коробки для бумажного творчества», куда складываются оставшиеся части бумаги для последующего использования в аппликации, поделках (во время свободного самостоятельного творчества), разработка способов рационального использования бумаги: вырезать деталь с края бумажного листа, а не в середине, изрисованные и ненужные листы использовать в поделках, оригами, конструировании из бумаги; незаполненную рисунком часть листа отрезать и складывать в обозначенную выше коробочку; доводить начатое дело до конца (в воплощении своего замысла),

не бросать начатый рисунок, продумывать заранее то, что хочешь изобразить (т.е. одновременно идет развитие важных личностных качеств), Б) нахождение «экологически грамотных» способов действий: рисовать аккуратно, чтобы не пачкать деревянные столы трудно отмывающейся краской и фломастерами, при необходимости пользоваться клеенками, не качаться на стульях, чтобы их не сломать (кроме того, это опасно), аккуратно закрывать свои деревянные шкафчики и бережно пользоваться всеми остальными деревянными предметами мебели (кроме того, это мы делаем еще и потому, что бережем труд людей, которые делали все эти предметы, и потому, что заботимся о детях, которые придут позже в группу и также будут пользоваться этими предметами).

В) использование бумажных и картонных упаковок второй раз.

Из проекта «Лес-дерево-бумага» «вытекает» следующий проект – «Старой вещи – новая жизнь!», который также направлен на формирование экологического создания, воспитание экологического культуры и освоение элементарных навыков ресурсосбережения.

Алгоритм реализации проекта:

1 этап

Актуализация представлений о том, что картонные упаковки представляют собой не что иное, как разновидность бумаги (картона).

Вывод: Если мы не будем сразу выбрасывать красивые коробочки, а сделаем из них что-нибудь полезное (например, шкатулку для хранения «сюрпризов»), то тем самым, хоть в малой степени, но будем беречь растения, окружающую природу, будем способствовать сохранению лесов.

ФО: беседы, зарисовки.

2 этап

Вопрос: Как можно использовать эти предметы вторично, во что их можно «превратить»?

Используются некоторые из методов Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса по диагностике и развитию креативности (известных исследователей этой темы). Например, такое творческое задание: «Сколько способов использования одного и того же предмета ты можешь придумать?» В качестве примера – картонная упаковка из-под чая. Возможные варианты: «сундучок знаний» для сбора загадок, стихотворений и прочего, шкатулку для украшений или гостинцев, коробочку для хранения мелких игрушек или деталей от конструктора, шкатулку в подарок маме на 8 марта, елочную игрушку, всевозможных зверушек для кукольного театра, машинку или автобус, фотоаппарат, шкафчик или холодильник для маленькой куклы и т.д.

Вывод: Все зависит от фантазии, умений, желаний, интересов, способностей!

3 этап

Вопрос: Нужно использовать только картонные коробки и упаковки? Может, стоит мастерить и из пластиковых баночек, бутылочек, и им подарить новую жизнь? Они ведь тоже становятся мусором после своего первоначального использования, что приводит к постепенному загрязнению окружающей среды, к уменьшению природных ресурсов…

Вывод: Многое из того, что мы используем в группе детского сада и дома, может обрести новую жизнь, и таким образом помочь сохранению природных богатств Земли!

ФО: творческие мастерские, занятия по конструированию, ручной труд, творческие игровые задания, сюжетно-ролевые игры и театрализованные игры с использованием созданных «новых» вещей; познавательно-исследовательская деятельность по изучению свойств различных бросовых материалов и изобретение способов их применения, «придумывание» всевозможных поделок.

Основные группы бросового материала, доступного детям старшего дошкольного возраста в детском саду или дома (исходный материал – вещь в новом качестве):

- всевозможные коробочки и упаковки из-под конфет, печенья и других сладостей, зубной пасты, крема, маминой косметики, игрушек – все то, что можно сделать и с «чайной» коробочкой (см. выше)

- пластиковые бутылки из-под воды, питьевого йогурта и других напитков – вазочки для цветов, подставка для карандашей, ножниц и других инструментов

- картонные коробки из-под обуви – макеты для режиссерских игр с куколками, фигурками животных («Квартира», «Подводное царство», «Африканская саванна» и т.п.)

- картонные катушки из-под туалетной бумаги – Незнайка и другие коротышки из Цветочного города, фигурки людей разных профессий, звери и птицы

- старые высохшие фломастеры: сам стержень – как основа для самодельных цветов, колпачки – как туловище некоторых насекомых (кузнечиков, бабочек, жуков), а также как второстепенные детали при изготовлении всевозможных поделок – зверей, птиц, персонажей сказок (руки, ноги), вазочек, домов, космических кораблей

- крышечки из-под клея-карандаша, бутылок из-под кефира, молока, зубной пасты, шампуня могут стать головными уборами сказочных героев, божьей коровкой, головой, глазами или ушами какого-нибудь персонажа, и также всем тем, что перечислено выше относительно колпачков

Подобные способы «перевоплощения» изобретаются для контейнеров из-под киндер-сюрприза, баночек из-под йогурта и творога, в ход также идут лоскутки ткани от старой одежды, кусочки лент, шнурочки, пряжа и многое другое (вспоминаем все то, что было сделано в группе ранее из бросового материала).

Итог: Дети начинают сами собирать подходящие детали для своих поделок. Они становятся «изобретателями», создается условия для раскрытия их творческого потенциала.

Для детского сада: Развивающая среда группы обогащается, создаются специальные отделения для соответствующей деятельности в групповых Центре творчества и продуктивной деятельности, Центре экспериментирования и Игровом центре (два больших контейнера для упаковок и ткани (лент, тесьмы), шкафчик для сбора и хранения походящих вещей, отдельные коробками с различными материалами). Проекты осуществляется на основе интеграции названных центров, последние периодически трансформируются и модифицируются в зависимости от темы и конкретной задачи выше перечисленных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Тип проекта.По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, развивающий, обучающий.По содержанию: организация совместной ( детей, педагогов, родителей) деятельности, согласование взгл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»...

проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников «Зелёная аптека на благо человека».

     Долгосрочный проект по экологии «Зелёная аптека на благо человека»...

Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...

Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

Дошкольный период –самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней....