Проект "Богатыри земли русской"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Смирнова Алла Юльяновна

     Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности  в контексте проекта "Богатыри земли Руской "  является наиболее успешным  методом формиравания  нравственно-патриотических начал личности ребёнка. Благодаря организации продуктивной самостоятельной  и совместной со взрослым деятельности  деятельности   в разных образовательных областях, ребенок учиться выражать своё отношение  и понимание к произведениям искусства.            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Богатыри земли русской»

(подготовительная группа) 

Руководитель проекта: Смирнова Алла Юльяновна, музыкальный руководитель МБДОУ Д/С № 49    г.Североморска

Вид проекта: творческий.

Цель: формирование чувства гордости за историческое прошлое России  на основе слушания классической музыки композиторов – А. Бородина, М. Мусоргского через образы героев – богатырей, защитников древней Руси.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о жизни и творчестве русских композиторов – классиков А. Бородина, М. Мусоргского.
  2. Расширить представление о жанре «Былины», раскрывающих характер русских богатырей.
  3. Формировать способность анализировать музыкальные и художественные образы произведений композиторов и художников.
  4. Развивать способность самостоятельно и с помощью взрослого добывать информацию из  разных источников
  5. Обогатить опыт художественно-практической деятельности ребенка, как средства  выражения своего отношения к информации.
  6. Создавать условия для развития познавательной мотивации, познавательных действий в процессе общения, обмена впечатлениями по результатам практической деятельности и полученной информации.
  7. Воспитывать патриотизм на примерах исторических событий в классических музыкальных и художественных произведениях.
  8. Содействовать воспитанию значимых черт характера русского человека с учетом гендерного подхода: доброта, мужественность, благородство, щедрость, скромность, великодушие, чувства гражданского патриотизма, уважения к наследию своих предков.

Образовательная область: содержание проекта охватывает-  художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, соцмально-коммуникативное  и речевое развитие.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной группы,  родители.

Актуальность:

Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путем организации детской практической деятельности в контексте проекта «Богатыри земли русской»  является наиболее успешным методом формирования нравственно-патриотических начал личности ребенка. Благодаря организации продуктивной самостоятельной и совместной со взрослым деятельности в разных образовательных областях, ребенок учится выражать свое отношение и понимание к произведениям искусства, у него формируется  первичное представление о понятии «Отечество», преклонение перед историческими событиями своей страны.

Реализация проекта выстраивается на основе комплексно-тематического построения содержания проекта, деятельностного и личностного подходов, взаимодействия с родителями, что позволяет работать  в зоне ближайшего и актуального развития ребенка. А это значит, что ребёнку предоставлена возможность  проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, выражать свои мысли и желания, адекватно проявлять свои чувства,  в том числе чувство веры в свои силы и возможности по применению собственных умений и знаний.

                

План реализации проекта:

  1. Выбор темы проектной деятельности;
  2. Постановка цели (конечный результат)
  3. Поиск проблемных вопросов, ситуаций, выводящих детей на самостоятельные продуктивные виды детской деятельности и совместную деятельность со взрослыми.
  4. Составление плана действий по достижению цели  (разработка проекта).
  5. Обсуждение с детьми и родителями решения  проблемы (задания), направленного на реализацию проекта (что будем делать?), время выполнения, в каких источниках будем искать информацию (данная работа проводится по ходу работы в режиме проекта).
  6. Планирование продуктивной деятельности детей в рамках намеченной проблемы.
  7. Обсуждение итогов полученных результатов детьми (данная работа проводится по ходу всего проекта).
  8. Презентация проекта «Богатыри русской земли» (мультимедийная презентация, выставка детских работ и работ совместного творчества со взрослыми, рассказы детей и т.д.)

Работа с родителями в рамках подготовки к проекту:

  • консультации:
  • еженедельное информирование
  • обсуждение плана действий с детьми в условиях семьи.
  • привлечение родителей к изготовлению доспехов, оружия богатырей.

Ожидаемый результат:

  1. Дети ознакомились с жизнью и творчеством русских композиторов – классиков А. Бородина, М. Мусоргского .
  2. Познакомились с творчеством художников В. Васнецова -  «Богатыри», «Баян», «Пересвет», «Бой Пересвета»; - художника А. Рябушкина «Пир богатырей у светлого князя Владимира»;- художника Н. Рериха «Богатыри проснулись»; - художника М. Врубеля «Богатырь», И. Билибина «Бой Добрыни Никитича со змеем Горынычем».
  3. Сформирован интерес к слушанию классической музыки, к произведениям живописи, сформировались личные предпочтения детей  к произведениям искусства.
  4. Сформировано осознанное отношение к истории Родины, к своему Отечеству  – чувство гордости за мужчин-воинов, за женщин-матерей, умеющих ждать и гордиться своими сыновьями.
  5. Расширились знания об истории Руси.
  6. Понимают значение выражения «картина, музыка – это  «книга», которую можно прочитать и много интересного узнать.
  7. Умеют применять свои знания, умения в практической самостоятельной продуктивной деятельности, приобрели навык планирования продуктивного сотрудничества; каждому ребенку была предоставлена возможность реализовать свои возможности и способности
  8. Сформирован интерес к художественной, познавательной, энциклопедической  литературе.
  9. Повысился интерес родителей к делам детей, и их активность  участия в жизни группы.
  10. Дети испытывают осознанное чувство гордости за участие родителей в их общих делах.

Продукты проекта:

  1. Оформлены детьми тематические альбомы на основе собранной детьми и родителями информации по  музыкальным произведениям  М.П. Мусоргского «Богатырские ворота», А.П. Бородина «Богатырская симфония», «Инструменты симфонического оркестра».
  2. Организованы выставки рисунков по темам: «Русские богатыри в былинах», «Богатырские ворота».
  3. Оформлены книжки-малютки по составленным детьми рассказам «В чем сила богатырей».
  4. Составлен словарь «Качества русских богатырей», «Инструменты симфонического оркестра», «Музыкальная палитра».
  5. Оформлен коллаж по произведению М.П. Мусоргского «Богатырские ворота».
  6. Сделаны родителями с участием детей богатырские  доспехи и оружие (мечи, щиты).
  7. Оформлена выставка ручных поделок по отклику восприятия  музыкальных произведений, раскрывающих качества русских богатырей.
  8. Детьми и родителями оформлена атрибутика к сюжетно-ролевой игре «Богатыри».
  9. Дети разучили народные хороводные игры - «Золотые ворота», «Звонарь» и др.
  10. Оформлен альбом с рисунками детей «Музыкальные инструменты» с подбором загадок о  музыкальных инструментах симфонического оркестра.
  11. Созданы видеоряды с музыкальным сопровождением «Русские богатыри» родителями, воспитателями с участием детей.
  12. Сделана родителями презентация «Богатырский щит Максима Виниченко».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, интерактивная доска, музыкальный центр, телевизор. Аудиозаписи - «Богатырские ворота» М.П. Мусоргского, «Богатырская симфония» А.П. Бородина. Видеозаписи фрагментов концертов симфонического оркестра, CD диски мультфильмов по былинам, аудиозаписи «Русские былины».  Репродукции картин - художника В. Васнецова -  «Богатыри», «Баян», «Пересвет», «Бой Пересвета»; художника А. Рябушкина «Пир богатырей у светлого князя Владимира»; художника Н. Рериха «Богатыри проснулись»; художника М. Врубеля «Богатырь», И. Билибина «Бой Добрыни Никитича со змеем Горынычем». Художественная литература по жанрам – русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки о русских богатырях, мужестве, силе, преданности Родине.

Приложение:

  1. Приложение 1 – мультимедийная презентация «Проект «Богатыри земли русской».
  2. Приложение 2 - мультимедийная презентация семьи Виниченко.
  3. Приложение 3 - мультимедийная презентация репродукций художников по тематике проекта с музыкальным сопровождением «Богатырская симфония» А. Бородина.

Библиографический список:

  1. Большой энциклопедический словарь: Музыка / Г.В. Кеддыш, - М., 1998. – 31 с.

  1. Дзержинская, И.Л., Ветлугина, Н.А., Комисарова, Л.Н.. Музыкальные занятия в детском саду:  из опыта работы. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
  2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 1985.
  3. Костина, Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошкольного возраста/ Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 2004. – 223
  4. Мир детства: Дошкольник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв.ред. А.В. Запорожец. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с.
  5. Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. - М., 1985.
  6. Художественное творчество в детском саду / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1974.
  7. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
  8. Радынова, О. Музыкальное воспитание детей: деятельность пед. коллектива. Журнал в Дошкольное воспитание №11.1994г.
  9. 16.  Радынова, О. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. институтов, муз. руководителей и воспитателей детского сада/ О.П. Радынова. – М.: Просвещение: Владос, 1994.–223 с.

Содержание проекта «Богатыри земли русской»

№ п/п

Тема \ задачи

Содержание

Срок

Ответственные

Что?

Как?

Когда?

Кто?

1.

М.П. Мусоргский «Богатырские ворота»

1.1.1. Закрепить историю создания музыкального произведения.

1.1.2. Учить поиску информации в разных источниках.

1.1.3. Учить детей делиться информацией.

1.1.4.Привлечь родителей к организации выставок,  сбору информации.

-  Познакомиться с разными источниками, в которых можно узнать о композиторе и истории создания музыкального произведения;

- экскурсия в городскую библиотеку по теме «Былина»;

- привлечение детей к организации выставки  книг о русских богатырях;

- обмен впечатлениями детей по результатам работы с познавательными источниками.

1 неделя октября

Воспитатель, родители, дети

1.2.1.Формировать интерес к слушанию классической музыки.

1.2.2. Развивать творчество в изодеятельности по восприятию музыкального произведения.

- Слушание в режиме дня и дома произведения «Богатырские ворота» в разных исполнениях;

- рассказы детей о своих предпочтениях при восприятии музыки (взрослый записывает детские впечатления).

- рисование, аппликация, ручной труд по отклику восприятия  музыкальных произведений.

Октябрь -ноябрь

Взрослые, дети

1.3.1. Расширить представления о музыкальных образах через рассматривание картины «Богатырские ворота» В. Гартман.

1.3.2. Учить выбирать из двух музыкальных произведений одно, близкое по настроению к представленной картине

1.3.3. Познакомить с русской народной игрой «Золотые ворота».

- рассматривание репродукции  «Богатырские ворота» В. Гартмана и беседа по ней;

- конструирование из бумаги и конструкторов-  «Богатырские ворота»;

- сюжетно-ролевые игры

- придумывание истории (рассказывание) «Как богатырские ворота» встречают воинов-победителей, воинов – богатырей;

- игра «Выбери из двух музыкальных произведений одно»;

- создание детьми книжек – малюток «Богатырские ворота»;

- игра «Золотые ворота»

Октябрь - ноябрь

Педагоги, родители,  дети

1.3.3. Продолжать знакомить с  литературным жанром  «Былина», развивать связную речь, обогатить  и расширить словарь детей.

1.3.4. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов «Русские богатыри».

1.3.5. Развивать творческие способности детей

- чтение былин про Илью  Муромца;

- просмотр мультфильмов с последующей прорисовкой впечатлений от образов богатырей.

- составление коллажа «Богатырские ворота» и «Русские богатыри»;

- выставка атрибутов «Русские богатыри»

- Сюжетно-ролевая игра по сюжетам былин с использованием атрибутики, сделанной родителями и детьми.

Октябрь - ноябрь

Педагоги, родители, дети

2.

А.П. Бородин «Богатырская симфония»

2.1. 1.Продолжать приобщать к слушанию классической музыки А.П. Бородина «Богатырская симфония».

2.1.2. Продолжать учить следить за развитием музыкальных образов.

2.1.3. Дать представление о жизни и творчестве композитора А.П. Бородина

- беседа с детьми «О жизни и творчестве А.П. Бородина»;

- слушание в группе и дома произведения «Богатырская симфония»;

- рассказы, рисунки  детей о своих впечатлениях о музыкальных образах  «Богатырской симфонии»  (рисование детей, взрослый записывает детские впечатления);

- дидактические игры «Назови инструменты симфонического оркестра», «Музыкальная палитра».

Ноябрь

Педагоги, родители, дети

2.2.1. Расширить кругозор детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства.

2.2.2. Закрепить названия музыкальных инструментов симфонического оркестра.

2.2.3. Развивать музыкальное и художественное творчество

- узнать  у взрослых, что такое «симфония», кто ее сочиняет, какой оркестр исполняет симфонию;

- оформить альбом с рисунками детей «Музыкальные инструменты» с подбором загадок о  музыкальных инструментах симфонического оркестра;

- обмен впечатлениями детей по результатам практической деятельности.

- викторина «Музыкальная копилка».

- творческая игра «Дирижер»

2  неделя ноября

Педагоги, родители, дети

2.2.4. Способствовать развитию познавательных интересов через чтение художественной, познавательной литературы.

- изготовление богатырских доспехов;

-составление альбома «Богатырское оружие»;

-Д/и «Оружие и доспехи богатыря»;

-оформление выставки «Богатырские доспехи»;

- конкурс пластических этюдов «Главные качества богатыря»;

-заучивание отрывков былин.

3,4 неделя ноября

1 неделя

Декабря

Педагоги, родители, дети

2.2.5. Обогатить музыкальные впечатления детей через рассматривание произведений изобразительного искусства.

- встреча с работниками выставочного зла в детском саду по теме «Русские богатыри» (рассказ о творчестве В. Васнецова, рассматривание картин «Богатыри», «Баян»);

- подборка репродукций детьми по теме «Русские богатыри» для организации выставки в группе;

- рассматривание картин, обмен впечатлениями.

 - художественное творчество детей;

- выставка детских работ «Русские богатыри»

- досуг «Русские богатыри».

1,2  неделя Ноября

Педагоги,

дети


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...