Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Роганова Cветлана Валерьевна.

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie1.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

                        СП ДС «Гнёздышко» ГБОУ СОШ №1   г.о. Кинель.

 

Конспект НОД

 по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!».

Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

 

Подготовил и провел;  воспитатель

Роганова Светлана Валерьевна

Кинель 2018 г.

 Цель: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».  

ОО «Познавательное развитие»:  

-    закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги,   названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

-воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

-развивать способность детей к самостоятельному анализу.

ОО «Речевое развитие»:

- учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы, прилагательные.;

-.активизировать использование слов и словосочетаний: богатыри, доспехи, кольчуга, шлем, кольчужные рукавицы, оружие богатырей  (булава, палица, копьё, меч, щит), реставрация, реставратор

- сформировать умение заканчивать  предложение.(ПОСЛОВИЦУ,ПОГОВОРКУ).

ОО «Физическое развитие»:

-согласовывать ритм движений со словами.

 ОО «Художественно – эстетическое развитие»:

-Продолжить знакомить детей с известными произведениями живописи, в которых выражена красота русского человека (характер, внутренний мир, исторические и культурные традиции);

-закрепить умение украшать  доспехи и оружие русских богатырей используя акварель, восковые мелки, фломастеры развивать мелкую моторику.

-развивать художественное восприятие , умение откликаться и понимать художественный образ, активизировать проявление эстетических чувств, эмоций;

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:   

-побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию;

-обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма;

-  воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий;

Оборудование: презентация «Богатыри земли русской», мольберт,  группа «Цветы» «Богатырская сила наша» композитор А. Н. Пахмутова; фонарь, шаблоны картонные орудия и доспехи русских богатырей (меч, щит, шлем),большой самодельный шлем, акварель, кисти, стаканчики-непроливайки, подставки под кисти, салфетки, картина В.Васнецова 5 штук, 10 штук металлических мочалок, 10 штук деревянных палочек, 5 штук луп,  нарукавники и фартуки по количеству детей.

 Предварительная работа: Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и  его славном сыне царе Гвидоне».

Основные виды деятельности детей .

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

 

Игровое упражнение  «Гусеница», Физкультминутка «Богатыри».

  Изобразительная

 Творческая  деятельность детей. Украшение доспехов и оружия богатырей орнаментом и узорами, (цветные карандаши, акварель и фламастеры, восковые мелки)..

 

Коммуникативная

Игра –ситуация  «Поможем расколдовать богатырей   от Соловья разбойника»

Дидактические, словесные игры «Отгадай загадку, и подбери слово», Беседа по картине В.В.Васнецова «Три богатыря»; Словесная игра «Да-нет!».

Познавательно-исследовательская

Беседа о прошлом России, о богатырях. Игр.Упр «Назови оружие и доспехи богатырей». Знакомство детей с произведениями живописи «Святогор богатырь», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Три богатыря» художника В.В.Васнецова

Опытно –экспериментальная деятельность игра «Была ли прочной кольчуга». Волшебная лупа».

Музыкальная

   Слушание музыкальных произведений «Богатырская сила наша» композитор А. Н. Пахмутова, «Звуки гуслей».

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора.

 Чтение отрывка из стихотворения «Слава русской старине», отгадывание загадок, пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине. Чтение стихотворения «А и сильные богатыри на Руси».

Игровая

Игровая ситуация  «Кто такие реставраторы». Игра-ситуация «Волшебный шлем».

 

                         Логика образовательной деятельности.

 

Деятельность воспитателя 

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель настраивает детей на НОД, (Приглашает детей поприветствовать гостей, присесть на ковёр самолёт и отправиться в  волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства, при этом не забыть одеть шапки невидимки. )

 

Дети вступают в предложенную игру, садятся, одевают шапки-невидимки

Проявлен интерес к предстоящему. Сформировано: умение  объединяться  для совместных интерес к предстоящему путешествию.  

2.

Воспитатель кратко рассказывает детям о древней Руси, русичах и богатырях. Задаёт вопросы детям      кто такие богатыри?

 - какие были богатыри? (слайд №1 -«Древняя Русь»)

 

Дети отвечают на вопросы,

Примерные ответы детей;

 Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

 Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Сформировано умение детей отвечать на поставленные вопросы.

3.

 Воспитатель предлагает детям рассмотреть  репродукции картин «Святогор богатырь»(слайд №2) «Илья Муромец и Соловей Разбойник» В.В. Васнецова (слайд №3) и «Три богатыря»  (надпись на слайде №4) на проекторе. Создаёт игровую ситуацию, что богатыри на картине «Три богатыря» пропали не случайно.А их заколдовал Соловей Разбойник. (слайд №5). Предлагает детям выполнить задания Соловья разбойника и расколдовать богатырей.

. Дети рассматривая репродукции стоя около проектора,  вступают в предложенную игру

 

Проявлен интерес к предстоящему, желание помочь богатырям земли Русской.

3.

 Воспитатель  предлагает  выполнить первое задание Соловья разбойника «Расколдуй заколдованные картинки»,  отгадав загадки.

 -Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч ( слайд №6 Меч)

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький ( слайд №7 Щит)

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Слайд №8 Кольчуга)

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. ( Слайд №8 Шлем). Воспитатель задаёт детям вопросы -  щит и меч. Что это?    

 Как  кольчугу и меч  назвать одним словом . (Показывает детям расколдованные картинки. шаблоны  доспехов и оружия богатырей).

  ( Побуждает к ответам малоактивных детей, поощрять активность)..

Дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

Сформированы умения  отгадывать загадки

  Сформировано умение детей отвечать на поставленные вопросы, умение   назвать элементы костюма русского богатыря (кольчуга, шлем),  названия оружия русского воина (Щит, меч), развито логическое мышление.

 

4.

Воспитатель обращает внимание детей на проектор, на экране появляется Соловей разбойник. (Слайд №9). Воспитатель говорит. что доспехи и оружие богатырей. Соловей разбойник состарил. (Показывает шаблоны).Предлагает сделать такими же  как прежде. Задаёт вопросы .

- Как называется ребята ремонт картин и старинных вещей ? (реставрацией).

-А людей, которые этим занимаются, как называют? ("реставраторами").  

 Воспитатель предлагает детям стать реставраторами и пройти в мастерскую реставраторов.

 

 Дети отвечают на вопросы, затем  одевают нарукавники и фартуки) и рассаживаются за столы.

 Проявлен интерес к предстоящему, желание помочь богатырям земли Русской, стать реставраторами.

 

5.

 Воспитатель спрашивает детей, чего не хватает на шаблонах щита, меча и шлема. Проводит  игровое упражнение " отреставрируй предмет" (Слайд №10- оружие и доспехи украшенные)  

Дети   сидя отвечают на вопросы. Примерные ответы детей.

-Шлем защищал голову богатырей.

-Меч был главным оружием воинов – богатырей.  Рукоятку меча нужно  украсить орнаментом и узором. -Шлем и  Меч украшали изображениями травы, дерева, колосков, зёрен пшеницы.

 -Щит.  Он мог  быть разной формы.   Рисунок   солнышка наносили на  середину  меча. Чтобы оно защитило богатыря от врагов.  

 (Дети реставрируют выбранный им предмет,  наносят прорисованный узор краской на предмет).

  Сформировано умение детей  украшать  доспехи и оружие русских богатырей ,используя акварель, восковые мелки, фломастеры, развита мелкая моторика.

6.

Воспитатель  предлагает выполнить следующее задание Соловья разбойника- «Пройти  через топь- болото, сказать заклинание», спасти богатырей и получить волшебный шлем. Воспитатель  проводит игр.упражнение «Гусеница».  

Затем предлагает  детям   выполнить заклинание. Проводит   Физкультминутку «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Подтянулись и смотри, стали как богатыри!

.

 

 Дети вступают в предложенную игру.

-Дети крепко держась друг за друга, двигаются гусеницой  не разрывая цепь.

 

-Дети становятся в круг, поднимают руки вверх.

-Приставляют ладонь ко лбу.

Расставляют ноги на ширине плеч.

Поворачиваются вправо, оглядываются в разные стороны.

Глядят налево из под ладони

Поворот туловищем в разные стороны.

Ноги на ширине плеч.

Упирают руки в бока.

Наклоняются влево и вправо.

Дети подтягиваются, поднимают и тянут руки вверх.

(Дети присаживаются  на ковёр полукругом.)

 Развита двигательная активность детей,.
укреплено физическое  и психическое здоровье детей.

7.

Воспитатель  предлагает детям присесть на ковёр и рассмотреть картину расколдованных ими богатырей. (Слайд №11 репродукция В.В.Васнецова «Три богатыря».) Читает стихотворение Три богатыря!

«Русь на воинов богата -

Говорят не зря!

Меч и лук, копьё, булава,

Щит и верный конь.

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняют Русь по праву

Русские три богатыря!

 Задаёт вопросы по картине. Русские три богатыря!

-Как вы думаете, кто главный богатырь на картине?   

- Кто изображён слева?  

- Как вы думаете, каким был Добрыня Никитич?  

- Кто изображён справа?  

- Как вы думаете, каким был Алёша Попович? - Какое оружие вы увидели? (ответы детей: меч, булава или палица, копьё, щит, лук и стрелы).

- Во что одеты богатыри?  

 - Зачем доспехи богатырю?  

Дети отвечают на вопросы. Примерные ответы детей

Илья Муромец мудрый, смотрит вдаль, а остальные богатыри ждут его команды).

-Алёша Попович  не такой сильный как другие богатыри; он удалой,  хитрый увёртлив, шутник, молодой, красивый, полный отваги и смелости, большой выдумщик.

-Доспехи защищали тело богатырей от поражения мечом.

 Совершенствовано умение детей отвечать на поставленные вопросы, анализировать, описывать картину.

Сформировано умение понимать и употреблять в речи  прилагательные.  

8.

Воспитатель предлагает детям узнать на самом деле кольчуга могла ли защитить богатыря. (Слайд №12 –Кольчуга). Воспитатель предлагает детям взять металлические мочалки  и предлагает разорвать их проткнуть деревянными палочками.  

 Дети рассаживаются в «Центре Экспериментирования»

Включаются в опытно экспериментальную деятельность.

   

Сформировано умение  действовать самостоятельно, умение делать выводы. (Металлическую Мочалку трудно разорвать и проткнуть, а так как кольчуга была сделана из металлических колец, то  она была крепкая, и  защищала тело богатырей от поражения, мечём или копьём.)

 

9.

Воспитатель  проводит игру в «Центре экспериментирования» с детьми «Волшебная лупа». Предлагает детям объединиться в пары и рассмотреть картину В.В. Васнецова «Три богатыря» и найти музыкальный инструмент, который автор «спрятал» на картине. Воспитатель задаёт вопрос, почему к седлу именно Алёши Поповича прикреплены гусли?

(Слайд №13 «Гусли» -появляется после ответов детей).  Звучит музыка.

Дети вступают в предложенную игру, отвечают на вопросы.

 У детей сформировано умение работать в парах, умение отвечать на поставленный вопрос. Развито внимание, наблюдательность.

10.

 Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «ДА-нет!».

  

Наша Родина сильна ……………………………..

И у нас она одна…………………………………..

На Руси богатыри есть……………………………

Им всегда хвала и честь

Илья Муромец герой  

Он был самый молодой

Соловья он победил

Из автомата подстрелил

Алёша Попович тоже герой

Он сильный, смелый, молодой              

Он в Киеве граде дружинником был

Карабаса в бою победил

На танках боролись богатыри с врагом

Они воевали с мечом и копьём

Добрыня Никитич был слабым и хилым

Он змея сумел победить своей силой

Гордимся мы нашими богатырями

Хотим ли быть такими же сами

 Дети включаются в предложенную игру. Отвечают на заданные вопросы.

Да!

 

Да!

Да!

Да!

Да!

Нет!

Да!

 Нет!

Да!

 Да!

Да!

  Нет!

Нет!

Да!

Нет!

Да!

Да!

Да!

  Сформировано умение детей отвечать на поставленные вопросы,. культура речевого общения.

Развиты умения понимать смысл образных выражений.

.

11.

 Воспитатель предлагает вспомнить знакомые детям пословицы и поговорки о смелости, отваге. Родине. Первую часть называет воспитатель, вторую –дети.

Тот герой,.
Кто смел
С родной земли умри,

 Жить –


Счастье - Родины дороже жизни.


Если дружба велика, будет Родина крепка.

Дети вспоминают и называют знакомые им пословицы и поговорки.

кто за Родину горой

тот на коня сел.

Не сходи

Родине служить

..
дороже жизни.

, будет Родина крепка!

 Развита память, умение закончить предложение

12.

 Воспитатель предлагает детям возвратиться в детский сад обратно на ковре самолёте. Напоминает, что нужно не забыть шлем Соловья разбойника. (Слайд №14-Детский сад»)

 Возвращение в детский сад.

Сформирован интерес к предстоящему путешествию обратно в детский сад.

13.

Игра-ситуация со шлемом подаренным детям . На протяжении всей игры звучит тихая фон-заставка. Воспитатель задаёт ребятам вопросы

-Где они были?

-На чём отправились в путешествие?

 Воспитатель предлагает вспомнить, что больше всего запомнилось и понравилось, с помощью волшебного шлем, одевая его на себя, отвечая, а затем передавая товарищу.

Воспитатель спрашивает детей

-Чему новому научило  путешествие?

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням 
Землю Русскую!
Не затмить им солнце красное! 
Век стоит Русь - не шатается.
И века простоит не шелохнется! 
А преданья старины
Забывать мы не должны 
Слава русской стороне! 
Слава русской старине!

 

 Дети говорят, что понравилось им на протяжении всего путешествия в Древнюю Русь, одевая на себя шлем, а затем передавая другому ребёнку.

  Сформирована диалогическая речь, умение делать выводы, получен положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сильны и могучи богатыри земли Русской"

: Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и ку...

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Образовательная ситуация к занятию №16 «Линия характера (История книги)»

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Блок № III «История в деталях» Образовательная ситуация  к занятию...

Методическая разработка .Образовательная музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!"

Программа предложена Государственным Русским музеем (г.Санкт-Петербург) для апробации в образовательных учреждениях Российской Федерации. Она разработана авторским коллективом под руководством Б.А.Сто...

"Славная Петропавловская крепость" (Материал к занятию по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я живу» Образовательная ситуация к занятию №4.9.1)

Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я ж...

Конспект НООД по рисованию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли русской»

Конспект занятия знакомит детей с картиной художника В.М. Васнецова "Богатыри" Далее дети от полученного впечатления просмотра картины, рисуют богатырей....

«Вот эта улица, вот этот дом» материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного»

Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № I «Путешестви...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Богатыри земли русской» (в подготовительной группе)

формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алё...