Методическая разработка .Образовательная музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!"
методическая разработка по теме

Дехтярева Елена Валерьевна

Программа предложена Государственным Русским музеем (г.Санкт-Петербург) для апробации в образовательных учреждениях Российской Федерации. Она разработана авторским коллективом под руководством Б.А.Столярова, заведующего Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея, доктора педагогических наук, профессора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_muzeynoy_programmy.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная музейно-педагогическая программа

 "Здравствуй, музей!"

Программа предложена Государственным Русским музеем (г.Санкт-Петербург) для апробации в образовательных учреждениях Российской Федерации. Она разработана авторским коллективом под руководством Б.А.Столярова, заведующего Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея, доктора педагогических наук, профессора.

Комплексная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» является составной частью Региональной комплексной программы «Образование и образовательные системы Северо-запада России» Российской Академии образования. 
Она успешно реализуется более чем в двадцати регионах России и лежит в основе Программы художественного воспитания и образования детей и юношества в Русском музее, удостоенна Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года за произведения для детей и юношества.

Русский музей - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей - 19 марта (7 марта по старому стилю) 1898 года.

Идея программы

Содержательные разделы

Технология (конспекты)

Итог

Суть  многоуровневой музейно-педагогической программы “Здравствуй, му- зей!” – организация продуктивного взаимодействия художественных музеев России с системой образования на всех ее ступенях – дошкольной, школьной и высшей.

Реализация разделов программы “Мы входим в мир прекрасного” и “Мир музея” заключается в проведении курсов занятий для детей в школах и детских садах согласно методическим разработкам авторов. Занятия проводят педагоги образовательных учреждений в течение учебного года.

Содержание программы направлено на приобщение учащихся к изобразительному искусству во всем многообразии его содержательных и формальных характеристик, а также к музею как средству формирования эстетических и духовно-нравственных основ личности.

  1. «Мы входим в мир прекрасного» - для дошкольников.
  2. «Мир музея» - для учащихся начальных классов.
  3. «Личность и изобразительное искусство» - для учащихся среднего школьного возраста.
  4. «Социальное творчество и художественная культура» - для учащихся старших классов.
  5. «Художественный музей в современном мире» - для студентов высших учебных заведений».
  6. «Шаг на встречу» - арт – терапевтическая программа для детей с аномалиями развития

В программе предусмотрена возможность диагностики художественного развития ее участников.

Образцы протоколов

Анкета для родителей

Ориентировочный перечень методов и приемов обогащения эстетического опыта (старших дошкольников)

Список литературы и дидактических пособий

Примерные конспекты к каждому занятию (НОД):

Конспект состоит:

1.Програмное содержание

2. Основной визуальный ряд

3. Вводная част занятия

4. Основная часть занятия

5. Заключительная часть

6. Методические рекомендации

Программа обеспечена методическим пособием для учителей с наглядным материалом на СD диске, тетрадями для творческих работ учащихся.

Предоставлен список  визуального ряда для оформления выставки

Для дошкольников и школьников, занимающихся по данной программе, сотрудники Центра проводят специально разработанные экскурсии по музейным экспозициям, которые являются необходимым продолжением уроков. Закрепляя пройденный материал, они дают детям новые знания, учат школьников культуре поведения в музее, приобщают к жизни музея.

Ежегодно Центр проводит цикл семинаров по данной программе для работников дошкольного образования и учителей общеобразовательных и художественных школ.

Плюсы: Программа «Здравствуй, музей!» многоуровневая, так как может быть ориентирована на детей от дошкольного возраста до студентов высших учебных заведений

Программа имеет чёткую структуру.

Программа может быть использована педагогами дошкольного образования и дополнительного образования детей при организации образовательной деятельности краеведческого содержания с детьми дошкольного возраста

Отличительными чертами данной программы являются:

1. Культурологическая направленность. Изобразительное искусство рассматривается в программе как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры, воплотившей в себе все разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур. В этой связи освоение элементов языка изобразительного искусства, содержание изображаемых сюжетов и жанрово-видовых особенностей рассматривается в контексте освоения культурных традиций и обычаев, знание которых способствует пониманию и сопереживанию художественного образа, усиливает интерес к искусству.

2. Ориентация на освоение детьми лучших образцов отечественного и мирового искусства осуществляется на материале коллекций Русского и других отечественных музеев, достопримечательностях города, природных объектах. Использование произведений живописи, скульптуры, графики, народного искусства, а также архитектурных памятников предоставляет ребенку возможность приобрести полноценный художественно-эстетический опыт, который может способствовать решению задач воспитания толерантности и патриотизма у дошкольников.

3. Направленность на интеграцию в решении задач в области познавательно-речевого развития дошкольников осуществляется через освоение представлений о культурных традициях, обычаях, исторических событиях; обследование свойств и качеств предметов и явлений в процессе художественно-творческой деятельности и усвоения нравственных норм и правил.

4. Формирование художественной и общей культуры дошкольников на основе музейных подлинников в условиях организации педагогического процесса в музейной среде, усиливающей эстетические эффекты, ценностные и поведенческие компоненты восприятия.

5. Обогащение в рамках педагогического процесса учебного содержания программы музейным компонентом, а также «погружение» дошкольников в городскую и природную среду.

В программе представлено:

1) программное содержание занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп;

2) методические подсказки для работы с детьми по данной программе;

3) особенности организации педагогического процесса;

4) ведущие формы организации детской деятельности, методы и приемы художественно-эстетического развития дошкольников;

5) дидактические средства художественно-эстетического развития дошкольников;

6) организация обогащенной предметно-развивающей среды;

7) взаимодействие с родителями;

8) примерное планирование занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп.

Методические рекомендации содержат подробное описание конспектов занятий с детьми старшей и подготовительной к школе группы.

Программа «Мы входим в мир прекрасного» содержит визуальный ряд для рассматривания с детьми шедевров мирового искусства на CD-ROMe.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Здравствуй музей"

Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» разработана для детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного образовательного учреждения начальной школы – детског...

Дополнительная образовательная программа "Здравствуй музей"

Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» разработана для детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного образовательного учреждения начальной школы – детског...

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Образовательная ситуация к занятию №16 «Линия характера (История книги)»

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Блок № III «История в деталях» Образовательная ситуация  к занятию...

"Славная Петропавловская крепость" (Материал к занятию по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я живу» Образовательная ситуация к занятию №4.9.1)

Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я ж...

«Вот эта улица, вот этот дом» материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного»

Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № I «Путешестви...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Путешествие «в Музей игрушки»»

Виды деятельности:  познавательно-исследовательская, продуктивнаяОбразовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие....